Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Многогранное творчество В. М. Васнецова

«Корни - это то, чем жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в удивительных песнях и сказках. Человеку важно знать свои корни, отдельному человеку, народу, семье.

Давайте же будем помнить об этих корнях!»

В. Песков

Москва — огромный город, наполненный голосами людей, шумом движущихся автомобилей. Но есть здесь и иные места: тихие, уютные. Одно из них — Лаврушинский переулок. Именно здесь «поселился» светлый дом, похожий на чудесный терем, Государственная Третьяковская галерея.

Я не раз бывала в этом удивительном и многоликом доме. Удивительное чувство испытываешь, проходя по залам галереи, словно путешествуешь во времени и в пространстве: вот сосновый лес, где пахнет хвоей и царит летняя прохлада (Шишкин И. И. Утро в сосновом лесу. 1889г. ); а здесь, на окраинах Москвы, весна вступает в свои права (Саврасов А. К. Грачи прилетели. 1871г. , Левитан И. И. Март. 1895г. ); в следующем зале перед взором неожиданно возникают покрытые снегом горные вершины (Васильев Ф. А. В Крыму. После дождя. 1873г. , В Крымских горах. 1873г. ).

В залах Третьяковской галереи можно не только побывать в таинственной Индии или Тибете, но и «побеседовать» с русскими писателями и поэтами: А. С. Пушкиным (Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. Кипренский О. А. 1827г. ), Л. Н. Толстым (Репин И. Е. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1887г. , Ге Н. Н. Портрет писателя Льва Толстого. 1884г. , Крамской И. Н. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873г. ), Ф. М. Достоевским (Перов В. Г. , Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. 1872г. ) и другими; с правителями земли русской. Здесь можно окунуться и в фантастический мир сказок, легенд, преданий благодаря картинам М. А. Врубеля, В. М. Васнецова.

С детства я любила читать сказки и рассматривать иллюстрации к ним, вероятно, поэтому творчество Виктора Васнецова заинтересовало меня, и захотелось «поближе познакомиться с ним», узнать, что подпитывало многогранное творчество художника и почему на его полотнах «живут» герои из русских сказок и былин.

На основе собранного материала я планирую создать презентацию «Многогранное творчество В. М. Васнецова», которая, при желании, может быть использована на уроках истории, МХК или при проведении тематических внеурочных занятий.

С чего же начиналась деятельность В. М. Васнецова как художника, что питало его творчество, почему оно было столь многообразно? Ответы на эти вопросы я попыталась найти, изучая биографию В. М. Васнецова, его характер и привычки, историческую эпоху и окружение художника, историю создания его картин и их оценку современниками (его друзьями, критиками).

Для этого использовались различные источники информации (см. список литературы).

Книги о В. М. Васнецове дают возможность узнать мнение разных авторов о художнике. Оно неоднозначно, но все, кто занимался исследованием творчества этого художника, подчеркивали, что «художественное наследие Виктора Михайловича Васнецова — одно из интересных и сложных явлений в многогранной картине развития русского изобразительного искусства второй половины XIX века. Универсализм личности Васнецова в том, что он был не только станковым живописцем, но и монументалистом, театральным художником, обращался к созданию архитектурных проектов и проектов в области декоративно-прикладного искусства».

Сформировать более точное представление о человеке можно, беседуя с ним, видя его отношение к друзьям и их отношение к нему. А как можно «побеседовать» с человеком, живущим за несколько десятилетий до вас? Для этого, вероятно, необходимо изучить его автобиографию и переписку с друзьями. Ведь в XIX веке, в отличие от нашего века высоких технологий, письма были особой формой общения. Это не несколько строк поздравления (чаще написанные даже не отправителем, а кем-то неизвестным) или короткое сообщение о происшедших событиях, а настоящая «беседа-размышление» с тем, кому предназначалось письмо (естественно, что ответ-письмо являлось, как правило, обязательным). Таким образом, переписку того времени можно сравнить с беседой «за чашкой чая», затянувшейся на несколько месяцев.

Станковая живопись В. М. Васнецова (ГТГ)

Чтобы познакомиться с работами художника, я посетила музеи и галереи Москвы и Санкт-Петербурга (ГТГ, Эрмитаж, Русский музей), а для знакомства с жизненными идеалами В. М. Васнецова «погостила у него дома» (Дом-музей В. М. Васнецова в г. Москве, расположен по адресу: переулок Васнецова, д. 13). Несомненно, очень многое о человеке могут «рассказать» вещи и предметы, окружающие его в течение всей жизни. В доме-музее мне удалось не только рассмотреть предметы быта, которыми пользовался художник, его картины и подарки друзей, но и побеседовать с работниками этого удивительного «терема», а также прослушать курс лекций о жизни и творчестве В. Васнецова.

Таким образом, при изучении творчества В. М. Васнецова, проявившегося в разных жанрах, я опиралась на книги об этом художнике-новаторе, а также на свои личные впечатления и ощущения, появившиеся при знакомстве с его автобиографией, перепиской с друзьями и при посещении дома Виктора Васнецова. Всё это, вместе взятое, дало возможность понять, как неисчерпаема была творческая фантазия В. М. Васнецова и велико его желание найти «нравственный идеал, как путь к свету».

«В творчестве Васнецова представлены различные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, к прообразу стиля модерн».

В Лаврушинском переулке, скрытый от шумных улиц высокими зданиями, стоит «причудливый терем в золотых кружевах» — это Государственная Третьяковская галерея. Не всякий знает, что фасад этого здания создан по эскизам художника В. М. Васнецова.

Государственная Третьяковская галерея. В. М. Васнецов. Проект фасада Третьяковской галереи.

Для картин этого художника сам П. М. Третьяков выделил отдельный зал в своём доме. Путешествуя по залам, вы издалека видите могучих «Богатырей», которые и сегодня всматриваются вдаль: «Не идёт ли враг?»

«Я считаю, — писал В. В. Стасов, — что в истории русской живописи «Богатыри» В. Васнецова занимают одно из первейших мест. Тут вся сила и могучая мощь русского народаздесь – сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей представляется потребным для всех, для народа».

В. М. Васнецов. Богатыри. 1881-1898

Тридцать лет писал Виктор Васнецов это полотно. Работая над картиной, он кропотливо, всматриваясь в любую мелочь, изучал старинную одежду, упряжь, воинское снаряжение.

«Глубокое понимание характера древних русичей, быта и нравов Древней Руси связано с многолетним интересом В. Васнецова к народному прикладному искусству». Доказательством трепетного отношения к произведениям народного промысла может служить коллекция народных изделий (костюмы, старинное оружие, предметы быта), собранная им в течение всей жизни.

Для создания образов русских богатырей художник изучал народные сказания и былины, повествующие о славных защитниках Руси, летописи и архивные источники, делал огромное количество зарисовок. И всё потому, что, как вспоминал сам художник, «они («Богатыри») всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они. были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. ».

Полотна художника, разместившиеся в зале ГТГ, несомненно, объединяют две основные идеи творчества Виктора Васнецова: национально-патриотическая тема и любовь ко всему народному — интерес к героям народных сказок и легенд: «Здесь и «Алёнушка», сидящая неподвижно и смотрящая в мрачные воды омута, и «Три царевны подземного царства», олицетворяющие богатства земных недр».

Виктор Васнецов «дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом», — отмечал критик В. Стасов. Вы непременно согласитесь с этими словами, побывав в «Васнецовском зале» галереи в Лаврушинском переулке. Здесь, кроме вышеперечисленных картин, висит красочное полотно «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Создавая его, Виктор Васнецов стремился показать стойкость русского человека при защите родной земли.

В. М. Васенцов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880

Сюжет был взят из русского эпоса «Слово о полку Игореве» и раскрывается в следующих словах:

Бишася день, бишася другый; третьяго дни къ полуднию падоша стязи Игоревы.

Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы; ту кроваваго вина не доста; ту пиръ докончаша храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую.

«Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова»

С чего же начиналась деятельность В. М. Васнецова как художника, что повлияло на формирование его мировоззрения, на развитие таланта?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вернуться в детство художника, познакомиться с его биографией.

Виктор Васнецов родился в 1848 году в семье сельского священника. Детство его прошло в глухой деревне Рябово близ города Вятки. «Природа этого края таила в себе особое очарование и прелесть: холмистые перелески и таёжные глухие леса, извилистые речки и широкие равнины».

По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых, где было шесть детей, напоминала крестьянскую, поэтому дети «впитали в себя, издавна заведенные, обычаи и устоявшийся патриархальный быт».

Отец будущего художника был образованным человеком и старался дать детям разностороннее воспитание (мать умерла, когда художнику было 5 лет): они читали научные журналы, рисовали, писали акварелью, занимались резьбой по дереву.

Виктор обладал прекрасной памятью и воображением, с ранних лет он проявлял интерес к рисованию. Сам художник вспоминал, что «начал рисовать с самого раннего детства пейзажи и людей (крестьян и проч. ) по воспоминанию».

По мнению В. М. Лобанова, «мотивами первых натурных зарисовок Виктора стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни, т. к. село Рябово, где жили Васнецовы, стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались широкие, тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты».

И с его мнением стоит согласиться.

В гостеприимном доме сельского священника, отца будущего художника, нередко собирались односельчане. Иногда на ночь останавливались странники, и тогда дети, затаив дыхание, слушали народные поверья, старинные песни, сказки. Быть может, именно эти «посиделки» и помогли юному художнику почувствовать «единение слушателя и рассказчика состояние сопереживания и таинственности».

В. М. Максимов. Бабушкины сказки

Вспоминая о своем детстве (в письме к В. В. Стасову), Васнецов писал, что он «жил с крестьянскими детьми, и любил их не как родных, а как друзей». Вероятно, именно это детское восприятие крестьянской жизни с вековыми традициями и стало основой для формирования его представления о добре и красоте, источником для создания картин.

Признанным художником В. М. Васнецов стал не сразу.

Из поколения в поколение мужчины в семье Васнецовых были священниками, то есть, по традиции того времени, сыновья наследовали профессию отца (династия священников), поэтому Виктор поехал в десять лет учиться в Вятку, в духовном училище. Позднее он учился в духовной семинарии, где изучал математику, логику, церковную архитектуру, литературу и иностранные языки: латынь, французский и немецкий. Летописные своды, жития святых, притчи и другие произведения древнерусской литературы углубили растущий интерес юноши к русской старине. Позднее художник писал: «Я всегда только Русью и жил».

Начало творческого пути

В Вятке юноша начал уже серьезно писать картины, используя каждую свободную минуту. Картины, написанные в этот период, — это правдивый рассказ о жизни, о быте простых людей, о природе родного края.

На полотнах изображены священники, торговцы книгами, люди, занимающиеся сельским хозяйством, — они совершенно не похожи друг на друга своими характерами («Книжная лавка», «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру» и другие).

Работы были созданы вдали от родного дома, и удивительные по красоте уголки нашей страны (Вятская губерния) отражают тоску по родным просторам, где прошло детство художника, говорят о его наблюдательности и непреодолимой жажде познания окружающего мира.

Страсть к рисованию стала главной целью его жизни, и он, оставив семинарию, в начале августа 1867 года отправляется в Петербург и поступает в прославленную Академию художеств.

Дом-музей В. М. Васнецова. 1868 г. Бум. , гр. кар. Дом-музей В. М. Васнецова.

Учился юный художник усердно, получал награды. Но он не был полностью удовлетворен своими работами, и всё чаще и чаще обращался к образам народной сказки, былины, предания — теме фольклорной мифологии.

Московский период в творчестве художника

Усилению интереса к этой теме способствовал переезд в Москву весной 1878 года. По мнению художника, приезд в Москву стал переломным в его творчестве. В письме к Стасову Васнецов писал: «Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда Я жадно впитывал в себя изумительные архитектурные красоты московских построек».

Московская атмосфера помогла, по признанию художника, окунуться ему полностью «в мир, которым он только и жил, — в любимую Русь». Здесь с ним произошло «все самое главное».

«Решительно и сознательно переход из жанра совершился в Москве златоглавой», — утверждал художник, и огромную роль в этом сыграли новые знакомства.

Большую помощь и участие В. М. Васнецову оказали семьи Третьяковых и Мамонтовых, но более глубокое влияние на художника, по мнению многих исследователей его творчества, имела семья Мамонтовых. «До конца дней художник не уставал повторять, что без постоянного общения с ними, без помощи Мамонтовых ему едва ли удалось бы так скоро найти свою дорогу в искусстве и стать нужным родному народу»

Благодаря усилиям промышленника Саввы Ивановича возник так называемый Абрамцевский кружок — сообщество художников (среди них В. И. Суриков, И. Е. Репин и др. ), артистов и музыкантов, поставивших перед собой цель — возрождение русского народного искусства.

Именно они и способствовали «сознательному переходу из жанра» В. Васнецова, для которого русская история была «неразрывно связана с образами былинных богатырей, мужественно защищавших свою родину от захватчиков».

В эти годы художником была написана картина «После побоища» (см. выше) и завершена работа над полотном «Витязь на распутье» (1882г. ).

Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург

На картине изображен воин, одетый в железную кольчугу, полный доброты и спокойствия. Он сидит на уставшем коне, опустив копье, и, рассматривая надпись на камне, размышляет о выборе пути. Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов писал: «На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».

Весь облик русского витязя, остановившегося в раздумье, говорит о том, что он выберет, как в русских былинах, «дорогу прямоезжую и выдержит все испытания». Таким образом, главная тема этого полотна — тема пути-дороги».

Многие художественные замыслы Виктора Васнецова были связаны с усадьбой Мамонтовых Абрамцево.

Музей-усадьба Абрамцево. В. Васнецов. Алёнушка, 1881г.

Здесь художник работал над картиной «Богатыри», здесь же была написана «Алёнушка» — «одно из наиболее поэтичных творений художника (1881г. ). Поэзия этого произведения глубоко национальна. Она, как родная, народная песня, понятна зрителю», — так пишет об этой картине В. Скляренко.

Творческие находки В. М. Васнецова в области архитектуры

Народные мотивы проявлялись и в архитектурных работах Виктора Васнецова.

В усадебном парке Абрамцево и сейчас стоит сказочная избушка «на курьих ножках». Но это не единственная работа художника в архитектуре.

Избушка на курьих ножках. 1882-1883. Избушка на курьих ножках. Абрамцево. 1882-1883.

АбрамцевоГТГ

В своей автобиографии художник писал, что по его чертежам «исполнены церковь в Абрамцеве, фасады Третьяковской галереи, Музея Цветкова и другие работы».

Церковь в Абрамцево Особняк И. Е. Цветкова. Пречистенская наб. , 29.

«Украшение жизни» (декорация, прикладное искусство)

Деятельность В. Васнецова была многогранна: «как декоратор художник работал недолго, но достаточно плодотворно». Декорации и костюмы к опере «Снегурочка», декорации к драме Шпажинского «Чародейка» и к опере Даргомыжского «Русалка», созданные художником, были красочными и вызывали восторг у всех, кто их видел. «Он сделал такие великолепные типы — восторг. Я уверен, что никто там у вас не сделает ничего подобного. Это просто шедевр», — написал Стасову Репин, когда увидел декорации и костюмы В. Васнецова к опере.

Многочисленные эскизы к постановке пьесы-сказки А. Н. Островского «Снегурочка» (акварель, 1881-1882, музей-усадьба в Абрамцеве) и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова (акварель, гуашь, 1885, Третьяковская галерея) точно передавали атмосферу Древней Руси.

Палаты царя Берендея. Вариант. 1885 г. Снегурочка и Лель. Эскиз костюмов для оперы

Бум. , акв. , гуашь, зол. ГТГ. Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». 1885г. Бумага, гуашь, акварель, граф. карандаш. ГТГ

Царь Берендей. Эскиз костюма. 1881. ГТГЗаречная слободка Берендеевка. Вариант.

1885 г. Бум. , акв. , гуашь. ГТГ.

Монументальное искусство (панно «Каменный век», роспись собора)

Мастером декоративной живописи В. Васнецов проявил себя при создании панно «Каменный век» (1883-1885). Осенью 1882 года Васнецов неожиданно получил от одного из руководителей Исторического музея в Москве Алексея Сергеевича Уварова предложение написать монументально-декоративные композиции на тему «Каменный век» для московского Исторического музея.

Художник впервые решал такую задачу: он должен был объединить ряд сцен из жизни и быта первобытных людей на больших полотнах на плоской стене для круглого зала музея. Около двух лет — и в Москве, и в Абрамцеве — продолжалась работа над фризом (25метров).

«Качественно выполнить это панно Васнецову помогли работы в области архитектуры, прикладного искусства, театральной декорации, приобретенный в Абрамцеве опыт «орнаментщика» и, несомненно, его трудоспособность: он много читал, беседовал с историками, археологами, осматривал предметы быта первобытных людей».

Работа была закончена в апреле 1885 года и получила высокую оценку. «Впечатление, произведенное на современников "Каменным веком", — писал И. Грабарь, — пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведенным когда-то "Помпеей" К. Брюллова».

«Все их позы, все их движения, — писал Стасов, — какие-то древние, дремучие, их не увидишь, им не научишься ни в каких классах, их дала одна творческая фантазия потрясенного художника». И сегодня это панно считается одной из лучших работ В. Васнецова.

Большой неожиданностью для художника было предложение выполнить роспись для собора в Киеве, величественного храма во славу крестителя Руси святого князя Владимира.

«Верующий человек, он видел в этой работе свое настоящее призвание». Эта работа потребовала от художника огромных усилий, так как он вложил в неё «всю страсть и "тревогу" своей души»: им собственноручно было выполнено 15 композиций, 13 фигур.

За десять лет (1880-1890 гг. ), В. Васнецов и его помощники расписали в соборе 2880 квадратных метров. Ими были написаны основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изображены русские исторические деятели, причисленных к лику святых, которых наделили «особой выразительностью, подчеркнув силу их и мощь их духа, свойственные персонажам былинного эпоса». Ими были украшены и своды «фантастическими по красоте орнаментами».

Роспись Владимирского собора 1885-1896 гг. Художник В. М. Васнецов.

Работу в соборе В. М. Васнецов сравнивал со свечой, «зажженной пред ликом Божьим. ». То есть, можно сказать, что создание росписей в соборе для художника было "путем к свету", путем постижения великих ценностей.

Всё, что любил художник, нашло отражение в его доме, который похож и на боярский терем, и на крестьянскую избу одновременно. Дом был построен в Москве в 1893 году по собственному проекту В. М. Васнецова.

Фасад дома В. М. Васнецова

Художник с детства мечтал о своем большом и светлом доме, так как вырос там, где «домов десять всего и стояло». Он вспоминал: «Нас, братьев, было шестеро, и на всех одни валенки и полушубок. Зимой все больше на печи сидели да сказки слушали. Ночи долгие да темные, и, кажется, конца не будет».

Сказочный терем-теремок на улице г. Москвы

Сказочный терем-теремок с высоким крыльцом и стройной башней был построен для семьи Виктора Васнецова, которая прожила здесь около 30 лет. Над башней возвышается крыша-шатер, как на иллюстрациях к сказкам. Настоящее чудо на улице города Москвы, сложенное из толстых бревен.

После смерти художника в 1926 году семья продолжала жить в этом чудо-тереме, а позднее дочь Виктора Михайловича, чтобы сохранить для потомков художественное наследие своего отца, передала фамильный дом государству и способствовала созданию здесь музея.

Музей был открыт в 1953 году, а в 1986 году вошел в музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея». Сегодня здесь хранится около 25 тысяч экспонатов, представляющих предметы быта, творчества; а также коллекции Васнецова.

Этот дом удивительный, можно сказать, сказочный. Если подняться на высокое крыльцо и, потянув кольцо железное, открыть дверь, сразу попадаешь в совершенно иной мир. Здесь «стоит запах» дерева, столь необычный для большого города.

Всё вокруг словно «древностью русской дышит»: печь, как в деревне, но украшенная нарядными разноцветными плитками (сказочный чудо-терем), согревает дом.

Комнаты кажутся уютными, несмотря на то, что здесь и столы, и стулья большие. Мебель деревянная, в резных узорах, словно кружева по дереву сплетены. Стоит отметить, что почти вся мебель в доме была изготовлена по эскизам В. М. Васнецова его братом.

Печь в столовой. Буфет большой

Войдем в столовую и осмотримся. Низко над столом висит старинная лампа. Похожие лампы украшают и другие комнаты дома, например, гостиную.

Гостиная

Она висит над большим деревянным столом, украшенным орнаментом.

На стенах гостиной портреты, и кажется, что она всегда заполнена людьми. Рядом с печью — скамья (одновременно чудо-сундучок). Она также украшена резьбой. Обстановка гостиной создаёт чувство спокойствия и защищенности. Мягкие, удобные диваны словно приглашают сесть в уголок и послушать сказку.

По воспоминаниям сына В. М. Васнецова, его отец был не только талантливым художником, но «умел подарить близким настоящую сказку, такую как «Васнецовские ёлки» или «живые картины»». Виктор Васнецов был прекрасным рассказчиком, актёром и очень мягким и скромным человеком. В доме часто устраивались театральные представления с участием хозяина, его домочадцев и гостей, которые были неотъемлемой его частью. Об этом свидетельствуют знаменитые васнецовские «среды», собирающие московскую художественную интеллигенцию в «чудо-тереме».

Но существовало в доме и место запретное, именно туда и ведёт необычная винтовая лестница, находящаяся справа от входа. Не зря она украшена мечами, шлемом и рубашкой из железных маленьких колечек — кольчугой: словно русский богатырь защищает вход в «святая-святых» — «Горнее место». Так называли эту огромную комнату — мастерскую В. М. Васнецова. Туда можно было войти только по приглашению хозяина, а сам он работал здесь каждый день, много и усердно «оживляя сказки»: «Взял в руку длинную кисть, помешал-помешал краски на деревянной овальной дощечке и давай кисточкой то там, то тут в картину тыкать. Где прикоснется, там краски сразу как-то вспыхивают. А коня или всадника кисточкой тронет — тот на минутку замирает, а потом опять шевелиться начинает».

«В станковой живописи имя Васнецов обращается к разным жанрам, но чаще всего его имя ассоциируется у широкого зрителя с былинно-сказочными полотнами». Находясь в мастерской у В. М. Васнецова, убеждаешься в справедливости этих слов, рождается ощущение, что это сказочная страна: «Вон царевна Несмеяна сидит, тоскует, Ковер-самолет летит над горами, над долами. Царевна-лягушка на пиру пляшет: махнула рукавом, а из него лебеди полетели. Эти сказки будто ожили».

Несмеяна-царевна Ковер-самолет Царевна-лягушка

В мастерской художника, на больших картинах, окружающих присутствующих, словно по волшебству «оживают» герои сказок: вот Серый Волк скачет, а с другой стороны страшная Баба-яга в ступе летит, под мышкой ребеночка держит. Изо рта у неё клык торчит. Сзади — еще страшнее: Кощей Бессмертный на троне сидит, меч кровавый в руке держит!

Иван-царевич на Сером Волке Кощей Бессмертный

Мир сказки, созданной В. М. Васнецовым, объединяет фантазию и реальность. Здесь в своём «чудо-тереме» Виктор Михайлович и «Богатырей» задумал. Они словно живые на картине: на границе стоят, смотрят вокруг. «Мимо них ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит незамеченной».

В своих работах художник показывал своё отношение к добру и злу, размышлял о смысле жизни, и о любви.

В. М. Васнецов твердо верил, что внести «свою лепту в сокровищницу всемирного искусства» можно лишь тогда, когда все силы будут направлены на развитие родного Русского искусства. То есть, когда «выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов — нашей Русской природы и человека — настоящей нашей жизни, нашего прошлого. наши мечты, — нашу веру, и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».

Творческая фантазия художника была неисчерпаемой. У него было множество замыслов, но, к сожалению, не всем им суждено было осуществиться.

Академик живописи, иллюстратор, декоратор и архитектор, Виктор Михайлович Васнецов скончался в своем доме в Москве 23 июля 1926 и похоронен на Введенском кладбище. Созданные им произведения, отражающие патриотизм и душевность русского народа, стали национальным достоянием нашей страны.

«Душа настоящего художника похожа на певчую птицу, которая заперта в клетке, накрытой невзрачной тканью. Мы не видим ее, но, услышав ее чудный голос, внезапно поражаемся удивительной внутренней красоте естества скрытой за накидкой птахи».

Виктор Михайлович Васнецов — замечательный русский художник. Многие его картины знакомы вам с детства. Стоит лишь взглянуть на созданные им полотна, как сразу чувствуешь, как богат душевный мир этого удивительного человека, создавшего сказочные, загадочные картины.

Особенность творчества В. М. Васнецова состоит в том, что он пришел к созданию «единого стиля, основанного на национальных традициях и охватывающего разные виды искусства». То есть, заслуга этого необыкновенного художника состоит в том, что он показал возможность использования народного творчества во всех областях искусства: станковой живописи (пейзаж, портрет, полотна исторические и со сказочными героями), архитектуре, монументальной живописи, в театре и т. д.

Впоследствии он говорил: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

При изучении переписки В. Васнецова и статей о нём современников выяснилось неоднозначное отношение к его работам. А. Бенуа, отмечая в В. Васнецове «несомненно, большую силу новатора, открывшего целую область для художественной разработки», указывал и на то, что «когда Васнецов вдруг обнаружил наклонность приняться за русскую народную сказку, тогда никто, за исключением двух-трех передовых ценителей, не решался поддержать его, настолько этот поворот казался странным и диким». В. Стасов, например (это видно по переписке), не сразу поддержал художника, хотя позднее и признал его талант.

И в наше время для многих исследователей творчества Виктора Васнецова остаётся загадкой, откуда у выросшего в селе сына деревенского священника, закончившего духовное училище, «развился полёт фантазии столь удивительный, что позволил ему создать сказочные, поистине фантасмагоричные полотна, не похожие ни на что, созданное до него?! К примеру, совершенно удивительное полотно «Сирин и Алконост» — странная смесь сказочных, мифологических, религиозных мотивов»

Немногие смогут ответить и на вопрос: «Почему ему, «историку несколько на фантастический лад» (так говорил В. М. Васнецов сам о себе), удалось «прочесть историю сквозь призму народной поэзии, наполнить ее фольклорными образами, подобно тому, как сливались миф и история в народном сознании»?»

Работа над проектом помогла узнать В. М. Васнецова не только как художника, но и как человека (отца, друга). В этом огромную роль сыграла переписка художника со своими друзьями, художественными критиками, воспоминания сына и знакомство с его жизненным укладом (домом-музеем В. М. Васнецова).

Совсем иным видится нам Виктор Васнецов в воспоминаниях его сына, который считал общение с отцом лучшими часами своей жизни. Перед нами предстаёт «очень высокий — и в физическом, и духовном смысле, и очень творческий человек. Человек, который любил по утрам чай со сливками, целыми днями пропадал в Соборе, а потом приходил и рассказывал своим детям удивительные истории».

По воспоминаниям сына, Васнецов был талантливым рассказчиком, актёром, прекрасно игравшим в театральных постановках, и прекрасным отцом. Но самое удивительное впечатление на близких художника производило его творчество сказочное и таинственное.

Виктор Михайлович Васнецов верил в народ, «видел в народном творчестве особую красоту и одухотворенность и пытался возродить искусство праздничное, торжественное, возвышенное над будничной прозой». Вот такая была мечта у художника, именно она придала своеобразие его работам — сказочным, таинственным.

Закончив проект и проанализировав проделанную работу (проектный продукт), стало ясно, что не всё получилось: не удалось полно раскрыть все стороны творчества В. М. Васнецова (например, как художника-иллюстратора).

Причина этой недоработки заключается, вероятно, в том, что нельзя объять необъятное (это стало ясно в процессе исследования): деятельность В. М. Васнецова оказалась настолько многогранной, что все «грани» практически было не возможно «рассмотреть». Например, о росписи собора в Киеве и о работах в области архитектуры было сказано лишь несколько слов. Естественно, этого недостаточно для оценки вклада В. М. Васнецова в эту область искусства.

Несомненно, работу по теме «Многогранное творчество В. М. Васнецова» стоит продолжить, привлекая к ней единомышленников. Можно создать серию «портретов» В. М. Васнецова (художник-сказитель, художник-иллюстратор, художник-декоратор и т. д. ), раскрывая при этом более полно вклад художника и его отношение к созданным им произведениям.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)