Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Менделеев и спиритизм: правда или вымысел?

При изучении биографических данных знаменитого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева в школьном курсе химии, нам стали интересны факты, которые указывали на некую взаимосвязь Менделеева с таким мистическим явлением как спиритизм. Невольно возник вопрос, какова же была причастность Менделеева к спиритизму? Нас заинтересовало само понятие «спиритизм», как нечто таинственное, непонятное.

Это помогло определить тему нашего исследования: «Менделеев и спиритизм: правда или вымысел?»

Подробный анализ литературы по этой теме дал возможность констатировать следующие противоречия:

- между мистическими представлениями о потустороннем мире и научным доказательством их несостоятельности;

- между разными группами сторонников и противников модного течения конца 19 начала 20 веков;

- между научными доказательствами, выводами Д. И. Менделеева и бытующими во второй половине 19 века представлениями о потустороннем мире.

Д. И. Менделеев – великий русский ученый

«Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств»

Д. И. Менделеев

Заслуги Дмитрия Ивановича Менделеева

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - великий ученый, почетный член многих иностранных академий и обществ. Величайшая заслуга Менделеева — открытие (1869) периодического закона химических элементов, являющегося естественно - научной основой современного учения о веществе. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу. На основе этого закона он предсказал существование и свойства нескольких химических элементов, открытых впоследствии (галлий, германий, скандий и др. ). В классическом труде “Основы химии” Менделеев впервые систематически изложил Дмитрий Иванович Менделеев всю неорганическую химию с точки зрения пе-

1878г Фото С. Левицкого риодического закона. Он создал химическую, или гидратную, теорию растворов, основанную на представлении о химическом взаимодействии растворителя и растворенного вещества, открыл критическую температуру, нашел общее уравнение состояния газов. Дмитрий Иванович известен важными исследованиями в самых различных областях науки и техники: метеорологии, метрологии, химической технологии, агрохимии. Менделеев - физик, впервые нашедший температуру абсолютного кипения жидкости, изучивший отклонения реальных газов от закона Бойля-Мариотта, создавший приемы точных измерений и подготовивший в нашей стране внедрение метрической системы мер. Как агроном он доказал возможность улучшения почв и повышения урожаев. Менделеев - великий практик-технолог, основатель ряда отраслей отечественной промышленности. Он: инженер, изобретатель, конструктор, строитель, архитектор, издатель, литератор, педагог, искусствовед, публицист, передовой общественный деятель своего времени — горячо боролся за распространение просвещения, за развитие производительных сил России. При участии Д. И. Менделеева создалось в России и высшее женское образование. В 1872 году по мысли Д. И. Менделеева химическое общество объединилось с физическим в Русское физико-химическое общество с отделениями физики и химии.

Дмитрий Иванович Менделеев, скончавшийся в 73года 2 февраля 1907 г. , трижды номинировался на Нобелевскую премию в 1905, 1906 и 1907гг.

В 1964 году имя Д. И. Менделеева было занесено на Памятную доску известного американского Бриджпортского университета (штат Коннектикут, США) в числе имен величайших ученых мира наряду с именами Евклида, Архимеда, Коперника, Галилея, Ньютона, Лавуазье.

В честь признания его заслуг перед наукой его именем названы многие исторические достопримечательности и культурные ценности.

Илья Репин портрет Дмитрия Менделеева в мантии доктора Эдинбургского университета 1885

Основные этапы жизни Д. И. Менделеева

Менделеев родился в 1834г. в старинном сибирском городе Тобольске. Он был семнадцатым и последним ребенком в семье директора гимназии. Воспитывала его мать, поскольку отец будущего химика ослеп вскоре после рождения сына и умер. В 15 лет Дмитрий Менделеев окончил гимназию.

М. Д. Менделеева И. П. Менделеев,

(урожденная Корнильева) отец Д. И. Менделеева мать Д. И. Менделеева Неизвестный художник

Неизвестный художник

Его мать приложила немало усилий, чтобы юноша продолжил образование. Оставшись Тобольская губернская гимназия, в вдовой, она до 1850 г. сама управляла неболь- которой учился Д. И. Менделеев шим стекольным заводом близ Тобольска. Мария Дмитриевна решила послать сына за многие тысячи километров от дома – в Москву, где жил ее брат.

Менделеев пытался поступить в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше, поэтому Менделееву пришлось сменить медицину на педагогику. В 1850 г. он поступает в Главный педагогический институт, где когда-то учился его отец. Только здесь Менделеев почувствовал вкус к учебе и скоро стал одним из лучших. В возрасте 21 года Менделеев блестяще выдержал выпускные экзамены, а его дипломная работа о явлении изоморфизма была признана кандидатской диссертацией. Талантливого студента в 1855 г. назначили учителем Ре -

1855 г. Д. И. Менделеев шельевской гимназии в Одессе. Здесь он подготовил свою вторую научную работу – «Удельные объемы». Этот труд был представлен в качестве магистерской диссертации. В 1857 г. после ее защиты Менделеев получил звание магистра химии, стал приват-доцентом Петербургского университета, а в 1859г. был командирован за границу. Два года Менделеев провел на стажировке в различных университетах Франции и Германии, но наиболее результативной была его работа в Гейдельберге у крупнейших ученых того времени Р. В. Бунзена и Г. Р. Кирхгофа. В феврале 1861 г. Менделеев вернулся в Петербург. Жизнь пришлось устраивать практически с нуля: гейдельбергские достижения дома не признавались, средств к существованию не было. Главный Педагогический институт прекратил свое существование. Найти место в других учебных заведениях было трудно, так как учебный год подходил к концу. И Менделеев с головой окунулся в литературную деятельность, поскольку только так он мог заработать какие-то средства. В 1961 году он написал учебник «Органическая химия», который был удостоен Петербургской академией наук Демидовской пре- Д. И. Менделеев мии. После этого Менделеев стал профессором Петербургского технологического института. Здесь он выполнил обширное исследование, которое представил в качестве докторской работы, а затем в 1865 г. защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой». В 1865 году он купил имение Боблово недалеко от Клина и получил возможность заниматься агрохимией, которой тогда увлекался, и отдыхать там с семьей каждое лето. Вскоре после этого Менделеев получил должность профессора химии Петербургского университета, а в 1867 г. возглавил кафедру химии. В стенах Петербургского университета Менделеев проработал 23 года и совершил свои основные открытия.

Музей-усадьба Д И Менделеева в Боблово

Главное из них– периодический закон, который стал фундаментом самого знаменитого учебника Менделеева «Основы химии». В 1868 году Дмитрий Иванович создал первое Русское химическое общество, которое собиралось на квартире Менделеева на знаменитых менделеевских средах. В 1869 году был открыт периодический закон химических элементов. Периодическая система Менделеева воспроизвела главнейшие законы химии: она не только указала, но и объяснила все закономерности и различия между физическими и химическими свойствами элементов, состав их соединений и все закономерности - сходства между этими соединениями.

Диплом Д. Менделеева почетного Диплом Д. Меделеева - почетного члена Общества естествознания члена Королевского института в Брауншвейге (Германия). Великобритании. Июль 1891 г

20 ноября 1887 г.

Главным научным достижением Менделеева 80-х годов явилось создание учения о растворах, изложенное им наиболее полно в монографии "Исследование водных растворов по удельному весу" (1887).

В марте 1890 г. Менделеев ушел из Петербургского университета, оборвав тем самым свою более чем 30-летнюю педагогическую деятельность. К этому времени Дмитрий Иванович был членом более сотни самых престижных научных обществ мира.

С осени 1890 г. Менделеев практически целиком посвятил себя работам в области экономики и техники, а в ноябре 1892 г. принял предложение Витте занять должность "ученого хранителя" Депо образцовых мер и весов (с апреля 1893 г. - Главная палата мер и весов Д. И. Менделеев 1880- е гг. [ГПМВ]). Свою работу он начал с воссоздания новых "прототипов" основных мер длины и веса. В результате уже в июне 1899 г. в России был введен новый закон о мерах и весах. На этой должности он оставался до конца жизни.

Д. И. Менделеев не был узким, кабинетным учёным, не замыкался только в интересовавшие его вопросы науки и промышленности, не отмежовывался от интересов окружающей жизни. Как гостеприимный хозяин, увлекательный собеседник, он привлекал к себе людей из разных слоёв общества, легко с ними сближался, но ненавидел "аристократию", так как, по его мнению, она губила Россию. Он был готов принять участие во всяком Портрет Д. И. Менделеева добром общественном начинании, поддерживать связь работы А. И. Менделеевой со всем русским обществом. Он отзывался в печати на 1886 г. (масло) многие выдающиеся явления русской жизни, читал публичные лекции научного содержания и с благотворительной целью, жертвовал свой гонорар в помощь недостаточной учащейся молодёжи. По возвращении из своих частых заграничных поездок он устно или в печати сообщал товарищам по науке, а иногда и широкой публике свои впечатления, последние новости науки и техники, которые видел и слышал в чужих краях.

Фото: ученые-химики, участвовавшие в праздновании 200-летия Берлинской Академии наук. Слева-направо стоят: А. Ладенбург, С. Йоргенсон, Э. Гельдт, Г. Ландольт, К. Винклер, Т. Торпе; сидят: Я. Вант-Гофф, Ф. Бельштейн, У. Рамзай, Д. Менделеев, А. Байер, А. Косса. 1900 г.

Но, кроме этих мелких общественных выступлений, Дмитрий Иванович не жалел ни времени, ни труда для участия в важных общественных делах.

Фото: Экзаменационная комиссия на первом выпуске студентов КПИ в 1903 г третий справа Д Менделеев

Размах общественной, научно-организационной и чисто исследовательской деятельности в последние 20 лет жизни Менделеева только увеличивался. Он совершал поездки в Донбасс, где по заданию правительства изучал причины кризиса каменноугольной промышленности, участвовал в работе по пересмотру таможенного тарифа, вел исследования по созданию бездымного пороха, издал в существенно переработанном виде "Основы химии", проектировал ледокол для проведения научных исследований в высоких широтах, участвовал в Уральской экспедиции, работал над двумя итоговыми монографиями: "Заветные мысли" и "К познанию России".

Он как бы прожил две жизни в одной; размышляя на склоне лет о том, как жил и что сделал, Менделеев нашел образные, но точные слова: «Науки и промышленность – вот мои мечты. Они все тут, да в детях».

Учёный ещё при жизни был известен во многих странах, получил свыше 130 дипломов и почётных званий от русских и зарубежных академий, обществ. В нашей стране учреждены Менделеевские премии за выдающиеся достижения в области химии и физики.

Д. И. Менделеев в мантии Изучив биографию Д. И. Менделеева, мы сделали доктора Эдинбургского вывод, что он - легендарная, разносторонне развитая университета. Акварель личность, так как мог совмещать одновременно большое

М. Белявского количество занятий и отличился различных науках. Кроме всего выше изложенного мы знаем, что Дмитрий Иванович участвовал в работе медиумической комиссии, в виду того, что на Россию надвинулось заморское диво-спиритизм. Каковы же научные взгляды Д. И. Менделеева на спиритизм?

В следующих главах нашего исследования мы постараемся провести анализ публикаций о различных мистических течениях и составить развёрнутую характеристику научных взглядов Д. И. Менделеева на сущность спиритизма.

Что такое спиритизм?

О существовании мистических традиций в наше время говорить не приходится, в них скрыта многотысячелетняя надежда человека на то, что именно мистика является проводником, который раскроет потаенную сущность Бога, человека и мира, позволит познавать и смотреть так, как не может ни религия, ни наука. Оккультизм – общее название всяких суеверий о «таинственных силах», «непостижимых свойствах» и т. п. , которые доступны только «избранным», «посвященным» - несовместим с научным познанием, включает в себя разные формы магии, спиритизм и теософию. Спиритизм (от лат. Spiritus-душа, дух) - мистическое течение, связанное с верой в возможность непосредственного общения с душами умерших , которые могут вступать в контакт с живыми через специальных лиц-медиумов, одаренных особой таинственной силой. Отличительной особенностью спиритизма является признание вещественного общения людей с душами умерших через посредство (medium) особых лиц, называемых медиумами. Верование в возможность вызывания духов или душ умерших людей известно с глубокой древности и имело широкое распространение у древних вавилонян, халдеев, египтян, греков и других народов. В новейшее время это верование возродилось в конце 1847 г. в Америке и стало известно под наименованием "спиритизм".

Cеанс спиритизма Из Америки современный спиритизм был разнесен автор: HIGGY по всем странам и быстро распространился во Франции, Германии, Англии, России и несколько позднее в Италии. В России он появился среди образованного общества: сначала в столицах, а оттуда проник в провинцию. В конце семидесятых годов 19 века увлечение спиритическими сеансами в России приняло эпидемический характер, так что круглые столики, употреблявшиеся для спиритических сеансов, сделались принадлежностью почти каждого интеллигентного семейства. Многие из них не верили в существование Бога, но признавали таинственную силу медиумов. В воззвании американских спиритов «ко всем народам земного шара» говорилось: «Спиритизм - есть религия и вместе с тем философия, основанная на фактах» (В. В. Лесевич Собр. соч. : В 5 Т. М. , 1915-1917).

Каковы же главные постулаты этого учения? В своем исследовании мы постарались проанализировать их и выявить, насколько они состоятельны

Постулаты спиритизма Состоятельность постулатов

Спириты утверждают, что душа человека бессмертна и Возможно, к сожалению, многочисленными исследователями ещё достоверно не доказано продолжает существовать после смерти тела. существование души после смерти или достижение человеком божественного уровня. Хотя

Любой человек при помощи медиумов может вступить в попытки подтвердить, что душа существует и она бессмертна, как и попытки научно контакт с умершими людьми, получить от них советы, помощьобосновать явления спиритизма продолжаются очень активно и в наше время. Например, или узнавать будущее. доцент Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана А.

Они утверждают, что никакого последнего Божественного Н. Смирнов установил, каким образом излучаемые генератором акустические колебания, суда над мертвыми не будет, и все люди вне зависимости ототражаясь от наших ладоней, создают стоячие волны. С нашей точки зрения, данные того, как они прожили свою жизнь, после смерти обретут постулаты будут иметь значение лишь тогда, когда будут основываться на фактах, бессмертие души. которым не смогут противостоять научные исследования. А пока все факты, которые представляют медиумы, с легкостью опровергаются физиками, биологами и другими учеными

Из постулатов мы видим, что спиритизм — это религия, требующая от своих приверженцев полной покорности, обещая взамен бессмертие. Спиритизм отрицает Божество Иисуса Христа, признает его лишь за одного из высших духов, отвергая тем самым и христианский догмат искупления человечества Иисусом Христом. Спиритизм проповедует самоискупление людей путем их многократных перевоплощений, отрицает христианские догматы о первородном грехе, о церкви, об аде и вечных мучениях и стремится заменить собой всякую религию и стать мировой религией. Церковь в свою очередь отрицает спиритизм и утверждает, что это сфера деятельности злых духов. По слову Апостола, «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (Иоан 4:3).

Верование в возможность вызывания духов или душ умерших людей известно с глубокой древности и имело широкое распространение у древних вавилонян, халдеев, египтян, греков и других народов. В библии есть упоминание об Аэндорской волшебнице, занимавшейся прорицанием и вызыванием душ умерших людей. По рассказу Григория Двоеслова, медиоланский епископ 6 века Даций, проезжая через Коринф, изгнал из одного дома злого духа, который не давал жить в этом доме, заставляя раздаваться по ночам рычанье львов, мычанье коров, блеяние овец, шипение змей.

Начало развития спиритизма в новое время связано с деятельностью американца Эндрью Джемсона Дэвиса (1826-1900), который прославился своими «видениями», «беседами с духами» и «пророчествами». Дэвис родился в семье бедного сапожника на маленькой ферме (штата Нью–Йорк); мать Эндрью страдала истерией, отец был алкоголиком; в школу Эндрью пошёл только в десятилетнем возрасте, но вскоре прекратил занятия ввиду полного отсутствия способностей к усвоению наук. Через некоторое время одна очень набожная вдова – фермерша наняла молодого Дэвиса в качестве пастуха к себе на ферму, и вот именно здесь происходит «просветление» будущего апостола спиритизма. Приученный своей хозяйкой к длительным церковным службам и ревностному изучению катехизиса, Дэвис научился приводить себя в состояние религиозного экстаза и в это время «пророчествовал». Вскоре юный Дэвис приобрёл репутацию ясновидца. Слава Дэвиса в 1843 году дошла до некоего Левингстона, который занимался гипнозом и нашёл в семнадцатилетнем Дэвисе подходящего медиума, то есть посредника между людьми и «миром духов». Вместе они в течение нескольких лет гастролировал по городам США, демонстрируя беседы Дэвиса с духами умерших. Как это ни удивительно, но полуграмотный Дэвис оставил после себя большое литературное наследство. По-видимому, он не писал, а диктовал свои книги, вызывавшие бурную реакцию читателей: одни возмущались скандальным невежеством Дэвиса, другие приходили в восторг от его «откровений». Дэвис издал следующие книги: «Принципы природы, её божественные откровения и голос к человеку», «Философия общения с духами», «Великая гармония» и «Магический жезл».

В 1850 году Дэвис был приглашён властями к расследованию «действий нечистой силы» в селе Гайдсвиле в штате Нью – Йорк, где в семье Фоксов якобы был открыт «стук столов» и откуда началось так называемое «столоверчение», занятие, типичное и поныне для всех спиритических кружков и обществ.

В марте 1848 г Джон Фокс снял дом, где начали появляться странные стуки, которые никто не мог объяснить. Дочь Фокса, юная девушка Маргарита, постучав в ответ, вступила в контакт с неведомой силой. Девушка изобрела целую азбуку, по которой могла общаться с таинственными гостями, получать ответы на волнующие ее вопросы. Через 40 лет ее сестра Мэджи, публично призналась, что в годы детства Маргарита попросту дурачила окружающих. Началось все с того, что она нарочно пугала по ночам стуками свою мать. Но когда слухи о происходящем в доме

1852 г Фоксов разошлись по свету и Маргариту признали медиумом, через которого живые люди могут общаться с душами умерших, Фоксы решили зарабатывать большие деньги, дурача суеверных людей. После этого буквально через два-три года спиритические чудеса наводнили США, а вскоре и весь мир. Из Америки в Европу спиритизм был перенесён в 1852 году профессиональным медиумом Гайденом. Были созданы даже специальные школы и институты по изучению спиритизма, обучающие будущих медиумов. Открылись необычайные обнаружения духов: автоматические движения, происходящие при видимом непосредственном участии медиума, приподнимание и вращение стола, при наложении на него рук медиума, автоматический разговор в состоянии транса. Вторую группу составляли явления, совершавшиеся в присутствии медиума, но без его непосредственного участия и без всякой видимой причины. Сюда принадлежат: стуки, передвижения мебели, игра музыкальных инструментов, появление света, голосов, различных материальных фигур. Дело дошло до того, что в популярных журналах в Англии, Германии, Франции, США стали печатать фотографии духов, якобы вызванных спиритами из «загробного мира». Своей популярностью спиритизм обязан тому, что он утверждает идею о бессмертии, а смерть, как известно, страшит практически всех людей. Кроме того, он обещает людям общение с их умершими близкими и утешает тем самым в горе и страдании. Что касается морали спиритизма, выдаваемой им тоже за "откровения духов", то она состоит из общих христианских нравственных начал, но с примесью крайней мечтательности и самообольщения, по которому спириты считают для себя вполне возможным осуществление всех высших христианских идеалов. Спиритизм, крикливо рекламируя себя сторонником прогресса, равенства и братства, проповедует безграничную терпимость и совершенно одинаковое отношение ко всяким верованиям и учениям, однако, стремится заменить собой всякую религию вообще и самому стать мировой религией. Мы считаем, что данное мистическое течение старается убедить всех, будто бы оно дает то, что стоит несравненно выше того, что люди знали; между тем как веро- и нравоучение спиритизма, выдаваемое им за "новое откровение духов", является не только не "новым", а даже и не самостоятельным, как заимствованное отовсюду.

Взгляды различных величайших деятелей науки и искусства конца ХIХ начала ХХ века на сущность спиритизма

Спиритизм и литература

В 1850-1900-е годы с помощью столов, планшеток, обыкновенных блюдечек, погружения медиума в транс или без всякого посредничества, были получены литературные произведения от «духов» известных авторов, таких как Гомер, Данте, Шекспир, Байрон, Гёте и других корифеев мировой литературы. Вызов духов известных писателей и получение от них писем, стихотворений и даже романов было одним из любимых занятий отечественных спиритов. Большинство таких текстов не вышло за пределы рукописных «канцелярий» спиритических кружков; тем не менее, некоторые произведения были напечатаны и даже пользовались успехом. В спиритическом журнале «Ребус» (1881-1917), публиковались полученные в разных кружках «медиумические» стихи Тредьяковского, Жуковского, Пушкина, Лермонтова и других писателей. В середине 1870-х годов (пик спиритического движения в России) получила известность рукопись второго тома «Мёртвых душ», якобы продиктованного Гоголем с того света. Можно сказать, что в спиритической мифологии писатель – покойник играл роль счастливого эмигранта, пишущего восторженные послания – призывы задержавшимся соотечественникам. Возможность получения художественных произведений « с того света » теоретически объяснялось спиритами тем, что, будучи продуктом душевной деятельности индивидуума, такие произведения могут производиться душою писателя и после его физической смерти. Успех литературного столописания, видимо, был связан с тем, что оно предоставляло читателю уникальную возможность не только стать соавтором любимого автора, но и, так сказать, распорядителем, хозяином его души. Литературным классиком направления «Спиритизм» был маркиз Ипполит Леон Денизар Ривайн (1804-1869). Он печатался под псевдонимом «Аллан Кардек», который ему посоветовали взять духи, сообщившие, что так его звали в одной из прошлых жизней. В своей книге «Спиритизм - общение с существами духовного мира» он пишет: « Спиритизм - это наука, которая изучает природу, происхождение и предназначение Духов, а также их взаимоотношения с плотным миром. Она объясняет, чем мы являемся, откуда мы пришли, куда мы уйдем, что есть цель нашего существования и в чем причина человеческих страданий. »

Литература, посвящённая спиритизму, чрезвычайно обширна, например: «Памятник научного предубеждения» (СПб. , 1883), «Анализм и спиритизм» (СПб. , 1893, 2 т. ), «Спиритизм и наука» А. Аксакова; «Опытное исследование над психической силой» Вильяма Крукса (СПб. , 1871); «Статьи по медиумизму» (СПб. , 1889)) Бутлерова; «Месмеризм, одилизм, столоверчение и спиритизм» (СПб. , 1878) Карпентера; «Спиритизм» (СПб. , 1878) Э. Гартана. Из периодических изданий первое место занимает журнал Аксакова "Psychische Studien" (Лпц. , с 1874 г. ). По нашему мнению спиритическая поэзия являлась своеобразным культурным феноменом второй половины XIX века.

В практике спиритизма подобные тексты имели, прежде всего, прикладную функцию: в эпоху безверия и материализма они служили авторитетными эмпирическими доказательствами существования загробной жизни. Между тем спиритуалистическая убедительность этих сообщений напрямую зависела от того, насколько точно они отвечали представлениям читателей о «духе и стиле» прижизненных произведений опрошенных авторов. Выбор последних обусловливался, как правило, их значимостью для национальной (и мировой) литературы, наличием «духовной» темы в их творчестве и некоторыми фактами из их «биографических мифов», имевшими непосредственное отношение к спиритизской проблематике: ранняя кончина, несправедливое отношение современников при жизни, не законченное при жизни дело, таинственные обстоятельства смерти и т. п. Необходим был лишь очень чуткий приемник подобных произведений-сообщений, то есть талантливый медиум ( Апухтин А. Н. Сочинения. Шестое, посмертное, издание. СПб. , 1907)

Отношение к спиритизму ученых разных направлений

В России первые спиритические сеансы были устроены в начале 70-х годов знаменитым медиумом Юмом. К этим сеансам большинство отнеслись скептически. Когда известного немецкого химика Юстуса Либиха (1803-1873) попросили выступить с докладом о спиритизме, и рассказать о связанных с ним таинственных силах и явлениях, он отказался. Не обходилось без критики и насмешек. Немецкий психолог В. Вундт, которому неоднократно представляли «убедительнейшие доказательства» реального существования духов - их фотографии, отвечал на это с иронией. В то же время спиритизм был признан целым рядом научных и других авторитетов, среди которых достаточно указать, например, на французского астронома К. Фламмариона (род. в 1842 г. ), английского физика Д. Тиндаля (1820-1893), итальянского антрополога Ч. Ломбразо (род. в 1836 г. ), президента Соединенных Штатов А. Линкольна ( 1809 -1865), английского министра-президента В. Э. Гладстона (1809-1898), писателя В. И. Даля (1801-1872), профессора П. Д. Юркевича (1827-1874), профессора А. М. Бутлерова (1828-1886), академика М. В. Остроградского (1801-1861), Н. Вагнера.

А. М. Бутлеров заинтересовался медиумическими явлениями в 1869 году по переезде из Казани в Петербург, где близко сошёлся с двоюродным братом своей жены, А. Н. Аксаковым. Тот познакомил Бутлерова с медиумическими явлениями. Как рассказывал Бутлеров, он сам долго не мог поверить свидетельству своих собственных чувств, доказывающих реальность таких вещей, которые привык считать противоречивыми здравому рассудку, но, в конце концов, должен был оставить свои сомнения и уступить только потому, что «с фактами не спорят». А. М. Бутлеров, увлечённый сам, пытался привлечь новых адептов медиумизма. Желая найти сочувствующих между своими товарищами-академиками, Бутлеров обратился прежде всех к своему учителю Н. Е. Зинину. Но тот к спиритизму отнёсся враждебно. Зато верного союзника Бутлеров нашёл в лице своего друга, профессора Николая Петровича Вагнера, известного зоолога писателя. В 1874 году в Петербург приехал медиум Бредиф, опыты которого привлекли к себе общее внимание. Специальностью Бредифа было показывание из-за занавески, позади которой он садился, светящейся руки его умершей приятельницы Жеке. Рука появлялась и в том случае, когда руки медиума были предварительно связаны или когда медиуму давали в руки электроды, которые проходили через поставленный на виду публики светящийся гальванометр. Бутлеров с Аксаковым «Опыты» Бредифа пригласили Бредифа к себе на частные сеансы, на которых присутствовал и Вагнер. Увиденное так поразило его, что он окончательно уверовал в медиумизм и решил описать свои впечатления в "Вестнике Европы". Научный авторитет и убеждённый тон письма Н. П. Вагнера взволновали людей. Позже профессор Боргман, для устранения возможности обмана, предложил заменить электроды, используемые Бредифом в своих опытах, на узкие ванночки, в которые медиум должен был вставлять средние пальцы рук или металлические пластинки, идущие от надетых на эти пальцы колец. После этого опыты моментально перестали удаваться.

Проанализировав отношение к спиритизму ученых разных направлений, приводим некоторые высказывания этих видных деятелей.

Деятельность Д. И. Менделеева по разоблачению спиритизма

Письмо, помещённое Вагнером в «Вестнике Европы», вызвало протест со стороны Д. И. Менделеева. Он написал в Физическое общество русских учёных записку с предложением создать специальную комиссию медиумических явлений: «Пришло время обратить внимание на распространение занятий спиритическими явлениями в семейных кружках и среди некоторых ученых. Занятие столоверчением, разговоры с невидимыми существами при помощи стуков, вызовы человеческих фигур посредством «медиумов» грозят распространением мистицизма, могущего многих оторвать от здорового взгляда на предметы и усилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будто бы производят упомянутые явления. » В 1875 году была создана комиссия из 12 авторитетных учёных, которые решили всерьёз разобраться в спиритических «чудесах». В комиссию помимо Менделеева вошли И. И. Боргман, Н. А. Гезехус, К. Д. Краевич, Ф. Ф. Петрушевский, Н. П. Булыгин, А. С. Еленёв, П. П. Ван-дер-Флит, А. И. Хмоловский, а также С. И. Ковалевский и Ф. Ф. Эвальд, которых в процессе работы заменили Д. К. Кобылёв и Д. А. Лачинов.

Она была задумана с определённой целью: на основе полученных материалов создать книгу, средства от продажи которой, планировалось использовать на развитие метеорологии в стране. Комиссия собралась уже на следующий день после открытия, 7 мая 1875 г. На ней Менделеев рассказал о проекте стола, конструкция которого должна была фиксировать давление рук на столешницу. По его предложению на следующие заседания комиссии приглашались Аксаков, Бутлеров и Вагнер. Правда, дожидаться очередного заседания комиссии Дмитрий Д. И. Менделеев

Иванович не стал и 27 мая посетил спиритический сеанс. В своей записной книжке об этом он заметил: «Вечером от 9 до 12 1/2 заседали безуспешно на квартире у Вагнера. Он слышал стук, которого никто другой не слыхал Погода была пасмурная». Еще два спиритических сеанса в присутствии Менделеева были проведены 1 и 3 июня. В дневнике Менделеев оставил записи о погоде и характере присутствовавших.

Аксаков, Бутлеров и Вагнер взялись познакомить членов комиссии с литературой по спиритизму. Более того, Аксаков, в октябре 1875 года, за свой счет отправился в Англию и привез оттуда братьев Петти. Братья, доказывали свои медиумические способности тем, что «из ничего» получали капли жидкости и, находясь в запертой клетке или за занавеской, вызывали звук далеко поставленного колокольчика. Комиссия, третье заседание которой состоялось 27 октября 1875 года, а последующие проводились два раза в неделю на квартире Менделеева, оказалась дотошной. В шести проведенных опытах выяснилось, что капли жидкости – это слюна, поскольку смоченная раствором трихлорида железа бумага доказывала одинаковый состав капель и слюны. Капли жидкости появлялись на верхней поверхности листа бумаги, когда этот лист лежал на столе, и на нижней, когда лист держали над головой медиума. Бумага, пропитанная раствором, получала под влиянием этих капель ту самую окраску, какую производит в ней слюна, причем никто во время опыта не говорил. Когда лица шарлатанов закрывали или завязывали рты скатертью или картонкой, никаких капель не появлялось. Звуки колокольчика в клетке на одном сеансе были слышны, но они, видимо, были произведены рукой медиума, потому что по окончании опыта клетка оказалась сдвинутой и колокольчик опрокинутым. Когда были приняты меры, чтобы медиум не мог коснуться колокольчика, не было слышно никаких звуков. А когда поместили колокольчик позади занавески из двух половинок, которые внизу были сметаны нитками, а вверху заколоты булавкой, послышался шум свалившегося на пол тела. Оказалось, что свалился со стула один из медиумов. В занавеске нашли проруху, а на рукаве свалившегося медиума - часть нитки, которою были сметаны половинки занавески. На девятом заседании комиссии 20 ноября 1875 года Менделеев в темноте зажег спичку и уличил медиума в обмане. Вот что было написано по этому поводу в протоколе комиссии: «Братья Петти производили некоторые из медиумических явлений, обещанных особыми заявлениями, когда не было принимаемо никаких предосторожностей, предупреждающих возможность обмана. Обещанные медиумические явления или вовсе не совершались в присутствии братьев Петти, или же обманные их действия обнаруживались каждый раз, когда принимались членами комиссии простейшие меры, могущие изобличить подлог. В заседании 20 ноября оказался разрыв занавески, находившейся около медиумов и назначенной для преграждения им доступа к колокольчикам, звон которых составлял обещанное спиритическое явление. При этом на рукаве медиума обнаружили часть нитки от занавесок. Не появлялись и капли жидкости на месте бумаги, когда голову медиума члены комиссии накрыли скатертью». Обсудив эти результаты, комиссия признала братьев Петти обманщиками.

После этого, 15 декабря 1875 года, в аудитории Русского Технического общества в Петербурге Менделеев, с согласия Комиссии, прочёл публичную лекцию. Сбор от продажи лекционных билетов назначался в пользу славян, пострадавших при восстании в Боснии и Герцеговине. Не смотря на разоблачение братьев Петти, А. Н. Аксаков не сдавался и в январе 1876 г. привез другого медиума, англичанку Кляйер. У него были все основания надеяться на то, что с этим медиумом дело пойдет хорошо. Кляйер не была профессионалом. Она поехала в Петербург не ради наживы, а «из любви к истине». Над нею производил опыты ученый Крукс и получил блестящие результаты. В виду того, что специальностью Кляйер было столоверчение при свете, решено было исследовать, какою силой движется и поднимается стол. С этою целью было устроено несколько приборов, в том числе два стола - манометрический и пирамидальный. Первый давал возможность видеть, кто из сидящих за столом толкает его, а второй был устроен так, что руками, наложенными на стол, нельзя било ни приподнять, ни наклонить его. Аксаков, Бутлеров и Вагнер должны были присутствовать на сеансах в качестве свидетелей от медиума. Опыты были начаты с обыкновенным круглым столом на тумбочке с тремя лапками. Стол двигался, качался и подпрыгивал. Когда посадили человека под стол для наблюдении за ногами медиума, стол двигался и качался, но не прыгал. Несколько раз для пробы садились за манометрический и пирамидальный стол, но безуспешно. Члены комиссии стали требовать, чтобы опыты с обыкновенными столами были прекращены и производились исключительно с приборами. «Ныне необходимо, - говорил Менделеев, присутствующим на сеансе членам комиссии следить, - за руками, ногами и другими частями тела медиума, за ее платьем и движениями. Приборы могут устранить членов комиссии от этих неудобных и ненаучных приемов. При сеансах со столом сомнение законно, ибо условия опыта допускают возможность обмана. Если бы научные исследователи ограничились одним наблюдением при помощи органов чувств, не было бы опытных наук, была бы возможность заверять и поныне, что солнце ходит, а земля стоит, что есть ведьмы, привидения и прочее». Свидетели от медиума согласились на это, но с условием, чтобы приборы были доставлены им на дом для испытания. Приборы были посланы. Свидетели сначала приостановили заседания, а потом и совсем отказались от продолжения. Результаты опытов показали, что стол приводился в движение не какой-то таинственной силой, а самим медиумом. Задавая духу вопросы, спириты, сидевшие за столом, сами на них и отвечали.

После этого было проведено ещё четыре заседания комиссии, в том числе заключительное, девятнадцатое, состоялись с 8 по 21 марта 1876 г. Затратив много времени, труда и нервов в спорах со пиритами, комиссия достигла желаемых результатов. Она показала, что учёные не страшатся новизны этих явлений, потому что её нет. Так же на основании всей совокупности узнанного и увиденного члены комиссии единогласно пришли к следующему заключению: «спиритические явления происходят от бессознательных движений или от сознательного обмана. Спиритическое учение - есть суеверие». Она сняла со спиритических явлений печать таинственности, и положила предел его распространению. В отчёте комиссии были написаны следующие выводы:

1. Движение столов вызывается давлением, оказываемым намеренно или ненамеренно присутствующими, относится к числу бессознательных и сознательных мускульных.

2. Поднятие столов и движение предметов за занавеской или в темноте носят несомненные признаки действий обманных.

3. Стук и звуки, посредством которых, якобы, совершаются сношения с духами, - самоличные действия медиумов.

4. Материализация, медиумопластика - явление подложное, судя по: а) отсутствию пытливости в лицах, познающих подлинность явлений; б) предосторожностям, требующимся спиритам, которые они предъявляют присутствующим на сеансе; в) не говоря уже о неоднократных случаях прямого изобличения медиумов или их помощников.

5. Медиумы действуют, с одной стороны, непроизвольно, а с другой, - пользуются доверчивостью людей.

6. Исследователи спиритизма не обладают терпимостью к мнениям лиц, не находящих ничего нового в спиритизме и к критическим отношениям к предмету верований.

7. Немногие опыты, проведенные с приборами, свидетельствуют о слабости экспериментаторов, незнакомых со строго научными опытами.

8. Каждый раз спириты охотно шли на исследования, но сразу прекращали работу, как только встречали критику или недоверие.

9. Явления, выдаваемые за медиумические, исследуемые известными учеными, - результат непроизвольных движений, вытекающих из природных особенностей организма или дело ловкости и обмана.

По поводу разоблачения Менделеевым спиритизма Ф. М. Достоевский писал: «Г-н Менделеев, должно быть, необыкновенной души человек. Раздавив двумя лекциями спиритизм, представьте себе, ведь он, в заключении второй лекции похвалил его». На этом этапе, комиссия признала свои дела законченными, и 13 апреля 1876 года закрыла свои собрания. Её заключение было внесенно в протокол заседания Физического общества. Все протоколы заседаний комиссии были оставлены у Менделеева. Заключение комиссии было обнародовано в газете «Голос», после чего изменилось мнение прессы о спиритических явлениях. Через «Journal de St. -Petersburg» от 30 марта весть о комиссии попала за границу. «Там взглянули уж чересчур благоприятно на возможные плоды трудов комиссии, отмечал Д. И. Менделеев. - так, например, хроникёр парижской газеты "Le Temts" засомневался даже в жизненности спиритизма ».

Мнение А. Бутлерова о комиссии Менделеева было следующим: «. Ее (комиссии) ближайшей задачей сделалось не решение вопроса о том, существуют ли медиумические явления или нет, а отыскивание, во что бы то ни стало, того обмана, существование которого было комиссией заранее и решительно предопределено. ». Через месяц после того, как были напечатаны заключения комиссии, 24 и 25 апреля 1876 года Д. И. Менделеев прочёл ещё две публичные лекции о спиритизме, денежный сбор которых назначался на пособия нуждающимся литераторам и ученым. В них он изложил историю занятий комиссии и результаты, полученные от них, свой взгляд на отношение науки к спиритизму. В последней лекции, прочитанной 25 апреля 1876 года,Д. И. Менделеев вновь пересматрел все спиритические явления: столодвижение, столописание, стуки, летание стола, появление духов и указывает, что все эти явления, кроме двух последних, объясняются обычными физическими силами. В 1876 году Менделеев опубликовал за свой счет книгу «Материалы для суждения о спиритизме». В книге было 20 чертежей и рисунков, а на титульном листе содержалась информация для покупателей: «Сумма, которая может быть выручена от продажи этой книги, назначается на устройство большого аэростата и вообще на изучение метеорологических явлений верхних слоев атмосферы».

Чертежи и рисунки из книги «Материалы для суждения о спиритизме»

Свою книгу Д. И. Менделеев заключил теми же словами, как и свою третью лекцию о спиритизме. К вопросу о спиритизме, Д. И. Менделеев больше не возвращался. Русское общество должно быть признательно ему за то, что он возбудил вопрос о рассмотрении спиритизма и на своих плечах вынес главную тяжесть неприятностей, выпавших на долю комиссии. Если Н. П. Вагнер говорил, как тяжело досталось это дело А. М. Бутлерову, то нельзя не указать того, что и Менделееву было нелегко вести бесплодные споры по вопросу, который он считал ненаучным, с Бутлеровым, глубоко уважаемым им как учёного и как доброго товарища. Когда А. М. Бутлеров скончался, Дмитрий Иванович поместил его портрет у себя в кабинете в числе мировых учёных и государственных деятелей, которых особенно чтил.

Труд, потраченный Д. И. Менделеевым в комиссии по спиритизму, не пропал даром: занятия комиссии оказали влияние на русское общество. Увлечение спиритическими явлениями постепенно стало ослабевать, спиритические опыты были заброшены, и новое суеверие не стало распространяться, чего Менделеев и желал достигнуть. Много лет спустя Дмитрий Иванович говорил своему сыну Ивану Дмитриевичу: «Наше расследование, как его не ругали, произвело в обществе решительное впечатление. С тех пор спиритизм как рукой сняло». В 1891 г. Н. П. Вагнер сделал попытку оживить в русском обществе интерес к спиритическим явлениям. По его инициативе было образовано при Санкт-Петербургском университете русское общество экспериментальной психологии. Но оно не привлекло к себе внимания.

Сегодня наблюдается небывалый всплеск интереса к спиритизму. Существуют исследования, показывающие, как люди нашего времени относятся к этому явлению. Одни из них абсолютно верят всему, что происходит на спиритических сеансах. Другие утверждают, что медиумы, как и все, что происходит на этих сеансах, является шарлатанством, цель которого — выманить у доверчивых людей побольше денег. Третьи считают все это пережитком средневековья, наследием прошлого. Четвертые, что спиритизм — это один из способов провести время. Пятые вообще предпочитают не задумываться над этим вопросом, утверждая, что это их не касается. Шестые иногда читают книги по спиритизму, смотрят соответствующие передачи, но сами на сеансах не присутствуют. Седьмых очень занимает это явление, нередко они мечтают всерьез заняться этим в качестве медиума. Восьмые требуют запретить спиритизм как явление, отвлекающее людей от действительности и совершенно бесполезное. Девятые утверждают, что спириты — это обычные фокусники.

От каждого из нас зависит, как нам относится к спиритизму и его философии, ведь шарлатанство настолько глубоко проникло внаше общество, что просто игнорировать это явление уже давно нельзя. Менделеевские тексты о спиритизме общепонятны, увлекательны и вызывают эстетическое переживание. По нашему мнению, Дмитрий Иванович Менделеев был абсолютно прав по поводу того, что спиритические сеансы – это мистика, что и подтвердила созданная им комиссия: учёные столкнулись с грубым обманом, потому что как только при проведении спиритических опытов принимались меры, предупреждающие несостоятельность этих явлений или разоблачающие их, все «чудеса» исчезали. Многие люди не знают, от чего отвлекался великий русский химик, исследуя спиритизм. Приведём записи основных событий жизни и деятельности Менделеева за период, когда ему пришлось заниматься разоблачением этого мистического течения. Нас просто поражает сила и внутренняя энергия этого уникального человека, так много сделавшего для развития различных наук.

СПИРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК

ЖИДКОСТЬ. На сеансах некоторых "медиумов" помимо всего прочего на поверхности стола появлялись капли "влаги", которую, как считалось, порождали посещающие сеансы "духи". Вода, впрочем, получалось самым примитивным образом, из нажатой спринцовки-клизмы ("брызгалки"). Таинственная влага появлялась, например, при работе комиссии Д. И. Менделеева с медиумами, братьями Петти, специально привезенными А. Н. Аксаковым из Ньюкастла (Англия). Работа с ними была подробно описана в объемистом труде "Материалы для суждения о спиритизме" (СПб. , 1876).

На первом исследовательском заседании действия "духов" не наблюдалось, вообще. "Духи" - присматривались. На втором - были ощутимы легкие движения стола, на самом столе, промокательной бумаге и руках одного из участников (Боргман) появились капли загадочной влаги.

Проверка, однако, показала полное химическое и биологическое сходство со слюной одного из мальчиков-"медиумов"!

ЗЕРКАЛА. В старые времена с помощью зеркал вызывали. духов! Зеркало, вода, отражение - всегда смущало человека. Да, впрочем, и животных, тоже - вы, наверняка, не раз видели, как обезьяна в зоопарке, кошка или собака реагируют на свое отражение в зеркале (пока не привыкнут к нему, разумеется). "Зеркалом" называли не обязательно привычное зеркало на туалетном столике или в прихожей. Это мог быть любой предмет, любого цвета, но ровный и однородный, или рассредотачивающий взгляд, или наоборот, сосредотачивающий его в одну точку, что позволяло отвлечься от окружающего мира и сконцентрироваться на чем-то своем (разные виды медитации). В обычных же гаданиях, под Новый Год, на Святки, девицы уходили в одиночку в баню (чтобы было страшнее, считалось, что тогда гадание действеннее), раздевались донага, садились перед зеркалом и зажигали справа и слева пару свечей. После чего всматривались в зеркало до одурения, протирали, если запотевало и вновь всматривались. Подчас им что-то "казалось", виделось, чудилось, мерещилось. Если надеяться на существование телепатии (мысленной связи между людьми), то, возможно, отключившись от внешнего мира, и настроившись на определенного человека, то, теоретически, что-то можно и "поймать". Правда, как показывает практика, видения очень часто не сбываются. А в книгах описывают лишь. случаи удачных совпадений! В другом же гадании ставили два зеркала, так чтобы они образовали бесконечный коридор "отражений" и всматривались в его даль. Описание подобных гаданий есть, скажем, в книгах И. П. Сахарова и М. Забылина, старых русских этнографов.

ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ

Основой многочисленных опытов, связанных с экстрасенсами, спиритами и колдовством являются специфические движения, "намечающие" то или иное действие, как бы "предваряющие" его. Именно тонкое ощущение таких непроизвольных движений и использовал знаменитый "телепат" Вольф Мессинг в своих сеансах, когда, например, искал какой-либо предмет.

Подобные намечающиеся, почти не ощутимые механические движения или их проявления (электрические, запаховые, воздушные и пр. ) были названы "идеомоторными актами", от слов "идео" - мыль, психика, "моторика" - движение, действие.

Вольф Мессинг, однако, не слишком распространялся о своей высокой осязательной чувствительности. В этом смысле гораздо проще и показательнее был другой артист подобного жанра, Сергей Ярошевский. Выйдя на сцену и взяв за руку зрителя, он весело говорил: "Ну, куда? Вверх-вниз, вправо-влево?" и - двигал рукой в соответствующих направлениях, улавливая сопротивление или "согласие" в движении руки зрителя. Давление или расслабление пальцев, движение руки, изменение пульса, влажности кожи и т. п. - все это может быть уловлено как соответствующими чувствительными датчиками, так и чувствительным человеком, называемым "сенситивом" или "экстрасенсом".

ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ НА СПИРИТИЧЕСКОМ СЕАНСЕ

Во время спиритических сеансов за столы садились люди самые разные - опытные и неопытные, с целью серьезного исследования и с целью шутки. У кого-то "вызов духов" не получался - мешала конструкция стола, несогласованность участников и т. п. Но, у многих, по прошествии какого-то времени, столик и впрямь начинал покачиваться и "постукивать", эта-та доступность и поражала всех. При помощи остроумной физической регистрации знаменитый физик Майкл Фарадей еще в 1853 году (а спиритизм "зародился" в 1847, лишь шестью годами раньше) доказал, что участники сеанса, попросту. бессознательно сообщают столу, руками, целый ряд идеомоторных толчков! При постепенном согласовании (неосознанном) действий участников, такие толчки могут привести в движение даже тяжелый стол! Это, позже, с помощью приборов (кимографа и пр. ), подтвердил и психофизиолог А. Леманн, о чем подробно рассказал в великолепной книге "Иллюстрированная история суеверий и волшебства (М. , 1900). Подобные же работы со специальным "манометрическим столом" провели и в России, комиссия, возглавляемая Д. И. Менделеевым. Физическое действие человека, а не духов, на стол - было доказано.

ИМЭДЖ "ДУХА"

Многих спиритов смущало то обстоятельство, что, помимо "душ" умерших людей, на спиритических сеансах можно было вызвать, не только, скажем "духа Александра Македонского", но например, "духа Дон-Кихота" или "Робинзона"! Обстоятельство такое явственно давало понять, что, в действительности, всегда, или во многих случаях, речь идет вовсе не о "контакте" участников ночного сеанса с неким "духом", а о контакте. с самими собой! Происходило попросту. объединение представлений о литературном герое, в данном случае, Дон-Кихоте, образовывался некий "имэдж" (т. е. образ) Дон-Кихота, комплекс того, как его представляют два данных человека! "Имэдж", свое лицо, имеет каждый человек. Но "имэдж" может быть и создан, так, два человека в сеансе - образовывали как бы некое "третье" существо, несуществующий "имэдж". Три таких пары могли образовать три "дополнительных имэджа". Вся троица, в целом, формировала три "собственных" имэджа Дон Кихота и четыре "дополнительных имэджа" героя Сервантеса! С кем же разговаривал, например, придя на сеанс спиритов, английский писатель Артур Конан-Дойл, у которого погиб на войне сын? С самим сыном? Как не прискорбно, не с сыном. Он "разговаривал" (с помощью стуков стола и т. п. ) с собственными воспоминаниями и представлениями о сыне. С "добавкой" от других участников сеанса. Но как ни покажется странным, это нетактично назвать "самообманом". Судите сами, если бы, скажем, удалось "записать" информацию мозга умирающего человека, то, при полном отсутствии тела (умершего и похороненного) он бы - остался ЖИВ! Это, пожалуй, самое поразительное, что есть в спиритизме, но во что это учение, судя по всему, так и не вникло. Ведь, сохранив информацию мозга, ее можно в дальнейшем "пересадить" в тело, причем тело, выращенное (генетически) из сохраненных и живых клеток умершего человека. Так, пересаживая информацию и биоматериал, можно почти реально достигнуть - если не бессмертия, то - долголетия. Великие люди "тиражировали" бы свои тела и ум и посылали бы куда захочется. Космонавты, "тиражировали" бы себя и посылали на разные планеты. Человек умирал бы в одном теле, но оживал в другом. Такая мечта действительно достойна своего осуществления.

Отношение к спиритизму ученых разных направлений

За спиритизм Против спиритизма

В. Крукс «Среди спиритических явлений есть такие, которые Ю. Либих. «Во-первых, здесь не может быть и речи о силах, убедительно свидетельствуют о действии разумной силы, скорее следует говорить о чьей-то слабости.

внешней и посторонней для всех присутствующих при Во-вторых, здесь нет никаких таинственных явлений.

этом лиц». В-третьих, наука со всем этим не имеет ничего общего. В таких делах сможет разобраться господин

Зальбрих, директор больницы для умалишённых».

А. Бутлеров «во времена, когда люди науки, опираясь на Ф. М. Достоевский «Я мало того, что не верю в спиритизм, но, кроме априорические основания, отвергали заявленные того, и вполне не желаю верить, - так что никакие наблюдателями факты, они ошибались каждый раз». «С доказательства меня уже не поколеблют более фактами не спорят». никогда».

Н. Вагнер. «Явление, которое было исследуемо комиссией, не было В. Вундт. «Я всегда поражался тем, что духи обуты в сапоги фокусом» совершенно такие же, как носим мы. Это меня очень огорчает, я так надеялся, что в загробном мире сапожники шьют более удобную обувь».

В. Ф. Войно-Ясенецкий «Как бы ни относиться к Д. И. Менделеев «Спиритические имеют, в общих чертах, сходство спиритизму, нельзя не признать несомненность этого с так называемыми фокусами и поэтому представляют факта». характер загадочности, необычайности и невоспроизводимости в обычных условиях».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)