Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Медный всадник – кумир на бронзовом коне

Пушкин, бесспорно, унес с собою некую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.

Ф. М. Достоевский

Александр Сергеевич Пушкин. Русская литература. Представить себе эти два слова друг без друга так же немысленно, как нельзя представить Россию без Волги. Имя поэта входит в нашу жизнь с первой, едва осмысленной по слогам певучей строчки, с колыбельной, которой убаюкивает нас мама, с волшебством народной сказки. Входит, несмотря на громаду своего гения, так естественно и просто, как естественно и просто растет трава и светит солнце. Мы мыслим образами и сравнениями, которые впервые вспыхнули в его кристальных стихах. И в тысячный раз, изумляясь чуду природы, мы уже не замечаем, что уже смотрим на нее пушкинскими глазами:

Мороз и солнце! день чудесный! или

Унылая пора – очей очарованье.

Александр Сергеевич Пушкин – это огромный поэтический материк, знакомый с детства, но все еще неизведанный до конца. Сверкающий мир его красок, неподдельных чувств, нравственного оптимизма продолжает волновать нас и теперь. Этот сплав не поддается коррозии. Не поддается коррозии и кумир на бронзовом коне, стоящий в Петербурге, из поэмы «Медный всадник».

Прочитав поэму, мне стало интересно, почему А. С. Пушкин назвал бронзовый памятник Петру I медным? Ведь судя по его переписке с графом А. Х. Бенкендорфом, Александр Сергеевич Пушкин знал истинный материал монумента.

Поэтому цель моей работы - поразмышлять, почему бронзовый памятник А. С. Пушкин называет медным.

Задачи работы: а) изучить литературу по данной теме; б) разобрать значение слов «медный» и «бронзовый».

в) выяснить, какое значение А. С. Пушкин дал слову «медный».

В 1834 году А. С. Пушкин задумывает написать поэму о Петре I. В мае 1834 года поэт пишет своей жене: «Ты спрашиваешь меня о Петре? Идет помаленьку; скопляю материалы – вдруг вылью медный памятник, которого нельзя будет перетаскивать с одного конца города на другой, с площади на площадь, из переулка в переулок» (А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 17 томах, т. XV). Медным памятником, который нельзя «будет перетаскивать с площади на площадь» Пушкин называет «Историю Петра», над которым он работал в последнее время. Под памятником же, который мог бы быть перемещен «с одного конца города на другой», он подразумевал конную статую Петра на Сенатской площади в Петербурге. Отлитый из бронзы по проекту скульптора Э. М. Фальконе монумент, известный во всем мире как Медный всадник, был установлен в Петербурге 7 августа 1782 года. Свое название он получил благодаря поэме Пушкина «Медный всадник», которая прославила самого поэта, государственную деятельность Петра и необыкновенную красоту монумента.

Было хорошо известно, что отношение поэта к Петру I было двойственным. «Достойна ли удивления, - писал он в материалах к «Истории Петра», - разность между государственными учреждениями Петра Великого и Временными его указами. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, - вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика». Противопоставление Петра, исторического деятеля, Петру, как самовластному самодержцу, видно в поэме вполне отчетливо.

О, мощный властелин Судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

« Медный всадник»

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен.

Он весь как божия гроза.

«Полтава»

«В «Медном всаднике», - пишет литературовед Д. Д. Белов, - Петр предстает как великий исторический деятель, «могучий властелин судьбы», подчиняющий себе стихию, заставляющий ее служить человеку, народу; но вместе с тем он и «ужасный» («ужасен он в окрестной мгле»), «грозный царь», «горделивый истукан» самовластия. Правда, этот другой облик Петра дан как бы на заднем плане, затенен «ликом» Петра-созидателя – государственного деятеля, творящего «для будущего». Данные определения вызвали недовольство у императора Николая I, цензора его произведений.

В декабре 1833 года Пушкин в своем дневнике писал: «Мне возвращен «Медный всадник» с замечаниями государя. Слово «кумир» не пропущено высочайшей цензурой; на многих местах поставлен (?)». Про слово медный ничего не было сказано. Слово «медный» к характеристике Петра как грубого и жестокого самодержца, по-видимому, отношения не имело.

Почему же и в поэме, и в письме Пушкин называет бронзовый памятник Петру медным? Намеренно он заменяет определение бронзовый словом медный или нет? Проследим историю употребления прилагательных медный и бронзовый в литературном языке.

Слова медь – ´металл красноватого цвета, вязкий и ковкий´ и медный ´изготовленный из меди´ употреблялись в языке с давних пор, они засвидетельствованы в «Материалах для словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского. Слова же бронза ´сплав меди с оловом, или другим металлом´ и бронзовый, ´сделанный из бронзы´, иноязычные по своему происхождению, были в XIX веке сравнительно новыми. Бронзовые изделия появились в России раньше, чем слово бронза и бронзовый. Первая крупная отливка из бронзы в России (бронзовая пушка) была сделана уже в 1483 году в Москве. В течение долгого времени слово медь и медный употреблялись также и для названия бронзы и бронзовых изделий. Хотя слово бронза уже было известно в середине XVIII века, художественные изделия из бронзы продолжали именоваться медью.

В сочинениях А. С. Пушкина слово медный встречается гораздо чаще, чем бронза или бронзовый. Кроме сочетания «Медный всадник» (название поэмы), слово медный встречается довольно часто в поэзии поэта. Например:

За ним несется Всадник Медный

На звонко-скачущем коне;

«Медный всадник»

Ее любимые сады

Стоят населены чертогами, вратами,

Столпами, башнями, кумирами богов,

И славой мраморной, и медными хвалами

Екатерининских орлов.

«Воспоминания в Царском Селе»

В основном поэт использует слово медь как прилагательное, единственный случай употребления слова как существительное был в черновых вариантах стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» в значении «медная скульптура».

В ряде писем Александра Сергеевича Пушкина упоминается неудачная статуя Екатерины II в имении Гончаровых Полотняный Завод, которую поэт шутливо называет медной бабушкой. В официальной переписке с графом А. Х. Бенкендорфом Пушкин, ходатайствуя о переплавке «медной бабушки», называет ее бронзовой (bronze); слово медь (cuivre) в этом же письме только в сочетании торговцы медью (marshands de cuivre), но в письмах, написанных на русском языке, Пушкин бронзовую статую Екатерины II называет только медной. В этом сказалась традиция называть медными художественные бронзовые изделия. Эта традиция сохранялась до конца XIX века.

Однако бронзовые статуи не обязательно назывались только медными. Так, даже ставший привычный для нас как Медный всадник - конный памятник Петру мог быть назван бронзовым. Вл. Орлов в биографическом романе об А. А. Блоке приводит следующее высказывание Ф. М. Достоевского: «В такое петербургское утро, гнилое, сырое и туманное, дикая мечта какого-нибудь пушкинского Германа из «Пиковой дамы» (колоссальное лицо, совершенно петербургский тип, - тип петербургского периода!), мне кажется, должна еще более укрепиться. Мне сто раз среди этого тумана задавалась странная, но навязчивая греза: «А что как разлетится этот гнилой, склизкий город, подымится с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы бронзовый всадник на жарко дышащем загнанном коне?» (Вл. Орлов. Гамаюн).

Но не только бронзовый памятник Петру I называли медным. В 1880 году И. С. Тургенев, воздавая должное великому поэту должное, называет бронзовый памятник Пушкину в Москве медным. Вот его слова: « Заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку; он отозвался типическими образцами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни. Он первый, наконец, водрузил могучей рукой знамя поэзии глубоко в русскую землю, и если пыль поднявшейся после него битвы затемнила на время это светлое знамя – то теперь, когда эта пыль начинает опадать, снова засиял в вышине водруженный им победоносный стяг. Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек»(И. С. Тургенев. Речь, читанная в публичном заседании Общества любителей Российской словесности, по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве. Июнь 1880 г. ).

В 1924 году С. Есенин прочел на Тверском бульваре в Москве свое стихотворение, написанное к 125-летию со дня рождения Пушкина. Он обратился к тому же памятнику, но уже к бронзовому, со словами: «Но эти милые забавы Не затемнили образ твой, и в бронзе выкованной славы Трясешь ты гордой головой». И закончил пожеланием, адресованным самому себе: « Еще я долго буду петь Чтоб и мое степное пенье Сумело бронзой прозвенеть» (А. С. Пушкину).

Александру Сергеевичу Пушкину было хорошо известно, что памятник Петру I не медный: есть части медные, есть бронзовые, есть железные. Называя всадника медным, Пушкин думаю, тем самым давал ему характеристику: сильный, мудрый.

В начале XX века читатели все больше задумывались о символическом содержании пушкинских образов. В 1909 произошло событие, давшее толчок этим толкованиям. Комиссия по ремонту памятника опубликовала протокол: «При вскрытии большого заделанного отверстия в крупе лошади выяснилось, что в задних ногах имеется солидный кованый каркас, тщательно запаянный, вследствие чего вода в него не проникала и оставалась в брюхе коня. Всего выпущено до 125 ведер воды». Эти сведения вызвали целую серию толкований: когда-то Петр победил дикую стихию вод Финского залива, теперь вода почти мистически побеждает его, проникнув внутрь «медного всадника», то есть борьба не окончена Петр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали невинные частные люди. Но, тем не менее памятник остается медным, а не бронзовым.

Таким образом, слова «медь» и «бронза», «медный» и «бронзовый» прошли долгий путь. Александр Сергеевич Пушкин в своей поэме, видимо, под словом «медный» понимает не только то, что памятник сделан из этого материала, а главное, что значение этого слова, связано с образом Петра - медного всадника – сильного, мудрого, умного. Итак, что изделия из бронзы вначале назывались только медью и медными, потом преимущественно медными; наконец, данные определения пришли в соответствие материалом обозначающих изделий. Сейчас, в основном, изделия из меди называются медными, а из бронзы – бронзовыми.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)