Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Лопаткины: союз творческих сердец

В Антипаютинской школе-интернате трудились и сейчас работают замечательные учителя, силами которых создавались традиции и слава школы. Среди них выделяется семья Лопаткиных – Тамары Иннокентьевны и Геннадия Семеновича. Эти два человека подарили всем нам, ученикам, так много добра и теплоты, что хочется рассказать о них всем.

Детство

Детство главной героини моего исследования прошло в Кировской области, в деревне Кириллово. Тамара Иннокентьевна очень тепло вспоминает о той маленькой деревушке, где она впервые пошла в школу. Помнит она имя своей первой учительницы - Таисия Николаевна. Свою школу она вспоминает с теплотой, усиливали которую новогодние праздники.

« - Тогда не было таких богатых подарков, как сейчас. Но подарки детям были. Получить подарок, которым ты можешь распоряжаться так, как ты хочешь, – счастье. А еще помнятся новогодние игрушки – плоские, яркие, нам они казались до того красивыми! Елку мы украшали сами, вкладывали в праздник свой труд, поэтому они (праздники) и сохранились у меня в голове».

Училась Тамара очень хорошо, и в той кировской школе, где проучилась до 4-го класса, и в следующей, Моемской Коми ССР до получения аттестата.

А дальше все складывалось совсем не так, как ожидалось:

« - Учителем я никогда не хотела стать. Я поступала в медицинский институт, я не провалилась, а не прошла по конкурсу. Чтобы не терять год, вместе с подругой мы поехали в Салехард. По той зачетке меня приняли в педучилище. Вот каким образом я попала в школу. Сама судьба распорядилась. Врача, может, из меня хорошего не получилось бы, а вот учитель я такой, какой есть».

Школа, которая стала судьбой

Быстро пролетели веселые годы учебы в Салехардском педагогическом училище. Вот уже Тамара Иннокентьевна – дипломированный учитель начальных классов. Как же она попала в нашу Антипаюту?

« - По распределению. Были мы молодые, азартные. Было это в 1971 году. Приехали в белых туфельках, такие нарядные, на теплоходе «Калашников». И видим, на берегу стоит лошадка, впряженная в телегу. Для нас эта телега в диковинку показалась, а на ней нас встречать приехали. Почему? Вместо белых туфелек надо было сапоги резиновые подлиннее надеть. Нас всех посадили на эту телегу. Бывшая тогда завучем Тамара Николаевна привезла нас в школу, сказала: «Вот, девочки, ваша школа, будете здесь работать». Показала, где будем жить».

Конечно, было много трудностей, бытовых проблем, но о них Тамара Иннокентьевна не вспоминает, для нее главным впечатлением остается работа с первыми учениками.

« - Школа была в том старом здании, где сейчас склад. На мой взгляд, это и была наша лучшая школа. Я ее люблю. Наверно, поэтому она так долго и стоит.

Вот посмотрите, на этих старых фотографиях мой первый класс. Это как раз в той старой школе. Подписаны – Белоглазова – это моя девичья фамилия. Здесь я узнаю Вэлкучи, и Шурочку, Петю Вануйто, Лапсуя Колю, Володю и Леночку. А у доски стоит Юра Кошелев. Это мои первые ученики».

Совсем юная учительница умела найти общий язык со своими учениками, дарила им свою любовь, и они отвечали ей тем же. Через много лет они не забывают первую учительницу и поздравляют ее с праздниками.

Так начинался долгий путь учителя к высотам педагогического мастерства. Шесть состоявшихся выпусков, многие годы работы завучем начальных классов – это уже само по себе заслуживает уважения. Но простое перечисление ступеней профессионального роста не может поведать об отношении человека к своей работе. Так вот Тамара Иннокентьевна может служить примером для подражания. Она очень ответственно относится к своей работе, столько души вкладывает в каждый урок, умеет помочь своим молодым коллегам. Ее отношение к работе поощрялось со стороны администрации. В школьном архиве хранятся Почетные Грамоты, полученные Тамарой Иннокентьевной в разные годы педагогической работы. Среди них есть грамота ОкрОНО 1978 года по итогам аттестации учителей, грамоты директора школы 1979 года за хорошую методическую работу, первая 1980 года за добросовестное отношение к работе и вторая за хорошо поставленную работу методической секции, 1984 года за достигнутые успехи в деле воспитания подрастающего поколения, грамота ОблОНО 1985 года за успехи в обучении и воспитании учащихся, Почетная грамота Министерства просвещения 1987 года за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся, районные грамоты 1987 года за большой вклад в экономическое и социальное развитие района и 1990 года за успехи в обучении и воспитании учащихся, Почетная грамота директора школы 1990 года за успехи в обучении и воспитании учащихся, грамота директора школы 1992 года за достигнутые успехи в деле обучения и воспитания, грамота директора школы 1994 года за долгий добросовестный труд в деле воспитания учащихся, за высокоэффективные уроки и внеклассные мероприятия и благодарственное письмо Главы администрации Тазовского района 1996 года. Составить представление о роли Лопаткиной Тамары Иннокентьевны в школьной жизни помогает выдержка из экспертного заключения на педагога для аттестации:

«Секрет успеха учителя – в постоянном творческом поиске, в тщательной подготовке к каждому уроку, рациональном применении в учебном процессе методов и приемов, стимулирующих познавательную и творческую деятельность учащихся.

Анализ уроков показывает, что учитель в совершенстве владеет современной методикой преподавания. В первую очередь ее внимание направлено на условия сохранения и укрепления здоровья детей. Это и позволяющие сбросить напряжение физминутки, каждую из которых учитель подбирает, учитывая смысловую нагрузку урока, и очень полезные упражнения для коррекции зрения, и творчески продуманные моменты релаксации для чрезмерно возбудимых детей. Тамара Иннокентьевна делает все для того, чтобы дети на уроке чувствовали себя психологически комфортно. Каждый урок учитель начинает с улыбки, придающей будущей работе доброжелательный, открытый для творчества характер. Учитывая при планировании урока возрастные и личностные особенности учащихся, она добивается максимального взаимопонимания с детьми. Умело формулируя цели и задачи урока, умеет оптимально организовать учебную деятельность таким образом, что дети активно включаются в учебную работу. Каждый урок изобразительного искусства оборудован качественной наглядностью, которая отвечает всем эстетическим требованиям, соответствует содержанию урока, помогает достижению целей урока. Это наборы репродукций великих русских и зарубежных художников, методички - разработки, таблицы: «Цвет и цветовая гамма», «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве», «Природа в творчестве русских художников», «Русское народное творчество в декоративном искусстве», «Орнаменты народов России», муляжи овощей и фруктов, подборки детских рисунков по темам и другое. Тамара Иннокентьевна путем создания на уроке ситуации успеха умеет вовлечь в учебную работу детей, умеет заставить поверить в свои силы даже тех учеников, у которых слабо выражен интерес к учебному труду. Развитию чувства прекрасного способствуют активно выстраиваемые учителем связи между различными родами искусства – живописью и поэзией, живописью и музыкой. Так, например, при изучении темы «Времена года» на уроке демонстрируются репродукции И. И. Шишкина, И. И. Левитана, прослушиваются фрагменты из альбома П. И. Чайковского «Времена года», дети читают стихотворения Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина. Краеведческий материал, который учитель активно использует на уроках, позволяет учащимися лучше воспринимать учебный материал, а также чувствовать себя неотъемлемой частью нашей Родины.

В своей педагогической практике использует богатый и полезный информационный материал, активно осуществляет межпредметные связи в обучении. Так, при изучении темы «Времена года глазами художников и поэтов» привлекаются знания детей по природоведению, чтению. Прекрасно владеет и грамотно применяет на практике методики дифференцированного обучения, разбивает учебный материал по уровням сложности, применяет метод дидактического тестирования. Учителем разработаны карточки – тесты по темам: «Основные и вспомогательные цвета», «Цветовые группы», «Русские художники и их произведения». Тем самым, помогает учащимся свободнее усваивать программный материал, корректируя самооценку, создавая условия для развития креативных способностей учащихся.

Тамарой Иннокентьевной накоплен огромный опыт педагогической работы, с которым она охотно делится на заседаниях методических объединений, в личных беседах после посещения урока учителя, подсказывая, что можно сделать лучше, как оптимальнее построить работу, помогает коллегам, приглашая их посетить свои уроки, советует, является наставником для молодых. Она доброжелательна, ответственна, справедлива и требовательна к себе и к подчиненным.

Учащиеся Лопаткиной Т. И. принимают активное участие в жизни школы – они постоянные участники и победители школьных творческих конкурсов, праздничных мероприятий, им свойственны трудолюбие, ответственность, желание учиться, познавать мир, они дисциплинированны. Успехи Тамары Иннокентьевны на педагогическом поприще отмечены высокими правительственными наградами: значком «Отличник Народного просвещения», званием «Ветеран труда Российской Федерации», орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Этот педагог пользуется огромным уважением среди коллег за честность, порядочность, справедливость. Родители учащихся приходят к ней зная, что она серьезно отнесется к их проблемам, организует работу таким образом, чтобы их детям в школе было комфортно».

Вот как вспоминает о своей первой учительнице Яндо Данил Иванович:

«Тамара Иннокентьевна была моей первой учительницей. Я учился у неё с 0 по 3 класс. Остались хорошие впечатления о ней, потому что она заложила первые основы учебной деятельности. К каждому празднику старалась проводить мероприятия и после торжества были чаепития, которые нам очень нравились».

А вот как отзывается о деятельности Тамары Иннокентьевны Шуклина Н. С. :

«В 1993 году, когда я пришла работать в Антипаютинскую школу-интернат, а на должность завуча начальных классов была назначена Лопаткина Тамара Иннокентьевна. Университетские знания хороши, но практики мне не хватало, а значит, трудностей было немало. И меня под свою опеку сразу взяла Тамара Иннокентьевна. Мне повезло с наставником. Это человек необычайной душевной теплоты, отзывчивости. Никакой назидательности, укоризны, все шло от сердца, доброжелательно, отчего мне никогда не приходила в голову мысль о том, чтобы уйти из школы. На сегодня Тамара Иннокентьевна выпестовала половину учителей начальной школы. Она очень много сделала для нас. Требовала от нас творческого отношения к работе, чтобы мы повышали свою квалификацию. С ней в нашей школе была самая высокая успеваемость по школе, учителя показывали самое большое количество открытых уроков, данных на высоком методическом уровне. Если вспомним о конкурсе «Учитель года», то и здесь возглавляемые Тамарой Иннокентьевной учителя добивались побед и в школьном, и в районном, и даже окружном туре. Таким образом, можно сказать, что Тамара Иннокентьевна всей своей длительной педагогической работой добивалась высоких результатов как в своей индивидуальной работе с детьми, так и роста наших педагогов. Не зря все признают, что коллектив учителей начальных классов – самый творческий и активный».

Тамара Иннокентьевна не равнодушна к жизни нашего поселка, очень активна в общественной жизни. Она на два срока избиралась депутатом в сельский совет, чтобы помогать в деятельности по улучшению жизни односельчан.

О семье

В Антипаюте Тамара Иннокентьевна нашла свое семейное счастье. Здесь она вышла замуж за своего коллегу, учителя музыки и рисования, Лопаткина Геннадия Семеновича. Семья получилась прекрасная. Союз двух творческих людей – так можно назвать эту семью. Бок о бок они работали в нашей школе, помогая друг другу, советуясь и поддерживая в новых начинаниях. Но нельзя сказать, что они замкнулись в своей семье, наоборот, они были очень открытой и отзывчивой парой. Школа была их вторым домом, куда они шли с таким же добрым настроем, как и домой. Об этом рассказывают все, кто помнят Геннадия Семеновича, который 12 лет назад ушел из жизни. Вот как вспоминает о нем учитель нашей школы Шуклина Н. С. :

« - Я застала и то время, когда в нашей школе работал Геннадий Семенович Лопаткин. Тамара Иннокентьевна вспоминала здание нашей старой школы – холодное, покосившееся уже тогда. Но мне запомнилось и грело душу высококачественное оформление кабинетов и коридора школы. Такое можно было сделать, только приложив душу. Помнится, как замечательно действовал у нас школьный хор и хор учителей. Геннадий Семенович умел объединить нас всех в единый коллектив, он дарил нам атмосферу праздника. Его открытые уроки были для нас настоящим мастер-классом, а на занятиях кружка у него всегда был аншлаг. Нам его очень не хватает. Приложи он свою руку к нашей новой школе, она заиграла бы новыми красками».

Следует рассказать, как складывалась жизнь Геннадия Семеновича до приезда в Антипаюту. Родился он в 1937 году в Курской области. Он получил прекрасное образование, окончив в 1958 году музыкальное училище города Курска по классу контрабаса. Два года он работал музыкантом оркестра в Харьковском театре оперы и балета. Переехав в город Серпухов, стал преподавателем детской музыкальной школы по теоретическим дисциплинам, где проработал четыре года. Далее он по направлению был отправлен в ГДР в командировку, где преподавал пение в школе. Через три года Геннадий Семенович вернулся на родину и продолжал учить детей музыке в школах Серпухова.

Вот как говорится о деятельности Лопаткина Геннадия Семеновича в Антипаютинской школе-интернате в аттестационном листе 1990 года:

«Лопаткин Геннадий Семенович работает в Антипаютинской школе-интернате с 1977 года. За 13 лет работы зарекомендовал себя как опытный, грамотный педагог, обладающий чувством понимания прекрасного. На уроках музыки уделяет большое внимание развитию у детей коренной национальности эстетического вкуса, прививает любовь как к современной национальной и русской, так и классической музыке, работает над основами музыкальной грамоты. Учит детей чтению песни, добивается прочного усвоения песни, знакомит с характером музыки, с идейным содержанием текста, воспитывая тем самым любовь к Родине, учит чувствовать и любить природу родного края. Учитель постоянно работает над песнями национального композитора С. Няруя, которые с охотой поют на уроках и занятиях хора. Умело добивается хорошей дисциплины, воспитывая сознательное отношение к учебному труду. Много уделяет работе над Гимном Советского Союза, политическими песнями.

Занятия ведутся в прекрасно оборудованном кабинете искусств, который второй год находится на доверии. Это позволяет в системе использовать технические средства обучения, поэтому на каждом уроке звучит музыка для слушания по программе, уроки ведутся по системе Д. Кабалевского. Учитель большое внимание уделяет внеклассной работе по предмету, ни один школьный праздник не обходится без детской самодеятельности, в школе работает хор. Достижения учителя в том, что дети коренной национальности любят русские песни, понимают их и правильно поют. Школьный хор принимает участие в различных смотрах-конкурсах детской самодеятельности, награждался грамотами районо, окроно.

На уроках рисования развивает у детей эстетическое чувство и понимание прекрасного, воспитывает любовь к искусству, формирует навыки рисования с натуры, по памяти и по представлению, старается прививать творческое отношение к предмету. Основными его уроками является рисование с натуры, тематическое, декоративное, беседы об изобразительном искусстве. По его предметам успевают все ученики, а на «4» и «5» - 67 %. Рисунки учащихся выставляются в школе, в районе, в округе. Большую помощь оказывает в оформительной работе в школе. Его руками оформлены функционирующие Ленинский зал, Зал боевой и трудовой славы.

В прошлом году был избран членом профсоюзного комитета школы, решал вопросы производства и быта работников школы.

Лопаткин Г. С. участвует в системе политпросвещения, работе педсоветов, внося конструктивные предложения по вопросам воспитания и обучения учащихся.

В коллективе учащихся и педагогов пользуется уважением».

О заслугах Геннадия Семеновича сейчас нам рассказывают сохраненные и подаренные Тамарой Иннокентьевной школьному музею Почетные грамоты педагога. Это грамота директора школы 1980 года за большую работу по оформлению школы и за проведение значительной внеклассной и общественной работы, 1981 года за большую работу по оформлению школы, Почетная грамота ОкрОНО 1982 года за высокое качество музыкального оформления внеклассных мероприятий на окружном семинаре директоров национальных школ, 1984 года за достигнутые успехи в деле обучения и воспитания в деле подрастающего поколения, грамота РайОНО 1986 года за активное участие в подготовке и проведении районного семинара, грамота директора школы 1987 года за хорошую работу в организации детской художественной самодеятельности, грамота парторганизации 1987 года за большую работу в оформлении школы, организацию культурной жизни учителей и учащихся, за большую и плодотворную работу в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, грамота ОблОНО 1990 года за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся, грамота РОНО 1990 года за многолетний добросовестный труд, грамота директора школы 1992 года за достигнутые успехи в учебно-воспитательной работе, Почетная грамота председателя сельского совета за активную работу в деле воспитания подрастающего поколения, грамота директора школы за достигнутые успехи в деле воспитания и обучения учащихся, Почетная грамота директора школы 1992 года за отличные успехи в воспитании детей и организованное начало учебного года и Почетная грамота директора школы 1994 года за большую работу по оформлению кабинетов школы, подготовку концертов.

Геннадий Семенович был душой коллектива антипаютинской школы. О его отношении к коллегам может поведать вот это стихотворение, одно из многих, которое он написал к одному из школьных праздников:

Мы, служаки просвещенья, педагоги-мужики.

Женщин с праздником весенним поздравляем от души.

Поздравляя, дорогие, Вас с прекрасным женским днем,

Вас мы, милые, родные, поименно назовем:

Лиду – матушку родную, Нелю – девушку простую,

Поздравлений самых лучших шлем еще мы двум Лидушам,

Четырех Галин, Альбину, Двух Тамар, Кузьмовну Нину,

И Оксану, и Людмилу – женщин в жизни очень милых,

Свету, Катеньку и Раю от души мы поздравляем.

И Наташу, Шуру с Аней, четырех Надюш и Таню без вниманья не оставим.

Ганне наши поздравленья в этот лучший день весенний.

Трем Валюшам и Марине шлем букет цветов в корзине.

Вас сегодня поздравляя, мы от сердца, от души

Вам с любовью заявляем: - Вы нам, женщины, нужны!

Постирать и суп сварганить, выколачивать ковры,

Мыть полы, бельишко гладить, натаскать домой воды,

Потолкаться в магазине, принести для печки дров,

Быть женой, а не разиней, печь побольше пирогов,

Быть красивой, улыбаться, быть послушною, родной,

Не ворчать и не ругаться, если муж пошел к другой,

И добрейшей быть, и мудрой, быть любимой, дорогой,

И не жадной, и не скудной – в общем, лучшей быть женой!

Чтоб не в день 8-го марта ты была бы хороша,

Каждый день – сегодня, завтра – пусть цветет твоя душа.

Вот такое поздравленье вам от нас, от мужиков,

С женским днем Вас, днем весенним, днем весны, любви, цветов!

В семье Лопаткиных 25 лет назад родилась дочка, которой дали имя Яна, Янушка, как ее до сих пор называет мама. В школе она прекрасно училась, была гордостью класса. О ней Тамара Иннокентьевна так рассказывала в своем интервью:

« - Дочь Яна в 1999 году окончила нашу школу, потом поступила в университет, окончив который поступила в Московскую юридическую академию. Сейчас она работает в городе Серпухов начальником юридического отдела Комитета по управлению государственным имуществом города Серпухов. Дочь у меня замечательная, дай Бог каждой матери иметь такую дочку. Она очень внимательная, не похвастаюсь, если скажу, что получился очень умный и рассудительный ребенок. А сейчас она уже взрослая и самостоятельная».

Нельзя не согласиться с мнением мамы о своей дочке, ведь Яна Геннадьевна и через столько лет после окончания школы не забывает поздравить своих бывших учителей с днем Учителя.

Все еще впереди

В настоящее время Тамара Иннокентьевна продолжает плодотворно работать в нашей школе, учит своих первоклассников, преподает изобразительное искусство. Мне тоже довелось учиться у Тамары Иннокентьевны. Ее уроки были для нас всех большой радостью встречи с прекрасным в таком большом и привычном мире. Тамара Иннокентьевна – настоящий учитель, поделившийся с нами секретом своего успеха:

« - Я считаю, что секрет настоящего учителя – любовь к детям. Надо быть честными с ними, никогда не обманывать. Если что-то пообещал – сделай. Не можешь сделать – не обещай. Дети все помнят, все видят. Если детей не любишь, в школе делать нечего. Каждого ребенка надо принимать таким, какой он есть. Для того мы и учителя, чтобы каждого воспринимать».

Тамара Иннокентьевна очень любит свой коллектив, гордится им. Это не случайно, ведь именно она и Геннадий Семенович многое сделали для его сплочения:

« - Я очень люблю ту, старую школу. Она была маленькая, компактненькая, уютненькая, а казалась такой огромной. А новая школа – велика, но еще не обжита. Но я надеюсь, что она тоже будет доведена до ума. Но больше всего в нашей школе мне нравится наш коллектив. Мне кажется, ни в одной школе нет таких отношений. Здесь люди умеют сопереживать, сочувствовать чужому горю. Вот когда у меня самой случилось горе, меня и дочку в беде не оставили, все, как могли, помогали. Я человек верующий, каждое лето прихожу в церковь и обязательно всем, кто помог мне пережить мое горе, ставлю свечки во здравие. Я больше никак не могу выразить свою признательность, благодарность свою. Очень помогли мне Жилина Людмила Федоровна, ее муж Тришин Владимир Сергеевич, Ядне Светлана Аченамовна, Гончаровы, Ивановы, Жданов Евгений Владимирович, Жердевы, Бородулины.

Я очень люблю наш коллектив. Когда уезжаю в отпуск, скучаю по Антипаюте – это моя вторая маленькая родина».

Был канун дня Учителя, когда я брала интервью у Тамары Иннокентьевны. После своего небольшого рассказа о себе и своей судьбе она решила поздравить своих коллег с наступающим праздником:

« - Сегодня 2 октября 2008 года, через два дня будет праздник – День Учителя. Это наш профессиональный праздник. И вот с этим праздником я хочу поздравить всех учителей и воспитателей нашей школы, пожелать им крепкого здоровья, благополучия, хороших учеников, долголетия, счастья, всего, чего они пожелают».

Она всегда такая, наша дорогая Тамара Иннокентьевна, человек, у которого на первом плане чужие хлопоты, радости и печали, а только потом личное благополучие. За это и любят ее и ценят коллеги, ученики и односельчане.

Обобщая материалы, полученные в ходе исследования, на основе анализа документов, личных свидетельств людей, знающих педагогов Лопаткиных Тамару Иннокентьевну и Геннадия Семеновича, можно подтвердить первоначальную гипотезу – в развитие традиций школы и приумножении славы Антипаютинской школы-интерната чета Лопаткиных внесла огромный личный вклад.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)