Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Материалы этнографии в произведении З. Валиди «Воспоминания»

Что знают мои ровесники об истории и культуре своего народа? Скорее всего на вопрос об этнографии попытаются дать абстрактные ответы,смешивая эпоху древности и современности. А как же жил мой башкирский народ всего лишь лет 100 назад? Казалось бы не так уж и давно, а ясного ответа так и не получим. А ведь это очень важный период нашей истории ибо на рубеже XIX-XX веков происходили судьбоносные события; решались те вопросы политики, которые играли в дальнейшем важнейшие роли. И не рассмотреть культуру такого крупного этноса, как башкир, будет крупной ошибкой.

Основой своей работы я выбрала мемуары «Воспоминания» Ахметзаки Валиди. «Воспоминания» Ахметзаки Валиди Тоган – мемуары, принадлежат к роду литературы. Однако, являются не только литературным шедевром, но и исторически ценным материалом, раскрывающим детали бурных событий того неспокойного времени, и еще что не маловажно, показывают быт народа изнутри.

Считаю, что заниматься изучением истории и этнографии своего народа обязан каждый человек, иначе нельзя понять менталитет своей нации, а значит, и самого себя, ведь он же является частью этого этноса. В этом и заключается актуальность темы этнографии. В наше время очень важнопонять собственное «Я», а без изучения культуры, пржде всего своего народа, это практически невозожно. Мы должны досканально изучить историю своего народа, в частности башкир, и гордиться своим происхождением. Думаю, в этом и заключается цель любой работы по этнографии родного края, и моя работа в этом не исключение. Я хотела, проанализировав произведение «Воспоминания» Ахметзаки Валиди, выяснить материалы, касающихся этнографии.

ИЗУЧЕИЕ ЭТНОГРАФИИ БАШКИР ДО АХМЕТЗАКИ ВАЛИДИ

Башкиры в этнографическом отношении представляют искючительный интерес. Сформировавшись на Южном Урале и являясь его коренным народом, они прошли сложную этническую историю. Башкиры – первое полукочевое общество, которое было включено в область активного влияния земледельческой культуры Русского государства и его социально-политической организации. Взаимодействие сыграло важную роль в эволюции быта и культуры башкирского народа.

Культурой самобытного народа интересовались многие видные ученые и писатели. Например, у Льва Николаевича Толстого есть замечательные заметки о жизни башкир, в которых он отмечает переход к оседлой жизни во второй половине ХIХ века и другие интересные факты из жизни башкирского народа. Наш земляк Сергей Тимофеевич Аксаков оставил нам великолепные произведения о родном крае. А Максим Горький в своих статьях чаще упоминал про жизнь в Уфе, то есть про жизнь горожан своего времени. И конечно же нельзя не сказать про Антона Павловича Чехова, описывавшего не только про природу , но и судьбу башкир в условиях колонизации. И этот ряд писателей можно продолжать до бесконечности: Н. Н. Златовратский, Н. Г. Гарин-Михайловский, Н. А. Крашенинников, Саша Черный, Л. Н. Андреев, П. А. Радимов, А. И. Куприн, В. Г. Короленко, А. М. Федоров, П. Г. Рыбаков, В. В. Брусяник, Г. П. Белорецкий, А. Г. Туркин, Н. А. Степной, В. Н. Львов, П. П. Инфантьев, С. Р. Минцлов и многие-многие другие.

Что же касается ученых-историковедов, то и они не обошли наш край стороной. Примерами могут служить работы таких авторов, как:

С. Г. Рыбаков занимался изучением духовной культуры башкир ( в книге «О поэтическом творчестве уральских мусульман» от 1895 года);

Н. Харузин – «История развития жилища у кочевых и полукочевых тюркских и монгольских народностей России» (статьи в журнале «Этнографическое обозрение» от 1896 года №№ 1-3);

Н. А. Аристов – «Заметки об этническом составе тюркских племен и народов и сведения об их численности» (журнал «Живая старина» от 1896 года №№ 3-4);

Р. Г. Кузеев – «Происхождение башкирского народа» (Москва, 1874год);

Н. Л. Скалозубов – «Очерк экономического положения башкирского населения Красноуфимского уезда Пермской губернии» (Пермь, 1893 год);

Д. П. Никольский – «Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование» (Санкт-Петербург, 1899 год);

Д. П. Соколов – «О башкирских тамгах» (Оренбург, 1904 год) и еще долгий ряд ученых.

Судя по этому списку можно сделать выводы о том, что изучением истории и этнографии башкир занимались ученые преимущественно русского происхождения. Однако, уже в конце Х1Х века появились такие яркие личности и видные ученые одновременно, как Мухаметсалим Ишмухаметович Уметбаев.

М. И. Уметбаев внес огромный вклад в изучение башкирской этнографии. Его исследования, такие как «Пошедшая жизнь, оставшаяся память» (краткая история башкир), «Родословная Кесе-Табынского рода», «Родословная айских башкир», «Акташ хан», «Несколько слов о башкирах и торгаутских калмыках», «От переводчика Уметбаева», «Башкиры» являются ценнейшими в своем роде. Так же Мухаметсалим Ишмухаметович представил энтогенез башкир.

Можно сказать, что А. Валиди был продолжателем работ Уметбаева, ведя свои исследования в этнографическом направлении.

ЛИЧНОСТЬ З. ВАЛИДИ, МЕМУАРЫ «ВОСПОМИНАНИЯ» И ИХ РОЛЬ

Как мы знаем, А. Валиди был лидером движения за автономию Башкортостана, которое в дальнейшем было прозвано «валидовщиной», что в Советском Союзе приравнивалось к понятию национализм. Его назвали врагом народа. Поэтому во времена СССР о нем было совершенно ничего неизвестно. А между тем Заки Валиди признанный ученый историк-востоковед во всем мире. Его работы по изучению истории, культуры и этнографии представляют огромную ценность.

Но не только по профессианальным качествам надо оценивать А. Валиди, нужно так же учитывать его как великую личность. Ведь не каждый человек обладает такой огромной силой воли в достижении своей цели. Его один жизненный путь – тема для исследования. Личность великого ученого складывалась под влиянием кочевого образа жизни башкир, народных мелодий, сказаний и кубаиров в детстве. Такая атмосфера царила в его семье, в которой отец был муллой, а мать образованной женщиной, прекрасно владеющей персидским языком. Все это способствовало его развитию как выающейся личности.

Вообще, вся автобиография изложена от первого лица в мемуарах под названием «Воспоминания». Но записывая историю своей жизни, З. Валиди многочисленно упоминает об этнографии башкир. И даже судя только по этим запискам можно ясно представить быт башкирского народа в дореволюционный и революционный период.

Данным произведением уже интерисовались многие ученые и высказывали свое восхищение по отношению к нему. Пиведу в пример только одного турецкого историка профессора Тунджера Байкару – ученика Заки Валиди. Его мнение о «Воспоминаниях»:

«Выдающийся представитель ученого мира историков, неустанный его работник, дорогой Заки Валиди Тоган по прошествии многих лет после описываемых событий наконец опубликоавал свои воспоминания Данное произведение глубоко почитаемого ординарного профессора доктора А. З. В. Тогана имеет большое значение с нескольких точек зрения Каждая страница, даже иногда отдельное предложение этого произведения, обладает такой глубиной и емкостью, что потребует от читателя специального изучения»

МАТЕРИАЛЫ ЭТНОГРАФИИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ «ВОСПОМИНАНИЯ»

Так что же нового можно узнать, изучив данное произведение.

В самом начале своих воспоминаний З. Валиди излагает свою теорию насчет племенных различий нашего народа, в которой он классифицирует данные различия:«Чтобы ближе познакомить с племенными различиями нашего народа, я должен добавить, что там, где на других тюркских языках обычно применяются звуки «з» и «ч», башкиры произносят «з» и «с» и этим от других несколько отличаются. Они делятся на четыре группы:

1) горные башкиры (Бурзян, Усерган, Тамьян);

2) степные башкиры (Юрматы, Кузей, Гайна, Иректы, Йанай, Танып).

Доказано, что эти две группы башкирских родов с начала христианского летоисчисления живут на Урале. Горные башкиры обычно вместо «с» говорят «h», а степные – «с». Но значительная часть степных башкир, проживающих в западной и северо-западной части башкортостана отатарилась.

3)третья группа башкир представляет собой части самых разных родов, пришедших с востока и присоединившихся к ним в течение последующих веков: Кипчак, Канлы,Суун, Уран, Кайлы,Катай, Байлар (или Байат),Керей (Керейет), Сураш, Ногай, Киргиз, Меркит и др. Живущие среди горных башкир говорят на чистом башкирском языке; поселившиеся в западной части находятся под влиянием татарского языка. Эти три группы родов в последние хорошо известные истории столетия составляли всю башкирскую орду, и ясак, который они платили России, был одинаковым.

4) Четвертая группа состоит из беглых татар (иначе тептяр, что означает «занесенный в тетрадь»), буляр (булгар), мишар и чувашей мусульман, вынужденных бежать в Башкортостан из Волжской Булгарии, Казани после того, как русские захватили их земли. Этих беглецв с запада, из Казанского ханства, русские назвали «башкирскими припущенниками», т. е. «новобашкирами, принятыми башкирами на их исконные земли».

Из пернчисленных четырех групп первые три вели полукочевой образ жизни, обитали на на своих оширных землях, пастбищах и кочевьях, разделившисьна роды, а четвертая группа издревле занималась хлебопашеством, жила в деревнях, забыв традиционное деление на роды, не помня ни своих сказаний-дастанов, ни давних обычаев».

Как видим в этом отрывке говорится не только о племенных различиях башкир, но и об особенностях их языкового произношения. И действительно, если обратить внимание на диалекты башкирского языка и ареалы их распространения, то можно увидеть что З. Валиди давно заметил различное произношение и факторы под которыми они формировались.

Также хочу обратить ваше внимание на то, как автор подчеркивает, что башкиры несмотря на сильное влияние со стороны русских не забывают свою традиционную культуру, нежели другие народы.

Интересны так же его заметки в области топонимики: «Восточнее кочевок Акбейек течет река Бетера. Слово это можно перевести как «Окончится». Дорога, ведущая в Темясово, многократно пересекает эту речку. 150 лет тому назад на этом нелегком пути якобы встретились подводы двух невест, одну из которых везли в Кузеево, а другую наоборот, из Кузеево. Невеста, которую везли из родительского дома, называемую «туркун»,крайне утомилась от долгого пути с бесконечнымиречными переправами, все дальше уводившими ее от родительсого очага, и будто бы сказала встретившейся невесте, совершающей путь в противоположном направлении, двустишие: «Говорите «Окончится», что это за «окончится» без конца?» А невеста из Кузей, испытавшая те же чувства тоски и неизвестности в связи с разлукой с родительским домом, однако не желала окончания этих бесконечных переправ, отвеила тоже стихами: «Если кончатся переправы «Бетера» и вспыхнет мое сердце горестным огнем, смогут ли воды Зигана их потушить?» - и они дружно пролили слезы».

Таково предание о речке Бетера. И по нынешний день жители близлежащих сел помнят и хранят в своей памяти эту грустную историю.

Потом по ходу своих воспоминаний Ахметзаки Валиди рассказывает историю своего рода: «Мои сородичи Суклыкаи принадлежали к третьей группе башкир Старики рассказывали, что роды Суклыкаи и Унгут, составляющие основу нашего аула (расположенном на маленьком притоке реки Зиган, в свою очередь впадающей в Агидель), в 1850 году состояли всего-навсего из 12 домов, вразброс торчавших на холмистых землях наших предков Кузень и Бакы и на болотистых землях Якупа. После восстаний ХVIII века потребовавшихот народа неисчислимых жертв, башкирская земля опустела. На земли, отнятые у нашего народа, позже, в 1860 году, как раз в год рождения моего отца, царское правительство поселило крестьян из западного Башкортостана, которых у нас прозвали «минзелинскими мишарами». Видимо Армет, Утяк и Тугай, расположенные на других притоках Зигана, в ХVII веке также были маленькими башкирскими аулами. Деревни Утяк и Тукун, как это пишется в труде Салима Уметбаева «Ядкар», принадлежали к роду «Кесе табын» («Младший табын»). Название «Армет» иногда писали «Арбет», отсюда можно заключить, что они когда-то отделились от «тюменских» татар в западной Сибири и поселились здесь. А вот происхождение рода «Хангы» мне совсем неизвестно. И его земли, отнятые царской администрацией, были отданы ссыльным крестьянам из западного Башкортостана. Земли у них были отняты за то, что они под предводительством Кучук Султана, Мурат Султана, Султангарея воевали против русских захватчиков. наши сородичи под началом очень почитаемого предводителя Кучук Султана кочевали на востоке по реке Тобол в местности Еркарагай, и на отрогах горы Ирендык и оеоло Чебаркуля, а весной с потеплением поднималисьна горные пастбища Акбейек. Старики говорили, что под его же предводительством уходили к реке Комалек, достигали Кубани и там же вели борьбу против русских захватчиков. Наши соседи «катайцы» тоже участвовали в этих войнах, но другие соседи «арцы» не признавали Кучук Султана. До сих пор с этими «арцами» у нас не было родственных связей, ни невест от них не брали, ни своих девушек им замуж не выдавали. при ссорах они дразнили нас словом «щенки»на том основании, что у нас некогда был почитаем Кучук Султан», а слово «кучук» можно перевести и как «щенок». Наши же им отвечали «Ар, проглотивший змею». Другие наши сородичи жили на восточном Урале в деревнях Кузей, Исмагил, Нугай, а также в Юрматинском улусе в деревне Мокас. Аулы Кузей и Нугай в старину находились восточнее нашей деревни по реке Зиган в местечке, именуемом «Кузеев юрт». Они переселились ближе к Уралу, к Ирендыку, а наши остались здесь. Но между ними остались родственные узы, традиции сватовства и обмена невестами»

Изучив историю рода одного человека – представителя башкирского народа, можно утверждать, что каждый род испытал подобную судьбу: так же боролся за свою свободу, участвуя в восстаниях; существовала вражда между родами, были похожие истории и существовали анологичные традиции (например, сватовства и обмена невестами).

Но самые интересными сведениями, на мой взгляд, являются подробныеописания бытия народа. Например, как одевались простые люди в то время, какие занятия были основными в ту пору, как проходили сезонные работы у селян и еще много интересных фактов из жизни народа.

Вот что сказано про одеяние простых селян: «я был одет как типичный деревенский башкир: на голове – отороченная мехом шапка и тюбетейка, на плечах бешмет и елян, на ногах ичиги и ката (кожанные галоши), на теле – холщовая рубаха со шнурками вместо пуговиц, брюк нет, вместо них холщовые штаны особого, действительно неуклюжего и смешного фасона, которые тоже держались не на ремне, а на веревочкеУ нас в ауле брюки носили только зимой».

О занятиях же и промыслах сказано вот что: «Разводить скот, сеять немного хлеба, заниматься лесным промыслом, жить бытом крестьянина среднего достатка башкир и татар в ауле, расположенном на склонах Южного Урала, окруженного с одной стороны горами и лесами, а с другой – степью, вот ожидаемый меня жизненный удел

Вместе с тем наша простая жизнь в горах и яйляу, в особенности чарующие историческиепредания, их отзвуки, все живущие в душе народа, сызмальства впитались в мое детское сознание

В ту пору главной заботой семьи являлось накормить скотину, обеспечить ее пастбищами; земледелие же сводилось к следующему: в подол длинного бешметаклали просо и разбрасывали его горстями на кое-как распаханную землю. Таким образом. Разбросав два-три подола проса на небольшой площади, мы считали уту работу завершенной. Каждый, оберегая свой посев от скота, огораживал его жердями. Когда к нам переселились мишары, вся деревня была теперь уже окружена «околицей», как это бывает у русских, и пастбищ стало значительно меньше. Вскоре возникли противоречия между теми, кто преимущественно заимался скотоводством, и теми, кто вел земледелие. Пригоняя осенью лошадей и овец с дальних пастбищ, отец излишне спокойно относился к тому, что скотина набрасывалась на посевы. Естественно, хозяева посевов – мишары, татары и русские – дружно выходили навстречу пргоняемой скотине и выражали нам, хозяевам, свое недовольство. По весне русские и мишары старались брать у нас в аренду земли, где наша скотина стояла зимой в загоне, чтобы сажать на обильно удобренной почве картошку. А наши эту картошку не ели, считая что она выросла в грязи, среди навоза. Мишары, как и русские, выращивали овощи, садыдержали огороженными».

Из текста видно, что башкиры еще не полностью перешли на оседлый образ жизни, и ввиду этого возникали даже межнациональные конфликты.

Увлекательные подробности можно увидеть и в воспоминаниях о времяпровождении летом и осенью: «Чужаку летняя жизнь башкир может показаться существованием некого сообщества, изнывающего от лени и безделья. Но едва приходит пора больших забот, требующих многих усилий, к примеру, откорма скота, лесных работ, пасечных дел или войсковой службы, то от сонного состояния людей не остается и следа».

В данном отрывке видим, чем занимался народ летом, каковы были его заботы.

В последующем же отрывке увидим основные занятия осени: «Осенью я занимался медосбором на пасеке и в бортевых ульях, находящихся в лесах и горах

Одно из важнейших дел осенней поры – продажа в Стерлитамаке предназначенных для сбыта лошадей и заготовка мяса на зиму. Это самое хлопотливое и веселое осеннее занятие. Заготовляется большое количество колбасы-казы из конского жира и мяса, устаивается множество меджлисов, так как каждый хозяин считает своим долгом испробовать вновь заготовленную продукцию вместе с дальними и близкими родственниками.

Заквашивали из меда в немалом количестве и медовуху

Короче, осенью в медресе не отбывал до тех пор, пока не соберу мед из бортей и ульев на пасеке, не помещу пчел на зимовье, в омшаник, не накоплю денег от продажи меда на базаре, пока не поохотимся с друзьями по горам и по лесам, беря с собой ружья и соколов на фазана, куропатку и зайца».

Также в произведении часто встречаются описания традиционных занятий башкир таких, как коневодство и редкий, нигде более не встречающийся, способ пчеловодства – бортничество.

Вот как вели коневодство:«Ранней весной я возвращался в деревню, так как заготовленное с лета сено к началу марта кончалось, мы рубили дерево, хлыстами приволакивая его к загонам, и животные охотно поедали его кору. Еще до окончательного схода снега выгоняли табуны к тем местам, где снег уже сошел, чтобы подкормить животных прошлогодней травой, да и сами собирали там съедобные коренья, варили их и ели В то время, из-за многочисленности своих собственных лошадей, состоявших из 4 табунов, мы содержали их на пастбищных тебеневках. Ввиду того, что русская администрация отняла значительную часть наших земель и пастбищ, наши давно оставили кочевой образ хозяйствования. Недалеко от деревенского дома в местечке под названием Ханский яйляу и около горы Карлы-булек оставались летние домики-аласыки. Наши лошади еще не отвыкли от кочевого образа существования и по весне, в начале апреля, без всякого нашего побуждения направлялись в яйляу под названием Масем и Акбейек и оставались там до поздней осени Скотоводство сохраняло черты кочевничества: зимой животные загонялись в так называемые «абзары» ( башкиры говорят «азбар») Иначе у нас такой загон называли «кэртэ». Летом же наши стада паслись вдали от деревни, оставались в горах. В этом отношении мы были не склонны тратить усилия на землепашество и возведение помещений для скота

Табуны и стада наши не возвращались в загоны до тех пор, пока земля не покроется толстым слоем снега. Они добывали корм на тебеневках сами и даже при нашем отдалённом появлении стремились уйти от нас как можно дальше. Полудикие, одичавшие за долгое лето лошади бежали к самым скалистым хребтам, чтобы только остаться зимой на воле. Когда снежный покров становился настолько толстым, что траву уже невозможно было добыть передними копытами, лошади сами приближались к стогам заготовленного сена в лесах, где мы их вылавливали. Но они хранили в памяти вольную жизнь на просторах восточного Урала в табунах наших предков и стремились вырваться из наших рук, обрывая арканы. Успокаивать их приходилось плетью».

А о бортничестве сказано вот что:

«В конце апреля начинались заботы с ульями. Наша пасека, состоявшая из сотни семей, находилась в 4 километрах от деревни в местечке под названием Карлы-булек, что рядом с кладбищем. Там находилась летняя избушка-аласык и изба-землянка для зимовья пчел. Кроме того у нас были бортевые ульи, некоторые из которых для привлечения пчел помещались среди верхних ветвей больших сосен, а иные (солок) были вделаны в дупла вековых деревьев. Они находились за десятки и даже сотни километров от дома в разных направлениях – в лесах и горах – от нашего аула. Эти бортевые ульи, доставшиеся нам в наследство от предков, следовало в апреле вычистить, обеспечить воском, чтобы в них поселились семьи диких пчел

В июне, в так называемую пору «барана», то есть, когда положено резать овец и угощать гостей, в кочевья приезжали родители и некоторое время гостили в тех семьях, которые ухаживали за нашим скотом. Именно в это время по традиции производится так называемый «осмотр владений», то есть обход бортевых ульев, принадлежавших семье. Это чрезвычайно интересное занятие, заключается в следующем: нужно объездить все бортевые ульи верхом, и, не спешась, наблюдать, все ли ульи заняты дикими пчелами, если они их заняли, насколько им там нравится, насколько устраивает их новое жилье. Считавшиеся нашей собственностью деревья с ульями были разбросаны на довольно обширном пространстве в горах, в лесных долинах, поэтому за день можно было проехать по тропам и бездорожью тридцать сорок километров и проверить 10-15 ульев. В этот «осмотр владений», ежегодно длящийся около 15 дней, я неизменно выезжал вместе со своим другом Ибрагимом Каскынбаем».

Но занятия башкир сводились не только к коневодству и пчеловодству, также они занимались лесным промыслом: «Все наши летние месяцы были связаны с лесом. В тридцати километрах от нас, в местечке Айгыр-ульган, ранее принадлежавшем нашему роду, а впоследствии у нас отнятом, казна нам и поныне выделяло для нас небольшую делянку леса, что позволяло нам заниматься лесными промыслами: рубили лес и продавали в деревне или на базаре, спускали в речушки липовую кору, драли лыко и тоже сбывали на рынке».

Интересные сведения даны о проводимых в башкирских аулах различных праздниках. Например, такие: «В конце мая начинались йыйыны в башкирских аулах. Иногда я принимал участие в конных скачках на своих лошадях, смотрел на борьбу-куреш взрослых, а в состязаниях детей непременно принимал участие сам».

«В ауле Ибрагима любили водить древние тюркские игры. Напроимер. В кочевье Карагас Каскынбай соревновались в подборе плети с земли на полном скаку. Тот, кто не мог это сделать, должен был получить чувственный удар плетью по спине. Чтобы избежать позорной участи, всадник пускался прочь, а другой должен был его настичь и нанести-таки надлежащий удар. Если ему не удавалось сделать, удар тот оборачивался против него самого же В то время среди башкир бытовала такая игра между джигитом и девушкой. Если джигит на своем не мог настичь девушку-всадницу, то получает от нее удар камчой по спине, если же ему это удается, он получает право на поцелуй».

Как видим, игры требовали хорошей физической и моральной подготовки, поэтому башкирские джигиты были очень выносливыми и сильными, но и девушки им не уступали.

Читая текст, мы сразу представляем себе и занятия народа, и быт, а также можно увидеть взаимоотношения между башкирами и другими народностями, влияние их культур; какие духовные центры оказывали влияние на традиции народа: «До 1860 года среди башкирской молодежи, служившей в башкирских войсках или в русских воинских частях и учившейся в военных школах, не наблюдалось увлечения русской культурой. Майор Юсуф и другие офицеры в свободное от службы время возвращались в свои аулы в военной форме, но среди них не водилось привычки петь русские песни, исполнять русскую музыку, танцевать европейские танцы. В обстановке дома Карамышевых не было никаких вещей, мебели европейского или российского происхождения, домашнее убранство и сад напоминали быт и традиции сырдарьинского жителя Туркестана.

В советское время некоторые историки опубликовали труды, где утверждается, что уже тогда влияние русской культуры было сильным, но это вовсе не соответствует действительности и подобные утверждения не более пропаганды русских. В то время преимущество русских в области техники можно было принять безоговорочно, но в духовной жизни башкиры, как и многие другие народы, обладали внутренней самостоятельностью, а в нравственном и явным превосходством, и это бесспорный факт. Русские, поселившиеся среди нас как лавочники или кузнецы, очень быстро усваивали наш язык, а их дети впоследствии долго пребывали под воздействием ислама, а иные, несмотря на запреты Российского законодательства, вообще переходили в ислам. Были русские авторы, описавшие своеобразие жизни и быта башкир. В середине ХIX века генерал-губернатор Оренбургской губернии генерал Циолковский, поляк по происхождению, гостил в деревне Макарово в доме майора Юсуфа Карамышева и выразил свое восхищение оригинальностью башкирского быта. С большим вниманием и удовольствием слушал башкирские мелодии и посоветовал сохранять оригинальные черты обычаев народа.

В годы моего детства среди башкир южного Урала влияние Хивы бросалось в глаза во многих особенностях национальной культуры и быта. Например, существовал обычай дарить на свадьбах «хивинский сапан» (халат). ».

В связи с сильным влиянием ислама в Башкортостане в ту пору открываются многие медресе, одной из которых владел отец Ахметзаки Валиди. В медресе того времени обучали уже не только основам ислама, но и другим наукам как астрономия, математика, языки и другие: «В отцовском медресе не ощущалось никакого влияния новой системы, именуемой «джадидизмом». Реакция моего отца на эти нововведения ограничилась тем, что он пригласил учителя для преподавания математики и географии. Были и учителя, которые могли бы обучать шакирдов русскому языку, но отец был резко против предложений русской администрации открывать рядом с мусульманским медресе русские начальные классы».

Еще одна важная деталь текста – жизнь шакирдов, думаю, вряд ли про нее скажет кто-либо более правдиво, как не сам бывший шакирд: «Медресе отца помещалось в четырех домах, там учились сто пятьдесят – двести шакирдов. Большинство составляли дети башкир из далеких горных селений. В зимнюю пору они учились в течение четырех месяцев и с началом таяния снегов они разъезжались по домам. Скрытно от отца устраивали веселые меджлисы, в четверговые вечера затевали пляски и состязания по борьбе. Спаянность среди них была необычайно крепкой.

Осенью перед началом занятий в медресе избирается «казый». После выборов его сажают на кошму из белого войлока и четыре человека по четырем углам поднимают вверх, прочие стараются ущипнуть; бывает, что некоторые пытаются довести казыя до слез уколами шила. Но впоследствии казый тоже постарается на них отыграться. Это есть ни что иное, как древний обычай тюрков выбирать себе хана или правителя».

Но и это еще не все. Из мемуаров можно извлечь даже некоторые правовые традиции нашего народа. Вот что сказано об этом: «У башкир есть обычай делать отметину на скотине, что должно помочь соблюсти интересы каждого члена семьи, в том числе женщин и детей».

По итогу я выяснила, что в трудах ученого можно найти много интересных фактов из жизни башкир. Именно такой образ жизни вел башкирский народ около ста лет тому назад, постепенно перенимая опыт других народов и при этом сохраняя свои замечательные традиции.

Итак, в «Воспоминаниях» видного ученого историка профессора, почитаемого во всем мире, Ахметзаки Валиди встречаются этнографические данные:

- о племенных различиях нашего народа;

- об особенностях башкирского языка и его диалектах;

- об основных занятиях башкир того времени (коневодстве, бортничестве, лесном промысле);

- об одеянии того времени;

- о правовых традициях;

- об обучении детей в медресе и о направлении джадидизма;

- о влиянии культурных центров, как восточных, так и западных;

- о межродовых, межрелигиозных и межнациональных отношениях;

- о нелегком переходе на оседлый образ жизни;

- о топонимических легендах;

- о национальных играх и йыйынах.

Ценность этого произведения – это его правдивость, ведь это, по сути дела, личный дневник. И автор, естественно, изображает свое видение, не искажая его. Даже только прочитав это произведение, можно почувствовать дух народа. Понять чем он жил.

В последнее время становится актуальным вопрос этнографии. В наше время очень важно понять собственное «Я», а без изучения культуры своего народа это практически невозможно, ибо нельзя понять менталитет своей нации, а значит, и самого себя, ведь он жн является частью этого этноса. В этом и заключается актуальность темы этногрфии.

Но, к сожаленью, существует проблема неизученности, а часто путают эпоху древности и современности. А если брать определенный период, то и вовсе тяжело найти верные источники. Конечно же, этнографией башкир занимались многие ученые XIX века. И все они оставили заметный след в ее изучении.

«Воспоминания» Ахметзаки Валиди является бесценным материалом по этнографии. Видный ученый оставил нам свои исследования, и теперь мы имеем возможность узнать об этнорафии из первых уст. Этим произведением уже интерисовались многие ученые не только России, но и зарубежом, и все высказывали свое восхищение.

Я не ставлю задачей своей работы изучение всей этнографии башкир, а хочу лишь выделить Валиди как этнографа, то есть с одной стороны раскрыть его личность, с другой стороны найти материалы этнографии в его произведении.

Таким образом, в «Воспоминаниях» З. Валиди встречаются этнографические данные :

- об основных занятиях башкир, таких как коневодство и бортничество, а так же раскрытие сути этих промыслов;

- об одеянии того времени: народ в деревнях жил очень скромно, и одежда была соответствующая;

- о народных играх говорится, что башкиры не утратили добрых традиций и не забывают про народные игры;

- об обучении детей грамоте в медресе можно сказать, что оно давало довольно широкие знания;

- о межродовых, межрелигиозных и межнациональных отношенияхговорится, что народ жил в дружбе, но различия культур давали о себе знать;

- также можно встретить и топонимические легенды.

Ценность этого произведения- во времени, так как Ахметзаки Валиди вел свои исследования еще в то время, когда народ сохранял свою самобытность. Можно сказать, что он стоял у истоков изучения этнографии башкир. Поэтому даже прочитав только его мемуары, можно почувствовать дух народа, понять чем он жил.

Считаю, что цель, постваленная в начале работы, выполнена, так как найдены многие интересные факты из жизни башкир взглядом очевидца, и ранее не рассмотренные.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)