Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Микеланджело – гений эпохи возрождения

Микеланджело Буонарроти был на 23 года моложе Леонардо да Винчи и старше Рафаэля на 8 лет. Прожил долгую жизнь 89 лет (6 марта 1475 г. по 18 февраля 1564 г. ). Почти 90.

Родился он в Капрезе, в маленьком городке недалеко от Флоренции. Сейчас этот город носит имя Микеланджело. Его отец Ледовико ди Леонардо Буонарроти Симони был потомком знатного, но обедневшего аристократического рода. На момент рождения второго ребенка, которому дали имя Микеланджело, глава семейства исполнял обязанности подесты (мэра города), а затем управляющего таможней в родной Флоренции.

Грудного Микеланджело отдали на кормление жене местного каменотеса. Камни с давних пор добывали в окрестностях Флоренции. Впоследствии Микеланджело любил говорить, что «впитал с молоком кормилицы резец и молоток скульптора». Годы учения прошли во Флоренции. Прилежанием он в школе не отличался. Художественные наклонности мальчика проявились в раннем возрасте, но отец - аристократ, долго сопротивлялся желанию сына стать художником.

В свои 13 лет подросток проявил характер и поступил в мастерскую известного художника Доменико Гирландайо. Через год переходит в художественную школу при дворе герцога Лоренцо Медичи.

В школе преподает скульптор Бертольдо ди Джованни, который увлекался античной скульптурой и собирал древние статуи для сада Медичи. Юному художнику открылась красота античного искусства. Лоренцо, по прозвищу Великолепный, был образованным человеком, прекрасно разбирался в искусстве, писал стихи и сразу сумел распознать огромный дар подростка. Лоренцо выделил его из других учеников, пригласил в свой дом, где мальчик прожил 2 года и общался с великими представителями гуманистической культуры.

Лоренцо относился к нему как к любимому сыну, но в 1492 г. покровитель умер и Микеланджело вернулся в родной дом.

Его первые работы уже отмечены печатью гениальности. В 16 лет он изготовил рельеф «Мадонна у лестницы». Традиционный сюжет, но он показал работу резцом – глубина рельефа почти отсутствует, мрамор обработан очень нежно. Мария кормит младенца и предвидит трагическую судьбу сына. Думы её тяжелы.

Другая юношеская работа – рельеф «Битва кентавров». Античный сюжет: победа цивилизации над варварами. Тела яростных бойцов обнажены, сплетены в тугой узел схватки. Они выступают над поверхностью мрамора.

Античность становится источником вдохновения художника на всю жизнь. В своем творчестве он выразил мечту о человеке-борце. Изображал людей с могучим телом, сильной волей, смелых, неукротимых.

От шедевра к шедевру.

Микеланджело посещает Венецию, Болонью, в 1496 г. он появляется в Риме. В «Вечном городе» он проводит 5 лет. Здесь его ждал первый успех. Новые покровители покупают ему мрамор и приобретают его работы.

Для капеллы собора св. Петра он изготавливает скульптурную группу «Пьета». Тема оплакивания Христа была самой печальной и распространенной среди художников Средневековья и Возрождения. Это наиболее законченная работа мастера. «Пьета» прославила имя 26 летнего скульптора по всей Италии. На коленях слишком юной Марии распростерто безжизненное тело взрослого сына. Складки её одежды, как постамент, для беспомощного тела. Голова Иисуса запрокинута. Опущенные глаза Марии передают её трагическое состояние. Глубоко материнское горе. Жестом левой руки она выплескивает наружу свое душевное страдание и отчаяние. Этот образ обобщает горе всего человечества.

В 1501 г. во Флоренции ненадолго восстанавливается республика. Город возглавляет Пьетро Содерини, поклонник творчества Микеланджело. Для мастера строится большой дом. Он получает заказы – это время его творческого подъема. Ему было поручено перед фасадом правительского здания Палаццо Веккио на площади Сеньории установить библейскую статую Давида, который отстоял свободу своего народа. Давид был символом и героем Флорентийцев, которые отстояли свою независимость, изгнали род Медичи и готовы были победить любого врага.

Мраморная статуя достигает более 5 метров высоты. Изображен момент перед схваткою. Герой уварено идет на встречу великану Голиафу. Его мужественное и благородной лицо выражает несокрушимую волю, брови грозно нахмурены, взгляд в упор, сжатый рот.

Мощь и энергия обнаженного тела предсказывают его победу в исходе борьбы. Играют его упругие мускулы, в руке сжимает камень, через плеча перекинута праща. Могучий торс выражает огромную силу духа и физическую силу. 3,5 века статуя украшала город, затем её перенесли на хранение в Академию изящных наук, а на её место поставили копию.

Давид – это самый замечательный шедевр гения. К своему 30 летию Микеланджело был объявлен величайшим художником в мире.

Флоренции принадлежат почти все скульптурные работы Микеланджело. Но и Рим можно назвать городом Микеланджело. Гений считал себя скульптором, но как истинный сын Возрождения он был и поэтом, и великим живописцем, и архитектором.

Живописные работ гения.

Сохранились незавершенная фреска «Битва на Кашине» - где изображена победа Флорентийцев над Пизанцами. Фреска должна была украсить правительственный дворец Веккьо. В данном здании работал Леонардо да Винчи над картиной «Битва при Ангьяри», оба мастера недолюбливали друг друга с интересом ожидали, чем закончиться их соперничество. Но обе картины были не завершены.

Сохранилась единственная завершенная картина Микеланджело «Мадонна Дони» (или святое семейство) по заказу Флорентийского ткача Аньоло Дони, для свадебного подарка.

Это круглая картина, исполненная на дереве. Они соперничали с картиной Леонардо «Мадонна с младенцем и св. Анной», которая поразила современников. На первом плане, поджав ноги, сидит на земле Мадонна и через плечо принимает ребенка у мужа св. Иосифа. Над ней нет нимфа, она напоминает античную героиню с мускулистой фигурой. Цвет чеканит тяжелые, красивые складки одежды. Персонажи рельефны, как статуи. На среднем плане – юный Иоанн Креститель. На фоне чудесного пейзажа спокойно устроились 5 обнаженных фигур юношей. Кто-то считает, что это ангелы, а другие предполагают, что обнаженные юноши являются символом язычества. Некоторые критики находят работу слишком резкой по цвету.

Живописного опыта у Микеланджело почти не было. Но 1508 г. , когда мастеру было 33 года, папа Юлий II, племянник папы Сикста IV, призовет Микеланджело реализовать замысел, который мучил его 1506 г. – в Ватикане расписать свод Сикстинской капеллы, построенной как домовая церковь пап по инициативе Сикста IV в 1471 г.

Работы затянулась на долгие четыре года и стоила создателю огромного напряжения физических и духовных сил. Не доверяя другим художникам, он сам разработал леса и трудился в одиночку, высоко закинув голову, а порой, лежа на спине. Площадь росписей составила 520 кв. метров. Роспись воспринимается как торжественный гимн во славу деяний Бога. В центре 9 библейских сюжетов, которые рассказывают о сотворении мира и человека, об изгнании из Рая, о Всемирном потопе. В своде капеллы более 300 фигур, есть в них, что-то сверхчеловеческое. Ведь Бог создал человека по образу и подобию своему, он сделал его центром Вселенной. И это отвечало ренессанским представлениям о величии духа человека. Между основными композициями на архитектурных выступах разместились в неустойчивых позах обнаженные юноши. По сравнению с нами гигантами выглядят фигуры Сивилл и пророков которые предсказывали явление Христа. Они расположены по сторонам композиции. Знаменитые фрагменты этой росписи «Сотворение Адама», «Сотворение святил», «Дельфийская Сивилла», и др. Их главная тема – осмысление жизни, размышление о человеческой судьбе прославления человека.

Через 22 года Микеланджело вновь продолжит работы в Сикстинской капелле. Семь лет он будет работать над алтарной картиной «Страшный суд» . В то время самая большая картина в мире. Под фигурой Христа изображен страшный суд: мертвецы выходят из могил, избранники возносятся к небу, а тела проклятых проваливаются в ад. Это трагическая, но очистительная катастрофа. В центре Бог – грозный и карающий за грехи плоти и пороки души. Он похож на языческого бога - громовержца. Рядом испуганная Мария. Вокруг Христа обособлено стоят святые мученики с орудиями пыток. Они осуждают заблудший мир. В руках у святого Варфоломея содранная с него кожа, лицо на которой передает страдания (мастер изобразил себя).

Это творение 65 - летнего мастера вызвало недовольство в церковных кругах, т. к. мастер изобразил множество обнаженных тел. Его ученик внес во фреску изменения, пощадив фреску Микеланджело. Папа Павел III, когда увидел фреску, упал перед ней на колени.

Своим указом присваивает с 1 сентября 1535 г. Микеланджело звание главного скульптора, живописца и архитектора Ватикана. Проблемы жизни и смерти, добра и зла постоянно волнуют мастера.

Микеланджело всегда тяготел к масштабному и грандиозному и, когда его замыслам, мешали осуществиться, он это тяжело переживал.

Еще в 1505 г. папа Юлий II задумал создать для себя самую большую в мире гробницу. Но в 6 раз менялся ее проект, Мастер не потерпел такого обращения к себе и порвал всякие отношения с заказчиком. Примирился с ним только тогда, когда последовало приглашение расписать свод Сикстинской капеллы. Первоначально планировалось создание около 40 фигур. От замысла сохранились несколько статуй рабов и статуя пророка Моисея.

Мастер, как истинный боец, гордо сносил удары судьбы и всегда был готов вновь воспрянуть духом.

Новый грандиозный замысел, который удалось реализовать – это архитектура гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи.

Росписи это философское понимание смерти.

Они воплощают 2 противоположных характера. Оба в античных доспехах.

Лоренцо – созерцательный образ. Под ним расположились Утро – заря и начало жизни и Вечер – угасание, уход во мрак (голова скульптуры не завершена). Утро и Вечер – расслабленные фигуры. Вот – вот скатятся с короткой крышки саркофага.

Джулиано – образ активный, полон энергии, с жезлом полководца. Под ним расположились День и Ночь, которые скорчились в неудобных позах.

Фигуры Утра, Вечера, Дня, Ночи – это символ остановившегося времени, которое уже не властно над умершими. Образы герцогов не имеют портретного сходства. Они обращены к Мадонне – ищут у нее утешение и надежду на спасение и воскрешение души.

Последние 20 лет мастер занимается архитектурой и поэзией. Глубоким стариком он творил страстно, был полон идей, но силы его таяли.

18 февраля 1564 года – его не стало.

О Микеланджело исписаны реки чернил.

Но личность гения продолжает волновать современного человека.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)