Справки  ->  Словари  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Международная проектная деятельность как способ интеграции учащихся в поликультурное пространство

В наши дни происходит радикальное изменение языковой ситуации в мире. Никогда в прошлом столько стран и народов не испытывали такой потребности в общении друг с другом. Теперь этот процесс стал чрезвычайно интенсивным в условиях гиперболизированного международного обмена знаниями и умениями, что дает мощный импульс дальнейшему всестороннему развитию науки, техники, культуры. Иными словами, речь идет о становлении способности человека к межкультурной коммуникации. Именно межкультурная интеграция предполагает понимание друг друга. В связи с этим одной из политических задач в области языковой политики является поддержка и развитие потребностей в межкультурном общении людей, живущих в поликультурном и многоязычном мире, особенно в условиях глобального экономического кризиса и достаточно нестабильной военно-политической обстановки, где только в ходе взаимного общения людей разных культур можно добиться взаимопонимания и сотрудничества для решения общего дела на едином мировом уровне. Таким образом, совершенно очевидна переориентация обучения иностранному языку на проблемы развития у учащегося способности к межкультурному взаимодействию и использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия. Решение этой проблемы связано с моделированием системы обучения иностранному языку как процессу приобретения учащимися индивидуального опыта общения с чужой лингвокультурой посредством международного языка, функцию которого в современных условиях выполняет английский язык. В этом ракурсе именно межличностное межкультурное общение школьников, которое предусматривается их участием в международных иноязычных проектах, предоставляет каждому ребенку уникальную возможность оказаться в ситуациях реального общения с носителями языка над различным языковым и тематическим материалом. Разнообразные формы подачи учебного материала в рамках метода проектов стимулируют развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся.

В качестве наглядного примера мы продемонстрируем разработанные нами проекты информационно-исследовательского "God's own country" и практико-ориентированного "England in my heart" характера, цель которых расширить индивидуальную картину мира за счет приобщения к языковой картине мира в англоязычной культуре Новой Зеландии и Англии.

Актуальность проектов заключается в создании не только языковой среды, способствующей формированию потребности использования иностранного языка как средства общения в процессе межкультурного взаимодействия, но и предпосылок, реализующих общекультурное развитие учащихся и создающих дополнительные возможности в решении образовательных, воспитательных, развивающих и профессиональных задач.

В ходе проекта "God's own country" мы не только собрали значительный культуроведческий и лингвострановедческий архив сведений о национальном характере новозеландцев и социолингвистической ситуации в Новой Зеландии в новозеландском варианте английского языка, на основе которого выпущены стенгазета <<Кивиана>> и краеведческий альбом <<Райский уголок планеты>> и проведена викторина "New Zealand" среди учащихся, но также мы активно сотрудничали с новозеландцем Джуллианом Филлипсом, руководителяи и сотрудниками Вольского предприятия ОАО <<Вольскцемент>>, что позволило нам расширить и углубить общее представление о Новой Зеландии как стране.

По мере завершения работы над проектом мы пришли к выводу, что несмотря на отдаленность Новой Зеландии от туманного Альбиона и соседство с местным народом маори, наложившим значительный отпечаток на новозеландскую английскую речь, в Новой Зеландии английский язык чище, чем в Австралии, ближе к классическому британскому варианту английского языка. Возможно, потому что большинство жителей приехало сюда из Англии. К тому же, жесткая иммиграционная политика властей ограничивает приток иностранцев, и язык почти не засоряется. Большинство иммигрантов говорит по-английски как на втором языке, а детей иммигрантов обучают на английском языке. Сами новозеландцы говорят, что их страна - вторая Британия или <<Англия в Южном океане>>.

Мы не случайно упомянули об Англии, потому что речь в нашем следующем проекте "England in my heart" пойдет именно о ней, так как нам как победителям конкурса, организованного Генеральным директором ОАО <<Вольскцемент>> Филом Гейджером на базе Вольского педагогического колледжа им. Ф. И. Панферова выпала уникальная возможность насладиться этой страной воочию. Что касается британского варианта английского языка, то он претерпевает значительное влияние диалектов, поэтому людей, говорящих на классическом варианте английского языка нам удавалось встречать крайне редко. Большая часть населения говорит на так называемом <<общепринятом произношении>> (Received pronunciation, или RP). Это общепринятая нормативная английская речь, обычно считающаяся престижной формой языка. Преимущественно в Лондоне говорят на "Estuary English" - <<английском языке устья Темзы>>, объединяющем некоторые особенности диалекта кокни и престижного диалекта RP. Диалект кокни - это лондонское просторечие, преобладающее среди продвинутой молодежи. Мы убедились, что для него характерно особое произношение, неправильность речи и рифмованный сленг.

Теперь вашему вниманию мы хотели бы предоставить краткий очерк нашей недельной поездки в Англию.

В субботу 16 августа мы прилетели в Лондон. И как только оформили документы, получили багаж, нас встретил экскурсионный автобус, который в составе других туристов повез нас в отель. По приезду мы узнали, что заселение происходит в 2 часа дня, поэтому мы решили не терять даром время и пройтись по улицам Британской столицы. Все удивляло и в то же время располагало к себе: и уютные улицы с архитектурными ансамблями, и узкие дороги с приветливыми водителями и даже сами жители. Но на этом наш день не закончился. Вечером после заселения в комфортабельные номера мы отправились прогуляться по вечернему Лондону и прокатиться на крупнейшем в мире колесе обозрения <>.

В воскресенье и понедельник у нас были запланированы обзорные экскурсии автобусным и пешеходным маршрутами по центральным окрестностям и достопримечательностям города: Букингемскому дворцу, зданию Парламента, Собору Святого Павла, Трафальгарской площади. Вечером нам предстояло посетить древнюю и интригующую крепость Тауэр, которая когда-то была тюрьмой, а сейчас это действующий музей Лондона, привлекающий ежедневно тысячи туристов не только королевской сокровищницей, но и знаменитыми тауэрскими стражниками (проще говоря <<бифитерами>>), а также легендарными черными воронами.

Незабываемые впечатления остались после посещения Вестминстерского аббатства - места коронации членов королевской семьи, где ежедневно проводятся литургии и службы и Национальной Галереи, где собраны шедевры знаменитых художников со всего света.

Не менее увлекательным выдался для нас и вторник. Мы посетили Британский музей с мировой многомиллионной коллекцией бесценных археологических находок. После осмотра наскальных рисунков и мумий мы отправились в Виндзорский королевский замок - одну из официальных резиденций Её Величества Королевы. Роскошь убранства апартаментов, сохранивших до наших дней свое первозданное величие, погрузила нас в атмосферу 17 века с её королевскими балами и рыцарскими турнирами.

В среду и четверг наша культурная программа была дополнена поездками за пределы Лондона. Мы насладились величественным Стоунхенджем - выдающимся доисторическим памятником Британских островов, вечной загадкой человечества. А также мы неплохо провели время в Бате - курортном городке, славящемся своими римскими банями и уникально целебной железосодержащей минеральной водой. Особенно в этом городе нас удивили уличные актеры, забавляющие публику различными фокусами и представлениями. Посещение Оксфорда запомнилось осмотром престижных университетов и колледжей, а Стратфорда-на-Эйвоне - визитом в Церковь Святой Троицы, где похоронен гениальный Уильям Шекспир. Закончились дни среды и четверга возвращением в Лондон и походом в Альберт Холл на концертное исполнение Британским симфоническим оркестром под руководством дирижера Валерия Гергиева балета П. И. Чайковского <<Спящая красавица>>, а также посещением музея восковых фигур Мадам Тюссо, где мы не только почувствовали себя равными в кругу знаменитостей, но и получили массу эмоций от комнаты страха и поездки в знаменитом английском кэбе по вехам истории.

В пятницу накануне отъезда у нас состоялся необыкновенный круиз по Темзе с посещением Гринвичской обсерватории и старого королевского морского колледжа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)