Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Любовь к Родине начинается с любви к родному краю

У маленького ребёнка очень много вопросов. А главные вопросы: Почему? Что? Где? Как? Где живут раки? Почему солнце ярко-красное? Почему белые ночи на Севере, а на юге их нет? Почему так быстро пролетает северное лето? На эти вопросы ищет ответ любознательный ребёнок. И родители помогают ему с ответами.

А подрастая, став учеником, передо мной и сверстниками встаёт более глобальный вопрос: Какая она, моя Родина? С чего начинается Родина?!. С весёлого пения птиц, с разноцветной радуги, с ласковых маминых рук, с летнего утра? Можно ли словами, расстоянием, понять, измерить Родину?

А начинается Родина с малого: с любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу. А эта любовь в свою очередь тянет за собой цепочку: история, её прошлое и настоящее , а потом будущее.

История открывает мне окно в мир, и не только в окно, но двери, даже ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где пролегала первая трасса на Ыныкчан, дорога для доставки технического груза и вывоза золота с Джунгджура. Ведь золото – это богатство моей Родины.

Ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, - значит постоянно обогащаться духовно, узнавать свою родословную и историю родного северного края.

Ненавязчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него.

По северу путешествовал И. Гончаров и написал «Фрегат «Паллада», К. Рылеев поэму «Войнаровский», а я исследовал историю возникновения родного поселка Эльдикан, основные этапы его строительства, попытался показать, как красив и прекрасен мой северный поселок.

Особенности строительства дорог в тайге

Слухи о золотоносности Аллах-Юня ( район раньше был Аллах-Юньский ) были среди золотоискателей известны давно. Но отдалённость не давала возможности хорошо организовать его поиски. Открытие в 1932 году Джунгджурских ( Аллах-Юньских ) месторождений рассыпного золота более приумножило славу золотоносной Якутии. Джунгджур ( по-якутски Джюнгджюр ) означает нечто иное как высокая точка, в просторечии макушка чего-либо, в данном случае горного хребта, давшего впоследствии название союзному предприятию-тресту « Джунгджурского». Слух о золоте расходился быстро. Вскоре весть о богатом Джунгджурском золоте разнеслась сначала по Якутии, затем за её пределами. На Джунгджур потянулись старатели. Они шли артелями и в одиночку. Район обрастал людьми и задыхался от недостатка продовольствия, техники и простого старательского инструмента: лопат, кайл, ломов. Быстро росло население нового золотого района.

Только с 1935-1942 г. г. население района выросло почти в 24 раза. Численность населения составила: с 1139 по 2675 человек.

Необходимо было обеспечивать возрастающий поток населения товарами первой необходимости. Зимние перевозки не обеспечивали всё возрастающие потребности геологоразведчиков и старателей в продовольственных и технических грузах. Летом использовался водный путь по Аллах-Юню. Средством доставки необходимых грузов послужила лодочная флотилия. Одним из лучших речников был Илья Тихонович Конашов, проработавший в лодочной флотилии не одну навигацию( долгое время проживал в Эльдикане). Насколько острой была нехватка продовольствия в районе подтверждает такой факт: муку из Якутска завозили самолётами. 13. 02. 68г. экипаж самолёта « А-2152» в составе пилота Губанова, бортмеханика Кулькова, бортрадиста Огарёва на пути в Ыныкчан попал в непогоду и вынужден был сесть на льду реки возле посёлка Звёздочка. Самолётами мука доставлялась и на другие участки.

В сороковые годы началось строительство автозимника Эльдикан- Усть-Ыныкчан

Строительство этой трассы, в будущем обеспечит бесперебойную доставку грузов в Усть-Ыныкчан, минуя наледный и труднопроходимый Аллах. Строительство этой дороги было жизненно важно для всего района.

Прокладка дороги и ее будущая эксплуатация были сопряжены с большими трудностями ввиду плохих, сырых грунтов, по которым шло полотно дороги и из-за большой крутизны подъема на перевал. Спуск с перевала был также крут, дорога шла зигзагами, с крутыми поворотами, что значительно уменьшало видимость шофера и создавало угрозу возможности аварий со встречными машинами. С целью обеспечения безопасности движения на этом перевале было установлено специальное дежурство дорожников с телефонной связью. У подножья перевала и на вершине его стояли избушки дорожников, дорога преграждалась шлагбаумами. Машина идущая со стороны Усть-Ыныкчана, задерживалась у подножья и ожидала разрешения на подъем. В это время дежурный у подножья звонил дежурному на вершине, чтобы тот остановил спуск машин до тех пор, пока машина, идущая на подъем, не достигнет вершины перевала. Встречные машины не могли разъехаться по колее, которая шла по склону крутого, почти отвесного обрыва. Расстояние по этой дороге было больше , чем по руслу реки, а также особая опасность движения по ней вскоре вызвали необходимость переноса трассы снова на русло реки. Эта дорога эксплуатировалась всего два сезона.

Водители сами строили объездные пути, вырубали просеки. Расстояние в 180 км колонна шла 23 дня. Зимовья на пути не было. Люди ночевали у костров, машины ремонтировались на жестоком морозе, на свистящем, пронизывающем ветре, несущем с собой тучи мелкого, зернистого, игольчатого снега.

Общая протяженность эксплуатируемых в то время автодорог равнялась 575 км , не считая мелких заездов, из них 176 км по грунту, остальные по руслам рек. Автозимники по грунту были мало пригодны для эксплуатации из-за не достройки. Русла рек были с наледью и подвергались снегозаносам. Тракторов не хватало. Дорожных машин не было.

Эльдиканская трасса являлась уже к 1945 году основной магистралью грузопотока. Однако она имела большие недоделки, была одноколейна. В основном она проходила водораздельными участками горных районов, через реки Сахара, Леда и Аллах, пересекая ряд перевалов со спусками в мари, ширина ее в среднем равнялась 4-5 метрам. Эта трасса была по сравнению с другими меньше занесена снегом, за исключением 76,78,87,89 км, где наблюдались небольшие наледи.

Много случалось пережить трактористам и водителям в первые сезонные грузоперевозки. Шофер Хохлов выше 57 км по Аллаху неожиданно въехал в наледь, дал задний ход, но машина завязла. Выскочив из кабины, он с трудом выбрался на сухое место. На его глазах машина утонула по кузов, вытащить ее не было возможности - поблизости не было трактора. Затем наледь замерзла, а через несколько дней второй слой наледи полностью скрыл машину. Шофер поставил на месте утонувшей машины вешку. По поставленной вешке машина только лишь весной была найдена. Таких горьких, а подчас смешных случаев, было много и в будущих годах.

Мой посёлок Эльдикан явился входными воротами золотого Джугджура. Именно здесь, в Эльдикане, началось строительство основной перевалочной базы, из которой в течение всего года доставлялись промышленные и продовольственные товары, всё необходимое для работы и жизнедеятельности золотоискателей и их семей.

С чего начинался мой поселок?

Итак, в 1940 году началось строительство посёлка Эльдикан. Первоначально местом застройки была выбрана площадка в 750 метрах от ПЛЭС-03 ( в настоящее время на этом месте осталось несколько зданий от Нового Эльдикана, сюда планировался перенос посёлка Эльдикан). В 1986 году ( в период перестройки) строительство нового посёлка прекратилось. Именно туда с визиркой вошел отряд дорожных изыскателей инженера Жевляковского летом 1939 года. Планировалось строительство моста через речку Дюдюкан, с чьей-то лёгкой руки переименованную в Эльдиканку. Денежных средств на строительство моста не оказалось, так и возник наш поселок Эльдикан на берегу реки Алдан

Первые строители, прибывшие летом 1940 г. , увидели на месте нынешнего Эльдикана сплошную тайгу. Они поставили палатки и срубили небольшой домик для хранения продуктов. ( Этот домик стал впоследствии конторой пилорамы, а потом из-за ветхости был разобран). Он был первой резиденцией транспортного управления в пос. Эльдикан. Строительство шло исключительно ручным способом. Топор и пила были основным инструментом строителей, в подвозке использовались лошади.

Берег реки будущего поселка был живописен и красив. Алдан в этом месте изгибается красивой широкой дугой и если стоять на месте первого домика, то можно видеть берег на расстоянии около 15 километров.

Вдоль всего берега тянулись белые, стройные березы, старые опавшие листья которых мягко шуршали под ногами. По протоке ( в настоящее время 1 протока) , по обеим ее берегам высились могучие лиственницы и стройные мохнатые ели.

На озеро, на берегу которого стоит котельная , строители ходили охотиться, а ближе к осени, они, отойдя от избушки на несколько метров, собирали крупную черную смородину.

Этим же летом был построен небольшой гараж для двух машин ( сейчас по этому месту проходит Трактовый переулок). К осени просека трассы была прорублена на 10 км.

Пришла зима. Строительство остановилось. Наступило лето, прибыли новые строители. Одни были направлены на строительство дороги, другие начали строить дома. Берег реки имел причудливый вид. Между берез стояли палатки, визжали пилы, стучали топоры, а голосистые ребятишки играли в прятки, скрываясь за пнями и деревьями, не очень строго соблюдая наказ матерей: не убегать далеко, так как их может съесть медведь.

На территории гаража валили деревья, корчевали пни. Тут же были установлены несколько стропил для распиловки теса. Из сваленных деревьев на месте рубили первый гараж, который раньше стоял вдоль берега, затем его развернули.

Одновременно шло строительство двух стандартных домов по улице Партизанская (улица уплыла в наводнение 1955-56гг), строилось общежитие, строилась столовая на месте нынешнего интерната. Все это строилось из только что сваленных деревьев и тут же распиленных досок. Рабочие строили себе дома, небольшие с земляным полом, они словно грибки после дождя, то тут, то там появлялись среди тайги.

Человек упорно и настойчиво отнимал у тайги каждый метр. Тайга нехотя уступала человеку свои владения. Но человек оказался сильнее тайги. Люди строили жизнь. Весь поселок был разделен на три участка: продснаб застраивался на своей территории); техснаб сплавлял дома с базы Усть-Аллах (база насчитывала десятки жилых и производственных зданий). Между этими участками была сплошная тайга. По тайге появилось множество дорог и тропок.

Первые строители вряд ли узнали бы сейчас места, где стояли их палатки. Единственным магазином в поселке была тракторная будка, которая стояла возле маленькой пекарни.

В 1942-43 г. г. поселок Эльдикан усиленно застраивался, так как страна нуждалась в золоте Якутии. В районе 5 магазина (запротока) начиналось строительство конного двора транспортного управления, строилась небольшая больница, был выстроен клуб, строилась новая школа- семилетка, сплавлялись десятки жилых домов с Усть-Томи и с Усть-Ыныкчана. Появились улицы. Поселок быстро обрастал людьми.

Нужно сказать, что бесхозяйственность первых строителей, которые безжалостно вырубали деревья по берегу реки, нанося этим самым большой ущерб будущей благоустроенности и красоте поселка, сказалось позже, в наши дни. Недавно утопающий в зелени, поросший, словно насаженными человеческой рукой березовыми рощами, берег реки уже в 1947г выглядел голо. Березы и тополя вдоль берега по ул. Алданская, Ленина были отголоском былой красоты, но с годами после паводков берег осыпался, унося красоту былого времени. Сейчас в поселке зелени очень мало.

1944-45 годы были годами большого роста поселка Эльдикан, за 5 лет он стал самым крупным поселком района. Население его составляло 3-4 тысячи человек.

Резиденцией транспортного управления стал поселок Эльдикан. С переходом транспортного управления в поселок Эльдикан строительство как производственных, так и жилых зданий велось планово и капитально, а не носило временный характер. Входная база Эльдикан оказалась самой удобной для нахождения как конторы транспортного управления , так и всей технической базы предприятия ввиду того, что расстояние доставки грузов пароходами сокращалось более чем на 500 км , не стало перебоев в снабжении приисков. Поселок Эльдикан стал входными воротами на Джугджур. Транспортное управление начало строительство Эльдикана , вело его и фактически поселок является его детищем.

С увеличением количества населения становилось больше детей, и школа- семилетка постепенно преобразовалась в среднюю школу. С годами улучшался качественный состав учительских кадров. В первые годы существования школы, большей частью учителями были мужчины. Профессия учителя в то время была исключительно авторитетной и престижной. Если посмотреть на фотографии 1950 -1980-2000 г. г. , то можно с уверенностью сказать, что мужчин - педагогов ( именно в нашем посёлке ) с годами становится всё меньше и меньше.

С годами посёлок застраивался всё больше и больше. Если в 1940 г. от одного застроенного участка к другому нужно было пробираться через глухую тайгу, то в настоящее время весь посёлок застроен, а зелень осталась только в лесу.

Мой поселок дорог мне. Дорог потому, что я здесь родился, учусь, живу. А ещё потому, что именно с него начинается моя родословная. Я являюсь 4 поколением Эльдикана.

Вместе с основанием посёлка идёт начало родословной моей семьи. Мой прадед Овсянников Михаил Сергеевич стал одним из первых поселенцев-строителей будущего посёлка.

Посёлок мой имеет красивое название Эльдикан. К 1940-му году дорожники-изыскатели определили основное направление ныне существующей автотрассы и вывели её к берегам Алдана. В Алдан впадает речка, называемая Эльдиканкой. Можно подумать, что посёлок получил своё название по этой речке, но это не совсем так.

Старинное эвенкийское предание повествует, что давным-давно, в местах, где стоит нынешний посёлок, и по речкам, которые находятся вблизи, обитал с семьёй и с тремя своими сыновьями, удалыми охотниками, старый эвенк по имени Дюдюкан. Само имя говорит, что это было очень давно.

Излюблёнными местами старого эвенка была речка Эльдиканка, а ещё ниже её маленькая речка Эльга. Старый эвенк Дюдюкан прожил большую и трудную жизнь. Богатая природа давала пищу: мясо и рыбу; одежду и обувь изготавливали из шкур диких и прирученных оленей. С течением времени 2 соседки-речки Эльга и Дюдюкан слились в одно слово, которым стала называться вся местность, прилегающая к реке- Эльдиканом.

Не думалось Дюдюкану, что самый большой посёлок, появившийся у его реки, назовётся его именем, что его имя будет написано на первой странице истории нашего посёлка.

Я провожу все свободное время с бабушкой, которая знает о поселке интересные факты и любит рассказывать мне об этом. Моя мама работает в библиотеке и заинтересована в том, чтобы об истории возникновения поселка знали его жители, в том числе и дети. Коллектив библиотеки открыл краеведческий уголок «Моя деревня» и сейчас занят оформлением фотоальбома: «В России сел таких полно, но лишь одно мне всех дороже».

Начиная с 1942 года, поселок усиленно застраивался. Именно с этого времени на географической карте появился населенный пункт под названием Эльдикан, так как стране нужно было золото (а его добыча производилась на Золотом Джугджуре). Моя прабабушка, Наталья Моисеевна Янчугова /Абрамченко/, работала взрывником на золотодобывающей шахте. Эльдикан являлся перевалочной базой по доставке золота из Ждугджура в Якутск и Москву. Тогда в Эльдикане обосновались крупные базы, пристань, строились магазины, больницы и другие объекты. С годами поселок становился все лучше и краше. Моя бабушка, Виктория Михайловна, которая тоже родилась здесь, может поведать много интересных страниц из жизни поселка.

Моя родословная

Пусть сейчас мой поселок не так уж богат, мало в нем осталось былых достопримечательностей, увядает он на глазах, но он мне мил. Я здесь родился, здесь Родина моих родителей, и я тоже останусь в нем работать. Я знаю свою родословную и смогу передать ее моим детям. Нужно, чтобы каждый человек, живущий на земле, знал историю своего края, своего рода и мог гордиться этим.

Не один год мой поселок отмечает свой юбилей: уже 65 лет моей маленькой Родине, поселку Эльдикан.

Богат талантами поселок

(По строгим меркам небольшой)

Он потому еще так молод,

Что не стареем мы душой.

Известны не числом-уменьем,

Не золотом богаты – добротой,

И поздравляя наш поселок с днем рождения

Мы празднуем и день рожденья свой!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)