Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Любите живопись, поэты

«Любите живопись, поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно».

«Жизнь и творчество художников Кыштыма»

Михаил Николаевич Струбовщиков

(1920-1999)

О жизни и творчестве М. Н. Струбовщикова

«Творчество всегда радует. А творчество самостоятельного художника – вдвойне. Красив человек талантом, любовью к своей Родине. Таков М. Н. Струбовщиков. Картины его полны света, радости. Мудрое спокойствие и величие родной природы передано чутким сердцем влюбленного человека. Хороши родные березы, лунная ночь и осенний лес на берегу озера. Хочется петь, глядя на них. »

«М. Н. Струбовщиков – непревзойденный мастер изображения нашего Уральского края. В его пейзажах – чудесная сказка: просто тишина, спокойствие, волшебный чарующий колорит красок. Его картины хочется смотреть и смотреть. Возвращаться к ним снова и находить в них что-то приятное и радостное: то веточку, то изумрудной свежести маленькую елочку, то цветущий кустик над водой. »

Так написали люди, увидевшие на выставках пейзажи Михаила Николаевича Струбовщикова.

Родился Михаил Николаевич 21 ноября 1920 года в г. Кыштыме четвёртым ребёнком в семье потомственного кузнеца Николая Никоноровича, имевшего до Советской власти своё крепкое дело: за изделиями кузнецов Струбовщиковых приезжали со всей округи.

Рисовать Миша любил с детства. Его часто хвалили на уроках рисования. Еще маленьким он подолгу рассматривал картины известных художников, и они пробуждали в его детской душе стремление к творчеству. Как-то (он еще и школьником тогда не был) случайно увидел небольшие пейзажи школьного учителя А. П. Миронова. И так сильно поразили они его воображение, что ему самому неудержимо захотелось рисовать. Рисовал он много – карандашом, даже известью. А когда двоюродный брат привез ему из Москвы масленые краски, это был настоящий праздник! Ими начал он рисовать живые пейзажи в цветах и оттенках. Материала никакого не было. Так он умудрялся рисовать прямо на дверях, но до высокохудожественных творений было далеко.

С детства Михаил удивлял своих близких способностями, постоянно находя себе занятие: мастерил по дереву, изобретал приспособления для облегчения домашнего труда, изрисовывал попавшиеся под руку поверхности, моментально подбирал мелодии на музыкальных инструментах. Но не принято было тогда в рабочих семьях заниматься «баловством», у каждого были свои обязанности.

В 1935 горе пришло в семью Струбовщиковых – в возрасте 23 лет от воспаления лёгких умер брат Александр.

После смерти брата подошла очередь и Михаилу помогать семье: по окончании 8 классов в 1936 году он пришел работать в модельный цех Кыштымского механического завода учеником и получил профессию столяра-модельщика.

Во время войны был мастером производственного обучения в ремесленном училище (СПТУ-30). Там же он рисовал, занимался оформлением наглядной агитации, выполнял картины на военную тему, писал портреты. Но в основном, его трудовая и творческая биография прошла на радиозаводе (почти 30 лет), начиная с 1960г.

Творчество его было замечено. Он участвовал во всех городских и областных выставках самодеятельных художников.

Высокой оценкой его творческих поисков, их вершиной была республиканская выставка в Москве.

Нигде не учась художественному мастерству, Михаил Николаевич смог выработать свою манеру письма и художественный почерк. Сначала много копировал, особенно полотна художников-пейзажистов – Шишкина, Левитана, Саврасова. Затем ходил на этюды, наблюдая живую природу. А уже будучи человеком зрелым, начал творить свое искусство.

В его полотнах вы не найдете конкретных мест, знакомых окрестностей. Их там просто нет. Это вывод, итог из того, что он видел с детства. Некий симбиоз реального с воображаемым.

Чем же особенны пейзажи М. Н. Струбовщикова? Мы наслаждаемся уголками уральской природы, ромашками, рассветами, когда лес и озеро находятся в каком-то полусне. А какой необыкновенный закат в лесу! Тишина почти неслышимая.

Все как будто насторожилось, замерло. Закат мягкий, бледно-розовый, горы словно подернуты сиреневой дымкой. Очень нежны картины, на которых запечатлен восход солнца в лесу. Здесь больше синевы, свежести. Как художник изображает лето! Могучей стеной стоят сосны. Они как братья подают друг другу свои ветви-лапы. От мхов тянет сыростью, у подножия сосен темно и глухо. Сквозь ветви в солнечный день падают и освещают полянки солнечные лучи. Лес становится приветливым, на траве играют солнечные зайчики. А вот и березка. Как она нарядна в белом сарафанчике с зеленым покрывалом. Художник очень любит русскую березку и считает ее украшением наших лесов. А сколько цветов! Лиловые колокольчики, ромашки, ландыши, мать-и-мачеха. Лес угощает нас грибами, ягодами. Если пойдем по дорожке, то окажемся на берегу озера.

Смотришь на картину «При свете луны» и такое впечатление, что будто окно в живую лунную ночь открыто. Никакой подделки, все естественно, как в природе: цвета и оттенки вырвавшейся из темных облаков луны и рассыпавшейся серебристыми бликами по озерной воде.

Михаил Николаевич работает по памяти, много внимания уделяет холсту (грунтует его, выдерживает). Поэтому краски у него хорошо ложатся, мазок получается сочный, насыщенный. Мастер внимательно приглядывается к каждому дереву, запоминает малейший нюанс, следит за освещенностью. Картину всю до деталей видит мысленно, а когда начинает писать, то прежде всего определяет источник света, и в соответствии с ним выстраивает композицию, выбирает тон.

Взглянем на картины - письмо очень аккуратно, мазок мелок и не бросается в глаза. Краски тонкие и нежные: восхитительно розовые у заката, незаметные переливы светотеней, нежная зелень девушек-берез и суровая сосен-мужчин.

А главная световая гамма в его творчестве – краски осени. Их так много и все они радужны и теплы. Он хотел видеть мир таким, и он его таким воссоздавал. Именно в красках проявляется душа художника.

Такое ощущение, будто стоишь под двумя высокими соснами, что расположены на переднем плане картины, вдыхаешь аромат янтарной на солнце смолы. Так юны березки да елочки в изображенный здесь июньский день, а ярко-голубое небо отражается в озерной воде. Глядя на них, душа радуется. И простор, убегающий за поворот озера, зовет в даль неведомую.

Может кто-то упрекнет его в излишней декоративности. Возможно, будет прав. Да, он не реалистичен. Скорее его манеру письма можно отнести к синтементализму. Но многим людям именно его манера писания картин очень нравится. А это главное.

Жил человек-творец, простой, добрый, красивый, и писал так: просто ясно, красиво. Спокойный и отзывчивый по характеру.

Вырастил, воспитал и дал образование своим детям Любови и Николаю.

Не каждая женщина может утверждать о своем супруге, как Зоя Петровна, с которой в любви и согласии прожили более 50 лет:

«С ним было спокойно и надежно. Всю жизнь до последнего часа он работал. А когда болезнь не позволяла держать кисть, расстраивался. Оживал вновь, если удавалось встать к мольберту».

«Еще его руки любили дерево, такое живое и трепетное. А пальцы спокойно перебирали струны гитары и черно-белые клавиши фортепиано. Только технику он отчаянно не любил – так и не смог освоить вождение автомобиля. Вспоминать его всегда легко и грустно». Таким его запомнила Юлия Удалова, внучка художника.

Самодеятельный художник оставил нам огромное наследство в картинах, этюдах природной фактуры г. Кыштыма и окружающего ландшафта. Немало найдется, квартир, домов, общественных помещений, где есть его произведения, где радуют глаз цветные полотна торжествующей природы Урала.

До конца жизни Михаил Николаевич умел удивляться и радоваться доброму созданию человека – музыке и живописи, современной технике и архитектуре, обычному полевому цветку и трудяге муравью. Особенно его завораживали восходы и закаты солнца, и он любил изображать их в своих работах. Он был требовательным к себе и к людям, когда дело касалось чистоты и благоустройства города, лесов и водоёмов.

В середине 80-х годов перечислил деньги на восстановление Белого дома, уже в преклонном возрасте был инициатором и сам активно участвовал в субботниках по очистке детского парка.

С радиозавода Михаил Николаевич вышел на пенсию в 1988 году. Умер Струбовщиков Михаил Николаевич 2 мая 1999 года после тяжёлой болезни, с которой боролся больше трёх лет.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)