Развлечения  ->  Непознанное  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

«Мы есть то, что мы помним и ждем» - идея памяти в творчестве Ч. Айтматова

День, который «дольше века длится» у Пастернака в корне отличается от дня, который длится у Айтматова.

Природа человека по своей сути - тонкая материя, и разрушить ее очень легко – достаточно небольшого толчка извне, чтобы разразился взрыв страшной силы, нарушающий нормальное функционирование организма и приводящий к смерти, одному из самых страшных испытаний, которому подвержено все человечество. «Как мал человек, и как он велик» Поднимаясь на неизведанные высоты гор, опускаясь в темные глубины океана, осваивая космос, внедряя все новые и новые технологии в свою жизнь, люди еще раз доказывают, что они вправе называть себя «homo sapiens». Вправе называть себя «людьми разумными». Пытаясь упростить труд человека до небольшого нажатия кнопки, развить технику до способностей мыслящего существа, человечество напрочь забывает о возможной катастрофе всей цивилизации. Ответственность за сегодняшний день, именно за сегодняшний, так как завтрашнего может и не быть, тяжелым, неподъемным грузом лежит на каждом из нас. Невозможно предотвратить трагедию в одиночку. Спасаться и спасать необходимо всем вместе. Спасать общественность от потери духовных качеств, морального облика, естества природы в неугомонной гонке за новейшими достижениями.

Общество – это совокупность различных представителей всего человечества. Каждый индивидуум имеет уникальные, никому доныне не принадлежащие черты характера, моральные качества, отличающие его от общей массы. Сколько людей, столько и мнений. А мнения зависят от требований и желаний человека. Для кого-то семья играет главную роль, кто-то нуждается в острой необходимости любить и быть любимым Семья, работа, дети, родные Вполне нормальные желания любого человека - прожить без потрясений отведенный им итак довольно ничтожный срок. Но есть среди нас и такие, для которых на месте общечеловеческих ценностей, утвердился культ насилия, наживы любой ценой. Опасность, исходящая от такого рода людей, сродни опасности надвигающегося цунами, разрушающего все на своем пути. На что способно общество, в котором представители сил зла ничуть не уступают своим противникам, сторонникам сил добра? Общество, где религия перестала иметь какое-то значение, где жизнь человека уподобляется жизни насекомого, где кто-то, возомнивший себя Богом, позволил себе управлять жизнями людей, переставлять их будто фигурки на шахматной доске. Шах и мат Игра не задалась! Ну что ж, просим вас покинуть поле боя, на очереди следующие, которым может повезет чуточку больше.

Достигая таких небывалых высот в технике, медицине и науке, человечество не может найти компромисса в решениях вопросов о жизни без насилия и войн. Разум, данный

Богом как главный критерий, отличающий человека от животного, играет здесь злую шутку. Невозможность предотвратить ужасные катаклизмы, происходящие в мире, обусловливается полным отсутствием умственной деятельности, что в самом корне противоречит сущности человека. Завоевывая новые пространства вселенной, открывая законы физики и химии, мы ни на шаг не продвигаемся в своем моральном развитии, а даже скорее, наоборот, движемся назад.

Есть небольшая группа людей, готовая пожертвовать жизнями ради сохранения «мира во всем мире», но результат этих жертв вряд ли оставит след в истории. Нужны огромные силы всего человечества или хотя бы большей его части, чтобы попытаться вернуться к истокам зарождения человеческой души, еще не погрязшей в трясине из обмана и лжи, мести и коварства, предательства и смерти. Это трудная, упорная, долгая работа, итоги которой могут появиться лишь через несколько десятков лет, а то и целых столетий. Пока Пока в нашей жизни каждый за себя, каждый одержим своим – кто безрассудной любовью, кто ненавистью, которая не дает дышать и толкает на всякого рода страшные преступления, кто желанием поработить весь мир, что приводит к войнам, голоду и разрухам. Что удержит людей и заставит их стыдиться безнравственных поступков? Поступков, разрушающих и калечащих жизни других, совершающихся для достижения собственного благополучия и удовлетворения своих потребностей.

Жизнь, наша бесценная жизнь, дороже которой нет ничего и за которую мы готовы бороться до последнего, может быть прервана или искалечена кем-то, ошибочно принявшим себя за Бога. Уверенность в этой мысли подогревают неограниченная власть и деньги, которыми он обладает. Решать свою судьбу человек может только сам и выбирать, по какой дороге ему идти, тоже.

В произведениях Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» и «Белое облако Чингисхана» ярко показана эта попытка управления жизнью человека. Главный герой романа – Едигей Жангельдин, путевой обходчик, сорок лет безвылазно проживший в степи, настоящий труженик, на таких, как он, говорит автор, земля держится. Умирает его друг, старик Казангап, и Едигей решает похоронить его на древнем родовом кладбище Ана-Бейит, куда и направляется во время всего повествования похоронная процессия.

А параллельно идет рассказ о совершенно другом мире, центр которого находится южнее Алеутских островов в Тихом океане, в квадрате, примерно равноудаленном от Владивостока и Сан-Франциско, мире, который решает проблемы всего человечества. Это штаб советских и американских ученых, решивших не возвращать космонавтов, которые обнаружили существование еще одной цивилизации и вступили с ними в контакт. Объясняя причины своего «беспрецедентного предприятия», американский и советский паритет пишут: «Нас ведет туда жажда знаний и вековечная мечта человека открыть себе подобные существа в иных мирах, с тем, чтобы разум объединился с разумом». Цивилизация планеты Лесная Грудь, так называлось место, куда попали космонавты, во много раз превышала развитие нашего общества. Не зная территориальных войн, борьбы за политическую власть, насилия и обмана, лесногрудцы проживали свой век без потрясений и катастроф. Существа, населявшие эту планету, хотели наладить контакт с людьми, чтобы обмениваться опытом в достижениях науки и техники.

Без каких-либо угрызений совести центр управления разорвал всякое общение со своими подчиненными. А на кону стояла жизнь всего человечества! Позволив себе отнять у космонавтов их семьи, их привычную среду обитания, радость встреч с друзьями и близкими, «сильные мира сего» разрушили им жизнь, оставив выживать на чужой планете, среди чужой, абсолютно неизведанной цивилизации. Но ведь все это было совершено в интересах всего человечества, населяющего Землю! Разве? Разве справедливо и гуманно ради стабильности жизни одного человека причинять вред другому?! Здесь может возникнуть спорный вопрос о том, что ради «одного ли» человека приносят жертву? Нет, ради жизни миллиардов людей Как ни вспомнить героев Достоевского, «Преступление и наказание», разговор офицера со студентом: одна ничтожная старуха – тысячи молодых жизней: «да тут арифметика!»

В повести «Белое облако Чингисхана» легенда «Сарозекская казнь» рассказывает о пути Чингисхана, который он проложил через Сары-Озекские степи за много веков до событий наших дней.

Повелителю Четырех Сторон Света было предсказано появление над головой белого облака как знака особого благоволения Неба. Чингисхан заметил облачко над своей головой, но не придал этому значения: ведь с момента предсказания прошло два года. Вспомнив о пророчестве и убедившись, что облако неотступно следует за ним, Чингисхан решил, что ему «все позволено».

Готовясь к завоеванию Европы, Чингисхан пришел к «беспрецедентному в веках повелению» - запрету в народе – армии деторождения, «кощунствуя над самой жизнью и над Богом». Но никто в народе не помыслил «даже воспротивиться насилию». И лишь двое, вышивальщица Догуланг и сотник Эрдене, не убоялись хаганского запрета. Когда Чингисхану доложили о рождении ребенка в обозе, он решил устроить публичную казнь ослушницы. Все было готово. Вешали обычно на межгорбии верблюда, противовесом служил мешок с песком. На издевательские вопросы палачей о том, кто отец ребенка, Догуланг отвечала с вызовом. Толпа хохотала и улюлюкала. И вдруг кто-то громко крикнул: «Это я – отец ребенка!» Все оцепенели. Все происходящее до этого момента было для нее балаганом, фарсом. С этой минуты на глазах толпы разыгрывается трагедия.

В Догуланг все видели падшую женщину. Теперь, когда рядом с нею, вновь соединившись на минуту перед смертью, стоял ее возлюбленный, оказалось, что преданная осмеянию неизмеримо выше всех. Не понадобился противовес. Верблюд встал, и двое «повисли в одной связке».

Поход продолжался. Но однажды, неожиданно для всех хаган остановил коня и повернул вспять. Облако исчезло, и Чингисхан понял, что Небо отвернулось от него. Он возвратился в Ордос, чтобы умереть и « не быть похороненным неизвестно где».

Осуществилась высшая справедливость: облако покинуло того, кто кощунствовал над жизнью, и высшая кара – забвение, бесславие, бесчестье настигла его, ибо нет в мире силы человека, чтобы остановить законы человеческой сущности: предназначения женщины – рожать, человека – любить

Параллельно с этой легендой мы узнаем и развязку истории Абуталипа Куттыбаева, ставшего жертвой людской зависти и злобы. Его, прошедшего все круги ада войны, оклеветали с единственной целью – добиться похвалы у бога-Сталина за усердное исполнение и выполнение всех его прихотей. Как и в предании о Чингисхане, этот «держатель власти, волей которого, как пишут в газетах, вершится эпоха на планете», вообразил себя Богом, имеющим право решать судьбы других людей. Против земного божка восстают отдельные сильные личности, которые воспитывают своих детей не по указке властителя, а исходя из здравого смысла, народных традиций, исходя из своих взглядов и принципов. Но даже такой робкий незначительный протест воспринимается тираном и его окружением как заговор, способный пошатнуть основы власти. Главный герой же, остается до конца верен себе. Чтобы не оказаться невольным предателем и оклеветать невинных товарищей, он бросается под поезд. Следователи, надзиратели, конвой все время терзали Абуталипа, лишали его сна, разума «Но заключенный под номером девяносто семь» предпочел смерть предательству. Вместе с Куттыбаевым погибли и их надежды на получение наград, званий и, конечно, почестей от бога-Сталина за поимку «опасного Преступника», чуть ли не «резидента вражеской разведки».

В этих произведениях Айтматов исследует пагубное влияние на душу человека неограниченной власти, которая всегда приводит к тирании, к гибели ни в чем не повинных людей.

Власть слишком далека от масс, чтобы жить чаяниями и проблемами народа.

Люди рождаются и умирают. Срок, отведенный им для существования, ничтожен. Смерть – это прекращение жизнедеятельности организма. Однако смерть необходима для эволюционного процесса. Без этого явления не происходила бы смена поколений – одна из основных движущих сил эволюции. Но ничто так не пугает человека, как смерть. Нет ничего страшнее этого слова, от которого во рту моментально пересыхает и начинает крупной дрожью бить озноб. Одно упоминание о смерти вызывает ужас и отвращение. Человек бессилен перед тем, чего он не понимает. А люди не понимают и не знают того, что может ожидать их впереди, в «загробной» жизни. Никто толком и не знает, имеется ли таковая! Чего ты не знаешь, того и боишься. Неизвестность внушает самый сильный страх, который может принимать различные формы в зависимости от степени значимости события. Непонятно, чего ждать после смерти. Как придется расплачиваться за свои грехи, которые ты уже успел позабыть, замаскировав их «добрыми» поступками?

Прошлое, каким бы оно не было безобразным и кажущимся ничтожным, не стирается никогда, и расплачиваться за него приходится всем. А уж самые мерзкие преступления и вовсе не вычеркнуть из памяти, как бы этого не хотелось. Прошлое – это часть человеческой жизни, забыть которую не каждому дано. Как тогда назвать людей, которые осмысленно пытаются избавиться от своих воспоминаний о минувшем? Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем. Его не волнуют проблемы прошлого, а следовательно, и будущего.

Воспоминания неразрывно связаны с человеком, это часть его сущности. Воспоминания нельзя убить Можно подчинить человека своей воле, заставить его страдать, мучиться, обречь на жалкое влачение существования, но невозможно отнять у него память, стереть события прошедших дней. Память неприкосновенна Память – это тончайшая нить, соединяющая человека с его прошлым. Но в истории южных народов нашлись люди, позволившие себе эту нить разорвать, об этом гласит легенда о манкуртах.

В прошлые века нашего тысячелетия племенные народы жуаньжуаны, захватившие сарозеки, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. Они уничтожали память раба с помощью шири – свежей выйной части забитого верблюда, которую в парном виде напяливали на обритые головы пленных, «вмиг прилипающих пластырями». Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого.

Манкурт не знал, кто он, откуда родом, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом.

«Куда легче снять пленному голову или причинить любой другой вред для устрашения духа, нежели отбить человеку память, разрушить в нем разум, вырвать корни того, что пребывает с человеком до последнего времени, уходящим вместе с ним и недоступным для других. » Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека, уничтожив таким образом жизнь человека. Жизнь, которая дается только Богом, и никто, кроме него, не вправе ее отбирать. Оставшись живым, но начисто лишенным разума, манкурт представлял собой жалкое существо, обреченное доживать свой век как животное, для которого главным в жизни было утоление чрева. Манкурт не признавал никого, кроме своих хозяев. Только манкурт мог выдержать в одиночестве бесконечную глушь и безлюдье сарозеков, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде. Он один заменял множество работников. Для себя, кроме еды и обносков, чтобы не замерзнуть в степи, он ничего не требовал

Люди рождаются для счастья, и эти молодые воины, оставшись в живых, прошли бы положенный им путь, каждый прожил бы свою жизнь – счастливую, несчастную, беспутную или праведную, но свою, единственную и неповторимую, Богом данную жизнь. Кровью и страданиями, мучениями и слезами матерей жуаньжуаны были прокляты, и вошли в историю, как одни из самых кровожадных людей прошлого.

Это предание тесно переплетается с современностью, жизнью и судьбой Буранного Едигея. Сын Казангапа, Сабитжан, горячо любимый отцом, предстает здесь в образе манкурта, человека, который всеми силами старается позабыть свое прошлое, закопать поглубже, чтобы никто никогда не смог его разглядеть. Презирая культуру своего народа, посмеиваясь над кажущимися ему ничтожными проблемами тех людей, с которыми прошли его детство и юность, глумясь над их обычаями, Сабитжан сам показан здесь мелким и ничтожным существом, ничего толком не достигшим в жизни. Приехав на похороны один, без жены, Сабитжан проявляет крайнюю степень эгоизма и неуважения к смерти отца. Скандал, который затеяли брат и сестра в столь значительный день, оставил неприятный осадок у всех присутствующих. Осквернять память умершего – самое омерзительное в присутствии покойного, что только может сделать человек для покойного. Сабитжан, не разделяет мнения односельчан. Он считает, что человеку, покинувшему нашу землю, уже абсолютно все равно, как и где его похоронят. Предложение Едигея о том, чтобы отвезти Казангапа на древнее кладбище Ана-Бейит, он воспринимает, как совершенно ненужное и бесполезное дело. Для чего тащиться в такую даль, если можно похоронить человека рядом, за поселочком? Мертвый старик же не восстанет из гроба, узнав, что его упокоили в неположенном месте. Объясняет это он еще и тем, что его отцу будет приятно лежать в той земле, на которой он столько лет проработал. Едигей удивлялся самому себе, почему он вдруг разрыдался, обнимая Сабитжана. Сабитжан как будто делал им одолжение, присутствуя на похоронах собственного отца. Для него это обуза, от которой надо суметь побыстрей отвязаться. Мертвым уже все равно, а живым еще жить и жить. А жизнь эта может измениться не в лучшую сторону, если не следовать приказам начальства и тратить свое «драгоценное» время на такие «мелочи», как похороны отца. Город, вечно бегущий, спешащий куда-то, часто искажает людей, попадающих в его ритм, искажает до неузнаваемости. Пытаясь вывести своих детей «в люди», Казангап и его жена Укубала потратили много сил на их воспитание и образование. Место, где они проживали, не предоставляло возможности для реализации каких-либо интересов, для претворения своей мечты. Для достижения своих целей требовалось куда-либо выехать из этого захолустья. Городок, в который рвутся все дети жителей Буранного полустанка, представляет собой слабый очаг цивилизации, но требования для выживания в нем ни в чем не уступают мегаполису. Люди черствеют, механически выполняя свою, порой нелюбимую работу, раздражаются по пустякам, становятся грубыми и бесчувственными, но главный недостаток заключается в беспочвенном презренном отношении к тем, кто не может позволить себе находиться здесь. В постоянном напряжении, моральной усталости довольно редко удается сохранить чистоту души, доброту сердца и ясность ума. Сабитжан, сын Казангапа, предстает в романе именно таким вот механическим роботом, для которого получить выговор от начальства хуже, чем смерть собственного отца.

Не стоит рассуждать о том, как и почему мог родиться и вырасти такой сын у Казангапа. Рождаясь, каждый ребенок уже имеет определенные черты характера, которые пока еще не в состоянии предъявить в силу своей беспомощности. Это только кажется, что родители могут при правильном воспитании, вырастить достойного члена общества. Подкорректировать – да, но изменить его сущность и внутренний мир неподвластно никому. Довольно часто бывает, что взрослые не замечают, какие демоны царят в душе их отпрысков. По прошествии какого-то времени, эти демоны крепнут и набирают силу, в результате чего выливаются в устрашающие действия уже сформированной личности. Думаю, извечная истина о том, что добрых людей все же больше, чем плохих, дарует людям надежду - одно из основных чувств, побуждающих человека к жизни. «Мир спасет красота» Знаменитое высказывание великого писателя девятнадцатого столетия прошло испытание веками и остается актуальным и в наше время.

Сабитжан не представлял собой угрозу для общества в физическом плане, но его мировоззрение и восприятие жизни удивляли многих. Этот человек, не достигнув каких-либо высот в жизни, пресмыкаясь перед начальством, чувствовал себя среди «простых рабочих», в данном случае это жителей Буранного полустанка, что называется «на высоте» и еще раз, глядя на их жизнь, больше похожую, по его мнению, на существование, убеждался в своей исключительности. Здесь, вдали от города, от привычной жизни, он может накинуть маску преуспевающего служащего, довольного своей жизнью, который идет в ногу со временем и не оглядывается назад. Но никто из жителей разъезда не верит в этот искусно созданный образ, зная, что на самом деле представляет из себя этот человек. Не так страшно, когда человек строит из себя того, кем он хочет являться, если это не приносит вреда другим. Проблема заключается в его нежелании или, точнее сказать, в его неумении понимать и действовать по общепринятым нормам морали. Похороны – это одно из не священнодейственных ритуалов, следовать которым нужно неукоснительно.

Легенды о манкурте

Легенды о возникновении кладбища Ана-Бейит

Древняя сарозекская легенда о рабе-манкурте, человеке без памяти о своем прошлом, предшествует преданию о возникновении кладбища Ана-Бейит.

Ни один нормальный (сейчас речь идет о психически здоровых людях) человек не принесет в жертву идее своих детей. Собственная кровь и плоть – это святое. Выросший на руках матери, вскормленный ее молоком, ребенок становится для нее самой важной, основной, незаменимой частью существования. Ради своего чада мать будет бороться до конца, готовая пожертвовать, если будет необходимо, и жизнью. Видеть своих отпрысков здоровыми и счастливыми – главное желание любой любящей матери.

Нет сильнее боли, чем та, что острой иглой впиваясь в сердце, вызвана смертью собственных детей. Боль тупая, ноющая, непроходящая, глухими ударами отдающая в висках, боль, пережить которую многие не в силах. Время лечит Но как вырвать из сердца любовь к потерянному навсегда ребенку, зародившуюся еще до его появления на свет?!

Найман-Ана, потерявшая сына в сражениях за сарозекские земли и уже не надеявшаяся увидеть его в живых, вдруг нечаянно слышит от заезжих купцов о молодом пастухе, очень похожем на ее сына и решается разыскать его, чтобы успокоить свое сердце, терзающееся неотступными сомнениями. Отправившись в ту степь на своей верной верблюдице Акмае, где по словам приезжавших гостей должен был находиться манкурт, мать узнает в этом молодом человеке своего сына. Пытаясь пробудить в нем память о своей семье, своем народе, Найман–Ана довольно долго беседовала с сыном. Но он так и не узнал ее. Когда в очередной раз мать подъезжает к сыну он, не дрогнув, убивает ее. Так, по сказанию, на том месте, где упала Найман-Ана, возникло родовое кладбище найманов Ана-Бейит.

Едигей, по обычаю, решает похоронить друга на этом древнем родовом кладбище. И печальная процессия, возглавляемая Едигеем на Каранаре, мерно движется в глубь степей к кладбищу Ана-Бейит. Но там уже их ждет ошеломляющая новость: святая святых казахов “подлежит ликвидации”, на месте кладбища будет находиться стартовая площадка для запуска ракет по программе “Обруч”. Чья-то неумолимая воля в лице лейтенанта Тансыкбаева отлучает людей от их святыни. “Униженный и расстроенный” Едигей, преодолев сопротивление сына Казангапа, Сабитжана, хоронит друга неподалеку, на обрыве Малакумдычап.

Здесь опять показаны люди, уподобившие себя манкуртам, забывшие своих предков, а значит, и традиции, люди, которые живут только ради собственного благополучия, не вникая в историю прошлого, а следовательно, не заботясь о будущем. Танксыбаев оказал бы огромную услугу для всей похоронной процессии, если бы отступил от правил. Но, не чувствуя никаких обязательств перед памятью своего народа, лейтенант, ничуть не стыдясь, отказывает Едигею и его помощникам в столь незначительной просьбе. Какие могут быть похороны, когда решаются важнейшие мировые, космические вопросы?!

Произведения Чингиза Айтматова уникальны тем, что, сопрягая жизни людей разных слоев населения, начиная от простых рабочих, таких, как Едигей, и заканчивая теми, кто вершит суд над судьбами человечества, автор показывает богатство внутреннего мира первых. Да, в их жизни нет ничего исключительного, необычного: все – как у всех, все – как всегда. И в этом их особая сила. Жизнь их продуманна и правильна. Они поступают – «как должно», живут – «как заведено от веку». Усвоенные обычаи дедов и прадедов помогают им достойно продолжить общую цепь поколений.

Образ потомка белой верблюдицы Акмаи Буранного Каранара, верблюда-сырттана олицетворяет здесь саму Природу. По преданию, золотая матка Акмая принесла семерых детенышей, трех из них самцов. И с тех пор все матки рождаются светлые, белоголовые, все самцы, наоборот, черноголовые, а сами - каштановой масти. Вот и Каранар уродился таким. От белоголовой матки черный верблюд.

Буранный Каранар обладал громадной силой. Его огромные горбы стояли, как башни. Он был словно сверхсуществом, имеющим неиссякаемый запас энергии. Все в округе восхищались верблюдом и в тайне завидовали Едигею, хозяину Каранара.

В повести «Белое облако Чингисхана» верблюд, на котором повесили молодых влюбленных, провинившихся перед хаганом, как и Каранар, бунтует против насилия, издевательства над человеком, над естеством любого живого существа, изначально наделенного Богом способностью к продолжению рода, потомства на Земле. И никакие силы не могут остановить это.

Верблюд, служивший виселицей для Догуланг и Эрдене, долго не хотел подниматься на ноги, чтобы веревка затянулась на хребте приговоренных к казне, сопротивлялся, утробно рычал, но его криками и палками заставили встать, тем самым сделав его невольным палачом.

Буранный Каранар, в период своей зрелости сбегает из загона в соседний разъезд, уводит чужих маток в лес и никого не подпускает близко. Жители разъезда вызывают Едигея, чтобы он успокоил свою скотину, иначе придется убить верблюда. Едигей силой приводит Каранара домой и узнает в это время, что его любимая женщина уехала, приходит в бешенство и начинает яростно избивать животное. Испуганный, обезумевший от страха и боли верблюд начинает метаться по снегу, безрассудно волоча за собой хозяина, видя в бегстве спасение. Едигею удалось отстегнуть ремень, сдернуть пряжку и тем спастись, не то задохнулся бы он в сугробах. Каранар бежал всю ночь напролет без устали, туда к ак-мойнакским маткам.

Ни король, ни император не пал бы на колени перед белым светом, сокрушаясь от утраты государства и власти, с таким отчаянием, как сделал то Буранный Едигей в день разлуки с любимой женщиной

Легенда о любви – страсть Едигея.

Еще одна легенда, которую вводит Чингиз Торекулович в свой роман, является прообразом любви Едигея к жене Абуталипа, Зарипе.

Многие семьи не выдерживали условий для проживания в здешних местах и уезжали. Семью Абуталипа Куттыбаева привела в степь безысходность и отчаяние устроить свою жизнь где-нибудь в другом месте без постоянных упреков и гонения со стороны власти. В

Буранном полустанке хоть и тяжело было поначалу, но все же вполне терпимо. Главное, что родные рядом. Абуталип ведет личный дневник, куда записывает все, что случилось с ним на фронте, в плену, вносит древние легенды, сказания. Таким образом он пытается оставить своим детям память о прошлом. Случайно эти записи попали в руки человеку, который уловил в них нечто крамольное, угрожающее политике советской власти. Так Абуталип оказался под следствием. Его жена Зарипа, и маленькие сыновья остались одни. Семья Буранного Едигея помогала соседям, как могла. Вскоре Едигей настолько привязался к Абуталиповой жене и детям, что уже считал их неотъемлемой частью своей жизни и не мог представить без них свое существование.

Раймалы-ага был очень известным для своего времени певцом. Вся жизнь его прошла в праздности и пении. Он был желанным гостем на любом пиру. Но как и ко всякому человеку, незаметно подкралась к любимцу публики старость. Перестал он ходить на гуляния, все больше сидел дома. Однажды не утерпел Раймалы-ага и поехал на большой праздник. Там он встретил молодую девушку Бегимай, последнюю любовь своей жизни. Но все родственники были против этой любви. Истерзанный, униженный своим братом, признанный всем родом безумным, Раймалы-ага не отказался от своей любви. «Стоял в изодранной одежде, привязанный к березе, с руками, туго стянутыми за спиной.

И песню пел, ту песню, что знаменитой стала после. »

Как-то принято считать, что эпоха великих человеческих страстей осталась в прошлом. Это раньше, чтобы покорить сердце любимой, мужчины совершали подвиги, пели серенады под окнами Бывали случаи, когда из-за женщины начинались войны Одна из таких войн вошла в историю – Троянская. Сейчас же кажется все будничным, обычным и неинтересным, люди растеряли способность любить, любить по-настоящему, искренне, верно, до боли в сердце, до немого крика в горле. Да, любовь к деньгам и власти никогда не утратит своих позиций. Но нет! Есть среди нас еще шекспировские герои, Ромео и Джульетты, Отелло и Леди Макбет Есть, готовые отдавать свои жизни за счастье любимых

Любовь Едигея и была такой вот настоящей, захватывающей полностью, задыхающейся в его душе от невозможности выйти. Он не мог объяснить всплеск этих чувств, их причину, он стыдился сам себя, пытался бороться с этим, но ничего не получалось. Любовь просилась наружу, изводила душу, не давала покоя, она как яд медленно съедала его изнутри. Как ему хотелось обнять Зарипу, обнять крепко-крепко, прижать к своей груди и не отпускать ни на минуту! Любовь может сделать человека безмерно счастливым и трагически несчастным. Для Едигея эта любовь стала тяжелым испытанием. Умом он понимал, что следует взять себя в руки и не давать волю чувствам, но сердце требовало другого – признаться любимой женщине во всем.

Зарипа, женщина пытливого ума, догадывалась, что творится в душе у Едигея. Ей, оставшейся одной без мужа с двумя детьми на руках, было очень сложно выжить в этом мире, ставшем вдруг таким жестоким. Та поддержка, которую ей оказывал Буранный Едигей, помогла Зарипе перенести тяготы невзгод. Она была благодарна ему за все, что он сделал для их семьи, но создать с ним свою собственную, разрушив тем самым жизнь его жене и дочерям и быть непонятой собственными детьми, для которых папа все также занимает первое место, была не готова. Поэтому, когда Едигей отправился за Каранаром, сбежала вместе с детьми, не сказав куда.

Казангап и Укубала, жена путевого обходчика, помогли ей в этом. Следует заметить, что Укубала показана здесь как очень мудрая женщина, с большим жизненным опытом. Решив, что ссоры и ругань приведут лишь к тому, что муж уйдет от нее, она постаралась взять себя в руки и ничем не показывать своей осведомленности. Ни один мускул не дрогнул на ее лице, когда Едигей, пришедший в неистовую ярость от известия об отъезде любимой, вошел в дом. Она была с ним такой же, как всегда, и даже пыталась поддержать своего мужа.

Едигей же не мог справиться со злостью, которая переполняла его. От бессилия что- либо предпринять, от осознания собственной беспомощности он готов был умереть. Ненависть, застилавшая глаза, не дающая дышать была огромна. Но было чувство долга перед близкими и любовь к ним, которая заставляет делать вдох, выдох и жить дальше.

«А поезда все шли с запада на восток и с востока на запад»

Едигей - человек упорный и терпеливый, готов пожертвовать всем ради благополучия близких.

Легенды о золотом мекре

Еще в самом начале семейной жизни с Укубалой, когда та была беременна первенцем, он доказал это. Жене приснился золотой мекре, очень редкая рыба, красивого окраса, поймать которую не каждому дано. И будто бы хотела она этого мекре подержать в руках, а потом отпустить, но все никак не удавалось его поймать. Хотя это был всего лишь сон, но Едигей понял, что мекре просит их будущий ребенок и поэтому попытается сделать все возможное для того, чтобы поймать эту рыбу. «Целый день сидел он в лодке – погода была отвратительная – но все же выловил золотого мекре из глубин моря».

Золотой мекре был недоступным и желанным плодом, сорвать который все-таки удалось Едигею.

Небольшая точка на карте – «маленькое связующее звено в разветвленной, как кровеносные сосуды, системе других разъездов, станций, узлов, городов» - Боранлы-Буранный и то же время огромный мир, в котором протекали жизни Абуталипа, Казангапа, Едигея и их семей со своими радостями, тревогами и переживаниями, трагедиями и счастливыми минутами. На этом маленьком полустанке люди остаются людьми, с чистой совестью и благородной душой, не втянутой в жестокую погоню за деньгами, властью и славой. Это место – точка отсчета в «системе координат». Пространство Вселенной бесконечно и необъятно, оно уподобляется в романе прекрасной, но жестокой красоте степи, такой же равнодушной и холодной, где человек предстает песчинкой, маленькой, никому не нужной песчинкой, унесенной по недоразумению ветром от тысяч таких же. Хрупкая душа человека, разбивается словно бокал, нечаянно выроненный из рук, оставшись один на один с самим собой. В окружении бесчисленного пустого пространства человек слишком явно ощущает это одиночество, вызывающее страх перед Природой, и только тогда понимает, насколько глупы все его стремления подчинить ее себе.

Название романа – это строчка из стихотворения Б. Пастернака «Единственные дни». Это стихотворение – антипод романа по легкой грусти, задушевности чувства, чуть рассеянного взгляда на прошлое, растворенное в будущем.

День, который «дольше века длится» у Пастернака, в корне отличается от дня, который длится у Айтматова.

Поэт описывает дни солнцеворота (так в народе называлось солнцестояние), выстроившиеся чередой в его памяти. Дни многих зим прожитой жизни, и каждый из этих «повторяющихся без счета» дней был «неповторим». В «Единственных днях» поэт стремился передать самый «облик» дней, посетившие его тогда чувства. С этими чувствами у автора неразрывно связаны впечатления окружающего мира. Выразительной простотой строк Б. Пастернак достигает того, что поэтическое откровение не воспринимается как чужое, ощущение отстраненности у читателя исчезает: зрительные ассоциации порождают ассоциации эмоциональные. Чувства характеризуются отвлеченно-метафорически, и даже вполне конкретные картины «приобретают значение прекрасных поэтических абстракций», создавая ощущение предчувствия перемен, кажущейся бесконечности дня.

«И дольше века длится день»

С главным героем романа «И дольше века длится день» Едигеем мы проживаем несколько эпох всего за один день. Категории времени существуют в разных мирах и развиваются параллельно. Соединятся, сомкнутся они лишь в финале романа в страшной картине апокалипсиса. "Небо обваливалось на голову, разверзаясь в клубах кипящего пламени и дыма. Человек, верблюд, собака – эти простейшие существа, обезумев, бежали прочь. Объятые ужасом, они бежали вместе, страшась расстаться друг с другом, они бежали по степи, безжалостно высветляемые гигантскими огненными всполохами. "

Роман Айтматова намного глубже по своим философско-нравственным проблемам. Ответственность человека за судьбу своей земли подчеркивают метафоры этого произведения. Деградация личности человека, происходящая изо дня в день, все быстрее превращает его в механическую машину, для которой не понятен даже сам факт существования каких-либо моральных ценностей. Проблемы человеческой жестокости и черствости тянутся из далекого прошлого в современность, и уже ищут путь для продвижения в будущее.

«Единственные дни»

На протяженье многих зим

Я помню дни солнцеворота,

И каждый был неповторим

И повторялся вновь без счета.

И целая их череда

Составилась мало-помалу -

Тех дней единственных, когда

Нам кажется, что время стало.

Я помню их наперечет:

Зима подходит к середине,

Дороги мокнут, с крыш течет

И солнце греется на льдине.

И любящие, как во сне,

Друг к другу тянутся поспешней,

И на деревьях в вышине

Потеют от тепла скворешни.

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

Б. Пастернак

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)