Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мнемоника на службе школьника

Орфографические ошибки делают невыносимой жизнь многих школьников. Они возникают снова и снова, доводят нас до отчаяния. Ошибки были, есть и будут, они, как говорят взрослые, следствие особенностей нашего языка. Нашим школьникам ещё повезло, а вот английским детям приходиться хуже. Наша орфография тесно дружит с логикой, поэтому мы можем объяснить многие ошибки.

Ошибки – это наши враги. А чтобы победить врага, нужно его изучить. Так почему же возникают ошибки? И какие они бывают?

Самая частая причина – недостаток «орфографической зоркости ", мы просто не видим слабые позиции, которые грозят нам ошибками. Надо иметь в виду, что ошибки бывают прямые – те, которые продиктованы произношением слова: сабака, чесный. А бывают обратные – это ошибки, сделанные вопреки произношению, «из перестраховки»: копуста, опастный.

Если ошибки происходят в словарных словах, то нужно развивать память, использовать такие приемы, которые помогут нам эти слова запомнить. В этом случае на помощь школьнику может прийти мнемоника. В академическом четырехтомном «Словаре русского языка» мы узнаем о ней следующее:

«Мнемоника – совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание нужных сведений, фактов при помощи созданий искусственных ассоциаций».

Ещё с древних времён особое значение придавалось памяти. В древнегреческих мифах богиня Памяти – Мнемосина слыла матерью муз, покровительницей ремёсел и наук. По преданию, древнегреческим поэтом Симонидом (6 в. до н. э. ) была разработана первая мнемотехническая система. Древние египтяне, греки, римляне пытались создать систему мнемонических приёмов, которые были им тогда уже известны. Но приёмы использовались преимущественно жрецами. Простые люди пользовались вовсе несложными средствами запоминания (зарубками, узлами).

В средние века мнемоника не разрабатывалась. Её возрождение началось в 16 веке, и она получила большое развитие в 17−19 веках. В наше время интерес к этой науке опять возрождается.

Итак, остановимся на некоторых мнемонических приёмах, используемых школьниками начальных и средних классов на уроках русского языка.

➢ Для того чтобы запомнить слово, надо выполнить рисунок на «трудных» буквах:

Ребята очень любят рисовать такие рисунки. А рисуем мы все слова из орфографического словарика, в которых сомнительные буквы, или как мы говорим «трудные», можно по смыслу нарисовать.

➢ Легко запомнить трудные слова, если о них можно услышать забавные предложения или смешное толкование.

Лингвист Н. А. Шапиро придумала для запоминания слова интеллигент такое предложение: «ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент?».

А известный забавный каламбур А. П. Чехова помогает запомнить правописание слова мужчина: «Настоящий мужчина состоит из МУЖа и ЧИНа». Так и хочется в таком же тоне объяснить и написание слова женщина:

ЖЕНа ЩИ НА плите варит.

➢ Учителя русского языка высказывают интересную мыль, что безударные гласные могут быть проверены таким способом: рИсунок − рИс. , мИнута − мИн. , сЕкунда − сЕк. , кОрабль − линкОр, лЕЙтенант − старлЕЙ.

➢ А вот как легко запомнить слова с удвоенной согласной С: бАССейн, трАССа. АСС − древнеримская медная монета, а за посещение бассейна и эксплуатацию трассы необходимо платить деньги.

➢ Чтобы лучше запомнить правописание таких трудных слов, обозначающих цвета и оттенки, нужно мысленно представить их в соответствующем цвете, нарисовать их фломастером или цветным карандашом: багряный, бордовый, сиреневый, фиолетовый, коричневый, оранжевый, салатный, чёрный, голубой.

Ошибки − это серьёзная проблема и решать её приходится каждому, кто хочет научиться грамотно писать по-русски. Да, наша орфография сложна, но логична. Орфография создаёт проблемы, но и она же при размышлении даёт ключ к их решению.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)