Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мой дедушка - художник

Русские, а особенно уральские умельцы всегда славились своим мастерством. Вспомнить даже знаменитого Левшу или Данилу-мастера. Умелые руки способны сотворить чудо, перед которым в изумлении замирают люди. Мы привыкли восхищаться работами мастеров прошлого и зачастую, ничего не знаем о своих современниках. Именно поэтому мы решили познакомить Вас с творчеством художника, который живет в наше время, в нашем городе, и работает рядом с нами.

Мой дедушка Овчинников С. А. – художник. С самого раннего детства я росла среди произведений моего дедушки. У нас дома есть работы, выполненные им в технике резьбы по дереву. Глядя на эти работы, я никогда не могла бы подумать, что та деятельность, которой занимается дедушка, может вызывать интерес у других людей. И вот однажды, в мае 2007г. я вместе со своим классом посетила Невьянский Дом иконы, где среди старинных и достаточно новых икон мы увидели выполненные им работы. Мы увидели книгу отзывов, в которой люди с восторгом отзывались об увиденном и задумалась: «Неужели действительно так важна работа, которой занимается мой дедушка?»

Мы живем во время возрождения духовности в России. Это очень тяжелый и одновременно радостный путь созидания, возвращения к своим истокам, своей вере. И в наше время есть люди, которые свои умения и опыт, приобретенный годами творчества и труда, направили на пользу возрождения былого величия и красоты России.

Мы решили исследовать творчество своего дедушки. Для этого мы определили для себя:

Изучить художественную деятельность через работы своего дедушки

Вместе со своим руководителем и родителями мы собрали материалы о творческом пути художника и истории рода и худ. стиля, изучили их, описали в исследовательской работе, создали буклеты.

У истоков

Дедушка родился в г. Невьянске в многодетной семье в 1948 году, на третий год после окончания Великой Отечественной войны. По сказкам своей бабушки Анны маленький Сережа учил историю своей семьи.

Из них и мы узнали, что родословную свою семья вела от знаменитых тульских мастеров, которых когда-то известный заводчик Демидов для своих заводов завербовал. У деда Леонтия было свое дело – знатным кузнецом он слыл, в его подчинении было шесть кузниц. С гордостью рассказывал маленький Сережа соседским мальчишкам, что к деду на поклон сам Колчак приходил, когда через Урал шел, а подковка от колчаковской лошади долго в дедовской кузне висела – удачу приносила. И удача не обходила дом стороной, денег дед не считал, имел свою выездную тройку лошадей, продукты закупались ящиками. Конечно, такой размах позволяло иметь еще одно дело – старание, иначе золотодобыча. Отец Сережи - Александр тоже был кузнецом и тоже славился своей работой, от него да еще от дядьев своих получил дедушка первые уроки мастерства.

Всем революциям назло, бережно передавая от старого к малому традиции православного христианства, женщины в роду воспитывали детей в любви, но строгости.

Маленький Сережа рос не то чтобы совсем бесталанным, однако особыми умениями не блистал. До третьего класса учительница по рисованию ставила ему тройки и крайне удивилась, увидев нарисованную мальчиком парту. Работа с натуры была выполнена настолько тонко, что женщина попросила ученика перерисовать творение дважды. Так началась художественная деятельность. А вот лепить из глины дедушка начал ещё в самом раннем детстве, тогда видимо и появилось чувство объёма. В старших классах он вырос до художника стенгазеты и, окончив ремесленное училище, устроился на Невьянский завод художником – оформителем.

Трудовой путь и грани мастерства

Талантливый человек – талантлив во всем. Мой дедушка играет на баяне, в молодости был солистом в танцевальной группе ансамбля песни и пляски. Он владеет каратэ, занимается ежедневной гимнастикой и силовыми упражнениями.

Мой дедушка имеет очень обширный список профессий, которыми он владеет в совершенстве. В его трудовой книжке говорящие записи: художник-оформитель на УАМЗе, кузнец в Невьянском кооперативе, фотокорреспондент «Трудовой вахты», «Звезды», и, наконец, художник–оформитель в отделе №15 УЭХК.

За какой бы промысел не брался наш дедушка - все ему удается – ему подвластна и чеканка, и живопись, и графика и живопись маслом и многое, многое, многое.

Каждому делу, которым дедушка занимался, он отдавал частичку своей души. Когда он работал в камнерезной мастерской, знатоки прочили ему большое будущее, говорили, что на Урале новый мастер «каменного цветка» появился. Но холодный камень не согрел душу художника, остались только воспоминания в поделках – мозаики, сувениры, вазы.

А еще работал на Невьянском механическом заводе с 1986г. по 1992г. в то время там как раз начали возрождать многие традиционные на Урале ремесла. Сергей Александрович занимался ковкой по металлу в художественной мастерской.

Не мог он предать дело своих предков и не предал, даже больше – не посрамил - такие ворота выковал, любо-дорого было взглянуть. А ведь знаний специальных не было. Все вычитывал, да высматривал из книг, смотрел сохранившиеся работы. Посмотрел - и сделал.

Готовил экспозицию работ для ВДНХ ( г. Москва)

Также Сергей Александрович занимался оформлением музеев – художественного музея, краеведческого музея и музея ЗИЛа. Это была не просто интересная, но и познавательная и ответственная работа – донести до молодых поколений дух истории.

А сколько новогодних городских елок украшали фигуры вырезанных моим дедушкой фигур из снега и льда Дед Мороз и Снегурочка, Новогодняя лошадиная тройка, Двое из ларца, Вовка из

Тридевятого царства, знаменитая Голова из «Руслан и Людмила» и многие, многие другие. Но всегда, работая над эскизами своих ледяных скульптур, дедушка отдавал предпочтение героям русских народных сказок, потому как душа у него русская, православная. Не без его помощи Новогодний городок в Автозаводском районе занимал 1-ые места по Союзу.

Еще одной гранью таланта моего дедушки является реставрирование музыкальных инструментов. Он очень плодотворно сотрудничает с Новоуральской Школой Искусств, и уже не одному инструменту продлил жизнь, а тем самым сэкономил так необходимые для школы средства. Пробовал даже сам изготавливать инструменты, но такого рода занятию надо посвятить всю жизнь, ведь это дело мимохожих не терпит, а его призывало другое.

Мастерство, приобретенное с годами, стало центральной осью в следующей вехе жизни моего дедушки – изготовлению резных икон. Дедушка никогда не шел по проторенному пути, изобретал новые техники в работе. Его работы всегда находили высокие оценки у специалистов, как высокохудожественные произведения и непревзойденно-качественные.

На выполненный заказ Дома

Невьянской иконы, у дедушки имеется акт художественной экспертизы, выполненной государственным экспертом Министерства Культуры.

В доме Невьянской иконы находятся на экспозиции многие работы моего талантливого дедушки. Посетители всегда с большим интересом изучают эти произведения и оставляют восторженные записи.

Так в мае 2007г. в Невьянске побывала путешествующая пара из Англии – английская принцесса и наследник дома – копию работы моего дедушки икону «Умиление Божьей Матери».

Романовых - принц Майкл Кентский. В Англию они увезли подарок Елизавете II

Сейчас эта работа находится в Бекингемском дворце в Лондоне. От королевской семьи пришло приглашение на имя моего дедушки, в нем ему предлагается посетить Англию, для его личного знакомства с Елизаветой II.

Краткая история резной иконы

Традиция резной иконы пришла на Русь из Византии, вместе с христианством. Русские мастера в основном резали из сосны и липы. Деревянная пластика — чрезвычайно интересный раздел русской культуры, православного церковного убранства.

Много столетий назад люди с особым почтением относились к слепым. Считалось, что незрячие люди ближе к Богу. Желая облегчить их жизнь, создавалось большое количество предметов, адаптированных для незрячих, в перечень таких предметов входили и иконы.

Но шли годы, и традиция резной рельефной иконы была полностью утрачена. Слепые люди оказались в темном вакууме, наполненном лишь догадками о том, как может выглядеть лик святого, и недостатком веры в то, что Бог оберегает их и любит так же, как и всех нас.

Серьезный удар по «резьбе на дереве» был нанесен еще церковным расколом XVII века; последовало изгнание из храмов резных икон. Тогда же началось уничтожение деревянной церковной скульптуры и резной иконы.

Впервые официальный запрет на объемные деревянные изображения был принят русской православной церковью при императоре Петре I в 1722 году. Вновь в немилость резные иконы попали в 1832 году, в правление императора Николая I. Было запрещено изготовлять иконы резные и отливные из металлов. Небольшую часть несгоревшей в синодальных кострах красоты сохранили старообрядцы. «Древоделы» продолжали свое нелегкое старание.

Искусство резной иконы, прошедшее через века, переживает ныне второе рождение. Иконы вырезают в Сибири и на Урале, в Подмосковье и Новосибирске, в Киеве и Владимире.

Возможно, резные иконы наших современников уже в ближайшее время будут представлять такой же интерес для коллекционеров, как и творения их предшественников.

Мы живем на земле, пропитанной легендами и сказами о великих мастерах. Раньше я принимала легенды за сказки, небыль, что-то придуманное. После проведенной нами исследовательской работы, мы поняли для себя очень важную вещь: уральская земля, богатая своими традициями и легендами, просто не может не рождать больших мастеров. Несмотря на технический прогресс и влияние компьютерных технологий в человеке всегда будет жить дух творчества, а если этот дух передался ему от талантливых предков, он пронесет его через всю свою жизнь и воплотит в жизнь все свои таланты, подаренные ему Великой Уральской Землей. Наш дедушка Овчинников Сергей Александрович с детства вобрал в себя могучий дух Урала, не пренебрег талантами, переданными ему от старших поколений, всячески развивая и умножая их, и действительно стал и является Мастером На Все Руки! Мы очень гордимся своим умелым дедушкой. Я очень многому у него научилась и думаю еще научусь.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)