Спорт  ->  Экстремальный спорт  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Малая авиация разных поколений

Незабываемые впечатления. Посмотришь на небо, а там самолеты, петляя друг за другом, исполняют нереальные фигуры. Сейчас для нас это – увлекательное шоу, а ведь когда то наши ветераны выполняли такие же приемы, но только во время войны, в бою. Этим они пытались обхитрить, опередить и обезвредить врага.

Время идет, создаются новые технологии, совершенствуются старые. Молодежь все больше акцентирует свое внимание на спорт. А если совместить первое со вторым получается необычный вид спорта – аэробатика. Именно поэтому она очень актуальна в наше время.

Мировые чемпионаты

Количество чемпионатов, проводимых в Европе и США, росло. Первые соревнования на Кубок Мира прошли на ипподроме Винсенн в Париже в июне 1934 года. Призовой фонда оставил 275000 франков, более 150 тысяч зрителей пришли посмотреть на соревнования 9 участников из 6 стран. Двое из них погибли в ходе своих выступлений. Соревнования, однако, продолжались, а победителем стал германский летчик Герхард Физелер, первым в истории завоевавший титул чемпиона мира по высшему пилотажу на самолете собственной конструкции Fieseler F2 Tiger.

До начала Второй мировой войны победителем в Европе становились чешские, германские и швейцарские пилоты, летавшие в основном на специально построенных самолетах Bucker Jungmeister и Avia Ba 122. В США пилотажники становились знаменитыми, летая на таких самолетах, как Waco Taperwing. Одним из самых прославленных был Фредди Лунд, включившие в свою программу множественные быстрые бочки и скольжение на хвост (колокол). Первые официальные соревнования в США – Американские воздушные маневры – состоялись в 1931 году и проводились ежегодно в течение 10 лет. Победитель получал приз Лунда, названный в честь знаменитого пилота.

Возрождение спортивного пилотажа в послевоенные годы началось и во Франции, где была создана школа высшего пилотажа. Полеты совершались на самых лучших в те годы пилотажных самолетах – Stampe SV. 4B. В 1955 году в Великобритании Королевский аэроклуб организовал соревнования на приз «Lockheed», проводившиеся затем ежегодно с 1955 по 1965 год, что способствовало возрождению международных пилотажных соревнований.

Чешские пилоты также участвовали в соревнованиях. С одобрения лидеров страны компания «Zlin» приступила к выпуску самолета Zlin 226 Trener. Он появился в 1956 году и имел необычную для пилотажных машин того времени монопланную схему. Побеждая в соревнованиях в течение почти 10 лет, Z-226/Z-326 были лучшими самолетами на первых трех чемпионатах мира по высшему пилотажу, проводившихся раз в два года, начиная с 1960-го.

В 1960 году соревнования выиграл чешский пилот Ладислав Безак, совершивший радикально новый маневр, покоривший весь пилотажный мир, и получивший прозвище «ломковак» (на моравском сленге означает состояние после обильного употребления спиртного). Он состоит из быстрой обратной бочки, из которой самолет входит в полный кувырок вперед на авторотации. В 1966 году СССР на соревнованиях представил Як-18ПМ, который наряду с более поздней Як-50 стал победителем четырех чемпионатов в период с 1966 по 1982 год.

С середины 1960 годов на Западе были очень популярны бипланы Pitts Special. Относительно недорогой самолет преобладал на соревнованиях среднего и высшего уровня сложности в течение почти 30 лет. В 1972 году чемпионат мира выиграл Чарли Хиллард на самолете Pitts S-1S. Неимоверное количество вариантов двигателей и конструкций крыльев было использовано, чтобы сохранить первенство в пилотажных соревнованиях. Однако появление в 1975 году самолета Zlin 50 положило начало новому поколению современных монопланов. Выиграв три чемпионата мира, эта великолепная машина проложила путь сверхлегким самолетам из композитных материалов, таким как Extra 230/300 и CAP 231/232, которые наряду с семейством российских Су-26/31 выигрывали соревнования последних лет. Эти самолеты отличаются от первых пилотажных машин: они выполняют перевернутые полеты так же хорошо, как прямые, и способные совершать маневры с более высокими перегрузками, чем может выдержать человеческий организм.

Высший пилотаж сегодня

Современные летчики-спортсмены летают на специально построенных машинах, сконструированных для пилотажа высшего уровня. Новые модели, такие как Extra 300 и CAP 232, создаются с использованием передовых технологий. Крылья этих самолетов, сделанные из углеродного волокна, легкие и прочные, что позволяет выдерживать перегрузка +10g. Аэродинамический профиль крыла симметричен, что сохраняет летные качества в перевернутом полете. Силовая установка также может устойчиво работать при любом положении самолета в воздухе. На время соревнований пилоты часто устанавливают на концевую часть крыла визирное приспособление. При выполнении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий движения это устройство помогает пилоту выдерживать положение машины относительно горизонта. Большой фонарь кабины позволяет пилоту видеть линию горизонта и во время вертикального полета. На сиденье пилот располагается полулежа, чтобы лучше переносить перегрузки.

Основы пилотажа. Фигуры пилотажа

Пилотаж— пространственное маневрирование летательного аппарата имеющее своей целью поражение противника или выполнение фигур в воздухе. Все фигуры так или иначе берут свое начало в воздушных боях.

Фигурой пилотажа принято называть движение летательного аппарата по заранее определённой траектории, при этом ему придаются положения, не свойственные горизонтальному полету. Из отдельных фигур формируются комплексы, которые демонстрируются на авиашоу и соревнованиях.

Пилотаж принято различать по степени сложности— на простой, сложный и высший, по количеству участвующих летательных аппаратов— на одиночный и групповой.

Деление фигур пилотажа по сложности меняется по мере того, как совершенствуются летательные аппараты. Многие фигуры, которые сейчас относят к простому пилотажу, раньше считались высшим пилотажем.

Фигуры простого пилотажа

  • Вираж (с креном 15° и 30°)
  • Горизонтальная восьмерка
  • Спираль
  • Пикирование (с углами пикирования до 45°)
  • Горка (с углами кабрирования до 45°)
  • Боевой разворот

Фигуры сложного пилотажа

  • Виражи с креном более 45°
  • Переворот
  • Мёртвая петля
  • Переворот Иммельмана
  • Пикирование (с углом пикирования до 60°)
  • Горка (с углом кабрирования до 60°)
  • Управляемая бочка
  • Переворот на горке
  • Поворот на горке (Ранверсман)
  • Переворот на вертикали
  • Поворот на вертикали (Хаммерхед)
  • Штопор

Специалисты по аэробатике часто являются создателями и участниками воздушных шоу. Лучшие из них, пилоты мирового класса, предпочитают выступать на новейших специализированных машинах Extra, CAP или Су. Возможности этих машин безграничны, что и доказывают аэробатические выступления – пилоты показывают перевороты, сложное пекирование, боковые вращения, 4-5 быстрых бочеки все это в течение нескольких секунд.

Фигуры высшего пилотажа

К ним относятся все остальные фигуры и их комбинации, а также фигуры сложного пилотажа, выполняемые в группе.

  • Кобра (первый исполнитель— Игорь Волк, впервые публично исполнил В. Г. Пугачёв)
  • Колокол
  • Чакра Фролова
  • Разворот на кобре
  • Переворот на колоколе

Выполнение фигур высшего пилотажа в группе – занятие только для очень опытных летчиков. Однако все программы включают в себя ряд основных базовых фигур. Вращающийся, переворачивающийся самолет, ярко окрашенный в цвета спонсора, оставляет сильные впечатления от авиашоу у многих людей. Большинство программ выступлений выполняется летчиками, имеющими за спиной многие часы тренировок в пилотаже, но большая часть каждой программы основана на основных типовых фигурах: петля, поворот с набором высоты, обратная кубинская полувосьмерка, кубинская восьмерка, замедленная бочка, разворот на горке.

Групповой полет

Самым сложным в аэробатике считается групповой полет. Группа «Microlease» - единственная на сегодняшний день британская группа высшего пилотажа, состоящая из профессиональных гражданских летчиков. Они выступают парой (ведущий и ведомый) на самолетах Extra 300L. Роли ведущего и ведомого заметно различаются. Задачей ведущего является точное исполнение фигур и умение оставаться в нужной точке независимо от ветра. Ведущий практически никогда не смотрит на ведомого. Ведомый же следит только за ведущим – он занят сохранением своего места в паре. Ведущий отдает во время перехода от фигуры к фигуре четкие команды. Ведомый за все время выступления иногда не произносит и двух слов.

Разновидности аэробатики

Компания «AeroSuperBatics»

Основанная ветераном показательных выступлений летчиком Виком Норманном, компания «AeroSuperBatics» состоит из трех групп и принимает участие в различных британских и европейских авиашоу. В настоящее время наиболее известной из них является группа «Team Guinot», которая выступает на пяти бипланах Boeing Stearman с акробатами на крыльях. Акробатика на крыле является традиционной в «AeroSuperBatics». В состав компании входят еще две группы: группа «Utterly Butterly Exhibition Flyers» использует в своих выступлениях окрашенный в ярко-желтый цвет биплан Ан-2, группа «Mitsubishi Motors Flying Shogun Display Team» - двухмоторный самолет Cri-Cri в комбинации с автомобилем Shogun.

Группа «Crunchie Flying Circus» состоит из двух девушек-акробаток и двух пилотов, летающих на самолетах Stearman, окрашенных в цвета шоколадных батончиков Crunchie фирмы «Cadbury». Девушки демонстрируют чудеса акробатики прямо в полете, находясь на верхних крыльях спортивных бипланов. Они привязаны к установленным на крыльях специальным рамам.

Группа «Utterly Butterly Exhibition Flyers»

Самолет Bub, так называется биплан Ан-2 группы «Utterly Butterly Exhibition Flyers», был построен в Польше в 1981 году. До 1995 года после снятия с эксплуатации, биплан хранился под открытым небом, пока его не купила «Utterly Butterly». Самолет прошел восстановительный ремонт в Венгрии и сегодня является звездой многочисленных авиашоу, неизменно приковывая к себе внимание зрителей, как самый большой одномоторный самолет-биплан в мире. Одномоторный Ан-2 выглядит настоящим гигантом в сравнении самым маленьким в мире двухмоторным самолетом – Cri-Cri , который также принадлежит «AeroSuperBatics». На авиашоу Ан-2 демонстрирует отличную маневренность на малых скоростях полета, короткие взлет и посадки, проходы на малой высоте со скорость 240 км/ч, но самыми зрелищными являются проходы на малой высоте с предельно малой скорость – всего 56 км/ч!

Команда воздушных акробатов

Акробатическая группа Вика Нормана (ныне известно как «Team Guinot») использует в своих выступлениях специально доработанные спортивные бипланы Boeing Stearman. Самой знаменитой фигурой является «зеркало», при этом самолеты летят так близко друг к другу, что девушки могут коснуться руками. Акробатки также показывают переход из кабины на крыло в полете – «фокус», известный с 1930-х годов. В июле 2008 года группу «Team Guinot» переформировали – теперь в ней пять самолетов с пятью акробатами. Это самая большая в мире группа по аэробатике.

Группа «Mitsubishi Motors Flying Shogun Display Team»

Первое публичное выступление этой группы перед представителями средств массовой информации состоялось 17 декабря 1996 года на авиабазе BBC Великобритании Кемби, Глочестершир. С тех пор группа приняла участие во многих престижных шоу, включая открытие гонок Формулы-1 в Барселоне – тогда автомобилем Shougun управлял сам Жак Вильнев! Обычно джипом управляет бывший автогонщик Кейт Дэвис, а самолет Cri-Cri пилотирует летчик-испытатель Тим Сеньор.

Команда Акро U-Turn

Вы не можете себе представить более великолепного и захватывающего шоу, чем превосходная демонстрация Аэробатики на фоне синего неба! В команде Акро U-Turn собраны одни из самых лучших и самых перспективных пилотов мира. Вы должны обязательно посмотреть, как эти знатоки своего дела крутят Акро в небе на парапланах U-Turn.

"Мы верим, что шоу классных Акро-пилотов - это замечательное средство, чтобы побудить зрителя, стать пилотом" считает Томас Фосслер соучредитель U-Turn. "Поэтому мы не только стремимся развить нашу группу Акро, но и создали также исключительный параплан для Аэробатики - G-FORCE". С этим аэродинамическим шедевром Эрнста Штробла члены команды могут выполнять различные фигуры с до сих пор не знакомой быстротой и точностью: Кувырок, Винговер, Асимметричный SAT и так далее.

Пилоты команды Акро U-Turn участвуют во всех соревнованиях различных уровней, например, в серии соревнований всемирного кубка, которые состоятся в этом году в Норвегии, Италии, Швейцарии, Словении и Франции, и в Paragliding Grand Prix, а также во многих других интересных и важных чемпионатах. "Чтобы продвигать вперед наш бизнес, мы должны все время бороться за право быть первыми" считает Томас Фосслер.

Русские витязи

«Русские витязи»— авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России. Создана 5 апреля 1991 года на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших лётчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России. Входит в состав Центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба.

Пилоты группы выполняют одиночный и групповой пилотаж в составе четырёх, пяти и шести истребителей четвёртого поколения Су-27. Самолёты окрашены в цвета государственного флага России.

В мае 1989 года на вооружение 237-го смешанного авиаполка поступили истребители Су-27. Вскоре были выполнены первые тренировочные полеты в составе пары, тройки, а затем и четвёрки самолетов в строю «ромб». Ведущим первого ромба стал Анатолий Арестов, левым ведомым— Александр Дятлов, правым— Иван Кирсанов, хвостовым ведомым— Владимир Букин.

В начале 1991 года был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов: ведущий— Владимир Басов, левый ведомый— Александр Дятлов, правый— Сергей Ганичев, хвостовой— Владимир Букин, левый внешний— Владимир Баженов, правый внешний— Александр Личкун. Предстоял первый зарубежный визит в Великобританию. Решено было дать название новому подразделению, придумать эмблему, пошить комбинезоны, разработать окраску самолетов. Так 5 апреля 1991 года родились «Русские Витязи».

Группа выступала в Великобритании (в сентябре 1991 года), затем в США, во Франции, в Голландии, в Канаде, в Словакии, в Норвегии, в Бельгии, в Люксембурге.

После возвращения с авиасалона в Малайзии, состоявшегося в декабре 1995 года, 12 декабря при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань, из-за неудовлетворительной организации полетов в сложных метеоусловиях, столкнулись с горой три истребителя «Русских Витязей». Эта трагедия привела к гибели четырёх лётчиков пилотажной группы. Их имена и звания:

  • гвардии полковник Борис Григорьев,
  • гвардии подполковник Николай Гречанов,
  • гвардии подполковник Николай Кордюков,
  • гвардии подполковник Александр Сыровой.

Погибшие были похоронены на кладбище села Никольское, вблизи Кубинки. В октябре 1996 года на могиле погибших «Русских Витязей» открыт памятник.

Многие опасались, что «Витязи» никогда более не смогут оправиться от случившегося. Эти опасения оказались несостоятельными. Вновь слётанный «ромб» в составе Александра Личкуна, Владимира Ковальского, Сергея Климова иВладимира Букина на четвёрке Су-27 в новой яркой окраске был показан публике в сентябре 1996 года на гидроавиасалоне в Геленджике. В 1997 году была поднята шестёрка. Левым внешним ведомым стал Игорь Ткаченко, правым— Иван Кирсанов.

В июне 1997 года «Витязи» впервые, после полуторагодового перерыва, вылетели за границу.

При выполнении тренировочного полета перед авиасалоном МАКС 2009 16 августа 2009 года недалеко от аэродрома «Раменское» столкнулось два самолета Су-27 из состава авиагруппы. Погиб один из трех пилотов— командир пилотажной группы «Русские Витязи» Игорь Валентинович Ткаченко.

Группа освоила весь комплекс фигур высшего пилотажа: петля Нестерова, «бочка», косая петля в «стреле», вираж на форсаже, «колокол» на встречных курсах (два истребителя одновременно уходят ввысь и замирают, слегка вибрируя, в самой верхней точке), роспуск «тюльпан». Фигуры выполняются на скоростях 800—900 км/ч и более, на высотах от 60-70 метров до 1,5 километров.

«Русские витязи» также выступают со «Стрижами» с совместной пилотажной программой «большой девятки», в составе из четырёх МиГ-29 и пяти Су-27.

Стрижи (пилотажная группа)

«Стрижи»— авиационная группа высшего пилотажа (АГВП) Военно-воздушных сил России. Создана 6 мая 1991года на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших лётчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России. Входит в состав Центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба.

В 1952 году впервые в истории авиации лётчиками центра был показан встречный пилотаж групп реактивных истребителей. В последующие годы был освоен одиночный и групповой пилотаж на самолётах МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29.

С момента своего основания «Стрижи» летают на истребителях МиГ-29. Именно из-за прозвища МиГ-29 среди лётчиков— «стриж» — этой группе было дано такое название. Публичный дебют группы состоялся в мае 1991 года во Франции.

Динамичный групповой и индивидуальный высший пилотаж летчиков АГВП получил высокую оценку во многих странах мира. Пилотажная группа «Стрижи» принимает участие в показах на всех авиационных праздниках и авиасалонах. Группа неоднократно выступала на праздниках, посвященных юбилеям городов.

Пилотажная группа побывала с визитами в Финляндии, Франции, Германии, Швеции, Бельгии, Италии, Малайзии, где были продемонстрированы высочайшее лётное мастерство и передовые достижения российского авиастроения.

«Стрижи» также выступают с «Русскими витязями» с совместной пилотажной программой «большой девятки» в составе четырёх МиГ-29 и пяти Су-27.

На авиасалоне МАКС-2007 группа из 9 самолетов (4 МиГ-29 «Стрижи» и 5 Су-27 «Русские Витязи») в пилотажном порядке «Большой бриллиант» («большой ромб», «смешанный ромб») выполняют бочку. Этого (в смешанном строю из разных типов самолетов) не удавалось еще никогда ни одной пилотажной группе в истории мировой авиации.


Таким образом, аэробатика – необычный вид спорта, который совершенствуется, развивается благодаря смене поколений.

Были рассмотрены поэтапно элементы аэробатики. Показаны отличия и новые способности самолетов для аэробатики. Исходя из исследованного можно сделать вывод о том, что этот вид спорта будет актуален во все времена.

Если хорошо завладеть аэробатикой, она может стать фишкой в руках нашей страны как в мирное, так и в военное время.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)