Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Микроорганизмы в нашей жизни

Было время, когда даже учёные считали, что самые маленькие живые существа на свете – это микроскопические клещи, вызывающие аллергию!

Никому и в голову не приходило, что рядом с нами, внутри и вокруг нас существует огромный мир «невидимок». Мы их не видим, но они реально выполняют свои функции. И хотя они объединены в разные группы живых существ (бактерии, грибки, простейшие, вирусы, микроплазмы и др. ), учёные нарекли представителей этого мира за их ничтожную величину микробами или микроорганизмами (от греческого слова «микрос» - «маленький»).

Я решила узнать всё об этих невидимых существах. Микроорганизмы – наши враги или друзья? И назвала свою работу «Микроорганизмы в нашей жизни».

История открытия микроорганизмов.

Из литературы я узнала, что в 1859 году французский учёный Луи Пастер при помощи микроскопа обнаружил маленькие организмы – микробы. Это стало началом науки микробиологии. Пастер доказал, что брожение – это не химический процесс, а биологическое явление – результат жизнедеятельности особых организмов.

А Александр Флеминг, английский медик, столкнулся с очень интересным явлением. У него в лаборатории была большая коллекция различных микробов, растущих в стеклянных чашках на питательной среде. Его внимание привлекла одна из чашек. У края чашки появилась плесень. А все колонии микробов как бы растворились и исчезли.

Флеминг начал специально вносить плесень в чашки с микробами и установил, что она действительно убивает многие микробы, вызывающие заболевания. Вещество, выделяемое плесневым грибком, он назвал ПЕНИЦИЛЛИНОМ. Так началась история этого удивительного лекарства, которое спасло жизнь и сохранило здоровье миллионам людей. Список болезней, побеждённых пенициллином, очень велик: заражение крови, воспаление лёгких, всевозможные нагноения и другие тяжёлые недуги.

С открытием этого нового вещества началась новая эра в лечении инфекционных болезней - эра антибиотиков.

С целью наблюдения и изучения среды обитания микроорганизмов мной были проведены следующие эксперименты:

Я вырастила одну из групп микроорганизмов - плесень двух видов: мукора пенициллиума.

1. Для получения мукора в банку насыпала слой влажного песка. На него поместила увлажнённые кусочки белого хлеба. Банку поставила в тёплое место. Песок поддерживала во влажном состоянии.

2. Методика выращивания пенициллиума почти та же, что и мукора. Отличие заключается в составе питательной среды. В банку поместила вместо хлеба разбавленное варенье (можно поместить яблоко).

На выращивание мукора и пенициллиума потребовалось около недели времени.

В микроскоп я рассмотрела плесень. Мукор и пенициллиум отличаются по внешнему виду.

Мукор – белая (головчатая) плесень, весьма распространённая во влажных местах, чаще всего покрывающая хлеб белым пушком. На концах нитей, составляющих пушок, образуются чёрные головки – спорангии. В микроскоп видно, что грибница у головчатой плесени разветвлённая, со столбиками, имеющими наверху круглую головку, в которой свыше 10 тысяч спор.

Пенициллиум – сизая плесень, или кистевик. Концы нитей образуют веточки в виде кисточек, состоящих из круглых клеточек – спор.

Ещё я хотела убедиться, что плесень пенициллиума действительно влияет на развитие бактерий, и провела такой эксперимент.

Мясной продукт разделила на три кусочка и поместила их в три ёмкости.

В первую ёмкость добавила плесень пенициллиума, во вторую – налила аптечный раствор пенициллина, третья – контрольная.

Опыт был поставлен с 26 марта по 28 марта 2007 года. Наблюдения проводились ежедневно.

Дата Изменения в ёмкости с пенициллиумом Изменения в ёмкости с аптечнымИзменения в ёмкости «контроль»

раствором

26 марта Мясной продукт начинает засыхать. Изменений нет. Изменений нет.

27 марта Мясной продукт засыхает, плесень не Раствор стал розовым. Продукт начинает издавать неприятный запах, разрастается. потемнел, покрылся слизью.

28 марта Мясной продукт засох. Раствор розового цвета, запахаМясной продукт испорчен: издаёт неприятный запах, нет. цвет мало напоминает первоначальный.

Полную чистоту данного опыта в наших условиях я обеспечить не могу.

Но из наблюдений можно сделать вывод: пенициллин действительно замедляет размножение бактерий.

Классификация организмов по выполняемым функциям.

Деятельность микроорганизмов разнообразна и имеет огромное значение в природе и жизни человека. Они повсюду: в почве, в продуктах, в воздухе, на одежде. Я составила классификацию и разделила все рассмотренные мной микроорганизмы на вредные и полезные. Из литературы я узнала, что полезные микроорганизмы названы сапрофитами (они используют в пищу мёртвые органические вещества), а вредные – паразитами (питаются органическими веществами живых организмов).

Сапрофиты Паразиты

- молочнокислые бактерии

- бактерии гниения - бактерии гниения

- кишечная палочка - болезнетворные бактерии

- дрожжи и плесневые грибы - плесневые грибы

1. Посмотрите на эти продукты питания (молоко, простокваша, сметана, творог, кефир, йогурт).

Какой из продуктов вы любите больше всего? Я провела анкетирование среди учащихся начальной школы. Принимали участие 100 человек.

Такие результаты я получила:

Молоко – 5 чел. – 5%

Простокваша – 3 чел. – 3%

Сметана, творог – чел. – 7 чел. - 7%

Кефир, ряженка, снежок – 13 чел. – 13%

Йогурт – 72 чел. - 72%

Результаты анкетирования показали, что большинство ребят выбрали йогурт, кефир, ряженку, снежок. А ведь всех этих продуктов не существовало бы, не будь молочнокислых бактерий. (Кстати говоря, простокваша усваивается втрое быстрее молока – за час организм полностью переваривает 90% этого продукта, это работа бактерий).

2. Мы знаем, что гнилостные бактерии портят пищевые продукты. Но какую пользу они приносят природе! Многие из них разлагают останки мертвых животных и растений. Без этих «санитаров» наша планета превратилась бы в свалку. А эти бактерии поддерживают круговорот веществ в природе. Значит, среди бактерий гниения есть и паразиты, и сапрофиты.

3. В организме человека тоже живут и размножаются бактерии. Одни из них (например, кишечная палочка) помогают усваивать пищу, защищают от инфекций. Но есть множество болезнетворных паразитов, которые вызывают отравление организма и различные заболевания: грипп, тиф, холера, туберкулёз и другие.

А чтобы предупредить заболевания в настоящее время проводят специальные мероприятия:

4. Ещё я рассмотрела дрожжи и плесневые грибы. А дрожжи – сапрофит или паразит?

Я завела тесто в одной ёмкости с добавлением дрожжей, в другой – без них. Спустя некоторое время заметила, что в ёмкости с дрожжами тесто поднялось, во второй – осталось без изменения. Из приготовленного теста я испекла пироги. Посмотрите, что получилось.

Тесто с добавлением дрожжей. Тесто без дрожжей.

Из теста с добавлением дрожжей получаются пышные, аппетитные хлебобулочные изделия. Значит, дрожжи – это сапрофит.

Вы все с удовольствием будете есть эти продукты (сыр, фрукты).

А вот эти будете? Конечно, нет. Значит, среди плесени есть паразиты и сапрофиты.

Таким образом, мы видим, что многие бактерии исключительно полезны, просто необходимы для человека. Однако необходимо управлять бактериальными процессами. Один и тот же процесс, например гниение, может быть полезным в природе и крайне нежелательным в быту, например, разложение животных организмов в лесу и порча мясных продуктов. Чтобы продукты не портились, их сушат, солят, засахаривают, маринуют, консервируют, держат в холодильниках.

Используемые при этом вещества (соль, сахар, уксус) и низкие температуры снижают деятельность бактерий.

Чтобы убедиться в том, что консерванты действительно останавливают рост бактерий, я провела эксперимент.

1. Растворила бульонный кубик в стакане горячей водопроводной воды.

2. В один из стаканов добавила чайную ложку соли. Приклеила к стакану кусочек скотча с надписью «соль».

3. Разлила бульон по трём стаканам так, чтобы во всех было одинаковое количество жидкости.

4. Во второй стакан добавила чайную ложку уксуса. Сделала наклейку «уксус».

5. На третий стакан наклеила надпись «контроль», так как в него консервант я не добавляла.

6. Все три стакана поставила в тёплое место.

Через 2 дня я увидела, что бульон с уксусом прозрачнее остальных, а контрольный – самый мутный.

Проведённый эксперимент позволяет сделать вывод: жидкость мутнеет от большого числа бактерий, а консерванты замедляют их размножение и рост. Лучше всего задерживает размножение бактерий уксус.

В результате работы узнала, что все микроорганизмы делятся на вредные и полезные. Они являются самыми древнейшими представителями жизни на нашей планете - могучими созидателями и разрушителями. Микроорганизмы приносят огромную пользу человеку, но могут принести и неисчислимый вред.

Каждый человек должен ориентироваться в мире организмов, уметь управлять их жизнью. И тогда не трудно будет заставить работать бактерии на себя, а также уберечься от их вредного воздействия.

Полученными знаниями я поделюсь с одноклассниками на уроках природоведения. А для участников конкурса и членов жюри я приготовила листовки – памятки.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)