Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Лучшее города Балахны

Пусть славят Балахну предания простые и доброта сердец, и руки золотые

Город Балахна Нижегородской области является небольшой частью нашей большой Родины- Российской Федерации. Наша Родина большая и прекрасная, но для каждого человека она начинается у порога его отчего дома, и мы должны знать историю родного края, историю его развития, культурные ценности, архитектурные памятники, построенные задолго до наших дней.

У моего народа славная история. Балахнинцы добывали соль и строили корабли, украшали храмы и плели кружева, а в период лихолетья закладывали все, что имели, ради победы над врагом.

Мой город вошел в сотню значимых древнейших городов России. Это заслуга тех, кто жил раньше и живет теперь на балахнинской земле. Это герои войн и герои труда, простые труженики и выдающиеся личности.

Про мой город написано немало стихов, но одно мне ближе и дороже.

Над Волгой закат пламенеет рябиной,

За Волгой раскинулись лес и поля.

И это мой край, сердцу милый, родимый,

И это моя дорогая земля.

Люблю я тебя, как дитя любит маму,

Моя Балахна, ты прекрасна, поверь.

Церквей купола серебрятся и манят нас

Душу очистить, стать лучше ,добрей.

Мне зимние, снежные улицы милы,

Весною мне мил ледоход на реке.

Здесь чувствую я себя нужной, любимой

И счастлива в малом своем городке.

Н. А. Сорокина, балахнинская поэтесса

История создания города

Легенда рассказывает, что Балахну основали братья Пселянычи. Братья занимались судовым промыслом, плавали на судне и судно у них поломалось. Пристали они к правому берегу Волги, пошли искать дерево для срубки и увидели яму с водой, окраины которой белели. Попробовали они воду - она оказалась соленой. Прокипятили ее, вода выпариваясь, становилась все солонее и солонее, пока не превратилась в соль. Решили братья перебраться поближе к этим местам, богатым солью. Узнав об этом стал народ стекаться со всех сторон. Подтверждением этого предания служит название одной из улиц города - Пселянская.

Балахна – старейший русский город. Год образования – 1474-й. Поселение на этом месте существовало за три – четыре тысячелетия до объявления его городом. Под собственным именем Балахна впервые упоминается в русских летописях с момента постройки крепости в 1536г.

Малолетний великий князь Иван, впоследствии ставший царем Иваном Грозным, в то время, в связи с малолетством, еще не управлял государственными делами. В те годы правила государством его мать, великая княгиня Елена Глинская, и когда дошли до неё вести об уничтожении Балахнинского усолья, повелела она в том же 1536г. своим указом: « июля в 20-го, повелением великого государя Ивана Васильевича всея Руси почат град делати у Соли на Балахне того ради, посад велик, а людей много, и князь великий и его мать берегучи велел град зделати Балахну земляну».

С того времени стала Балахна называться в летописных записях городом. Под строительство крепости была выбрана наиболее возвышенная над местностью квадратная площадь, перекрывшая старинную дорогу из Нижнего Новгорода в верховья Волги и дорогу на Суздаль (примерный центр её находится где-то на современной Советской площади).

Следовательно, кроме солеварения, важной причиной быстрого роста населения слободы было ее расположение на разветвлении сухопутных дорог, по которым можно было уехать к устью реки Оки в город Суздаль и в Москву, Ярославль и Приуралье.

Многое затерялось в череде времен. Многое изменилось и меняется. Стоит Балахна на Волге уже пять столетий.

Немалые бедствия пережила Балахна: истребительские пожары, мор, нужду, сокрушительные наводнения.

Храмы - главное украшение Балахны

Главным украшением Балахны, несомненно, являются церкви. Как считал архимандрит Макарий, некогда в Балахне было до 50 и более церквей. По данным Писцовой книги 1674 - 1676гг. в Балахне насчитывалось 32 церкви.

Самой старинной сохранившейся постройкой Балахны является шатровая Никольская церковь. Никольская церковь – это, очевидно, первое каменное строение в Балахне. Нет сомнения: это строго-изящное творение русского трудолюбия и таланта, наполняло гордостью сердца наших предков – современников строительства, поражая своей величественностью и монументальностью.

Рядом с Никольской на территории того же Покровского монастыря, закрытого в 1783 году, расположена Покровская церковь. Оба храма поставлены очень удачно с точки зрения градостроительства: на насыщенном грунте, хорошо просматриваясь с Волги и с древнейших улиц. Характерными чертами Покровской церкви является некоторая приземистость, не сводчатый, а плоский потолок, который появился после пожара в 1680г. , а также пять чисто декоративных, без световых проемов, глав, непропорционально маленьких по отношению к мощному кубу самого сооружения. Среди серой, безликой, бездушной застройки, которой последние полвека наполнялась Балахна, ценность таких силуэтов невозможно переоценить. Сейчас в Покровской церкви находится балахнинский краеведческий музей.

Недалеко от Покровской церкви виднеются главы другого памятника XVII века – церковь Рождества Христова. В XVI – XVII вв. на этом месте находился Рождественский женский монастырь, упраздненный в 1764 г.

Наиболее поздней из сохранившихся церквей является Сретенская в селе Кубенцево. На месте нынешней каменной церкви Сретения Господня в XVI веке стояла деревянная церковь в честь праведного Симеона Богоприимца. Земли тогда были государевой вотчиной. В 1619 году село Кубенцево было передано в вотчинное владение с правом передачи по наследству боярину Дмитрию Пожарскому и приписано к Балахне. В 1670 году часть дворов Кубенцева была уступлена Пожарскими дворянам Богдану и Василию Наумовым. К XIX веку оставшаяся часть села перешла во владения Шереметьевых, которые сделали Кубенцево центром Нижегородских вотчин.

Христорождественский храм – это былинный богатырь, и пять его куполов - настоящий богатырский шлем. У храма традиционно - русские черты характера: степенность, цельность, уверенность в своих силах, доброта. Могучие плоскости основного куба расчленены плоскими лопатками на три равные части, завершенные простыми циркульными закомарами. Образ храма настолько монументален и лаконичен, что, скорее всего, адресовал еще современников в историческое прошлое, к архитектуре города раннего периода, а не конца XVII века.

Еще одна церковь Балахны – Троицкая является памятником русского зодчества более позднего периода 1784 –1788 гг. и своей архитектурой (восьмерик на четверике) и деталями (оконные обрамления с кокошниками, карнизы, угловые колонки) скорее отсылает нас к началу, а не к концу XVII века. Видимо не спешили балахнинские мастера за модой столиц, где уже давно царил классицизм. Отличает Троицкую кладбищенскую церковь очень высокий разделенный на два равные объема восьмерик, перекрытый гранитным куполом, тонкий барабан с маленькой главой – луковкой и необычное по форме покрытие алтаря. Троицкая церковь на кладбище имела деревянного предшественника, но не на этом месте. В конце 16 века «на старом Торгу», у Водяных ворот, стояли две парные (холодная и теплая) церкви Симеона Столопника и Успения. В 1610 году их сожгли казаки, вскоре после 1618 года их восстановили. В 1784 году оба храма ликвидируют, а престолы переносят на кладбище, где усилиями прихожан возводится Троицкая церковь. Одновременно с построением храма мастера поставили кирпичные ворота к нему ведущие. Храм несет на себе печать умеренного архаизма, и по облику напоминает большие сооружения начала XVII века. Колокольня, которая была при церкви, была утрачена. Потеря невосполнима – с ней ансамбль был, безусловно, многоплановее и богаче. В наше время, как и в далеком прошлом, церковь встречает жителей и гостей города на въезде в Балахну.

Храмы Балахны– Сретенская церковь, Троицкая церковь, Спасская церковь, церковь Рождества Христова, Никольская церковь – являются памятниками федерального значения и охраняются государством.

Внутреннее убранство храмов расписывалось местными живописцами, мастерство которых было известно во многих местах русского государства.

Только коллективными усилиями, заботой о памятниках «старины глубокой» удастся восстановить утраченную историческую память и любовное отношение к родному городу его жителей.

Промыслы города

Какие же основные промыслы были в нашем городе?

Соляной промысел-производство варки соли. Каждая соляная варница имела свои названия: Гавриловская, Андреевская и другие.

Славилась Балахна и своим добротным красным кирпичом. Выпускаемый в Балахне кирпич, за свою прочность и стойкость к атмосферным осадкам, имел высшую оценку русских зодчих.

Жили в нашем городе и умельцы домовой избы. Дома строились тогда из хорошего леса. Резьба становилась непременным украшением каждого жилого строения. И до наших дней сохранилось немало великолепных памятников искусства резьбы - с гроздьями виноградной лозы, игривых львов - охранников с человеческим взглядом, диковинных цветов. Резьба покрывала дома от основания до макушки.

В Балахне целых два столетия процветал кружевной промысел. Балахнинскими кружевами украшали простыни, полотенца, подушки. Кружева имели лирические названия - речка, липушка, дипирин

Кузьма Минин-уроженец Балахны

Много славных сынов воспитала Балахна. Одним из них является вдохновитель и организатор народного ополчения в 1612 года Кузьма Минин, спасший страну от угрозы иноземного порабощения. Кузьма Минин был одним из сыновей балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова. Прошло четыре столетия, а значимость этого подвига настолько велика, что он не канул в Лету, не ушел в забвение, наоборот, для современной истории- это урок справедливости.

Нам наши предки завещали на века:

Любите Родину, покой ее храните,

Занесена над смутой Минина рука,

И верит Русь: пришел ее спаситель.

И если надо, встанем дружною стеной

За нашу Родину, за матушку Россию.

В. И. Блинков, заместитель главы администрации района

Что же произошло осенью 1611 года? Когда горожане выходили после богослужения из церкви, Минин обратился к ним с пламенной речью. Он говорил, что Россия гибнет, она разорена чужеземцами, захватившими Москву. Чтобы их изгнать, нужна большая военная сила, нужно ополчение. Надо идти по городам и селам, созывать ратных людей. Ополчение необходимо обеспечить конями, оружием, одеждой, продовольствием. Для этого требуются деньги. Много денег. А где их взять?

Минин призвал горожан собирать деньги на ополчение и не скупиться:

“Неужто добро свое пожалеем, а землю родную не пожалеем? Да если понадобиться, не только вещи и дома продадим, а жен, детей заложим. Головы свои, жизни свои отдадим за спасение Русского государства. ! ”

Слова Минина воодушевили людей. Тут же на церковной площади, начался сбор пожертвований на ополчение. Кузьма Минин организовал сбор денег, собрал ополчение, но он был купец, а не военачальник. Полководцем, ведущим ратников в бой, стал князь Дмитрий Пожарский.

В ополчение вступили и балахнинцы, и нижегородцы, и марийцы, и чуваши, и татары - все, кому была дорога Россия.

В марте 1612 года войска, под руководством Минина и Пожарского направились к Москве. Осенью поляки были разгромлены, а Москва освобождена от захватчиков.

Прошли века, но народ помнит своих героев. В их честь в Балахне воздвигнут памятник.

Смутный день наступил на Руси-

Налетели паны черной стаей.

Нет уж более терпения и сил,

Коль от слез реки солены стали.

Но нашелся в России такой,

Что сомненья и страхи отринул,

Что готов повести за собой-

То Кузьма балахнинский - сын Мины.

В Нижнем граде собрался посад,

Тьма была разночинного люду.

Минин встал во весь рост и сказал

“Тише, русичи, я молвить буду!”

Он взошел и вскричал:”Гой - еси!”

И от слов в жилах кровь охладела-

“Что мы, пасынки, что ль у Руси!”

Порадеем за правое дело!

Пусть от вражьей бесовской крови

В русских реках вода заалеет!

За свободу страны,

Не жалея мошны,

Своего живота не жалея!”

И не брань, собирая сынов,

Выли матери в скорбной печали.

Были сухи глаза у бойцов,

Но слова, словно эхо звучали.

В. Карташов, балахнинский поэт

Многое можно рассказать о нашем прекрасном городе. Главное, что мы должны знать - нашему поколению досталось от предков великое наследие. Мы должны хранить и защищать его.

Без бережного отношения к историческим и культурным ценностям, доставшимся нам в наследство от наших предков, мы не можем рассчитывать на достойное будущее последующих поколений.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)