Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Михаило-Архангельский храм в селе Усть-Калманке

Двадцатый век принёс существенные изменения в жизнь общества. Революции, коллективизация, первая и вторая мировые войны, гражданская война, индустриализация. Образование и распад СССР – всё это проходило форсированными методами, не всегда справедливыми и правильными. Разрушение храмов и уничтожение церквей – одно из свидетельств несправедливого времени.

Сегодня уделяется большое внимание возрождению национальной культуры, традиций, религии, ведётся строительство церквей, восстанавливаются храмы, изучается история их деятельности.

Современное общество не является атеистическим: из года в год повышается интерес к церковным праздникам, чаще люди посещают храмы. Поэтому интерес к религии с каждым годом растёт. Но для того, чтобы восстановить верующую Россию понадобится не один десяток лет.

К такому трагическому событию в нашем районе относится и разрушение Михаило-Архангельского храма, история которого прослеживается в данной работе и представляет большой интерес.

Степень изученности темы. В истории Усть-Калманского района данный вопрос не изучался вообще. Сохранился небольшой эмпирический материал в архивах Усть-Калманского района, Усть-Пристаньского района, Барнаула, Бийска, Томска.

Факты грубейшего нарушения гражданских прав (на свободу вероисповедания, на жизнь и т. д. ) нарушались повсеместно в советское время. История русской православной церкви в советский период хорошо освещена в статье Филиппова Б. : «Православная церковь и советская власть». Автор проследил взаимоотношения советского руководства и духовенства, подробно рассмотрены все этапы наступления власти на церковь, указаны цифры репрессированных.

В «Школьной энциклопедии» по истории России 20 века кратко рассказывается о РПЦ в данный период.

Наибольший интерес представляют архивы Усть-Калманского и Усть-Пристаньского районов, г. Бийска, г. Барнаула и г. Томска. В архивных книгах есть данные о Михаило-Архангельской церкви в с. Усть-Калманке, о времени её строительства, о настоятелях храма. В «Инвентарной описи имущества Михаило-Архангельской церкви» есть данные о внутреннем и внешнем виде храма.

В ходе исследования было опрошено 9 респондентов. Судьбу своей семьи рассказала Попова Августа Михайловна, проживающая в Усть-Пристани, предоставив большой материал о своём отце Михаиле Грачёве, настоятеля Михаило-Архангельского храма. У старожилов села о церкви запомнились такие данные: «Церковь была высокая, из красного кирпича, пятикупольная. Окна высокие арочные, главный вход бал с ул. Ленина, крыльцо зажелезённое пятиступенчатое» (Печуркина Е. Н. )

«Отец рассказывал, что для строительства церкви был приглашен архитектор, для строительства храма Был построен малый кирпичный завод на красном яре, где готовили звонкий красный кирпич. Церковь построили быстро» (Медведев Д. И. ).

«Церковь не поддавалась разрушению, специально для этого пригоняли трактора. Люди, наблюдавшие эти события, проявляли себя по-разному: кто молчал, кто кричал, а кто тихо плакал» (Ерёмина А. Г. ).

По воспоминания старожилов села был создан примерный эскиз Михаило-Архангельского храма.

Степень научной новизны. Нельзя сказать, что в научной литературе, данный вопрос изучен, так как эта тема в советское время была под запретом. Двадцать лет – это короткий срок для полного изучения данного вопроса, тем более что много документов не рассекречено. Что составляет большую сложность для подробного рассмотрения.

Практическая значимость. Социальная значимость данной работы велика. Проживающие на территории нашего района люди, особенно новое поколение, ничего не знают о Михаило-Архангельском храме в селе, а со временем и последние воспоминания канут в лето.

История строительства храма в с. Усть-Калманке

Первоначально село Усть-Калманка была основана кержаками и «долгие годы оставалась старообрядческой деревушкой. Привычный тихий уклад сельской жизни не нарушали ни война с Наполеоном, ни восстание декабристов, ни Крымские и Кавказские войны и даже реформа, отменившая крепостное право, не коснулась её, так как крепостной зависимости в Сибири не было». В XIX – начале XX в. в. поток переселенцев из центральных губерний России резко увеличился, в Усть-Калманку приехало много эмигрантов православной веры.

Местные жители враждебно встречало «нововеров», но постепенно их стало так много, что появилась необходимость построить православный храм. Первый храм был деревянный. Он входил в состав прихода села Кабанова.

В «Списках населённых мест Томской губернии на 1899 год» указано: «дер. Усть-Калманка, при устье речки Калманки на реке Чарыш. Православная церковь в постройке».

В справочной книге «Томская Епархия» (1914 г. ) указано следующее: «Храм во имя Святого Архистратига Михаила, построен в 1901 году, здание деревянное, земли при ней пахотной и сенокосной 99 десятин, для священника построен дом со службами». Здесь же имеются данные о церквях в других сёлах нашего района: в Усть-Камышенки, Пономарях, Огнях, Буранова, Усть-Ермилиха, Ельцовка с прихожанами о. п. 9675 душ и др.. Известно, что в селе Усть-Калманка помимо Михаило-Архангельского храма, был Молельный дом для старообрядцев по ул. Сибирская (на месте совхозной бани) и Церковно-приходская школа, открытая в 1907 году.

По воспоминанием очевидцев деревянный храм простоял недолго, т. к. несмотря на качественную постройку деревянных зданий они недолговечны, может быть, потому, что он стоял на болотистом месте, возле озера.

В 1917 году на месте разрушенного храма построили каменный из красного кирпича, возле озера.

Из воспоминаний Козловской Анны Павловна: «Церковь строили жители села Усть-Калманки, им помогали дети. Они носили кирпичи по специально сооружённой лестнице. Работа была тяжёлая, но дети работали с удовольствием».

Вспоминает Медведев Дмитрий Иванович (1915 г. р. , с. Усть-Калманка): «Усть-Калманские крестьяне решили построить себе церковь. Они пригласили архитектора, который предложил не деревянную, а каменную. А они хотели деревянную, как в Барчихе, недалеко от Усть-Пристани. Всё-таки решили построить каменную и предложили построить небольшой кирпичный завод. За старым руслом Калманки, где она впадала в Чарыш, около Красного Яра. Там хорошая красная глина».

Приготовленную красную глину закладывали в станок, уплотняли и выкладывали сушить. Потом обжигали кирпич в специальных печах, и получался лёгкий, прочный красный кирпич. И построили в центре села между базарным Балаганом и лавкой купца Жаркова, красивую церковь».

Еремина Александра Григорьевна (1920 г. р. , с. Усть-Калманка) рассказала, что её отец красил купола Михаило-Архангельского храма. Многие очевидцы говорят, что церковь построили быстро, хотя делали её вручную. Когда строительство было ещё не закончено, в храме уже проводили молебны.

После окончания строительства, храм начал свою деятельность. Проводились церковные службы, требы, отмечались церковные праздники. На Пасху освещали пасхи и яйца, певчие пели песни.

Вклад православной культуры, православной церкви в жизнь Усть-Калманки и ее историю поистине не оценим. Золотые купола храма озаряли сердца и души русского народа благодатью Духа Святого. Заповеди Евангельские являлись критерием жизни общества. В каждом доме была обязательно икона. Храм был главной святыней для русского человека, кто и не был особо набожным, то с уважением чтил добрые православные традиции, переданные отцами и дедами.

В наше время людьми забыты некоторые нравственные истины. Уважение к старшим, любовь к ближнему, милосердие, забота о сохранении и преумножении окружающего нас мира.

Внешний и внутренний вид

Михаило-Архангельской церкви

Храм – это «небо на земле» - особое, отличное от других строений здание, посвящённое Богу и предназначенное для совершения богослужений и таинств.

В Усть-Калманке в 1917 году был построен каменный храм, освященный во имя Святого Михаила Архангела.

Внешний облик храма отличался гармоничной ясностью, монолитностью, кристальной чёткостью всех частей, сливающихся в неразрывное целое.

Церковь была построена на болотистом месте, возле красивого озера.

«Церковь стояла в центре села, рядом (почти) с гранитным памятником, зарубленным крестьянским парням, между базарным балаганом и лавкой купца Жаркова» (Медведев Д. И. ). Сохранилась инвентарная опись Михаило-Архангельского храма. «Церковь в селе Усть-Калманке во имя Архангела Михаила построена жителями села Усть-Калманки в 1917 году, покрыта железом. Церковь длинною 51 аршин, шириной 38. входа 3, окон 25 с двойными рамами. Имеет сверху купол с 8 окнами и колокольню. На колокольне колокола весом: 1-ый – 40; 2-ой – 10; 3-ий -5;4-ый – 3; 5-ый – 1 – разбит».

Купола, их было пять, и на каждом куполе находилось по кресту, символизирующую победу над смертью, отражались в прозрачной воде озера.

Из воспоминаний Печуркиной Евдокии Николаевны: «Церковь была построена из красного кирпича, здание высокое, большое в него вмещалось много человек. Крыльцо невысокое, зажелезённое. Окна арочные, высокие до них трудно было достать, ограда кованная».

Если перевести размеры церкви из аршин в метры, то получается приблизительно, так: ширина 27 метров, длина 36, 5 метра. Это довольно большая территория, а если ещё включить церковную территорию, обнесённую железной оградой

По словам Медведева Д. И. : сначала церковь была не огорожена. Ограду сделали позднее, где-то в 1923-1924 г. г. Красивая кованная из железа ограда, окрашенная в зелёный цвет, держалась на каменных столбах из гранита.

На территории храма находилась одинокая могила. Кто там захоронен, так и остаётся загадкой. Но известно, что в таком священном месте хоронили только тех священнослужителей, которые отдали жизнь храму. Как и во многих других церквях, в Михаило-Архангельской была колокольня (часть храма или особое строение вблизи него, где находились колокола)

«Я был на этой колокольне, поднимался по внутренней винтовой лестнице, там висели колокола: большой по середине и малые разных размеров, по бокам. Большой колокол было слышно далеко, даже на пашне на Дрягунском поле, где у нас была заимка, там за Красным Яром. Звон этого колокола хорошо было слышно, когда он призывал верующих к богослужению».

Колокольный звон был слышен во время богослужения, праздников. Он предупреждал людей об опасности. «Во время бурана звонили колокола, чтобы запоздалые путники могли благополучно вернуться домой».

Каждый храм имеет какую-либо форму. Усть-Калманский имел крестообразную, означающую, что крест Христов является основанием и силой церкви.

Входов в церковь было -3, один главный с улицы Горького.

По воспоминаниям старожилов села составлен примерный эскиз Михаило-Архангельской церкви художником школы искусств Саботаж О. В..

Внутри храм разделялся на три части: алтарь, центральную часть (собственно храм) и притвор.

Притвор самая западная часть храма, отделённая от средней его части стеной с входными дверями.

Средняя часть храма была разделена на две половины. Правая – женская, левая – мужская. На стенах иконы разных святых, написанные масляной краской по дереву. Пол храма устлан половиками.

Алтарь – восточная возвышенная часть храма, в которой находится престол. Алтарь, являясь областью особенного присутствия Божия, означает Небо и поэтому есть место по преимуществу священное – вход в него разрешен только лицам, освященным на служение церкви.

Сохранилась опись освященных предметов Михаило-Архангельской церкви.

«Посреди алтаря стоял четырёхугольный стол, особенным чином освящённый и облачённый в священные одежды, престол. «Престол один деревянный 1,5 аршина высоты и 1 аршин 6 вершков ширины» Он является самым священным местом в храме. Прикасаться к престолу и проходить перед ним (между престолом и Царскими вратами) имеют право только священнослужители. На престоле лежало Евангелие – книга, содержащая Четвероевангелие – большого размера в серебряной оправе. Различается Евангелие для повседневного общего пользования и Евангелие богослужебное. В свою очередь богослужебное бывает напрестольное (большого размера) и требное (малого размера).

«В алтаре на месте икона Воскресения Христова в киоте – рама для икон, обычно деревянная – с золочёной резьбой. Иконы чеканной работы. По бокам 2 рукописные иконы Спасителя и Божией Матери». Слева от престола находится жертвенник – четырёхугольный стол. «Над жертвенником икона Спасителя «Моление о Чаше» в золочёном киоте».

Из воспоминаний Ерёминой Александры Григорьевны: «Я училась в поповском доме и знала семью Грачевых. Семья хорошая. Михаил Федотович собирал девочек, и они мыли алтарь, я тоже мыла (разрешалось мыть только девочкам). В церкви всегда было много ребятишек».

Среднюю часть храма от алтаря отделял иконостас – стена с иконами. «Иконостас один в три яруса, со вставленными иконами с золочёной резьбой на бирюзовом фоне. Иконы в иконостасе чеканной работы».

Церковь играла огромную роль в жизни односельчан. Именно через храмы проходили основные вехи истории страны: объявлялись указы, принимались решения и т. д. Только церковь вела учёт крестившихся младенцев, венчания и отпевание умерших, что позднее перейдёт в ведение государства. Помимо социальной значимости, церковь выполняла и просветительскую деятельность. С 1917-1937 г. г. храм был украшением села и осуществлял роль присутствия святого духа на этой земле.

Настоятели Михаило-Архангельского храма

Первым лицом в селе был священнослужитель (настоятель храма). Именно ему доверяли все сокровенные тайны (исповедь); к нему приходили за помощью в крещение младенцев, заключении браков, отпевании умерших. Поэтому к ним было особое отношение. Их знало все село, почитало и уважало. Сегодня известно, что в Усть–Калманке при Михаило-Архангельском храме было 3 священника.

О первых священниках Михаило-Архангельской церкви информации обнаружено не много. Но известно, что первым священником был Василий Александрович Заводский. «Окончил классы Томской духовной семинарии. В 40 лет рукоположен в священника (9 июля 1901 г. ). Имел скуфью ( остроконечная , бархатная черная или фиолетовая мягкая шапочка ), которую получил в 1910 г. »

Вторым священником был брат В. А. Заводского – Александр Николаевич Заводский. «Закончил 4 класса Томской духовной семинарии. На церковной службе с 1909 г. » В возрасте 22 лет был на должности дьякона ( низший духовный сан, помощник священника при совершении церковной службы ), а с 1913 г. – священник Михаило–Архангельской церкви. Больше, к сожалению, информации не обнаружено.

Последним священником был Михаил Федотович Грачев (1887- 1938 г. ).

О его биографии имеется достаточно информации. Много интересного рассказывает его дочь: « Родился он 21 ноября 1887 г. в Тамбовской губернии. Все его родные сестры и брат были грамотными, брат – горный инженер, сёстры – учителя. Сам он закончил Бийскую духовную семинарию, которая в то время давала разносторонние знания семинаристам. Отец был учителем, врачом, столяром, пчеловодом».

В 1911 году М. Ф. Грачёв (тогда ему было 26 лет) выдержал экзамен на псаломщика (помощник священника при совершении обрядов) В 1912 году был направлен преподавателем в Усть-Калманскую церковно-приходскую школу, где преподавал до 1917 года; с 1917-1925 г. г. – псаломщик. А с 1925-1931 г. г. – священник (священником он был избран всеми жителями села). Им был организован церковный хор, который своим пением радовал всех людей, приходивших в церковь.

В Усть-Калманке М. Ф. Грачев женился. Семья была большой и дружной. В семье росло пятеро детей – сын и четыре дочери, которые позднее все получили педагогическое образование.

По данным барнаульской архивной справки, состав семьи Грачева в 1931 году был таков: « жена- Анна Терентьевна, 37 лет. Дочь- Валентина, 17 лет. Сын-Леонид, 15 лет. Дочь – Вера, 13 лет. Дочь - Августа, 4 года. Дочь- Лидия, 1 год. ».

Позднее его дочь вспоминает, что «отец отличался необыкновенной добротой, никогда не наказывал своих учеников. Был очень музыкален, имел прекрасный голос- баритон. Учил музыке нас, детей. В доме была фисгармония (предшественница фортепьяно), мандолина и пять гитар для каждого ребенка. »

В 20-х годах прошлого века, когда власть переходила « из рук в руки», Михаил Федотович оказывал медицинскую помощь партизанам, кто обращался к нему, но особенно врачевал женщин – рожениц. Он имел небольшую аптечку, а лекарства привозил из Бийска.

Когда начались репрессии, Михаила Федотовича долго никто «не тревожил», но по некоторым данным, в1930 году его не стало- исчез. По данным книги «Жертвы политических репрессий в Алтайском крае» том 2 имеются следующие сведения: 28 апреля 1931 года М. Ф. Грачева арестовали. Был осужден 6 сентября 1931 года особой тройкой при ППОГПУ по Запсибкраю. Обвинялся по статье 58-10 части 2. Приговорен к пяти годам. Реабилитирован 16 ноября 1989 года прокуратурой АК.

Чуть позднее появился слух, что он сослан на Беломорканал. Тогда его жена, Анна Терентьевна, забрав детей (младшей тогда было всего несколько месяцев) уехала из села, через некоторое время в село Усть-Пристань. Через год-два приехал и отец (все-таки какая-то связь была с женой, но дети об этом не знали). Грачев стал работать в СНК (Совет народных комиссаров) в Усть-Калманке.

Но, приблизительно, в 1935 году его опять забрали по линии НКВД. Больше семья о нем ничего не слышала и отца не видела. Из книги «Жертвы политических репрессий в Алтайском крае, том 2» известно, что 13 февраля 1938 года М. Ф. Грачев был арестован по обвинению в проведении контрреволюционной агитации. Был осужден 15 марта 1938 года тройкой при УНКВД по АК. Обвинялся по статье 58-10. Приговорен к расстрелу с конфискацией лично принадлежащего ему имущества. 28 марта 1938 года в г. Барнауле Михаил Федотович был расстрелян, но 22 января 1959 г. реабилитирован Алтайским крайсудом на основании отсутствия состава преступления

Вот так трагически закончилась жизнь последнего священника Михаило-Архангельской церкви Грачева М. Ф.

Сейчас, в Усть-Пристани проживает дочь Грачева, Августа Михайловна Попова. Родилась она 24 июля в 1926 году в селе Усть-Калманка. Всю сознательную жизнь прожила в с. Усть-Пристани. После окончания школы Августа Михайловна закончила факультет иностранных языков педагогического института и преподавала немецкий язык в Усть-Пристанской средней школе.

Муж Августы Михайловны, Петр Николаевич Попов, был участником Великой Отечественной войны. Последние годы (до ухода на пенсию) работал заместителем редактора районной газеты «Авангард». В семье Поповых две дочери - Лариса и Ольга. Обе по образованию педагоги.

Сейчас Августа Михайловна, как и ее муж, на пенсии. Это образованная, интеллигентная женщина, очень подвижная, жизнелюбивая. До сих пор занимается самосовершенствованием, пишет стихи, мелодии к ним, поет (считает, что это все из детства, от отца).

Михаил Федотович Грачёв наиболее запомнился устькалманцам, не только потому, что он долгое время был священником, но и за его доброту, за что он сильно поплатился – расстрелян в 1938 году. «Согласно западным источникам, с 1918г. по конец 1930-х г. г. были физически уничтожены 42 тысячи священников». Казалось, что жизнь церкви прекратилась

Закрытие и разрушение церкви

«В 1917 году Русская Православная Церковь считала своими чадами 117 млн. человек. Около 72 % всего населения империи (численность крещённых по православному обряду). В России насчитывалось 67 епархий и 48000 приходов, в которых действовали 80792 храма, 1025 мужских и женских монастырей с 94629 монахами. Высшую иерархию составляли 130 митрополитов. Архиепископов и епископов. Численность священнослужителей превышала 50000 человек. Церкви принадлежало около 35000 начальных школ и 34497 библиотек. Церковные кадры готовили 185 епархиальных училищ, 57 семинаристов и 4 духовные академии». Но в 1917 году власть перешла в руки большевиков. Провозгласив себя атеистами, они поставили перед собой цель: воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Главная цель формирования человека социалистического общества – коммунистического мировоззрения, т. е. неверие в Бога.

Большевики считали церковь одним из главных врагов революции и социализма. С первых лет существования советской власти Православная церковь стала подвергаться жесточайшим гонениям.

Первым актом устранения церкви из активной жизни стал декрет от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы».

Большевики объявили Православную церковь контрреволюционной организацией и в 1918-1920 г. г. начали репрессии, а также компанию по вскрытию мощей и изъятии церковных ценностей.

Главой Русской Православной церкви после восстановления патриаршества в 1917 – 1925 г. г. стал Митрополит Московский Тихон. Он являлся олицетворением кротости, доброты и сердечности, но при этом был непреклонно твёрд в делах церковных, особенно при защите церкви от врагов. Убеждённость большевиков в том, что новое общество можно построить только в результате ликвидации старого, вновь связала в неразрывный узел судьбу Церкви, судьбу национальной культуры и судьбу русского народа. «В качестве повода был использован голод. Отказавшись от помощи Церкви власти обвинили духовенство в сокрытии ценностей, необходимых для закупки продовольствия за границей. При этом как бы запамятовали. Что ценности их храмов изымались все годы гражданской войны». Изъятие сопровождалось массовыми гонениями за духовенством. «Сводная ведомость от 4 ноября 1922 г. , подписанная заместителем председателя Помгола / Последгола ВЦИК А. Н. Винокуровым, оценивает общий итог в 4650810 рублей 67 коп. ».

Для регистрации служителей культа всех вероисповеданий проводилось анкетирование. Был анкетирован и М. Ф. Грачёв. В анкете содержались вопросы, касающиеся патриаршества Тихона и отношения к изъятию церковных ценностей.

В 30-е годы начались новые гонения на церковь. Так, например, 28 января 1931 г. М. Ф. Грачёва (священника Михаило-Архангельской церкви) арестовали. Его обвиняли в контрреволюционной агитации (ст. 58-10 часть 2). Позднее он был освобождён.

Наибольший размах репрессий против церкви приняли в 1937-1938 г. г. , когда «было арестовано 165200 церковных деятелей, расстреляно из них 106800 человек», в том числе и М. Ф. Грачёв.

«проведённая в 1937 году в СССР перепись выявила, что два из трёх жителей, и каждый третий горожанин продолжали считать себя верующими. На это открытие власти ответили ужесточением репрессий, арестами, ссылками, казнями духовенства, закрытием церквей. В одном только 1937 году их было закрыто 8 тысяч». В Усть-Калманке по переписи 1930 года верующими себя считали 456 человек. В эти годы было закрыто множество храмов. Не остался в стороне и наш Усть-Калманский храм им. Михаила Архангела. Очевидцы довольно хорошо помнят закрытие и разрушение церкви и предшествующие этому события. «Так местного попа М. Ф. Грачёва заставили руководить хором. Он вместе с юными комсомольцами разучивал революционные песни». Следующим крупным событием в истории храма было его закрытие. В 1935 году сняли колокола и кресты, затем запретили службы. Позднее внутри сделали клуб с кинотеатром. Верующие туда не ходили, потому что считали это грехом, а молодёжь посещала клуб, но не очень охотно.

После закрытия клуба помещение превратили в амбар, используя его для хранения зерна.

Но самое трагическое событие в истории храма – это его разрушение. Как и большинство храмов, Михаило-Архангельский был построен из красного кирпича. В это время кирпичи были очень прочными (существовали специальные рецепты прочности церковного кирпича, например, в состав добавляли белки яиц), и разрушить их было не так-то просто.

Для того чтобы сломать стены, специально пригоняли трактора, ломать их вручную просто было бесполезно.

В 1937 году храм был полностью разрушен. Из церковного кирпича построили: Райком КПСС (ныне народный суд) и часть библиотеки. На месте разрушенного храма (как часто это бывало) поставили туалет.

В храме было много икон. В народе существует несколько версий их исчезновения. По одной из них иконы сожгли, по другой – растащили.

Разрушив храм, люди потеряли самое святое. Само присутствие храма, его духовная красота. Колокольный звон оказывали на людей благотворное воздействие. Ведь наши прадеды, прежде, чем строить посёлок, сначала вместе ставили храм Божий на самом лучшем, центральном месте. И только получив благословение Бога, люди начали обустройство личных подворий. И мы видим, что господь не оставлял своих людей, село росло и богатело.

Михаило-Архангельская церковь в настоящее время

Несмотря на жестокие запреты религиозных течений, люди не забыли традиции православной культуры и тайно справляли пасху, крестили детей и отпевали умерших. И после смягчения политического режима, а точнее распада СССР и его идеологий во многих сёлах создавались религиозные общины и верующим возвращались полуразрушенные храмы. Общее число таких храмов на Алтае почти сравнялось с 1917 годом.

Наше село в этом не исключение. Осенью 1995 года была создана церковная община, но здание отсутствовало, т. к. было разрушено. И по ходатайству жителей села Усть-Калманки администрацией Усть-Калманского района совместно с предпринимателями было выделено в ноябре того же года безвозмездно здание по ул. Партизанская, 36. 26 июня 1996 года община была зарегистрирована в органах юстиции как приход Михаило-Архангельской церкви с. Усть-Калманки Барнаульской Епархии русской православной церкви. Данный приход был открыт по благословению Епископа Алтайского и Барнаульского Антония.

Здание, в котором находится приход небольшое, занимающее общую площадь ок. 100 кв. м. , имеет форму обычного жилого дома. Первым священником данного прихода был отец Андрей. Со временем здание благоустраивалось, увеличивался церковный инвентарь.

Со временем открытия прихода сменилось шесть настоятелей (отцы Андрей, Дионисий, Александр, Варфоломей, Иоанн). С 2004 года и по настоящее время настоятелем является Алексей Слепченко.

Количество прихожан с каждым годом увеличивается и в настоящее время община насчитывает около сорока постоянных прихожан, но количество людей, которые периодически посещают приход конечно же больше.

Богослужение совершается ежедневно: с понедельника по субботу включительно: служатся молебны и акафисты. В субботу вечером – Всенощное Бдение, в воскресение – Божественная Литургия. Верующим оказываются услуги такие, как крещение, причащение, исповедание и т. д. помимо оказываемых услуг приход и его настоятель отец Алексей проводит большую миссионерскую деятельность, он сотрудничает с детскими учреждениями (школами, детскими садами), где проводит уроки на тему православия, что безусловно оказывает благотворное влияние на общество. Духовная деятельность церкви направлена на служение людям, возможность донести благовестие об искупление грехов, о жизни вечной и показать этому путь.

Значение открытия прихода велико. В районе появился свой уголок духовной чистоты и приюта, возможности посещать храм, не уезжая далеко, за пределы района, получить благословение, исповедоваться. Причаститься и хотя бы поставить свечку о здравии и упокоении.

Хотелось бы чтобы эти традиции ни в коем случае не угасали, а наоборот росли с каждым днём. В ближайшем будущем намечается строительство церкви в селе

Усть-Калманке. Открытие нового храма будет способствовать усилению духовной культуры жителям райцентра и всего Усть-Калманского района.

В результате исследовательской работы была прослежена история деятельности Михаило-Архангельской церкви. В итоге можно сделать вывод, что церковь имени Михаила Архангела в селе Усть-Калманке прожила всю историю русской православной церкви в России: от её основания до закрытия и разрушения. Настоятель храма, Грачёв Михаил Федотович, как и другие священники в России, попал в виток сталинских репрессий и был расстрелян.

После долгих десятилетий советской власти в стране создаются церкви и восстанавливаются разрушенные храмы. В Усть-Калманке тоже была создана церковная община, и в ближайшем будущем намечается строительство церкви в селе. Изучается общественное мнение по строительству нового храма.

По-моему мнению необходимость этого объясняется тем, что огромное количество наших сограждан, а особенно подрастающее поколение, молодёжь поражены эгоизмом, ненавистью, пагубными страстями. Причина этих новых для России законов жизни в отсутствии у людей высоких идеалов: идеалов любви и милосердия. Исправить сложившееся положение может лишь одухотворение душ человеческих, но духовностью истинной – божественной духовностью. И мощную проповедь добра может совершить настоящий православный храм. И проповедь его заключается не в словах. Но сама красота его не эстетическая, но, в первую очередь, красота духовная, звон колоколов постепенно преобразят искажённую духовность нас самих.

Таким образом, поставленные задачи были решены, цель достигнута.

Данная работа представляет широкий интерес, как для науки, так и для общества в целом. В дальнейшем эта тема может углубляться и рассматриваться под другим углом.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)