Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Имя человека по имени Тараса

«Страны без людей, города без домов, леса без деревьев, моря без воды. Что это такое?» С такой загадки я начинаю свое размышление. Все страны, города, моря, реки, озера имеют свои названия. И этих географических названий так много, что если бы все их нанести на карту, то они покрыли бы её густой сеткой. Но, думаю, едва ли каждый из нас знает, почему тот или иной, даже хорошо знакомый ему город, поселок или река, называется именно так, а не иначе. Откуда произошли названия Иркутск, Москва, нашего села, его окрестностей ? Почему именно так назвали ту или иную падь, перелесок?

Исходя из этих соображений, мною была составлена программа по собиранию материалов о происхождении местных географических имен:

  • Официальное название изучаемого объекта (села).
  • Неофициальное (бытующее среди населения) название изучаемого объекта.
  • Местоположение села.
  • Национальный состав нашего села.
  • К какому языку принадлежат данные названия (бурятскому или русскому)?
  • Что означает в данном языке это название?
  • Не употребляются ли в языке местных жителей данные названия еще в каком-либо значении?
  • Официальные сведения о присвоении названий местности.
  • Рассказы старожилов о времени основания данного населенного пункта, кем он основан, откуда пришли его основатели.
  • Рассказы, предания о возникновении лесных массивов, полей, урочищ.

Собирая материал, конечно же, я обратился за разъяснениями к своей бабушке Борхоевой Марине Карповне, дяде Барлукову Федору Михайловичу, своим соседям Куркутовым деду Прокопию и бабе Соне, бабе Мане Топшиноевой, своим родителям Григорию Гавриловичу и Анне Михайловне, поработал в своем школьном музее, и вот что мне удалось узнать.

Недалеко от города Иркутска – столицы Восточной Сибири, в 110 километрах по тракту, раскинулось большое село Тараса, древнее поселение коренных жителей края – бурят.

Улус Тараса исторически основан в XVII веке (350-400 лет назад). Земля Тарасинская очень обширная, по ней течет речка, носящая название своего дола. Река Тарасинка перед самой Ангарой, не добежав до неё каких-нибудь 20 верст, попадает в реку Иду. Весной и летом побережье ее утопает в зеленых зарослях черемухи и боярки. Откуда произошло название нашего села? Любопытно, что данным названием интересовались и в прошлом веке. Из сохранившихся легенд старейшин я узнал, что существует три версии названия села:

1. Имя человека по имени Тараса. В первой иркутской газете «Иркутские губернские ведомости» в № 8 от 4 июля 1857 года есть заметка «Предания о Боханской горе», в которой излагается легенда о происхождении Бохана: «Несколько столетий тому назад прибыл с юга бурят – заяшин и поселился у подошвы горы в Аргунском улусе. Вскоре он женился на одной богатой вдове этого улуса и имел от нее четыре сына: Бохан, Тарасу, Заглик и Амагзая. Старший – увеличил Аргунский улус и дал ему свое имя, второй – Тараса – основал Тарасинский улус, третий – Заглик – поселился на речке Амача, которая уже в середине XIX века высохла, положил начало Загликскому улусу. Младший – Амагзай – был изгнан из своих владений за проступок отцом и братьями. Землей и стадами его владел Тараса».

2. Связано с названием молочной водки «тарасун».

3. От бурятского слова «тараха», что означает распространяться.

Я считаю, что наиболее вероятной версией названия села будет последняя.

Действительно, наша деревня состояла из нескольких улусов: Верхне-Тарасинского улуса (Урда айл), Средне-Тарасинского улуса (Дунда айл), Нижне-Тарасинского (Монхой айл). Буряты в древности жили родами. В Урла айл жили Шабаевы, Шоболовы, Михеевы, Мунхоевы, Дагуровы, Бажеевы, Бардамовы.

В Дунда айл: Буяевы, Дадаевы, Халтановы, Архинчеевы, Азаргиновы, Андреевы, Ванчиковы, Дуриновы, Ханхаровы, Кондратьевы, Балтахиновы, Бахановы, Бадмаевы, Танхаевы.

В Монхой айл: Банаевы, Балхановы, Шаралдаевы, Шохоновы, Гавриловы, Хомоновы, Батлаевы, Ханхаевы, Болотовы, Бутухановы, Михахановы, Зандановы, Александровы, Баиновы, Трубачеевы, Шигоревы, Бодоновы.

Названия этих улусов сохранились и до сегодняшнего дня. На топонимической карте Тарасинской земли отмечены местности, названия которых очень интересны, и я решил узнать подробнее о них.

Итак, давайте посмотрим названия местностей Верне-Тарасинского улуса.

Эреэгшэ унеэтэ (пестрая корова). Как-то шаралдаевске буряты потеряли пеструю корову в этой местности, и с тех пор здешний народ назвал эту землю Эреэгшэ унеэн.

Азарга (жеребец). Жил некий вор по имени Багды. Он крал лошадей. Краденных лошадей прятал в густом лесу, и поэтому эта местность – Азарга.

Модо отолоошо (лесоруб). Наши предки очень бережно относились к природе, хорошо знали свойства деревьев. Из плохого дерева не строили дома. Именно из этой местности Модо отолоошо готовили материал для строительства. Деревья здесь были прямые, стройные, высокие. Отсюда и пошло название этого лесного массива.

Тогоо нэрээшэ (перегон молочной водки). В 20-х годах было запрещено пить водку, тогда наши предки тайно от всех в густом лесу перегоняли молочную водку. И по своему обычаю принимали и угощали этой водкой гостей. Не случайно эта местность получила такое название.

Аян. Раньше на этой земле росло много деревьев. Затем их выкорчевали под пашню, стали сеять различные культуры. Эти поля были обширны. Есть еще одна версия названия этой местности. Здесь находили покой и пристанище умершие люди. Географические названия таят в себе большой смысл. И что интересно, до сих пор эти названия произносят по-бурятски, правда, несколько ассимилируя, например, бурятское «Аян» сейчас произносят как «Аин».

Вот что рассказала Лидия Софроновна Татаринова, учитель начальных классов: «Урда айлай саана hогоото гэhэн айл бии байгаа. Мини мама тэрэ айлаа гараhан. Папа женился на ней и вывез в Тарасу. Вот этого поселения в мою бытность уже не было. Историю происхождения я не знаю. Оно располагалось за речкой Тарасинкой по дороге в Заведение. (Уляабарту, рядом мельница стояла). Сейчас на этом месте расположен летний лагерь Верне-Тарасинской МТФ.

В Тогоо нэрээшэ была земля моих родственников Шоболовых. Вспоминается, что папа часто говорил, что кошу траву на своей земле, заехал на свою землю. Было всегда интересно, когда кругом общественная земля, а тут как про частный участок говорит. Сейчас эта местность поросла густым крупным лесом». Лидия Софроновна сожалеет о том, что многое не спросила у своих родителей в своё время. Еще есть и другие названия местностей, но о них помнят смутно. Очень мало сведений о Среднем улусе.

Земля – это не только место жизни человека, но и книга, где история человеческая записана в географических именах. Любое название включает в себя особенности уклада жизни коренного населения, но не всегда смысл бывает открыт для нас, забывается.

В Средней Тарасе есть Бускинова Падь, которая славится ягодой, особенно брусникой. К нам приезжают собирать ее и горожане, и боханцы. Когда приходит пора сбора этой ягоды, мои земляки отправляются за ней по тракту либо по Средней Пади.

Аглаг (Средняя Падь). Эта земля была богата ельником и лиственницей. Здесь буряты располагали свои летники.

Лесные массивы Нижней Тарасы носят такие названия.

Хужарта (солончак). На поверхности этой земли образовался солончак, и поэтому здесь паслось много диких оленей. Они пили чистую воду из ключа. Охотники дали такое название этой местности.

Ангалайн ялга (Байкал). Сейчас эту местность называют Байкалом. Когда началось освоение новой земли, распахали и эту землю, превратив ее в обширное поле.

Тоохэйтэ (блудить). Эта местность богата ягодами, грибами. Люди, собирая ягоды, часто блуждали в густом лесу.

Уляабарта, Борнойто, Бугза, Нарьян Сколько еще предстоит узнать мне об этих массивах?! Я думаю, не только мне. Считаю, что для благополучного существования и процветания любого населенного пункта – каждый его житель обязан думать не только о своем настоящем и будущем, но и знать, сохранять и развивать как местные, так и древние родовые и семейные традиции. Вот о чем поведал мне мой дядя Федор Михайлович Барлуков: «Мама моя родом из Тарасы. Папа наш всегда говорил, что«корни твои из Заглика, запомни, сынок». Я всю сознательную жизнь прожил в Тарасе, в Нижнем улусе. С детства меня окружал красивый лес. Тарасинка была глубокая, а мы жили у речки. Мне всегда нравилось, когда взрослые и дети разговаривали на бурятском языке. Мои друзья татары также произносили названия по-бурятски, но на свой лад («Хужарта»). Люди жили дружно, весело. Я как-то не задумывался о названии наших урочищ, не спрашивал у старших. »

Собрав такой материал, я думаю, что добился небольшого, но вполне реального результата, прикоснулся к истокам своей малой родины. Считаю, что это вызовет еще больший интерес к данной области науки.

Я хочу только сказать, что наша культура уходит корнями в глубокую древность. В этом могут убедиться многие, посетив краеведческий музей в городе Иркутске, в котором и я побывал вместе с одноклассниками в прошлом году. Все окружающее вокруг меня – это моя малая родина, это культура моего народа, это история. Не зная истории прошлого, нельзя познать настоящее.

Малая родина! Сколько светлых мыслей и чувств связано с тобой. Я люблю свой край, восхищаюсь его красотой,

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)