Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мараловодство, как один из традиционных видов хозяйственной деятельности жителей Усинской котловины

Восстановить и сохранить в памяти историю исчезнувших и исчезающих деревень Ермаковского района и один из традиционных видов хозяйственной деятельности жителей Усинской котловины - мараловодство.

Задачи:

1) Собрать и обобщить воспоминания очевидцев - старожилов:

- какова была история жизни села Маральского

- причины исчезновения маральника.

2) Собрать сведения о людях работавших в маральнике.

3) Подобрать и использовать в своей работе фотографии, найденные в ходе краеведческого поиска.

Методы исследования:

- опрос старожилов.

- метод краеведческого поиска в музеях, архиве Ермаковского района.

- анализ краеведческой литературы, материалов периодической печати.

Село Верхнеусинское расположено на левом берегу реки Ус в межгорной котловине Западного Саяна, между Куртушубинским и Араданским хребтами, на высоте 680 м над уровнем моря. Климат резкоконтинентальный. Зима холодная с низкими температурами (-40 - -42 *С), лето теплое, температуры июля +30 - +35*С. Осадки выпадают равномерно. Более 204 км отделяют его от районного центра - Ермаковского и почти 1000 км от краевого центра- г. Красноярска. Оно село является самым южным населенным пунктом Красноярского края.

Первые жители, которые пришли в эту местность в начале XIX века по Мирской тропе - старообрядцы. Они увидели здесь богатую природу. В реках водилось много рыбы, в лесах обитали звери: волки, лисицы, бурые медведи, косули, кабарга. В большом количестве встречались разнообразные птицы: глухари, рябчики, тетерева, куропатки. В среднем ярусе гор часто встречались самые крупные обитатели леса – лоси, маралы. Основным занятием жителей стало земледелие, скотоводство, рыболовство и охота. Охотились зимой на лыжах, которые умельцы изготовляли из березы, обтягивали шкурой (камусом). Охота была прибыльным делом. Славился мех соболя, рыси, но особо прибыльной считалась охота на маралов. Молодые рога- панты охотно покупали китайские купцы, проникающие сюда со стороны Монголии и пограничной Тывы (Урянхайского края).

Есть рассказ Феликса Яковлевича Кона, работника Минусинского музея, бывшего на Усу в 1902 году, хорошо знакомого с местными архивами и историей Усинского заселения «Усинский край» (Красноярск. Типография Абалакова, 1904 год). В селе Верхнеусинском он застал в живых еще первых поселенцев Усинской котловины, беседовал с ними и записывал их рассказы. Особенно интересно описывает он жизнь старообрядческой общины во главе с Липиным Иваном Афанасьевичем, которые, считаются основателями села Верхнеусинского. Ф. Я. Кон отмечает в своем рассказе, что большинство усинцев жили зажиточно, имели крепкие хозяйства. Население занималось земледелием (сеяло рожь, зерно, овес, лен, коноплю), скотоводством, мараловодством. На приисках, по реке Теплой, реке Золотой – золотодобычей. В основном крестьяне вели натуральное хозяйство. Из льна и конопли пряли пряжу и ткали холсты, вили веревки, сами делали весь инвентарь для работы, шили одежду, обувь, хомуты и прочее. Во время Столыпинской реформы (1906 – 1910 год) в Усинске появились хутора, называемые заимками: Сухорословская, Фунтиковская, Ивановская (устье реки Терешкиной) и другие. Старожилы вспоминают, что на этих заимках тоже содержались маралы.

В газете «Красноярский рабочий» от 7. 11. 2007 г. есть статья (в рубрике краеведение) «Похождение сибирских челноков». В статье рассказывается о двух сибирских крестьянах, которые своими тропами прибыли в Пекин с партией маральих пантов и заработали на пантах 10000 рублей. Статья была напечатана 1 ноября 1898 г.

В ходе поисковых работ нам посчастливилось познакомиться с историко-биографическим очерком Ф. А. Бочегурова «Вехи моей жизни», который состоит из двух частей. В очерке подробно описаны события, происходившие в нашей местности в начале XX века, включая 60 годы, очевидцем, которых был сам автор. Описаны населенные пункты бассейна реки Ус. Многие из них уже исчезли, оставив лишь нам одни названия, а некоторые оказались затопленными на дне Саяно-Шушенского водохранилища (пос. Усть-Уса и другие). Подробно указаны фамилии жителей этих сёл, описаны их судьбы. Дано подробное описание жизни Усинского погранотряда, в котором служил автор. Данный очерк-это рукопись (2 общие тетради, более 300 страниц), в которой упоминаются фамилии моих родственников, земляков, их детей и внуков, была любезно предоставлена его братом Бочегуровым В. И. В настоящий момент, хранится у его вдовы Бочегуровой Елены Генриховны.

Вот что пишет он о с Верхнеусинском: «Это большое русское село. Его население состоит из русских крестьян-хлеборобов, староверов, т. е. старообрядцев. Наряду с хлебопашеством и разведением скота, часть населения занималась промысловой охотой по добыче пушного зверя-белки, соболя, а так же добыче пантов. В дальнейшем, - пишет Бочегуров Ф. А. - более зажиточные стали держать и разводить живых зверей-маралов, которые давали ценные рога, т. е. панты. Они ценились на вес золота купцами. Панты закупались, заготавливались и отправлялись за границу в Китай. Началось массовое разведение и содержание живых зверей-маралов».

Местные жители стали отлавливать маралов и содержать их в загонах. Многие крестьянские хозяйства держали маралов прямо в усадьбах, крепкие крестьянские хозяйства стали содержать маралов на заимках в загородках-маральниках. На средства, вырученные от продажи пантов, можно было содержать семью.

Три года назад, проезжая с дедом по старой трассе М-54, которая связывает Усинск с Кызылом, я увидел небольшую группу маралов за загородкой. Я стал расспрашивать своего деда Григорьева Николая Ивановича о маралах, и меня поразили его воспоминания о истории создания маралсовхоза, о поселке «Маральский», о людях, которые там жили и работали, его охотничьи рассказы. Меня заинтересовал один из традиционных видов хозяйственной деятельности людей - мараловодство. Деятельность, которой занимались люди, жившие здесь в прошлом веке. Работая с архивами по образованию сёл, заимок, колхозов и совхоза «Горносаянский», опираясь на воспоминания, документы, представленные старожилами - моими односельчанами, мне удалось установить дворы, где занимались разведением маралов: Ченоусовский маральник, Сухорословская заимка, Колодкин маральник, Моховский маральник, Терешкинский маральник и др.

Воспоминания моего деда – Григорьева Н. И.

Вот, что рассказывает мой дед Григорьев Н. И. родившийся в с. Нижнеусинское в 1949г. :

- «Мой отец, Григорьев Иван Сергеевич, твой прадед, держал маралов. Держали маралов по две, по три головы, а то и больше, во дворах и на заимках.

Известные в то время дворы: Моховская заимка, Колодкин, Терешкин, Воробьев, Суханов, Черноусовский, Горшков маральники.

Зимой люди, на лыжах по 3-5 человек, выслеживали марала и гнали его по глубокому снегу до тех пор, пока он не упадет и не сможет бежать. Потом связывали его и клали на камусные лыжи, и везли его домой. Ходьба длилась по два, три дня в зависимости от расстояния. По дороге марала кормили сеном, которое несли с собой в мешках. Привозили его домой, и кормили зимой сеном, а летом косили сочную зеленую траву. По началу маралы пугались людей, но потом они настолько привыкали, что ходили за людьми, как домашние питомцы. В основном их держали ради рогов. Рога спиливались специальной пилкой весной в конце мая, начале июня, и продавали их в Китай, Корею, Японию».

Дедушка рассказал быль о «Гордом марале»:

«Ранним зимним утром, когда тайга, казалось, спала, ярко светили звёзды на темном небе, звери и птицы не нарушали её покоя, охотники отправились на поиски лесного богатыря-марала. Они выследили в лесу марала с огромными рогами и пошли за ним по следу. Несколько дней длилась погоня. Устал зверь, устали люди. Охотники были уверены в своей победе, но лесной богатырь не хотел сдаваться. Ему дорога была свобода! Из последних сил он устремился вверх к альпийским лугам. На открытом месте он остановился и стал копытить. Люди решили, что он сдался и присели отдохнуть. Через некоторое время один из охотников воскликнул: «Смотри!» В это время марал гордо вскинул свою голову, увенчанную огромными и ветвистыми рогами. Казалось, матушка Земля придала ему сил. Он уходил! Он уходил от погони, от преследователей. В этот раз духи Саян даровали ему силу и свободу. Он уходил, уходил в тайгу к своей семье, к новой жизни. В этот раз охота для охотников окончилась неудачно. Старые охотники жалели об этом, а молодой охотник с уважением сказал: «Ушёл!». Так велико было желание у гордого богатыря - лесного жителя быть свободным и просто жить! Охотники пришли на это место, где копытил лесной олень, и увидели, что он ел корешки какого-то растения. Заметили охотники это место и вернулись туда летом. На этом месте рос могучий куст с розовыми цветами. Они назвали это растение «Маралий корень» (научное «Левзея»). Этот корень придает силы ослабленному организму. По сей день, охотники Усинска пьют чай из корней этого растения. Жаль, что встречаться это растение стало редко».

Из рассказов деда я узнал много интересного о своих родственниках. Собрал старые фотографии. На основе его рассказов и фотографий из старых альбомов я составил свою родословную. Из воспоминаний моего дедушки Григорьева Н. И:

«Я, Григорьев Николай Иванович, родился в 1947 году в селе Нижнеусинское, в большой семье, состоящей из 17 человек. Я был 14 ребенком в семье. Мой отец, Григорьев Иван Сергеевич, родился в 1906 г. в Минусинском районе п. Знаменка. Моя мать, Григорьева Ксения Анатольевна (в девичестве Лоскутова), родилась в 1904г. в селе Нижнеусинское. Моя семья держала у себя во дворе крупное хозяйство, состоящее из 2 маралушек, 5 маралов-быков, 2 коров, а также имелись 2 рабочие лошади и 1 жеребец, несколько десятков овец и кур. Во время коллективизации свое большое хозяйство пришлось сдать в организующийся колхоз, во избежание раскулачивания. Был сдан весь домашний и рабочий инвентарь: сенокосилка, плуг, грабли конные, литовки, вилы, грабли ручные, телеги, сани. Была отдана частная земля размером в 40 десятин. В период коллективизации моя мать устроилась на работу в колхоз. А отец сначала работал кузнецом (у нас также имелась во дворе своя личная кузница), трактористом в МТС (машинно-тракторная станция), а затем бригадиром тракторной бригады. На мельнице, которая находилась в селе Нижнеусинском, работал мельником. Мельница приводилась в движение с помощью воды, но он ее переоборудовал, так, что ее механизм вращался с помощью трактора. Когда началась Великая Отечественная война, мой отец ушел на фронт. После окончания войны у него имелось много орденов и медалей. Я помню частные дворы, где держали крупные хозяйства: - это Колодкин и Суханов маральники. Колодкин маральник находился за пределами села Нижнеусинского. В нем содержалось несколько десятков маралов, коров, лошадей и большое количество овец и кур. Сам хозяин, Колодкин Назар, приходится мне близким родственником (у моей мамы была родная сестра, которая вышла замуж за Колодкина Назара). Свое большое хозяйство и инвентарь он сдал государству. Во время войны он ушёл на фронт и не вернулся. Он героически погиб, защищая Родину. Суханов маральник. Его местонахождение было за пределами села Нижнеусинского. В нем содержалось около 2 десятков маралов и маралушек, коров и лошадей. Перед тем, как началась коллективизация, хозяин убрал свое хозяйство. Хозяин маральника не был раскулачен. Мой родственник – Дирягин Кирилл Андреевич (родной дядя моей мамы) – житель села Нижнеусинского держал у себя во дворе коров, маралов и маралушек, 4 рабочих лошади и жеребца. Он отказался идти работать в колхоз и сдать своё хозяйство. В результате Кирилл Андреевич был раскулачен и отправлен в ссылку вместе с семье. Помни свои корни, внук, знай, что твои деды и прадеды родились и жили здесь, на Усинской земле. Помни откуда ты родом». Эти слова я запомнил как наказ, и назвал так свою работу. Мало остается людей, которые помнят события пятидесятых – шестидесятых годов двадцатого века. Умирают люди, умирают и деревни, оставив нам лишь свои названия. Их много уже, несуществующих деревень Усинской котловины: Таловка, Пограничная, Маралосовхоз, Макаровка, Артхоз и др. Пока еще живы наши старики надо успеть написать с их слов о людях, живших в этих селах. Я попытался сделать это в своей работе, попытался собрать и обобщить воспоминания о людях, работавших в Усинском маралосовхозе.

Из документов архива села Ермаковского

Сначала Маралосовхоз располагался по р. Изюп (левый приток р. Ус), туда собрали всех маралов конфискованных у зажиточных крестьян (рас-кулаченных).

В 30-е годы в селах Усинска было арестовано более 800 человек (а проживало на тот момент чуть более 3000 тысяч человек). Многие были расстреляны по решению «тройки» а другие высланы на Колыму, Томскую область, другие места. Многие «середняки» были подведены под марку «кулаков» и высланы с семьями. Из сосланных обратно в Усинск вернулись немногие и то, после войны.

В Усинских селах было раскулачено 180 семей (данные взяты из рукописи «История Усинска», которая написана Романовой Еленой Васильевной (ныне покойной) в 1995 году, учителем истории в Верхнеусинской средней школы, на основе архивных материалов Минусинского музея им. Мартьянова, архивных фондов города Иркутска. «В 1930 году в Усинске была образована коммуна, организаторами которой стали Чихачев А. , Фельдман Х. , но она просуществовала недолго» - вспоминает Романова Е. В. , учитель истории Верхнеусинской средней школы в своих воспоминаниях «История села Верхнеусинского».

В 1931 году появляются колхозы. В Верхнеусинском были организованы колхозы «Красный пахарь», «Большевик» и «имени Молотова». На Нижнем Усу колхоз «имени Ворошилова», где работала моя прабабушка Григорьева Ксения Анатольевна (в девичестве Лоскутова); на Терешкиной – колхоз «Вперед»; на Таловке – колхоз «Красный пограничник»; на Усть-Уса (сейчас деревня затоплена Саяно – Шушенским водохранилищем) – колхоз «Кызыл-Хонык». В этом же, 1931 году по реке Изюп был образован Маралосовхоз.

Работая с документами в архиве села Ермаковского, мы обнаружили проект – схему и план – чертеж маральника, где указана точная дата его образования - 22. 04. 1931 года. (приложение №3). Мы нашли документы и письма, относящиеся к Маралосовхозу датированные 1931 годом. Из которых мы узнали, что для пополнения стада маралов велся отлов их диких сородичей в Усинской тайге, и в 30-е годы государство выделяло на это деньги. (приложение № 4, № 5). Эти документы подтверждали рассказ деда об отлове маралов.

Письмо за № 15 от 29. 09. 1931 года подтверждает и то, что часть маралов была закуплена на Алтае. В архиве мы встретили письма - отчеты Усинского Маралосовхоза в главную краевую контору ЗапСибторга в отдел животноводства и звероводства, в которых сообщалось о проблемах хозяйства. Поднимался вопрос о том, что «биркование» маралов не дало положительных результатов. Бирки, навешенные в 1928 – 1930 годах были оторваны животными. Дата - 1928 года, говорит о том, что Усинский Маралосовхоз возможно существовал уже в 1928 году. А поголовье маралов состояло из животных, принадлежащих раскулаченным крестьянам.

Ответ на вопрос, почему же маральник из урочища Изюп перенесли на новое место, вдоль участка старой трассы М – 54 я тоже нашел в письмах – отчетах Усинского маралосовхоза в главную краевую контору ЗапСибторга (Приложение №6). В них сообщалось о том, что место выбранное для маральника лежит на дне водоема (река Изюп). В летний период на маралов нападает гнус и пантовая муха, и причиняет вред маралам и их молодым рогам. Новый участок под названием 2-й участок Маралосовхоза лежит в обширной долине. Гнуса здесь намного меньше. На продуваемых гривах прохладно. В горах есть укромные места где могут укрыться маралы вне погоду. В жару, когда маралов беспокоит гнус, они уходят к белкам, снежникам на альпийские луга.

2-й участок Маралосовхоза

Деревня Маралосовхоз (или 2-й участок Маралосовхоза) расположена в 30 км от села Верхнеусинского, вдоль старой трассы М – 54, которая соединяет Усинск с Кызылом. Горные вершины поднимаются высоко над горизонтом. Природа благоприятствует здесь разведению маралов. Изгородь маральника тянется на несколько десятков километров. По другую сторону от дороги располагается сама деревня – одна улица с небольшим количеством домов, некоторые из них сейчас пустуют. Жителей осталось несколько человек. Начиная с 90-х годов XX века жизнь в Маралосовхозе начинает затухать. Хозяйство дающее прибыль, бывшее всегда рентабельным приходит в упадок. После реорганизации совхоза «Горносаянский» становится акционерным обществом. А с 2007 года маральник перестал существовать. Большую часть маралов после распада совхоза «Горносаянский» продали и увезли. Те, что остались, маралы сломали изгородь и разбежались по тайге. Были случаи когда охотники добывали марала с тавровым номером. Так как животные не ушли от маральника далеко.

Маралы и пантокрин

У каждого взрослого марала - самца есть свой небольшой участок тайги, куда он приходит в гон. Это время свадеб у маралов, оно приходится на конец сентября, начало октября. Туда приходят две-три маралухи. Бык ревниво охраняет свой гарем от посягательств других самцов. Молодые быки, неимеющие участка, ходят в поисках маралух, подавая голос. Тихим осенним вечером можно услышать их трубные звуки, далеко разносящие по долинам и увалам. Хозяин ревниво охраняет своих подруг, а молодой самец ходит неподалеку и часто ревет, как бы вызывая на бой. Если хозяин гарема сильнее (а они это чувствуют по голосу, запаху), молодой уходит. Бывает так, что оба быка чувствуют свою силу: ни один не хочет уступать. Тогда они сходятся на 30 – 40 метров, часто ревут, колотят ногами кусты и молодые деревца, роют копытами землю, но драться не решаются. Старые охотники рассказывают, что был случай, когда они нашли скелеты маралов со сплетенными рогами. Провидимому, маралы погибли, сойдясь в поединке, не сумев разъединить рога. Увидеть маральи бои охотникам удается редко. Сейчас, даже в «рев», услышать крик марала большая редкость, так как в последние два десятилетия добыча маралов была бесконтрольной и большой. Охотой стали заниматься многие жители Усинских деревень, так как остались без работы. Закрылись основные предприятия, где работали люди: совхоз «Горносаянский», маслозавод, «Маралосовхоз», зверосовхоз. Люди живут тем, что собирают орехи, ягоды, грибы, и продают их. Маралы не боятся холода. Страшен маралам глубокий снег, в глубоком снегу они беспомощны. В очень снежные зимы некоторые маралы гибнут от истощения. Снег в горах выпадает неравномерно. Маралы покидают места, где бывает много снега и переходят в лога, где мало снега, на так называемые зимние стойбища. Располагаются они всегда в одних и тех же местах. Этими знаниями пользовались охотники, когда занимались отловом маралов. Смертность маралов в естественных условиях высокая, но больше все же они гибнут от человека.

У марала ценятся молодые, наполненные кровью, растущие рога – панты. Более 2000 тысяч лет назад пришла с Востока слава об их чудодейственных свойствах. Панты увеличивают жизненную силу человека, укрепляют волю, мышцы, кости и т. д. В СССР было организовано их лабораторно-клиническое исследование, а в 1932 году профессором С. М. Павленко получен лекарственный препарат пантокрин. Лекарство быстро завоевало популярность на фармацевтическом рынке, а в годы Второй Мировой войны спасло многих раненых. Быстрое заживление ран от лекарств из пантов связанно с необычайной регенерацией рогов этих животных. Ни одна ткань млекопитающих не способна столь быстрому росту. От появления на костном основании черепа бугорка размером 2-5 см. до образования полуметровых рогов у маралов проходит 120-140 дней. Люди, работающие в Маралосовхозе на производстве пантов, своим трудом помогали родине победить врага.

Из воспоминаний старейшего мараловода - пантовара Маралосовхоза Николаевой Елены Иосифовны 1920 года рождения.

Долгое время она и ее муж, Николаев Анатолий Поликарпович, работали мараловодами в совхозе Маральский. Отсюда он ушел на фронт. Вернулся с войны и снова стал работать в Маралосовхозе, теперь уже управляющим. За достигнутые успехи в работе по разведению маралов много раз награждались грамотами. В 1954 году были награждены поездкой на ВДНХ в город Москву. (Приложение №7). «В 1947 году мы приехали на Куярт, - вспоминает Елена Иосифовна. Управляющим в это время был дед Сонаров. Позже управляющим стал мой муж – Николаев Анатолий Поликарпович. В то время было три участка, где содержали маралов: I – центральный участок, назывался 3-им (18 км. от Усинска по реке Изюп); II – 2-й участок Маралосовхоза; III – Куярт. Содержали маралов раньше по реке Изюпу. Я помню, как перевозили маралов на тракторе с 3-го участка на 2-й, а остальных гнали по тропе через Воробьев лог. Это по тайге километров 30. Перегонял маралов Николаев Анатолий Поликарпович и др. мараловоды. Ему за это вынесли благодарность. Маралов вынуждены были переводить с 3-го участка на 2-й, так как там не было условий для их содержания. Молодые рога на маралах съедали черви. Было много гнуса, а маральник находился в низине и ветра там не было. Часть маралов привезли с Алтая, а часть собрали у единоличников. Держали маралов отдельно от маралух и маралят. Осенью, когда маралухи «гуляют» запускают два три марала, каждый из них образует свой гарем. Маралов зимой кормили кормачи с сеном. Сено заготавливали вручную все: кормачи, сторожа, пантовары, объездные, управляющие. Когда не хватало корма пасли все кормачи. Для подкормки рубили молодые елочки. Завозили жмых, горох. Хлеб даже пекли подкармливать их. Овес сеяли на зеленку. Воду поить их брали из колодца. Он был в избушке, глубокий, 20 метров. Большие маралы ходили пить сами к колодам, в которые наливали воду, а маралятам воду возили на лошадях. Если они не успевали выпить ее, и она замерзала в колоде, приходилось выдалбливать лед. Зимой сторожили от волков, их тогда было много. По ночам жгли костры. А дети дома оставались одни, дети и кошка. Каждый день, зимой, летом, осенью, весной, в любую погоду, в четыре часа утра объездчики объезжали маральник. Помню работали на маральнике Тетюхина Нюра, Радченко Анна, Шатохин Ганька. Они работали кормачами на Куярте. На маральнике работали сосланные украинцы Марченюк, и молодая женщина Ганюся, работало двое тувинцев и наша семья Николаевых. Позже там стали работать Давыдов Алексей, Светлаков Ваня, Галстер (немец, жена его - якутка, они до сих пор живут на 2-м участке, бывшего маральника). На Куярте жили Белоголы (тувинцы). У них было три сына и дочь Люба. На 2-м участке жила еще семья Шишкиных. Сейчас они живут в селе Верхнеусинком. К ним еще писатель приезжал, который книгу с них писал. Книга называется «Хмель». (В семье Шишкиных хранится книга Черкасова с его автографом). Мой дедушка рассказывал, что Елена Иосифовна варила панты многим охотникам Усинска и знает рецепт их варки. Я попросил ее рассказать рецепт варки пантов. «Секрета здесь нету. Слушай и запоминай» – начала свой рассказ Елена Иосифовна. «Срезку пантов начинали в мае – июне месяце. Срезали рога, которые имели пять отростков. Марала потихоньку загоняют в станок. Надевают хомут, опускают пол и зажимают его. В это время марал, находится в неудобном положении, как бы подвешенным в воздухе. Пилят вручную, особой пилкой, рог номеруют. Рог перевернут должен быть, чтобы кровь не стекала, а «пенек» засыпают квасцами. Пол поднимают и марала выпускают в маральник. Варят панты в этот же день. Надо четыре человека, что бы было. Доводят воду в двух чашах до температуры 90º – 100º градусов. Сначало заваривают комель: опускают в кипяток два три раза, считают при этом до ста. Панты полностью в чашу не опускают. Когда опускают в горячую воду в следующий раз, считают уже меньше, до девяносто. Дальше считают меньше и меньше. Потом «заваривают» также макушку рога. Пока один рог остывает, заваривают другой. Первый раз заваришь, выносишь в ветреницу – продувное помещение (Приложение №8). Рога вешают на жердины. Каждая пара с номером. На следующий день снова заваривают, и так до семи раз. Между «ветренкой» и местом, где варят, находится сушилка. В ней температуру доводят до 90º, жарче, чем в бане. Подсушили и снова подваривают. Варить надо до шоколадного цвета. Усыхают рога на 60%. Некоторые рога были по 17 кг. Это те, что имели семь, восемь, девять отростков. Перворожки не режут. Сохнут панты 2,5 месяца, до сентября. Рога увозили в Новосибирск и продавали в Корею, позже в Японию. Запомни, может кому – то сгодится. » - так закончила свой рассказ Елена Иосифовна.

В Усинской котловине разведением маралов стали заниматься в конце 19 века, частные хозяйства. Образовались маральники. В 1928 – 30 гг. хозяева этих маральников были раскулачены и сосланы, имущество передано государству. Заимки, небольшие деревни, постепенно перестали существовать. В это же время создаются советские маральники: Куярт, центральный Маралосовхоз, 3-й участок Маралосовхоза. Создаются и развиваются новые деревни. Маральники, деревни и женщины работающие в них выстояли в трудные военные и после военные годы. Наступившие 80-90гг. XX века принесли в наши деревни запустение, развал. Маральники перестали существовать. Люди разъехались, кто куда. На месте маральника осталась лишь изгородь, на месте деревень – несколько домов, где доживают свой век старики. Изучая историю деревень, вслушиваясь в рассказы деда, воспоминания старожилов, я понял, что причины исчезновения наших деревень тесно связаны с историческими событиями, происходившими в нашей стране:

20 – 30 гг. XX века – период коллективизации. Исчезли маленькие заимки. В государстве создаются коллективные хозяйства, более крупные деревни. 60-70 гг. XX века – это период создания совхозов, укрупнение хозяйства. Перестают существовать маленькие деревни, где были коллективные хозяйства – колхозы. 90 г. XX века – перестроечные годы, поглотили теперь уже эти укрупненные хозяйства: Маралосовхоз, и сам совхоз «Горносаянский». Наши родители остались без работы. Молодежь уезжает из деревни. Люди выживают, кто как может. В наше время мараловодство, как традиционный вид занятий перестал существовать. Панты по-прежнему ценятся. У охотников их скупают очень дешево перекупщики и продают в Китай, но уже по дорогой цене. История наших деревень богата трудовыми достижениями. Местность богата природными, лесными и водными ресурсами. Однако невольно задумываешься над тем, какое будущее ждет оставшихся два села, Нижнеусинское и Верхнеусинское. Я считаю, что села могли бы развиваться и жить за счет более глубокой переработки лесных ресурсов, а так же разведения маралов, туризма. Считаю, что за этим будущее.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)