Иллюстрирование любимых литературных произведений
Наши первые встречи со сказочными героями происходят на страницах ярких красочных детских книжек. Малыш ещё не то чтобы читать, а разговаривать толком не умеет, но с интересом тычет крохотным пальчиком в картинку, узнавая Хитрую Лисичку, Колобка, Бабу-Ягу. Стало быть, первое наше общение с книжкой и со сказкой происходит через иллюстрацию.
А что же такое иллюстрирование?
Иллюстрирование- это изображение чего-либо. Часто ребята думают, что изображать можно только на бумаге красками или карандашами и только конкретные предметы. Я же вкладываю в это понятие более глубокий смысл. Я считаю, что изображать можно и в виде рисунков и в виде объёмных композиций (поделок), а ещё иллюстрировать можно словесно, создавая миниатюры- отзывы, мысленные диалоги читателя и литературных героев, сочиняя свои собственные сказки, рассказы, стихи.
В каждом направлении искусства свои средства изображения. Как, например, изобразят злого волшебника или добрую фею музыканты, композиторы? У них есть свой «золотой ключик» к созданию образа сказочного героя. Прослушайте музыкальные фрагменты и скажите, чьи образы возникли перед вами.
( «Полёт шмеля», «Баба-Яга», «Добрая фея») Ещё одним видом иллюстрирования является театрализация произведений, диалоговые миниатюры. Это позволяет вжиться в образ героя и посмотреть на события, которые описаны в произведении его глазами, прочувствовать то, что мог чувствовать он. Когда я готовился исполнить роль старика в сказке
А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» задумался, а каким он был человеком; почему именно ему в сети попалась золотая рыбка; и почему он беспрекословно исполнял приказания старухи? Наверное, потому, что у него был мягкий, покладистый характер, и он хотел, чтобы старуха получила от рыбки всё что пожелает, успокоилась и была счастлива. А рыбка не зря выбрала старика, возможно, она хотела защитить его от нападок сварливой жены, облегчить ему жизнь, ведь он не мог постоять за себя (показ видеозаписи Инсценирование сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Мне тоже жаль его, ведь за свою жизнь он не видел ласки и не слышал доброго слова от своей старухи. После прочтения сказки мне захотелось пофантазировать о заветных желаниях. И вот что у меня получилось.
(Зачитывается сочинение «Три желания»)
«Мое самое заветное желание – очутиться в сказке. И тогда я попросил бы золотую рыбку о том, чтобы все мои родные и близкие были здоровы и счастливы. А еще мне хочется полетать самому как птица, ощутить свободу полета с небесной высоты посмотреть на свой дом, школу и родной край. Ну а третье мое желание – отправиться в путешествие по всему миру, посетить экзотические страны, увидеть чудеса света. »
Знакомясь со сказками разных народов, я заметил, что в них много общего. Так, например, в чешской сказке «Златовласка» так же как и в сказке, Пушкина главному герою помогает волшебная рыбка. И я подумал:
* Какой же должна быть эта необыкновенная рыбка, исполняющая желания?
* Как она могла выглядеть?
Мне захотелось подержать её в руках, как это делали герои моих любимых сказок и загадать ей мои три заветных желания. Вот что из этого получилось.
(показ полуобъёмной аппликации «Рыбка»)
Я постарался сделать её такой, чтобы каждый, кто возьмёт рыбку в руки, почувствовал, как трепещется она в ладонях, как переливается волшебным светом её чешуя. Чтобы и вам, уважаемые слушатели (читатели), захотелось обратиться к ней со своим заветными желаниями.
А вот как представляют её мои одноклассники
( показ рисунков «Сказочная рыбка»)
В сказке «Златовласка» есть ещё одна чудесная героиня, чем-то похожая на рыбку. Такая же ослепительно прекрасная, неземная, излучающая волшебство. Это принцесса с золотыми волосами. Можно много говорить о её красоте, но лучше увидеть собственными глазами.
(показ аппликации «Златовласка» и куклы в костюме «Златовласки»)
Иллюстрирование любимых произведений помогает мне и моим друзьям не только ярко представить главных героев, но и разобраться в их характерах, извлечь жизненный урок из их поступков. Очень серьёзно заставил меня задуматься рассказ В. Галявкина «Зелёная букашина». И вот что я об этом думаю. (показ аппликации и зачитывание мини- сочинения)
«В рассказе «Зеленая букашина» мне понравилась сама букашина. Она не остановилась перед такими препятствиями, как щепка, ветка, шишки и камень – голыш. Это говорит о том, что она упорная, настойчивая и ответственная, так как спешила в букашиную школу. Глядя на нее, Вася понял, что может поучиться уму-разуму у этой маленькой козявочки. »
Готовясь к сегодняшнему выступлению, я провёл небольшой социологический опрос по моей теме среди читателей 3 «а» и 4 «а» классов.
Им были предложены следующие вопросы: * Как должна выглядеть книга, которую вам захочется непременно прочитать?
* В чём помогают вам иллюстрации книги при чтении?
Обобщив все ответы, я пришёл к выводу, что дети охотнее выбирают для чтения книги с яркими иллюстрациями, и чем их больше, тем интереснее и быстрее читается книга.
Почему? Да потому что с помощью хороших красочных рисунков читатель может представить реальные образы литературных героев, то есть «оживить» авторское слово. А ещё можно узнать, что будет дальше, значит прогнозировать дальнейшее события. Удачные иллюстрации помогают разобраться в характерах героев, понять, о чём они думали, что думали, что для них дорого и ценно.
С помощью изображения мы можем усвоить, как выглядит ДОБРО и ЗЛО в сказках и сопоставить эти образы с теми, что встречаются в жизни.
Я опять возвращаю вас к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Читая её, каждый из вас силой своей фантазии рисовал добродушного и покорного старика и сварливую, жестокую старуху, ту эпоху, в которую происходили описываемые события, окружающие героев сказки мир. А вот как мы с моей мамой представляем этот волшебный мир, в котором радуются, страдают, ошибаются и получают «награду» за свои поступки, полюбившиеся с детства «старик со своею старухою», которые «жили у самого синего моря». (показ серии иллюстраций к сказке Пушкина)
Не всегда события в понравившихся сказках развиваются так, как хочется вам. Но ваша фантазия и умелые руки могут сотворить маленькое чудо: изменить ход событий или злого героя сделать добрым, а слабого и беззащитного превратить в сильного и независимого.
Таким бы я хотел видеть своего любимого сказочного героя ПЯТАЧКА.
(показ пластилиновой скульптуры «Пятачок- чемпион»)
Как вы заметили, в этом облике Пятачок сильный, спортивный, он - чемпион, и любые жизненные трудности ему нипочём. Наверное, вы удивитесь моей фантазии: Пятачок-чемпион! Но, наверняка поймёте мой выбор, когда послушаете мои первые впечатления от знакомства с этим героем, которое состоялось ещё во 2 классе.
( зачитывание мини-сочинения «Сообщение о любимом сказочном герое»)
«Мой самый любимый герой – это Пятачок. Его придумал Алан Милн. Пятачок самый интересный и смешной сказочный герой. Он пугливый, но самый настоящий друг, потому что ради дружбы он готов преодолеть свой страх. Пятачок, я прошу, чтобы ты меня взял в свое путешествие с твоим другом Вини – Пухом»
Как видите, словесное иллюстрирование помогает мне мысленно общаться со своим любимым героем.
ИТАК, мы с вами выяснили, что иллюстрирование любимых литературных произведений очень разнообразно:
* изображения на бумаге;
* в виде скульптуры и объёмных композиций;
* театрализация;
* музыкальное изображение.
А что или кого можно изображать при иллюстрировании?
Вы конечно в первую очередь ответите, что изображать можно главных героев произведений или понравившиеся сюжеты. Я, конечно, соглашусь с вами, но ещё добавлю, что в иллюстрировании можно отобразить:
* мысли, настроение самого автора, его отношение к своим персонажам;
* своё собственное мнение и чувства, возникшие после прочтения.
Вот, например, какими мыслями мне захотелось поделиться со сверстниками о чтении в миниатюре «Письмо к читателям»
(зачитывание миниатюры)
«Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Макс. Я живу в пос. Чишмы. Учусь во 2-а классе Гимназии. Мне очень нравятся уроки чтения, потому что они учат нас быть чуткими и добрыми. Дорогие читатели, вы можете оказаться в мире сказок и фантазий, читая книги, узнать, о чем думал и что чувствовал автор, когда писал свое произведение. А может когда-нибудь вам самим захочется сочинить свою сказку или стихотворение!
В мире много сказок:
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Алладина,,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждают зло!
Завершить своё выступление хочется таким призывом ко всем юным читателям:
Читая, иллюстрируйте,
Смелее фантазируйте!
Рисунки, иллюстрации,
А так же аппликации
Помогут вам, друзья,
При чтении всегда!
Комментарии