Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Математика в ребусах

Большинство учащихся рассматривает математику, как набор формул, не имеющих практического применения, в результате чего у них возникает неверное представление о целях, сущности и задачах данной науки. Возникает нежелание изучать «скучный» предмет.

Станет ли кто в наше время отрицать настоятельную необходимость самого широкого распространения и популяризации математических знаний?

Собираешь ли ты из деталей «Конструктора» техническую игрушку, вдумчиво ли выполняешь задание на уроке, работаешь ли в школьной мастерской, или сидишь за монитором компьютера, с головой погрузившись в виртуальный мир игры - всегда возникает необходимость что-то рассчитать, сообразить, угадать. Иногда не сразу находится правильное решение. И тот быстрее сообразит, угадает, кто больше упражняется в этом - решает арифметические задачи, головоломки, много мастерит, занимается отгадыванием различных хитроумных загадок.

Не только руки, ноги и тело человека, но и мозг его требует тренировки, упражнений. Тогда ум человека становится острее, находчивее, сообразительнее.

Особенно полезны математические упражнения. Недаром говорят, что математика - это гимнастика ума.

Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Хотя относительно математики в современном обществе сих пор существуют самые разные предрассудки. Одни говорят, что заниматься математикой могут только исключительные, одаренные особыми способностями умы, другие утверждают, что в повседневной жизни математика не нужна и т. д.

Нельзя, конечно, спорить против того, что существует умы с резко выраженными склонностями к той или иной стороне умственной деятельности. Но точно так же никоим образом нельзя утверждать, что математически безграмотному человеку, который не усвоил хотя бы курс средней школы, будет легко жить в современном обществе. Разумеется, что умственную сообразительность и смекалку нельзя ни «вдолбить», ни «вложить» насильно ни в чью голову.

Результаты надежны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с остроумием и занимательностью.

Интерес к играм, требующим напряжения мыслительной деятельности, появляется не всегда и не у всех сразу, поэтому такие игры надо предлагать постепенно, увлекая ими. Трудные и непосильные задания могут испугать, даже выработать комплекс. Лишь когда нам удается справиться с поставленной задачей, преодолеть первые трудности, мы испытываем радость от проделанной работы и готовы перейти к более сложной игре.

Ребус — это загадка, состоящая в том, что вместо слов в нём поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы, название которых надо отгадать.

На наших уроках математики 3-5 минут всегда отводится на решение логических задач, математических кроссвордов, интересных примеров. Мы решили воспользоваться этим и провести небольшое исследование.

На первом уроке мы попросили ответить наших одноклассников на следующие вопросы:

■ Вы знаете, что такое ребус?

■ Приходилось ли вам разгадывать ребусы?

■ Вы знаете какие-либо приёмы и способы для разгадывания ребусов?

■ Вы сможете самостоятельно составить ребусы?

■ Считаете ли вы, что разгадывание ребусов – это полезная работа для мозга?

Все 18 учащихся нашего класса знают, что такое ребус. Таким образом, у нас 100% аудитории, готовых сотрудничать с нами.

На второй вопрос утвердительно ответили только 70%. Остальные 30% просто ленились думать над такими задачами. Почти все ответили, что не знают особых правил и методов для разгадывания ребусов.

Только 7 человек ответили, что могут попытаться составить ребусы самостоятельно. Между тем, все 18 учащихся считают, что отгадывание ребусов положительно влияет как на развитие мышления, так и на общее развитие человека.

На втором уроке мы дали нашим одноклассникам подсказки для разгадывания ребусов и предложили им разгадать два ребуса.

На третьем уроке мы предложили учащимся 4 ребуса, на четвёртом – 5 ребусов, на пятом – 7 ребусов, на шестом – 9 ребусов. В конце подвели итоги.

Оказалось, что пятеро учащихся разгадали все ребусы. Четверо учащихся смогли разгадать 20 из 27 ребусов. Четверо смогли разгадать только 12 ребусов. Один разгадал 10 ребусов. Двое учащихся отложили и «забыли». При этом большинство из них сказали, что заинтересовались ребусами, и сами будут составлять их. Мы, конечно, обрадовались и пожелали им удачи!

При отгадывании ребусов надо знать некоторые условности. Иногда перед знаком или перед нарисованным предметом стоит одна или две кавычки. Это значит, что в слове, которое ты назовёшь по знаку или рисунку, надо отбросить одну или две первые буквы.

Здесь в слове «СТО» надо отбросить первую букву «С» и читать только «ТО».

Если кавычки стоят после знака или нарисованного предмета, то надо в соответствующем слове отбросить последние буквы.

Здесь в слове «ДОМ» надо отбросить последнюю букву «М» и читать «ДО».

В отдельных случаях в ребусе показано, какую букву надо отбросить в середине слова или заменить её другой буквой. Надо уметь понимать и такие, например, ребусы, как:

Здесь написано «ЗА ПРАВОЕ» (за буквой «П» стоит слог «РА» — читают «ЗА ПРА». Затем внутри «О» стоит «Е». Читают «ВОЕ»).

Наконец, если предмет нарисован в перевёрнутом виде, - это значит, что слово надо читать не обычно, а с конца

(например, читать «ТОК» вместо «КОТ»)

А теперь, воспользовавшись вышеуказанными нехитрыми правилами, попробуем разгадать следующие ребусы:

1. Название какой птицы здесь зашифровано?

(СТРИЖ)

2. Отгадав этот ребус, прочтете мужское имя.

(ДМИТРИЙ)

3. Отгадав ребус, узнаете название места для выступления, высказывания на собраниях.

(трибуна)

◆ ОТВЕТЫ:

1. Минус

2. Транспортир

3. Пифагор

4. Равенство

5. Точка

6. Конус

7. Ноль

8. Окружность

9. Ковалевская

10. Высота

11. Пирамида

12. Следствие

13. Угол

14. Корень

15. Медиана

16. Параллелепипед

17. Знаменатель

18. Закон

19. Параграф

20. Квадрат

Обучение математике невозможно без широкого применения игр. Правильно подобранные и хорошо организованные игры помогают выработать необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества; способствуют развитию памяти, внимания, мышления и творческого воображения; воспитывают наблюдательность и привычку к самопроверке; учат подчинять свои действия поставленной задаче и доводить начатую работу до конца.

Использование игр на уроках математики и внеклассных занятиях помогает добиться того, чтобы мы работали активно и увлеченно, может стать отправной точкой для возникновения и развития любознательности и глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются склонности и интересы к тому или иному предмету. Именно в этот период с помощью игровых ситуаций можно наглядно показать, раскрыть притягательные стороны математики.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)