Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мастерство А. С. Пушкина в создании женских образов в произведениях "Дубровский" и "Повести покойного"

РОМАН "ДУБРОВСКИЙ"

Сюжет для романа "Дубровский" основан на реальных событиях. От своего приятеля Нащокина Пушкин узнал печальную историю помещика Островского: тот был небогат, судился с соседом из-за земли, проиграл судебный процесс, остался без имения и вместе со своими крестьянами занялся грабежами. Пушкин решил написать о нем, но героя назвал Владимиром Дубровским. Сама же эта фамилия "пришла" из реальной жизни: в XIX веке у нижегородского помещика Дубровского суд отобрал имение, также там жил и богатый наместник Троекуров. А название самой деревни Кистеневки идет от названия деревни Кистенева Нижегородской губернии, принадлежавшей семье Пушкиных (стр. 7, 5 кн. ).

Самое главное – драматическая основа романа – конфликт между богатым наместником Троекуровым и бедным дворянином Дубровским. Эта проблема особенно была актуальна в XIX веке.

Казалось, дружба навеки связывает двух бывших военных – отставного поручика Андрея Гавриловича Дубровского и генерал-аншефа Троекурова. Но, несмотря на высокую должность, генерал-аншеф относился к своему более низкому по званию товарищу дружелюбно, лишний раз не напоминая об их сословных различиях. "Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах и в наклонностях" (стр. 28, 5 кн. ). Однако это не помешало их ссоре. Оба были упрямы и не стерпели обиды. Дубровский был оскорблен словами троекуровского псаря и потребовал его выдачи, но он не знал, с кем связывается.

Разгорался конфликт между людьми, находившимися на разных ступенях социальной лестницы. Огромное расстояние отделяет богатых, имеющих власть, от бедных, не имеющих власти, ни даже возможности доказать свою правоту.

Если первый том романа был посвящен описанию ссоры между Дубровским и Троекуровым, то основная мысль второго – любовная интрига, развивающаяся между детьми врагов.

Второй том начинается с описания праздника, который устроил Кирилла Петрович, на котором присутствует загадочный Дефорж. Страницы с участием этого француза захватывают загадкой, затем, когда тайна Дефоржа открывается, продолжают увлекать новыми событиями.

У Андрея Гавриловича – сын, у Кириллы Петровича – дочь. В начале романа, еще не поссорившись с товарищем, Троекуров предлагал: "Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли твоему Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол" (стр. 29, 5 кн. ). На что Дубровский дружелюбно, но неизменно отвечал: "Нет, Кирилла Петрович: мой Володька не жених Марии Кирилловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки" (стр. 29, 5 кн. ). Еще в этих строках содержится намек на то, что между молодыми людьми в будущем обязательно что-то произойдет.

Обстоятельства их знакомства романтичны: Владимир бродит вокруг поместья обидчика с жаждой мести, но, увидев его прекрасную дочь, влюбляется и отказывается от мести врагу. Мария же влюбляется в прекрасного француза учителя, даже не подозревая, что он – обиженный и разоренный ее отцом Дубровский.

Есть сведения, что Пушкин заканчивал свой первоначальный роман по-другому: герои женятся, Дубровский распускает шайку, жена рожает. В окончательном варианте участь возлюбленных иная: Мария выходит за нелюбимого, но естественно богатого, Владимир распускает шайку. Все это совершается по законам жизни, а не по правилам романов: зло уничтожено, герои живут долго и счастливо. "Неправильная" концовка интригует, читатель ждет продолжения романа, но его не будет, читатель расстраивается. Но это гораздо увлекательней банальных романов. Это делает произведение неповторимым, приближенным к реальной жизни.

Марья Кирилловна была воспитана в строгих аристократических правилах. Поэтому при появлении в их доме учителя французского, Мария поначалу не проявила к нему интереса. "Учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казались ей мужчиною". Да и с людьми, тем более с мужской половиной, она общалась мало. У Маши не было подруг, и поэтому она казалась одинокою. Когда в их дом приезжали гости, она редко появлялась при них. Это говорит нам о ее скромности и застенчивости.

Марья Кирилловна пыталась добиться внимания учителя, но это ей совсем не требовалось, ведь Дефорж (а точнее переодетый Дубровский) сам был в нее влюблен. Каждый день приносил Марии новые вести, то какой Дефорж сильный, то какой интеллигентный и воспитанный. Их влекло друг к другу, и Марья Кирилловна не могла этого предотвратить. Казалось, все на стороне их любви, даже отец, которому приглянулся молодой француз. Но Дубровского соблазнило богатство Спицына, и ему пришлось признаться Маше, кто он на самом деле. После чего он покинул Покровское.

Мария обещала Владимиру, что как только у нее в жизни будут трудности, она обратится к нему. И вот перед ней появилась эта трудность – брак по расчету. Дубровский взялся ей помочь, но опоздал и настиг карету лишь после венчания. Владимир предложил Маше оставить князя и отправиться с полюбившимся ей Дубровским, но супружеский долг не позволил ей это сделать. Это говорит нам о том, какие благородные у нее жизненные принципы.

ПОВЕСТИ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА

Осень 1830 года Пушкин прожил в Болдино – нижегородской деревне своего отца. Он любил осень – в эти месяцы ему работалось особенно легко и свободно. Он признавался: "И с каждой осенью я расцветаю вновь и вновь". Болдинская осень оказалась порой необыкновенного расцвета таланта писателя. Все планы выполнялись стремительно и вдохновенно. За три месяца он написал много стихотворений, поэм и проз, но в центре была работа над "Евгением Онегиным" и пятью повестями: "Выстрел", "Метель", "Гробовщик", "Станционный смотритель" и "Барышня-Крестьянка", которые он объединил одним названием – "Повести покойного Ивана Петровича Белкина" (стр. 5, 1 кн. ).

Писатель создал нечто новое – издал повести под именем вымышленной фигуры Белкина, который служил в армии, вышел в отставку, поселился в своей деревеньке, ездил в город, останавливался погостить на почтовых станциях. Он записывал истории, рассказанные ему другими личностями. Вот краткая биография о нем, рассказанная его другом: "Иван Петрович Белкин родился в 1798 году в селе Горюхине. Он вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств. Был он росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой, лицом был бел и худощав. Белкин осенью 1828 занемог простудною лихорадкою и умер" (стр. 196-198, 2 кн. ).

Авторская роль Белкина определена так: он обрабатывал услышанные им в разное время рассказы, "старался украсить истину цветами собственного воображения" (стр. 11, 1 кн. ).

"Повести Белкина" критика приняла холодно и своенравно. Их считали несерьезными по содержанию, неоригинальными. Пушкина обвиняли в использовании чужих сюжетов, подражании. Прерванная дуэль в "Выстреле" напоминала "Вечер на бивуаке" Марлинского. А история Дуни и Минского в повести "Станционный смотритель" схожа по сюжету с "Бедной Лизой" Карамзина. Также есть схожие мотивы узнавания в "Метели" и переодевания в "Барышне-крестьянке". Именно тогда начали появляться идеи о "конце Пушкина" (стр. 126, 7 кн. )

Молодой критик Белинский так же скептически отнесся к повестям, сожалея, что прежняя пора цветения таланта писателя прошла. "Повести Белкина" потому и плохи, что сообщают нам о "конце Пушкина". Это прозаические бредни писателя, не зажигающие романтического огня. Белинский дает оценку "Повестям Белкина": "Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия; это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать; но они не художественные создания, а просто сказки и побасенки; их с удовольствием и даже с наслаждением прочтет семья, собравшаяся в скучный и длинный зимний вечер у камина; но от них не закипит кровь пылкого юноши, не засверкают очи его огнем восторга; но они не будут тревожить его сна – нет – после них можно задать лихую всыпку" (стр. 106, 7 кн. ).

Но на самом деле "Повести Белкина" были совершенно новым явлением в литературе того времени: новые проблемы, герои, стиль. Это были первые реалистические повести. А людей пугает все новое. Именно поэтому повести вызвали такой всплеск разговоров среди читателей и критики. Пушкин изображал обыкновенное в жизни – обыкновенных героев с их ничем не примечательной судьбой, обыкновенные события, обыкновенный быт русских бедных чиновников, армейских офицеров и ремесленников. Но из этого обыкновенного он умел раскрывать характеры людей, над которыми читатель то потешался, то грустил, то задумывался над тем, как вести себя в этом безграничном мире (стр. 7, кн. 1).

События, о которых повествует Белкин, в его глазах выглядят романтическими. В них есть все: дуэли, неожиданные происшествия, счастливая любовь, смерть, тайные страсти, приключения с переодеваниями и фантастические видения.

В "Метели" и "Барышне-Крестьянке" действие происходит в помещичьей усадьбе. Главные герои – богатые дворяне. А в "Станционном смотрителе" и "Выстреле" поставлена проблема поведения человека в условиях конфликта между представителями разных социальных групп, когда одна сторона выступает в роли обидчика другой. То есть писатель принимает позиции и той и другой стороны. Именно это "выдает" степень мастерства писателя.

С самого начала Пушкин сформулировал для себя требование: "Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящее выражение ни к чему не служит" (стр. 8, 1 кн. ). Это требование было реализовано. При динамичности и остроте сюжетов, произведения предельно точны. Каждая фраза короткая, но содержит глубокий смысл. События развиваются стремительно – читатель сразу оказывается в напряженной атмосфере героев, понимает их чувства, внимательно, не отрываясь, читает произведение. При этом изображаются действия героя, а не его мысли. Например, в финале "Станционного смотрителя" говорится со слов деревенского мальчика, что могилу Самсона Вырина посетила богатая дама; мы догадываемся, что это его дочь. Что творится в душе женщины, не описывается. Но описывается действие: "Она легла здесь и лежала долго". И мы сразу понимаем, какие страдания и чувства переполняют душу этой женщины.

В "Повестях Белкина" читатель видит Россию с разных сторон, от лиц людей разных социальных групп. Здесь Петербург, где живет преуспевающий, богатый Минский. Но в центре повестей провинциальная Россия. Здесь и обедневший, обделенный судьбой и оставшийся ни с чем Самсон Вырин. Здесь и гусарский офицер Сильвио, и англоман Муромский со своей проказной дочкой Лизой, влюбленной в провинциала Берестова. И богатые дворяне Гаврила Гаврилович со своей супругой Прасковьей Петровной и дочкой Марией Гавриловной тоже здесь.

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В "ПОВЕСТЯХ БЕЛКИНА"

Дочь Гаврилы Гавриловича Маша (героиня повести "Метель") – юная девушка, окутанная мечтами о поэтической любви. "Марья Гавриловна была воспитана на французских романах" (стр. 54, 3 кн. ), сообщает нам повесть, и мы догадываемся – романтические книги подогревают ее чувства: она влюбляется в бедного армейского прапорщика Владимира Николаевича. Марья Гавриловна и Владимир Николаевич – романтически настроенные молодые люди, воспитанные на книжных представлениях о жизни. К своим чувствам влюбленные относятся серьезно, хотя автор иронически подчеркивает незрелость их чувств. К примеру: "Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена"

(стр. 54, 3 кн. ). "Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию. " (стр. 55, 3 кн. ).

Любовь подняла на "бунт" Марью Гавриловну, решившуюся нарушить родительскую волю и тайно венчаться с любимым, бежав из дома. У побега героини имеется замечание: "Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь: она укладывалась, увязывала белье и платье" (стр. 55,

3 кн. ). Написав трогательное прощальное письмо, она, испуганная предстоящим бегством, вела себя необычно, волновалась, отказалась от ужина, со слезами прощалась с родителями перед сном. Легкомысленное решение из-за стечения обстоятельств приводит к тупиковой ситуации. Из-за маленькой ошибки Марья Гавриловна больше не сможет выйти замуж. А Владимир Николаевич в отчаянии шел по пути наименьшего сопротивления – ушел в армию, где и был тяжело ранен.

Узнав печальную новость, Маша падает в обморок. "Однако, слава Богу, обморок не имел последствий" (стр. 62, 3 кн. ). Ее возлюбленный умер. "Память его казалась священною для Маши; по крайней мере, она берегла все, что могло его напомнить: книги, им некогда прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для нее" (стр. 63, 3 кн. ).

Когда на горизонте уже помещицы Марьи Гавриловны появился выгодный жених – молодой и богатый полковник Бурмин, о котором вздыхали все маменьки и девицы в округе, Марья Гавриловна умело повела "военные действия": ". Положила ободрить его большею внимательностью и, смотря по обстоятельствам, даже нежностию" (стр. 65, 3 кн. ), в чем же и преуспела.

Марья Гавриловна становится "незамужней женой" неизвестного ей человека и не может в дальнейшем обустроить свою судьбу. У Бурмина такая же история – он влюблен в Машу и не может на ней жениться, потому что он уже обвенчан и даже не знает, кто его жена. Их влечет друг к другу, но между ними находится преграда. Оба хранят свои тайны. Но при объяснениях выясняется, что они имеют общую тайну. Метель не только разъединила прежних влюбленных – Марию Гавриловну и Владимира Николаевича, но и соединила новых влюбленных – Марью Гавриловну и Бурмина.

В повести "Станционный смотритель" скучную и однообразную жизнь "маленького человека" Самсона Вырина красит его дочь Дуня. Всегда веселая, общительная, с приезжими гостями она была вежлива, да и по хозяйству ей не было равных: "Да такая разумная, такая притворная, вся в покойницу мать!" Отец всегда гордился ею и лишний разок любил прихвастнуть, какая у него замечательная дочь.

Но в душе девушки хранится печаль, далеко припрятанная от родителя. Ведь такая жизнь – однообразная, без приключений, а главное – без любви. Поэтому, когда в дом приехал молодой гусар, Дуня и сбежала с ним.

Приехав в Петербург и разыскав гусара Минского и свою дочь, смотритель обнаружил ее счастливой. Но Вырин не верит в возможное счастье дочери, несмотря на увиденное. Он оказался душевно слеп. Убежденный в несчастье дочери, он не в состоянии перенести ее трагический конец.

Эгоизма и душевного холода не лишены и чувства Дуни к отцу. Она испытывает свою вину к отцу, но к нему не возвращается и даже не навещает, и только посла смерти Вырина она приходит на его могилу.

В "Барышне-крестьянке" рассказано о другой поэтической любви Алексея Берестова и Лизы Муромской.

"Лизавета Григорьевна была единственное и, следовательно, балованное дитя в семье" (стр. 103, 3 кн. ). По этой строке мы можем судить, что Лиза была избалована вниманием не только крепостных, но и родителей. О том, что она была подвижная, изобретательная и никогда не сидела без дела, нам сообщают строки "Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон" (стр. 104, 3 кн. ).

"За Лизою ходила Настя; она была постарше, но так же ветрена, как и ее барышня. Лиза очень любила ее, открывала ей все свои тайны, вместе с нею обдумывала свои затеи" (стр. 104, 3 кн. ) Узнав от Насти о молодом Берестове, Лиза придумала хитрый план, который вскоре и осуществила. Встреча переодетой Лизы с Алексеем создает благоприятные условия для их сближения – они вдруг оказываются каждый самим собой: Лиза превращается из чопорной капризной барышни в прелестную девушку, Алексей забывает о своей разочарованности. Казалось бы, они созданы друг для друга, но обстоятельства их судеб встают против них непреодолимой преградой: упрямые, самовлюбленные отцы в ссоре. Но и эта проблема решается довольно смешным образом.

Вроде бы все на стороне влюбленных, остается только Лизе раскрыть ее тайну. Но изобретательность и любовь к приключениям не позволяют девушке "уйти с поля боя", и она продолжает маскарад. В очередной раз Лиза преображается, но уже не в легкомысленную крестьянку, а в девицу, воспитанную по аристократическим правилам. Увидевший такую Лизу, Берестов пришел в ужас от одной только мысли жениться на ней. Он примчался к ней домой и. увидел там свою возлюбленную!

Счастливая развязка явилась и концом естественных человеческих отношений. Маскарад кончился, и началась реальная жизнь. На смену старикам Берестову и Муромскому пришла молодая семья Берестова.

Проанализировав черты характеров главных героинь, я пришла к выводу, что выдвинутая мною гипотеза о полном сходстве характеров девушек не совсем верна. В результате проведенных мною исследований, я сделала вывод: все героини примерно одного возраста, все воспитаны на французских романах, поэтому их представления о жизни наивны и далеки от реальности. И условия их воспитания были схожи, ведь все воспитывались в рамках помещичьих и сословных предрассудков, но их характеры различны.

Именно потому, что А. С. Пушкин является тонким знатоком женской души, он сумел каждую девушку наделить неповторимыми чертами, создал четыре совершенно разных женских портрета и разнообразные захватывающие сюжетные линии.

Благодаря этой работе, я в очередной раз убедилась, какой А. С. Пушкин гениальный и неповторимый писатель. Эта работа научила меня читать "между строк" и понимать образы и картины при чтении.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)