Мои первые стихи: мир детскими глазами
«Как составная часть красоты, поэзия призвана спасти мир. Спасти от горя, прагматизма и стяжательства, которые пытаются возвести в добродетель», - писала Ирина Петровна Токмакова. Я согласна с этим выражением. Современный мир полон агрессии, равнодушия и часто люди не замечают красоты. Красоты утреннего солнца, первой снежинки, росинки на листочке, воробья, скачущего рядом или красоты доброго сердца человека, красоты доброго слова. Я думаю, что если человек научится воспринимать мир красивым и добрым, то он научится беречь этот мир и никогда его не разрушит. Поэзия учит воспринимать мир красивым и учит выражать словами свои чувства, ощущения и настроение.
Цель: выразить доброе отношение к людям, миру, природе через стихи собственного сочинения.
Задачи:
1. Научиться различать понятия: литература, поэзия, стих, стихотворение. Ознакомиться с видами рифмовок.
2. Узнать о детском творчестве поэтесс: М. Цветаевой, А. Ахматовой, А. Барто, И. Токмаковой.
3. Ответить на вопрос: «Любят ли читать стихи современные дети и стихи, каких поэтов они предпочитают читать».
4. Рассказать о своём первом опыте написания стихотворений.
Предмет исследования: стихи собственного сочинения.
Методы исследования:
• Работа с литературой
• Анкетирование
• Наблюдения
• Практический
Что такое стихотворение?
«Всё, что может трогать сердце, наполнять и возвышать душу, есть поэзия».
Н. А. Бестужев.
Литература – вид искусства. Слово является средством создания художественных образов, что и отличает литературу от других видов искусства.
Поэзия – художественное, образное, словесное творчество. В более узком смысле, в противоположность прозе, - стихотворная, ритмически организованная речь. Все литературные тексты принято делить на три группы в соответствии с родами литературы. Лирика, эпос и драма – к этим трём родам относят разные жанры литературы. Лирика (от греч. Lyra – лира, музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) – литературный род. Самым популярным лирическим жанром является стихотворение. Это слово произошло от греч. Stichos - ряд.
Стих – термин, обозначающий, одну строку в стихотворном произведении, а также особую организацию художественной речи, при которой ритм подчиняется более или менее строгому метру.
Рифма – звуковое совпадение, созвучие последних слогов слов, находящихся в конце стихов. Рифмовка – расположение рифмующихся строк в стихе. Существует три основных типа рифмовки: парная, когда рифмуются между собой две соседние строчки: «Буду жить один в лесу, земляники запасу». Перекрёстная: «Мне теперь не до игрушек – я учусь по букварю. Соберу свои игрушки и Серёже подарю». Кольцевая или опоясывающая, когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая с третьей: «Запрыгают зайцы, лягушки. Козёл и баран забьют в барабан, и дружно запляшут игрушки». Бывает ещё свободная рифмовка, когда отсутствует закономерность чередования рифм в строках.
Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами. Лирическими стихотворения называются потому, что в них отражаются мысли, чувства автора, вызванные какими-то событиями внешней или внутренней жизни. Стихотворение может быть посвящено разным темам и лицам.
Читают ли стихи современные дети?
Что бы ответить на этот вопрос, мы провели анкетирование среди учащихся четвёртых классов нашей школы. В анкетировании приняли участие 92 ученика. В анкете были даны следующие вопросы:
1. Любите ли вы читать стихотворения?
2. О чём вы любите читать стихи?
3. Ваш любимый поэт.
4. Пробовали ли вы сами сочинять стихи?
• Анализ анкет показал, что из 92 человек 73 любят читать стихи.
• Любят читать стихи
О войне, героях – 32 человека
О природе – 11
О животных - 12
О временах года – 13
О детях – 7
Об играх, игрушках - 4
О семье, маме – 5
О дружбе -3
О любви – 2
О смешных случаях, приключениях – 7
• Любимых поэтов назвали:
А. Пушкин – 50 учеников С. Есенин – 4
М. Лермонтов – 2 К. Чуковский – 3
С. Маршак - 2 С. Михалков – 4
И. Токмакова – 5 Ю. Мориц – 3
А. Барто – 2 М. Цветаева – 1
Б. Заходер – 4 Ф. Тютчев -1
Г. Остер -2
• На четвёртый вопрос 42 ученика ответили, что они пробовали сочинять стихи.
Поэты с детства.
Многие известные поэты начинали писать стихи уже в детстве. Одними из самых известных поэтесс в русской литературе являются Анна Ахматова, Марина Цветаева.
Анна Ахматова(Горенко) родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой. Читать она училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница со старшими детьми, она тогда начала говорить по-французски. Первое стихотворение Ахматова написала в одиннадцать лет. Стихи начались для неё не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова. Вот что писала в автобиографии Ахматова: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Пока лирика Ахматовой мне не совсем понятна, я думаю, что смогу понять её став старше, а сейчас мне нравится читать стихотворение А. Ахматовой «Мужество».
Марина Ивановна Цветаева. 26 сентября (8 октября) 1892 в Москве, в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и его жены, Марии Александровны, родилась дочь Марина. Детство Марины проходило в Москве, а летние месяцы, до 1902 года, — в Тарусе на Оке. Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься - с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою «работу». Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, «сделать это сама». Только в данном случае «это» было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть- семь лет, а затем - дневники и письма. М. Цветаева написала сотни стихов, пьесы, более десяти поэм, критические статьи. В каждом луче света, в каждой дождинке, снежинке Цветаева черпала вдохновение. Об этом говорят циклы стихов: «Облака», «Деревья», «Ручьи», «Сугробы», «Куст». С творчеством Марины Цветаевой мне ещё предстоит познакомиться, но уже сейчас её стихотворение «Красною кистью рябина зажглась» мне кажется совсем непохожим на стихи других поэтов и однажды прочитав его, забыть уже невозможно.
Трудно найти ученика, который бы не знал стихов Агнии Львовны Барто. Думаю, что все дети с ранних лет знают её стихи, например об игрушках: «Уронили мишку на пол», «Зайку бросила хозяйка», «Наша Таня громко плачет» и др. Агния Львовна родилась в 1906 году. Училась она в самой обыкновенной московской школе. Там же и начала писать стихи. Это было ещё в младших классах. Серьёзные это были стихи, о принцах и принцессах. И лишь позже, когда стала постарше, написала для школьной стенгазеты весёлые стихи-эпиграммы о своих подружках. Агния мечтала стать танцовщицей, поступила в хореографическое училище, но через некоторое время поняла, что поэзия для неё важнее. Когда Барто было 19 лет, в свет вышла её первая книжка. Стихи Агнии Барто переведены на английский, французский, немецкий, японский, польский, болгарский и другие языки мира. Я очень люблю её стихи: «Младший брат», «Вовка – добрая душа», «Мы с Тамарой» и многие другие.
Ирина Токмакова. Родилась 3 марта 1929 года в Москве в семье инженера и детского врача. Стихи Ирина начала писать рано. Уже будучи первоклассницей, написала стихи об Испании, где тогда шла война. Стихи продолжала писать и позже. После выхода нескольких детских книжек о Токмаковой заговорили как о большом мастере в детской литературе. Стихи и сказки Токмаковой переведены на 17 языков мира. Мне нравятся её стихи «Плим», «Осень», «Туман», «Весна», «Медведь».
Юнна Мориц. Это знаменитая детская писательница. Мне очень нравятся её стихи о животных, например «Ворона», «Слониха, слонёнок и слон», «Малиновая кошка».
Мои стихи.
Конечно, стихи А. Барто, И. Токмаковой, Ю. Мориц мне сейчас более понятны и интересны. Иногда мне хочется научиться писать такие же весёлые, занимательные и поучительные стихотворения. Я пытаюсь сочинять стихи о животных, о природе, о своём настроении. Стихи у меня возникают под влиянием каких-либо событий, весёлых или грустных, или когда я нахожусь под впечатлением от увиденного или услышанного. Например, у меня есть дома кошка и кот, и я их очень люблю, про них я написала одно из своих стихов. Однажды, наблюдая за аквариумными рыбками, я сочинила стихотворение «Рыбки и чехарда». Когда у меня весёлое, игривое настроение, то появляются небольшие стихи-шутки. Не так давно мне поручили приготовиться к конкурсу стихов о войне, я стала выбирать стихи для конкурса и прочла множество различных произведений на эту тему. После этого у меня появилось стихотворение «Война». Получается, что в моих стихах отражаются мои мысли, чувства. Мне нравиться сочинять стихи, а ещё мне нравиться придумывать акростих. Акростих – греческое слово (arostichis), в переводе на русский оно означает «краестишие», т. е. это стихотворение, в котором начальные буквы каждой строчки образуют какое-либо слово или фразу. Это очень интересно и увлекательно.
Ниже представлены мои первые стихи.
В процессе работы я узнала, что такое поэзия, стих, стихотворение, акростих.
Кроме этого я узнала о том, что многие поэты начинали сочинять стихи уже в детстве. Я узнала о детском творчестве таких поэтесс как Марина Цветаева, Анна Ахматова, Агния Барто, Ирина Токмакова. Обрабатывая данные анкет, я поняла, что всё-таки большинство ребят любят читать стихотворные произведения, что самые любимые стихи – это стихи А. С. Пушкина, а самое удивительное, что очень многие ребята пробуют сами сочинять стихи. Но, наверное, большинство из них стесняются рассказывать о своём творчестве. Я тоже очень волнуюсь публиковать свои стихи, но всё-таки я решилась на это, чтобы знать о недостатках и достоинствах моих стихов, что бы совершенствоваться, развиваться и стремиться к лучшим результатам.
«О кошках моих»
День был холодный.
Мой кот был голодный.
Я накормила его,
Покушать он любит больше всего.
А я люблю кота своего.
У моей подружки
Чёрненькие ушки.
Чёрненькие лапки, чёрненький носик
И такой красивый хвостик.
Это кошечка моя!
Вот и все мои друзья.
Барсик зовут кота моего,
Фриса зовут кошку мою,
Хоть иногда натворят чего,
Я их всёравно люблю!
«Рыбки и чехарда»
Жили рыбки в пруду
И играли в чехарду.
Им всё это надоело:
Как же жить всю жизнь без дела?
И вот как-то раз,
Приплыл к ним карась.
И говорит:
-Что-то грустный у вас вид!
Отвечают ему рыбки:
- Нам сейчас не до улыбки.
- Почему?- спросил карась.
- Мы сейчас тебе расскажем
И сейчас же всё покажем.
В чехарду мы играем
Каждый день и каждый час,
Но совсем не понимаем:
Нет другой игры для нас?
Отвечает им карась:
-Для того вы и созданы, рыбки,
Чтобы прожить всю жизнь без улыбки,
И каждый день в пруду
Играть в чехарду!
«Рисовалочка»
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем рисовать.
Нарисую свою кошку,
Как глядит она в окошко.
Нарисую свою рыбку,
Как горит её улыбка.
Нарисую свой цветок:
Листик, листик, лепесток.
Нарисую свой шалаш.
Ой! Сломался карандаш.
Поточили мы в точилке,
Полетели вдруг опилки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Продолжаем рисовать!
Зима. На улице холод.
Я для этого слишком молод,
Чтоб о холоде грустить у окна,
Ведь скоро наступит весна.
Весна! Это улыбки, это смех.
Весна! Это радость для всех.
Так что же я грустный такой?
Ведь скоро я буду смеяться весной!
Снежинки.
Пускай снежинки падают, падают.
И глазки наши радуют, радуют,
В красивом хороводе кружатся, кружатся,
И, может быть, подружатся, подружатся
Я ем кашу густую,
Потом гляжу на тарелку пустую,
По тарелке прыгает зайчик,
Скачет как солнечный мячик.
Весёлый такой,
Весь белый и золотой.
Надо найти ему друга,
Без друга в жизни очень туго!
Стихи-малышки и стихи-шутки.
Говорит котёнок мышке:
-Отдавай мой хлеб, воришка!
Пропищала мышь в ответ:
-Никакого хлеба нет!
Бобры живут на речке,
А в речке нету печки,
Служит шкурка вместо печки,
Так живут бобры на речке.
Конь скакал, скакал, скакал,
Вдруг споткнулся и упал.
Под дождём играли дети:
Дождик, лучший ты на свете!
Они давно пролили кровь
За наши души и тела.
Ну а войны не будет вновь,
Она давным-давно ушла.
Они стояли головой
За родину свою.
И вспоминаем мы порой
Ту страшную войну.
С тех пор немало лет
Уже прошло давно
Писал стихи поэт,
Актёр играл в кино,
О тех событиях войны
Мы знаем и сейчас.
Об этом подвиге должны
Мы помнить каждый час.
Акростих.
Как мне хочется гулять,
А мне надо сочинять.
Тебе потом всё расскажу,
Я лучше стих про это напишу.
Комментарии