Развлечения  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мечта – могучая творящая сила

23 августа 2010 года исполняется 130 лет известному русскому писателю и поэту Александру Степановичу Грину, автору знаменитой повести «Алые паруса», классику отечественной литературы. Александр Грин – неисправимый романтик – «Рыцарь мечты», бредящий морем и приключениями. Его произведения пронизаны ярким солнечным светом, наполнены криками чаек, шумом морского прибоя, согреты человеческим теплом и искренностью. На них выросло не одно поколение мечтателей. К. Г. Паустовский писал: «Грин умер, оставив нам решать вопрос, нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он».

Цель - оценить важность мечты в жизни человека.

Сформулировав цель своей статьи, я поставил перед собой следующие задачи:

• Определить, что такое мечта, и какие мечты бывают.

• Узнать, как работает мозг, когда человек мечтает.

• Выяснить, полезно ли мечтать, и как мечты влияют на развитие человека.

• Провести опрос среди учеников начальной школы на тему «Твоя мечта» и выяснить, о чём мечтают современные дети.

• Сделать выводы о проделанной работе.

Методы исследования.

• Изучение литературных источников.

• Работа с ресурсами сети Интернет.

• Тематический опрос школьников.

Мечта разыскивает путь,

- Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь,

- Намечены пути;

Мечта разыскивает путь,

- Открыты ВСЕ пути.

(А. С. Грин "Движение", 1919г. )

Что такое мечта?

Так что же такое мечта? Вот, как объясняет значение этого слова толковый словарь русского языка С. И. Ожегова: «Мечта - нечто, созданное воображением, мысленно представляемое, предмет желаний, стремлений».

Словарь В. И. Даля гласит: «Мечтать – значит, играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем; задумываться приятно, думать о несбыточном».

Психологи же считают, что «мечта – это особая форма воображения, сосредоточенная в достаточно отдаленном будущем и объединяющая представления о жизни более высокого качества». (С. Ю. Головин «Словарь практической психологии». )

Таким образом, можно сказать, что мечта - это образ желаемого будущего, к которому человек стремится всей душой. Мечты становятся возможными благодаря нашему воображению, которое способно рисовать любые образы в разуме, не зависимо от происходящих событий. Мечты помогают сделать человека более целеустремленным, более жизнерадостным.

Мечта это то, что отличает любого человека, вообще всех людей, от животных. У животных тоже есть разум, но они не могут мечтать о чем-то. Они живут лишь потребностями. Мечта - это нечто большее, чем потребность. Мечта - это то к чему мы идем или стараемся идти всю жизнь или какой-то конкретный отрезок времени.

Известный русский скульптор и художник Сергей Тимофеевич Конёнков говорил: «Мечта – наше оружие. Без мечты трудно жить, трудно побеждать».

Какие бывают мечты?

Психологи разделяют все мечты на два вида:

• мечты-игры – нереальные, неосуществимые, служащие для утешения или удовольствия, свойственные чаще детям и подросткам;

• мечты-планы – связанные с дальнейшим построением деятельности или жизненного пути человека.

Например, маленький ребёнок может мечтать о шапке-невидимке, или школьник, не выучив урок, может мечтать, что учитель его не спросит – это мечты-игры. А вот если человек мечтает получить повышение по служебной лестнице – это уже мечта-план.

Есть случаи, когда одна мечта объединяет многих людей. Тогда она становится народной, национальной, мечтой социальных групп, общественных классов. Так, например, в США популярна «американская мечта» - идеал жизни американцев.

Иногда мечте приписывают цвет— «голубая мечта», «розовая мечта».

Голубой – цвет неба. «Голубая мечта» - небесная, высокая, труднодостижимая.

Иметь «розовую мечту» – значит мечтать о чём-то совершенном, идеальном, в какой-то степени, даже нереальном.

Мечты такие разные:

• материальные или духовные;

• близкие или далекие;

• легкодостижимые или труднодостижимые;

• большие или мелкие;

• личные или направленные на окружающих нас людей;

• детские или взрослые;

• хрустальные;

• заветные и многие, многие другие.

Они такие же разные, как и люди, которые им предаются.

Как работает мозг, когда человек мечтает?

Учёных давно интересовал вопрос, как работает мозг, когда человек мечтает. Американские исследователи первыми определили отделы головного мозга, ответственные за мечты, а также выяснили, что процесс мечтания запускается в мозгу «по умолчанию». То есть, когда человек не занят какой-то конкретной задачей, в мозгу активизируются определенные участки и возникают мечты. Эти два процесса, легкого и сложного мышления, работают отдельно друг от друга: когда один включается, другой выключается.

Физиологи канадского университета, опровергли теорию американских учёных о том, что лёгкую умственную деятельность обеспечивает «оперативная мозговая сеть поумолчанию», аза решение задач высокой сложности отвечает «исполнительный орган» головного мозга. Они установили, что при мечтании включаются и начинают работать параллельно оба полушария.

Вовремя эксперимента участники выполняли очень простую задачу— нажимали накнопку при появлении чисел наэкране, расположенном науровне ихглаз. Втожевремя активность ихголовного мозга фиксировали спомощью магнитно-резонансной томографии. Количество икачество мозговой активности показало, что «исполнительный орган» головного мозга также активизируется, когда мымечтаем.

Вэтом открытии удивительно то, что оба мозговых процесса включались параллельно. Чем глубже человек погружался всвои мечты, тем активнее работали обе системы. То есть, чтобы мозг начал работать более активно, нужно, всего-навсего, немного помечтать. Наосновании данного эксперимента можно с уверенностью сказать, что именно мечты помогают нам решать практически все жизненно важные задачи.

Полезно ли мечтать, и как мечты влияют на развитие человека?

А полезно ли мечтать? Перед тем как ответить на этот вопрос, хотелось бы привести отрывок из произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес»:

Алиса: Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- Чеширский Кот: А куда ты хочешь попасть?

- Алиса: Мне все равно

- Чеширский Кот: Тогда все равно, куда и идти.

- Алиса: только бы придти куда-нибудь

- Чеширский Кот: Куда-нибудь ты обязательно попадешь, нужно только достаточно долго идти.

Когда мечтают дети и подростки, взрослые смотрят на это со снисхождением и умилением. Когда дети подрастают, им говорят, чтобы они оставили свои детские мечты, потому что они всё равно не сбудутся. И это совершенно не правильно. Мечтать надо!

Если мы обратимся к биографиям успешных людей, то увидим, что у всех у них была мечта - большая, фантастическая, казавшаяся другим недостижимой.

Генри Форд мечтал сделать автомобиль дешёвым и качественным. Хотел, чтобы каждый мог его себе позволить. В то время немногие зажиточные фермеры имели громоздкие и тяжёлые паровые машины. Большинство же передвигались на лошадях. Каждый уважающий себя специалист знал, что у бензинового двигателя нет будущего: он слишком шумный и ненадёжный. Когда же был налажен серийный выпуск и дело начало приносить прибыль, Форду советовали поднять цены. Так он смог бы зарабатывать больше. Он же не слушал специалистов. Его мечта была сделать автомобиль дешёвый. Для этого он искал способы производить более качественные и дешёвые запчасти. При возникновении новых идей, Форду говорили: – Это сделать невозможно. А он мечтал и делал. Вся Америка 20х годов ездила на машинах марки «Форд».

Джон Пембертон и Эд Холленд основали компанию «Coca-Cola». У них тоже была мечта. Они хотели, чтобы их напиток попробовал хотя бы один раз каждый житель земли. Идея не просто фантастическая, а безумная. Сейчас «Колу» пьют даже в самых отдалённых уголках земли.

Христофор Колумб мечтал доплыть до Индии. Не побоялся даже свалиться за край земли или быть съеденным морским змеем. Да, он не достиг поставленной им цели, не доплыл до Индии. Но в Англии были сотни моряков, которые даже не пытались. Теперь их имён не знает никто. У этих моряков не было мечты.

Когда мы позволяем своим мечтам «тянуть» нас за собой, тогда они высвобождают творческую энергию, которая может преодолеть все препятствия на пути достижения наших целей. Мечтать вредно только, если ничего не делать для осуществления своей мечты.

Но, хотелось бы добавить, что мечтать полезно не только для достижения успеха в жизни, но и для здоровья. Наши мечтания возбуждают нас и вызывают очень сильные позитивные эмоции. Мы чувствуем себя счастливыми. Врезультате, наш мозг вырабатывает так называемые «гормоны счастья» - эндорфины. Доказано, что достаточное количество эндорфинов делает человека не только счастливым.

Эндорфины:

• обладают противоболевым действием,

• подавляют стресс,

• активируют иммунную систему,

• способствуют укреплению стенок сосудов,

• препятствуют старению,

• улучшают память и способность обучаться.

Поэтому мечтайте. Стройте грандиозные планы и беритесь за их выполнение. Именно мечта, в процессе её достижения, позволяет развиваться и совершенствоваться человеку физически, духовно и умственно.

О чём мечтают современные дети?

В ходе работы над исследованием мной был проведён письменный опрос учеников начальных классов МОУ СОШ №103 на тему «Твоя мечта». По результатам опроса предполагалось выяснить, о чём мечтают современные дети и мечтают ли, вообще.

Всего в опросе приняло участие 44 человека, из них 26 мальчиков и 18 девочек.

Ребятам предлагалось ответить на 3 вопроса:

1. О чём ты мечтаешь? (Мечта может быть не одна. )

2. Что ты чувствуешь, когда мечтаешь?

3. Что ты делаешь для того, чтобы твои мечты сбылись?

Перед началом работы, с ребятами была проведена вводная беседа о роли мечты в жизни и творчестве Александра Грина, с краткой экскурсией по страницам его повести «Алые паруса». В качестве подведения итога, всем было предложено ответить на вопросы анкеты.

Проанализировав ответы, я объединил мечты ребят в следующие группы.

1. «Об успехах в учёбе».

2. «Об успехах в спорте».

3. «О животных».

4. «Я мечтаю иметь».

5. «Мечты-игры».

На диаграмме отображено количественное соотношение этих групп.

К группе мечты «Об успехах в учёбе» я отнёс ответы ребят, мечтающих хорошо учиться, получать только «5+» или быть отличниками. Это прекрасно, что они мечтают об этом, ведь именно в школе закладывается фундамент знаний и навыков, который необходим нам во взрослой жизни.

Вторую группу я назвал мечты «Об успехах в спорте», так как оказалось, что многие дети мечтают заниматься спортом, или уже занимаются им, и хотят достичь в нём определённых высот. К этой категории мечтателей относятся, в основном, мальчики. Большинство из них мечтает стать футболистами и войти в состав какой-нибудь известной команды, другие мечтают стать знаменитыми гонщиками. А кто-то мечтает завоевать олимпийское золото в плавании и победить в заплыве, на следующей неделе, своего главного соперника. Спорт – это здоровье, а мечты, связанные со спортом, сулят нам здоровое будущее.

Некоторые ребята мечтают о домашних питомцах: собаке, лошади. Есть и те, кто мечтает научить говорить попугая или стать ветеринаром. Такого рода мечты я определил в группу «О животных». По мечтам, как и по поступкам можно судить о человеке. Люди, которые любят животных и, тем более, мечтают о них, скорее всего очень добрые и отзывчивые. Самое замечательное то, что среди опрошенных мной ребят таких не мало.

Четвёртая группа называется «Я мечтаю иметь». Многие ребята мечтают иметь «очень крутую машину» – «Хамер» или «Бугатти», скоростной велосипед или красивый и просторный дом; получить в подарок от Деда Мороза сноуборд или новую книгу. Кто-то скажет, что эти мечты слишком материальные. Но, чтобы у тебя в будущем была машина, велосипед или большой дом, об этом тоже надо мечтать.

Последняя группа, «Мечты-игры», самая многочисленная, так как участники опроса дети. Мальчики мечтают о фантастических летательных аппаратах с прозрачным дном, мощными турбинами и плазменным телевизором; о мотоцикле, трансформирующемся в одно колесо; о летающем велосипеде. Девочки мечтают о волшебстве, стать феями, иметь летающую лошадь. А кто-то из ребят просто мечтает, чтобы наступила весна, лето или их День рожденья.

Были и такие мечты, которые не получилось отнести ни в какую из групп, но не упомянуть о них нельзя. Это мечты: «о мире на всей планете», «много путешествовать», «стать рэпером», «быть красивой и счастливой», «иметь много друзей».

Отвечая на второй вопрос анкеты, «Что ты чувствуешь, когда мечтаешь?», ребята описывали исключительно положительные эмоции и ощущения. Вот некоторые из них: «я чувствую, что мечта сбудется», «я чувствую радость, счастье», «я забываю обо всём», «я как будто в неизвестности», «я чувствую праздник», «я ощущаю то ли смех, то ли дрожь». Об этом можно сказать одно - хорошее настроение мечтателям точно обеспечено.

Для того чтобы мечты сбылись, ребята хорошо себя ведут, усердно трудятся и главное – верят.

Таковы результаты проведённого мной опроса. Самым важным в нём является то, что все ребята о чём-нибудь мечтают, а значит, все они к чему-то стремятся.

Подводя итоги своего исследования, я хотел бы ответить на вопрос: «Нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был Александр Грин?». Мой ответ – нужны! Ведь именно мечта, в процессе её достижения, позволяет развиваться и совершенствоваться человеку физически, духовно и умственно. Мечты помогают нам решать практически все жизненно важные задачи.

P. S. В заключении, хотелось бы рассказать, о чём мечтаю я.

«Поэма о моей мечте».

Ах, как прекрасно помечтать,

Закрыв глаза, в постели!

Ведь, все мы любим представлять,

Как, вдруг сбывается всё то,

Что так давно хотели.

Я тоже, друг мой, в девять лет

Люблю мечте предаться.

О чём мечтаю не секрет,

В стихи рассказ мой стал слагаться.

Я думаю, мечтать и надо, ведь, в стихах.

Так лучше краски в голове

На холст мечты ложатся,

И в мир желанный, прогоняя страх,

Тебя фантазий море

Несёт на алых парусах,

Мысль, развивая на просторе.

Мечты моей суть в том таится,

В те времена чтоб возвратиться,

Когда всем миром управляли цари и короли.

Тогда за даму и за честь

Жизнь, ведь, отдать могли.

Машину времени б найти

И в прошлое весь мир перенести.

Представь, как всё преобразится,

Какими станут города!

Все наши улицы, столицы,

Как будут выглядеть тогда!

Ведь, дивная архитектура

В те времена была.

Такие замки и скульптуры

Теперь не встретишь, вот дела!

Балы, пиры, людские пышные наряды –

Глазам бальзам, душе отрада.

И жили рыцари тогда

Среди других людей.

Им был победы вкус

Всех благ мирских милей.

Вот главное в моей мечте!

Стать рыцарем хотелось мне.

Сражался б на турнирах я,

Как самый храбрый лев

И все победы посвящал

Достойнейшей из королев.

Прекрасной, благородной даме,

Любимой и родной – конечно, маме!

(Березов А. )

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)