Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Масонская символика в сказочной повести А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Где мудрость, утраченная нами ради знания?

Где знание, утраченное нами ради сведений?

Томас Элиот

Повесть Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» была написана в 1935 году. Удивительно, что во время, столь сложное, Алексей Николаевич создает именно сказку, произведение детское. Не менее удивительно и то, что до этого писатель создал произведения более чем серьезные: эпопею «Хождение по мукам», рассказы «Первые террористы», «День Петра», «Наваждение», повести «Гадюка», «Голубые города». К чему это обращение к теме кукольного театра, создание образа веселого мальчика, сделанного из полена? И сам писатель сознательно вводит читателя в заблуждение, открывая свою повесть «Предисловием»:

«Когда я был маленький, -очень, очень давно, я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски – буратино.

Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем не было».

В этом фрагменте обращают на себя внимание две детали:

1) Алексей Толстой не мог читать книгу о приключениях Пиноккио в детстве, т. к. она появилась в России в 1908 году, когда писателю исполнилось уже 25 лет;

2) Алексей Толстой пытается убедить читателя, что его повесть –переложение повести итальянского писателя с некоторыми добавлениями; но Пиноккио, как вы помните, по сюжету повести, стремится стать человеком, а Буратино стремится совершенно к другому –найти ключ от таинственной двери и открыть ее, т. е. русский автор полностью изменил сюжет произведения.

Все эти детали наводят на мысль, что в произведении А. Н. Толстого есть довольно глубокий подтекст, разглядеть который под силу только очень внимательному читателю. Перечитав повесть «Золотой ключик» более внимательно, мы обнаружили в ней большое количество символов, которые не должны иметь никакого отношения к детской литературе, потому что имеют непосредственное отношение к тайнам общества масонов.

Цель нашей работы – проанализировать слова с символическим значением в повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино», определить замысел автора в связи с использованием слов-символов в своем произведении.

Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

1) выявить слова с символическим значением в повести

А. Толстого;

2) проанализировать структурно-грамматические и лексико-семантические группы слов-символов в повести «Золотой ключик»;

3) выявить особенности употребления данных единиц в художественном тексте, сопоставив символы, использованные в повести Толстого, с символами тайного общества вольных каменщиков.

В ходе работы нами были использованы следующие методы исследования:

1) статистический, который позволил установить количество слов- символов в тексте повести;

2) структурно-семантический, который позволил описать структурные и смысловые особенности символов, использованных Алексеем Толстым.

Кроме того, были использованы приемы наблюдения, анализа и сопоставления.

Практическая значимость этой работы состоит в том, что материал можно использовать в школе на уроках литературы при изучении творчества Алексея Николаевича Толстого и на уроках русского и родного (русского) языка при изучении темы «Средства выразительности лексики. Символы».

В современной лингвистике символ понимается как особая коммуникационная модель, интегрирующая индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры. Его функция связана с интеграцией коллективного сознания в рамках единого смыслового пространства и с предельной индивидуализацией смысловых миров.

Символ в искусстве есть характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

Существует следующая классификация символов

1. Этнические символы использовались и используются определенной группой людей, чаще всего это какая-либо раса или народ.

Культурные символы используются в определенной культуре или в определенное историческое время; к таким символам относится, например, свастика.

Специальные символы используются для каких-либо специальных целей или в специальных ситуациях. Это геральдические , астрологические, геометрические символы, числа, цвета, животные и растения, символы Таро и др.

Поскольку в исследовании мы обратились к литературному произведению, то символы, которые мы обнаружили, имеют прежде всего языковое, словесное выражение. На страницах повести «Золотой ключик» нами обнаружено более двухсот пятидесяти слов-символов, в основном это специальные символы.

Автор подчеркивает особое значение слов-символов многократным их повторением в детальных описаниях героев и их поступков, чтобы даже самый недогадливый читатель обратил внимание, понял тайный замысел автора.

Приведем пример использования числового символа «четыре» в сказке.

- Мальчик, в таком случае возьмите за четыре сольдо мою новую азбуку.

- Давай, пожалуй,- сказал мальчик, взял азбуку и нехотя отсчитал четыре сольдо.

Четверо портных шили из старых Девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм.

Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.

Нередко одни и те же слова-символы повторяются в пределах очень небольшого контекста (один абзац, соседние предложения), что является не совсем типичным для художественных произведений и не характерно для прозы А. Толстого.

В критической литературе последних лет ученые-литературоведы часто вели дискуссии о том. Был ли Алексей Толстой масоном. Этот вопрос заинтересовал и нас, поэтому мы решили обратиться к произведениям писателя и найти в них отголоски идей франкмасонов. Наиболее странным, как говорилось выше, нам показалось произведение о приключениях Буратино. В нем очень много несоответствий (анахронизмов) и повторов, представляющих собой символы, что убедило нас в наличии второго смысла в этом произведении.

Грамматическая характеристика слов-символов в повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Издавна человека интересуют вопросы о появлении того или иного слова и сопоставление понятия и его наименования. Человек мыслит понятиями, поэтому разговор о любых языковых единицах немыслим без рассмотрения структурно-грамматической характеристики и семантики слов. Обращаясь к частеречной характеристике слов-символов, использованных Алексеем Толстым, мы в первую очередь попытались выявить, к какому кругу понятий обращает внимание своих читателей писатель.

Среди слов-символов, использованных писателем на страницах повести, можно отметить существительные, числительные, прилагательные и глаголы.

Самую многочисленную группу представляют имена существительные. Их в повести 153.

Например:

1)Тогда Буратино вскочил на стул, со стула на стол, схватил молоток и запустил его в голову Говорящему Сверчку.

2) Стащил с ноги деревянный башмак и запустил им в крысу.

Эти имена существительные дают представления о предметах мира, окружающего главных героев повести, создают художественные детали. Кроме того, большинство из этих слов являются символами, характеризующими мировосприятие масона (детали обряда, предметы, используемые в обряде посвящения).

На втором месте по употреблению находятся имена числительные, которых в произведении

Например:.

1) Около его головы бесшумно поднялся бугорок земли, вылез бархатный крот с розовыми ладонями, пискляво чихнул три раза

2) Синьор Карабас вместо того, чтобы сжечь Буратино, дает ему пять золотых монет и отпускает домой.

Имена числительные А. Толстой использует не только для того, чтобы придать повествованию точность, сделать его более детальным. Основная цель их использования - указать на двуплановость сказки, наличие подтекста (дело в том, что именно числительные в тексте повести повторяются особенно настойчиво, словно это некий тайный код).

1) Среди числительных, использованных в повести, преобладают простые количественные (65), обозначающие числа первого десятка (с точки зрения нумерологов, именно эти числительные обладают наибольшей энергетикой). Сложных и составных количественных числительных всего 6.

Единичны случаи употребления порядковых числительных, примечательно, что во всех трех случаях использованы числительные, образованные от слова «три». Числительное «третий» используется в основном при описании испытаний, которые выпадают на долю героев произведения. Скорее всего, автор при помощи этих слов указывает на структуру обряда посвящения в масоны.

На третьем месте по употреблению в повести «Золотой ключик» находятся имена прилагательные. Их всего 20.

Например:

1) Вернувшись, погрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление.

2) На перекрестке стоял огромный полицейский с закрученными усами и в треугольной шляпе.

Интересно, на наш взгляд, то, что большинство прилагательных, использованных в тексте, образованы суффиксальным способом от существительных «дерево» или «золото» (именно эти слова фигурируют в обеих частях названия: золотой ключик, приключения Буратино - деревянной куклы), таким образом, уводят читателя в мир символов. Кроме того, А. Толстой использует прилагательные, образованные способом сложении, причем первой частью являются числительные с символическим значением (семь, три). На наш взгляд, эти прилагательные усиливают звучание числительных-символов, одновременно характеризую предметы-символы (плетка, колпак).

Весьма немногочисленны глаголы, обозначающие символические действия (их около 10).

Например:

1) Он схватил Буратино, отнес в кладовую театра и повесил на гвоздь.

2) - Плати, негодяй, или проткну тебя, как жука!

Глаголы дают представление о действиях героев, причем действия эти, неоднократно повторенные, описывают в символах некий обряд.

Итак, анализ лексико-грамматических классов слов, являющихся символами в повести «Золотой ключик», показал, что наиболее частотны имена существительные, представляющие предметы, связанные с масонством, и количественные числительные первого десятка, указывающие на магический характер происходящих событий-обрядов.

Семантическая характеристика слов-символов, использованных в сказочной повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Проанализировав частеречную принадлежность символов из повести Алексея Толстого, мы обратились к характеристике семантики этих слов, т. к. человек воспринимает окружающий мир именно с точки зрения значения понятий, его окружающих. Как было сказано во введении, Алексей Толстой использует в основном специальные символы. Рассмотрим семантические группы слов-символов.

Самую большую группу образуют символы, связанные с человеком. Таких словоупотреблений более ста. Среди символов, характеризующих мир человека, выделяются такие группы.

Конкретные предметы.

Таких символов около 80. Среди них можно выделить такие подгруппы.

1. Элементы одежды. Интересно, что автор называет только два элемента: головные уборы (колпаки и шляпы) и деревянные башмаки, словно герои, кроме этих предметов, ничего не носят. Это и является указанием на символический характер повествования. Например:

1) На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в черных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звездами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки.

2. Инструменты, являющиеся специальными символами масонов. К ним относятся молоток, кирпич, шахматная доска, ключ. Например:

1) С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков.

Слово «кирпич» должно напомнить читателю об обществе вольных каменщиков. Молоток - символ воли. Золотой ключик - символ познания, открытия, символ ключа царя Соломона (символическая !азбука», тайные письмена, открывающие тайны мира). Главная цель Буратино не совпадает с целью прототипа - Пиноккио. Пиноккио хочет стать человеком, Буратино ищет золотой ключик, то есть стремится к познанию тайн мира через посвящение в тайный орден (в финале повести он находит новый, необычный театр).

3. Символы света и тепла. В повести это очаг, свеча и фонарь (12 упоминаний). Например:

1) Вспыхнули матовые уличные фонари.

Известно, что огонь - символ одной из стихий, положенных в основу творения Земли. Этот символ, наряду с землей, воздухом и водой, чтили масоны. Посвящение в масоны было связано с прохождением испытаний, связанных с этими стихиями. Вспомним испытания, через которые пришлось пройти Буратино: его едва не сожгли, он был подвешен в воздухе, оказался в пруду у черепахи Тортилы, закапывал деньги в землю. По сути, сюжет произведения представляет последовательность событий, через которые должен пройти неофит, прежде чем станет масоном.

4. Помещение, элементы интерьера. Таких словоупотреблений 13. В основном упоминаются замкнутые пространства: чуланы, каморки, подвалы. Из элементов интерьера называются лестницы и окна. Например:

1) - Когда вам придется просидеть в чулане до утра

Все вышеперечисленные примеры довольно подробно описывают символические действия, которые должен совершить кандидат: в начале обряда его заводят в Комнату Размышлений, выкрашенную в черный цвет. В ней кандидат напишет на бумаге клятвы, которые он даст себе и людям (не этого ли добивалась от Буратино Мальвина, а он вместо того, чтобы выполнить задание, окунул нос в чернила, за что и был наказан). Потом ему зададут вопрос, в чем заключается его присяга перед Богом. После ответа на это вопрос неофиту завязывают глаза и, обычно по лестнице, проводят в главное помещение. Каморка при этом символизирует старую жизнь, оставшуюся в прошлом, лестница - трудность дороги к новому, а дверь - последней преградой, разделяющей человека и новую, светлую жизнь.

5. Испытания, оружие. Их 13.

Среди испытаний, которые приходится преодолевать Буратино, преобладают повешение или падение вниз головой, что, очевидно, символизирует спуск по лестнице при посвящении, и касание тела ножом или вертелом, что, по-видимому символизирует прикосновение к телу неофита кончиками шпаг. В тексте упоминаетс два типа оружия: перочинный нож и семихвостая плетка. Например:

1)Наконец разбойники решили повесить его вниз головой, привязали к ногам веревку, и Буратино повис на дубовой ветке.

6. Люди. Таких символических выражений 8.

Интересно то, что герои сказочной повести , кроме Карло, Джузеппе, Дуремара, Карабаса Барабаса и некоторых других, называются исключительно деревянными человечками. Возможно, это связано тем, что дерево символизирует первичное состояние непосвященных людей, а после прохождения обряда они перейдут в совершенно иное состояние. Приведем примеры номинаций главных героев:

1) Спасите ни в чем не виноватых деревянных человечков!

При описании внешности в первую очередь автор обращает внимание на глаза:

1) Глаза у нее были закрыты.

Глаз, заключенный в треугольник, у масонов назывался «лучезарной дельтой», это изображение обозначает властительную вершину - треугольное око так называемого «Великого Архитектора Вселенной», это знак просвещенности или принципа сознания, напоминающий масону о всепроникновении Творца, Высшего Бытия. Глаз - главный масонский символ первого градуса, степени ученика (в повести упоминаются только при описании деревянных человечков).

7. Символические действия, предметы, связанные с учебой (4). Например:

1)В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.

Вполне вероятно, что эти символы связаны с так называемым просветительским масонством, члены этого общества считали, что путь ко всеобщему счастью лежит через просвещение окружающих. Буратино, продавший азбуку, т. е. не желающий учиться, был сурово наказан и должен был пройти серьезные испытания, прежде чем смог вернуться в свой дом и открыть тайну двери. Закрытой холстом. Азбука с «занимательными картинками» заставляет вспомнить о картах Таро, с которыми повествование неразрывно связано, т. к. многие события повести напоминают изображения на этих картах судьбы, созданных, по преданию, на основе книг Соломона.

8. Деньги. Упоминаний этого символа более 20.

Это золотые монеты. Их либо пять, либо четыре. Например:

1)Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.

Деньги в повести являются символом могущества, власти, исполнения желаний, но, как правило, принадлежат отрицательным героям, а положительным пользы не приносят, только вредят. По сюжету, деньги, полученные Буратино от Карабаса Барабаса, Базилио и Алиса всеми способами пытаются у него отнять. Это также может быть связано с обрядом принятия в братство вольных каменщиков, т. к. неофит должен был внести определенную денежную сумму перед вступлением в члены ложи.

9. Символы времени - часы. Они упоминаются около 10 раз. Например: a. Артемон, скидывай тюки, снимай часы, - будем драться!

10. Геометрические символы. Их 5. Например: a. На перекрестке стоял огромный полицейский с закрученными усами и в треугольной шляпе.

В повести упоминаются три основных геометрических символа: круг, квадрат и треугольник. Круг - символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства, знак неба, воздуха. Круг в понимании масонов - конец всех фигур, в нем заключена тайна творения. Треугольник - символ всевидящего ока Бога, воплощение принципа троичности. Треугольник вершиной вверх - мужской символ, символ огня, небесных сил. Квадрат - символ земли.

Всего числовых упоминаний в повести А. Толстого более 80. В масонстве используется символика чисел, пришедшая от пифагорийцев.

1. Два, дуада - символ невежества и мать мудрости, двоичности мира. Упоминаний числа 2 в повести 14. Например:

1) Он навьючил на Артемона два узла с самыми разными необходимыми вещами.

2. Три , триада - символ трех миров: небесного, земного, подземного; символ трех времен: прошедшего, настоящего и будущего. Упоминаний числа 3 в повести 25. Например:

1) Ты совершил три преступления, негодяй: ты - беспризорный, беспаспортный и безработный.

3. Четыре - тетрада, определяющая первое геометрическое тело, объем. Это число земли, устойчивое, конечное. Таких символов в повести более 20. Например:

1) Мальчик, в таком случае возьмите за четыре сольдо мою новую азбуку.

4. Пять - символ человека, символ проницаемости и жизнеспособности, здоровья, победы духовного над материальным. В повести число 5 упоминается 5 раз. Например:

1) Буратино положил пять золотых монет в карман и ответил с вежливым поклоном.

5. Шесть - гексада, символ сотворения мира. В повести это число упоминается 5 раз и связано прежде всего с обозначением времени. Например:

1) На городской башне часы пробили шесть.

6. Семь - число таинств, относящихся к духовной стороне вещей. Это число упоминается в повести 3 раза и связано с Карабасом Барабасом: он вооружен семихвостой плеткой:

Вернувшись, погрозил плеткой, чтобы они продолжали представление.

Единичны употребления числительных пятнадцать, пятьдесят, сто.

Как видим, числа выбраны автором не случайно: они являются элементами мира масонов, должны стать ключом к пониманию произведения, являются шифром для посвященных.

Животные

Таких символов в повести 35.

В повести упоминаются насекомые: Говорящий Сверчок(три раза), пауки (два раза), бабочки, гусеницы, жуки. Сверчок - символ дома, очага, уюта, домоседства. Он первым пытается приобщить Буратино к тайнам мира. Паук - символ зла и дьявола, ткущего паутину для душ грешников. Появляется перед героем в те моменты, когда его поступки противоречат нравственным канонам.

Обитатели водного мира: черепаха Тортила, змея удав, жабы, зеркальный карп. Лишь один из этих героев имеет имя - Тортила, потому что она становится своеобразным двигателем сюжета, подарив Буратино золотой ключик. Черепаха - символ мудрости, ответственности, потому что она уходит в себя и защитой для нее является она сама. Жаба - символ уродства, за которым может скрываться прекрасная душа. Змея, как и черепаха, символ мудрости.

Из птиц в повести упомянуты лебедь и сова.

Представители животного мира: летучая мышь (ассоциируется с черной магией: летучая мышь выводит Буратино из чулана и приводит к коту Базилио и лисе Алисе), кот (символ магнетических сил), лиса (символ хитрости, изворотливости). Все эти животные представляют темные, злые силы, пытающиеся воспрепятствовать Буратино при достижении им цели. Им противопоставлен пудель Артемон, похожий на льва. Лев - символ царственной власти, символ огня и Солнца. Лев - алхимический знак золота.

Например:

1) -Хорошо, я уйду, хотя мне грустно покидать комнату, где я прожил сто лет, - ответил Говорящий Сверчок, - но, прежде чем я уйду, выслушай полезный совет.

Астрономические символы, явления природы

Эти символы используются 15 раз. Например:

1) Луна уже клонилась за холмы.

Солнце - символ всемогущества, изображался на многих гравюрах, изображающих франкмасонов и их деятельность. Звезда - символ вечности, высоких стремлений, идеалов. Луна - символ магии, таинственных сил природы, судьбы. Все эти символы в повести «Приключения Буратино» объединены в пределах одного рисунка, взаимодействуют.

Не менее интересно использование еще одного символа - молнии. Например:

1) Тут занавес упал, и на нем опять заблестел золотой зигзаг молнии.

Молния символизирует знание. Это один из символов просветительского масонства.

Цветовые символы

Таких символов произведении 11. называются в основном три цвета: черный, белый, золотой.

Белый цвет символизирует божественную мудрость, чистоту, свет и ассоциируется с религиозными обрядами; черный символизирует смерть, грех, зло, отрицание и отчаяние. Эти два цвета передают борьбу, которая происходит в душе главного героя, выбирающего между увеселениями жизни и учением. Золотой (желтый) в повести имеет два противоположных значения: с одной стороны, он символизирует богатство, несущее в мир зло, растлевающее души; с другой стороны, он символизирует славу, премудрость Творца. Ключик, который открыл для деревянных человечков заветную дверь, золотого цвета. В триаде солнечных цветов желтый соответствует разуму, т. е. это символ, дополняющий другие: солнце, черепаха, сова, змея и пр.

Масонская символика и повесть Алексея Толстого

Во второй главе проведен частичный анализ символики повести Толстого с точки зрения ее отнесенности к ордену масонов. В самом деле, очень многое в «Золотом ключике» заставляет задуматься. Само творение папой Карло мальчика из полена (дерево - символ земли) является символическим. Буратино напоминает Карло об отсутствии одежды, и то сразу изобретает необычный наряд вспомним, что истинный масон должен был помнить бедствующих людях. Но одежду Карло не покупает, ее он создает, первая же покупка, которую он совершает, - азбука с красивыми картинками. Здесь следует вспомнить о Библии, являющейся одним из центральных элементов обрядовой системы масонов, или о Книге притч Соломоновых, почитаемой всеми масонами. В дальнейшее символическое значение имеют сцены разговора Буратино с Говорящим Сверчком, который напоминает о необходимости учиться и «метания» в сверчка молотка, в крысу - деревянного башмака. Эти действия и предметы напрямую указывают на масонский обряд посвящения.

Но Буратино учиться не хочет, его увлекает театр Карабаса Барабаса. Он продает азбуку за символическую сумму 4 сольдо и отказывается таким образом от просвещения - наиболее важного понятия для всех масонов. Из-за такого отступничества Буратино вынужден пройти множество символических испытаний, прежде чем сможет получить золотой ключик - символ открытия тайн бытия - и вернуться в ту самую каморку, из которой и начал свои путешествия. Обращает на себя внимание хронотоп произведения: время действия - почти всегда 6 часов, место действия - каморка, чулан, либо открытое пространство, совмещающее 4 стихии.

Масоны, проходя обряд посвящения, проходили символическое испытание этими стихиями, Буратино проходит вполне реальные испытания. Ему противостоят животные, являющиеся символическим воплощением зла: кот, лиса, летучая мышь, пауки. На его стороне не менее символические существа: деревянные человечки (очевидно, другие неофиты) и животные и птицы, воплощающие мудрость и силу - сова, лев пудель (в повести подчеркивается, что Артемон ежедневно подправляет свою стрижку «подо льва»). Странствуя и испытывая лишения, Буратино приходит к осознанию важности просвещения, дружбы, взаимовыручки, он изменяется. И в награду получает золотой ключик, и вместе с друзьями становится обладателем театра «Молния». Молния - масонский символ разума, внутреннего озарения. И в этот момент автор почти напрямую говорит о масонстве:

-Эта дверца и этот золотой ключик, - проговорил Карло, - сделаны очень давно каким-то искусным мастером.

Мастер, как известно, высшая степень посвящения в масонстве.

Еще один эпизод, напрямую обращающий знатока к масонской тематике, представлен ниже.

Первое, что они увидели, когда пролезли в отверстие, - это расходящиеся лучи солнца. Они падали со сводчатого потолка сквозь круглое окно.

Этот эпизод точно воспроизводит историю открытия склепа, в котором покоились останки отца Христиана Розенкрейца, одного из основателей ордена Розенкрейцеров: «Над гробницей, лежавшей за потайной дверью, были начертаны латинские слова, означавшие «через 120 лет я возвращусь». Войдя в гробницу, братья обнаружили алтарь в центре семистенного склепа, каждая стена которого была еще разделена на множество отсеков. И хотя в это помещение никак не мог проникнуть солнечный свет, оно было озарено ослепительным светом».

При анализе слов-символов мы обратили внимание на сходство анализируемых средств с символическими изображениями из Старшей Арканы карт Таро.

Старшая Аркана состоит из 22 символических карт, восходит к изображениям в древнеегипетских храмах при посвящении неофитов в жреческую касту.

Суть карты - мудрый направляет феномены природы и его никогда нельзя провести. Правая рука указывает на стол, в левой маг держит палку, символизирующую его мастерство в сфере земной Вселенной. Палка - жезл Иакова. На столе меч - принадлежность Голиафа, или мистическое острие философа, чаша - Святой Грааль - и монета - дань и плата Мастера Строителя.

Оккультное значение - воля

Эта карта детально воспроизведена в сцене сотворения Буратино: маг - папа Карло (из одежды на нем автор описывает только широкополую шляпу), стол - верстак, палка - полено, меч - рубанок.

Эта символическая фигура олицетворяет Божественную премудрость. Папесса покрыта голубой вуалью, что означает: лицо истины никогда не открывается полностью непосвященному.

Оккультное значение - знание.

В повести одной из главных героинь является Мальвина, девочка с голубыми волосами. Она единственная сбежала из театра Карабаса Барабаса, ей подчиняются насекомые, птицы и животные. Попав к ней, Буратино снова подвергается испытаниям: он должен записать некие слова, но, испачкав лист бумаги, был заперт в темный чулан.

Карта означает Возвышенного, скачущего в колеснице Творения. 4 столба, поддерживающие навес, символизируют 4 Могущества, на которых держится мир, представленный звездным пологом. Возвышенный держит кривую саблю Луны, бородат, что означает зрелость, его скипетр (эмблема трехмерной Вселенной) увенчан квадратом, на котором изображен круг, пронзенный треугольником. Его плечи украшены лунными полумесяцамиУрим и Туммим. В колесницу запряжены черный и белый сфинксы, олицетворяющие секрктную и неизвестную силу, с помощью которой победоносный правитель непрерывно движется через различные части вселенной.

Оккультное значение - победа.

Возвышенный, изображенный на карте, очень похож на Карабаса Барабаса: оба бородаты, вооружены знаком власти (скипетр - семихвостая плетка). Театр Карабаса очень похож на колесницу Врзвышенного: есть занавес, украшенный астрологической символикой.

Молодая девушка символизирует духовную силу, а лев, на котором она сидит, - либо животный миро, которым она управляет, либо Тайную мудрость, хозяйкой которой она является.

Оккультное значение карты - сила.

В повести есть эпизод, когда куклы бегут от Карабаса Барабаса, Мальвина едет верхом на пуделе Артемоне, похожем на льва.

Изображает молодого человека, подвешенного за одну ногу к перекладине, последняя держится на двух бревнах, с каждого из которых обрублено по шесть веток. Чтобы достичь высот философии, человек должен перевернуть свой образ жизни, потерять свой собственный смысл, отказаться от правил золота в пользу золотого правила.

Буратино, преследуемый и настигнутый разбойниками, не желает расставаться с деньгами, за что был связан и повешен на дерево вверх ногами. Именно с этого момента начинается духовное преображение главного героя.

Как видно, Алексей Толстой действительно хорошо разбирался в масонской символике и прекрасно знал толкования карт Таро, более того, эти знания он реализовал в своей сказочной повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино», содержание которой приобрело от этого отнюдь не детское значение. Сейчас можно лишь предполагать, являлся ли сам автор членом ордена масонов и хотел в своем произведении показать, минуя цензуру, что масоны в России продолжают существовать, несмотря н6а преследования ВЧК-ГПУ-НКВД, либо это произведение пародийного характера и в нем взгляды масонов подвергаются критической оценке. На этот вопрос еще предстоит ответить исследователям литературы. Одно точно: сказочная повесть Алексея Толстого перенасыщена древними символами, характеризующими мировоззрения древних людей и масонских организаций, а значит, детская повесть на самом деле адресована взрослым людям и является шифром, нуждающимся в тщательном исследовании.

Проанализированный материал позволяет нам сделать такие выводы.

1. В повести А. Толстого более 250 слов-символов.

2. Среди проанализированных слов выявлены существительные, числительные, прилагательные и глаголы. Самую многочисленную группу слов-символов представляют существительные - более 150 единиц.

3. Алексей Толстой использует различные тематические группы слов-символов: «Конкретные предметы», «Числа», «Животные», «Астрономические символы», «Цвет». Наиболее частотные - «Конкретные предметы» и «Числа». Наиболее частотны символы со значением «Конкретные предметы» (80 словоупотреблений) и «Числа» (80 словоупотреблений).

4. Большинство слов с символическим значением неоднократно повторяется , некоторые из символов по значению дублируют или дополняют друг друга, а значит, автор хочет привлечь к ним внимание читателя.

5. Проанализированные слова-символы имеют непосредственное отношение к философии религиозного ордена масонов - вольных каменщиков, раскрывают как особенности мировоззрения членов братства, так и детали обрядовой стороны деятельности масонов.

6. Многие сюжеты произведения воспроизводят картинки, изображенные на картах Таро.

7. Произведение «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и жизнь его автора, Алексея Толстого, требует более внимательного рассмотрения, чтобы ответить на вопрос: является повесть пародией на деятельность масонов, или это знак для братьев, проживающих в других странах, указывающий на то, что масонство в Советской России не уничтожено, продолжает существовать.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)