Дом  ->  Здоровье  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мой друг и враг – школьный портфель

В 2008 году в моей жизни произошло радостное событие – я стала первоклассницей. Перед поступлением в 1 класс я с родителями отправилась в магазин выбирать школьный портфель. Ведь портфель является одним из главных атрибутов школьника. К моему удивлению их там оказалось великое множество. Какой лучше? Как выбрать? Мне нравился один портфель, а мама с папой предлагали другой, объясняя, что он удобнее и не повредит здоровью. И вот он - красивый, удобный, вместительный.

Впервые дни сентября на переменах мы любили с одноклассниками рассматривать и сравнивать портфели. Какие они все разные: по цвету, весу, оформлению. Чей лучше? По внешним признакам это определить легко, а вот в употреблении?

Мне захотелось побольше узнать о портфеле и исследовать портфели учеников своего и других классов и то, как влияет портфель на здоровье учеников. Выбор правильной сумки для школьника – это правильная осанка, залог его здоровья, поэтому тема моего исследования является актуальной. Ведь здоровье школьника – здоровье будущего поколения.

История происхождения школьных сумок

В настоящее время выпускают разные виды школьных сумок: портфели, ранцы, рюкзаки.

Оказывается портфель – французское слово. Оно состоит из корня порт (порте) – носить и второго слова «фель» – лист бумаги. Портфель – носить бумагу. Портфель появился во Франции в 19 веке. А вот ранцы носили немецкие солдаты еще в 17 веке и назывались они «заплечные походные мешки». Этих солдат нанимали московские цари. Через 150 – 200 лет ранцы в России стали использовать как ученическую сумку, носимую на спине. Рюкзаки появились гораздо позже – в 20 веке. Сначала они служили для переноски тяжелых вещей и только потом их стали использовать как ученические сумки. Первые ранцы изготавливали из тюленьей кожи. Узнав о разновидностях школьных сумок, я решила пронаблюдать, какие из них носят дети в нашей школе.

Выяснилось следующее: из 161 сумки: портфелей – 52 рюкзаков – 40 ранцев – 69

Мне стало интересно «А какие сумки носят старшеклассники?». Моя мама работает учителем в школе. Я часто прихожу к маме в школу, понаблюдала за ребятами 5 -11 классов и поговорила с ними. Я задавала им вопросы: a) зачем нужен портфель; b) почему ты выбрал (а) именно такой портфель

Из ответов учеников я узнала, что в основном портфель им нужен для того, чтобы носить школьные принадлежности: учебники, тетради, пенал. А такой, так как он удобен и красивый.

Результаты исследования

1. Анкетирование обучающихся.

Мы провели исследование в форме анкетирования обучающихся в 3 кл, во 2 классе. В анкетировании принимало участие 33 обучающихся. Обучающихся мы попросили заполнить следующую анкету:

Дорогие ребята!

Одной из главных школьных принадлежностей у вас является что? Конечно же, портфель. Давайте откровенно ответим на вопросы и пофантазируем о его будущем. Выбранный ответ обводим кружочком.

1. Кто выбирал для вас портфель?

А) Я сам (сама).

Б) Мама.

В) Папа.

Г) С родителями вместе.

Д) Родственники

Е) Подарили.

2. Где покупали?

А) В магазине.

Б) На рынке.

3. Выбираете портфель, изготовленный у нас в России или импортный (в другой стране)?

А) Российский.

Б) Импортный.

4. По каким критериям (признакам) выбираете? (можете отметить несколько признаков сразу)

А) Цвет.

Б) Форма.

В) Цена.

Г) Удобство.

5. Какого цвета, формы портфель вам нравится? Напишите.

6. Как долго пользуетесь одним портфелем? Напишите.

7. По какой причине меняете? Напишите.

8. Каким вы видите портфель школьника в будущем? Можете написать или нарисовать!

Спасибо за интересные ответы!

Ваши предложения будут учтены производителями школьных сумок!

Вот результаты анкетирования, где участвовало 33 человека.

1. Кто выбирал для вас портфель?

А) Я сам (сама) – 8 человек.

Б) Мама – 6 человек.

В) Папа – 3 человека

Г) С родителями вместе –10 человек.

Д) Родственники (кто из родственников можете дописать здесь) – 3 человека.

Е) Подарили – 3 человека.

2. Где покупали?

А) В магазине – 24 человека.

Б) На рынке – 9 человек.

3. Выбираете портфель, изготовленный у нас в России или импортный (в другой стране)?

А) Российский – 16 человек.

Б) Импортный – 17 человек.

4. По каким критериям (признакам) выбираете? (можете отметить несколько признаков сразу)

А) Цвет –13 человек.

Б) Форма – 5 человека.

В) Цена – 5 человек.

Г) Удобство – 10 человек.

Форма портфеля всем нравится прямоугольная, а вот цвет – разный.

Так как мы учимся только третий месяц, почти все ребята пользуются одним и первым портфелем. Но 3 человека всё же поменяли. У 2-х человек он был маловат для их книг, а у одного – сломался замок.

Ну а портфель будущего они видят удобным, прочным, лёгким и не очень большим по размеру.

Как правильно выбрать школьную сумку

Прочитав много литературы, я выяснила, что не все школьные сумки полезны для здоровья. В беседе со школьным врачом мы узнали о том, что неправильно выбранная сумка приводит к нарушениям осанки, а потом и к изменению внутренних органов.

Оказывается, этим занимаются врачи – ортопеды (специалисты по искривлению позвоночника, конечностей ног, рук) не только в России, но и в других странах. В последнее время у детей младшего возраста наблюдаются нарушения осанки. Врачи считают, что это связано с неправильным образом жизни: посадка за столом, партой; ношением неудобных рюкзаков.

Я решила узнать у школьного врача, а у скольких детей в нашей школе нарушена осанка? А в нашем классе?

Результаты оказались следующими:

➢ из 80 учащихся начальных классов у 45 отмечено нарушение осанки;

➢ в нашем классе – 11 человек, нарушение осанки – 4 человека.

И одной из причин этого заболевания является неправильно выбранная школьная сумка.

Какая же сумка наиболее удобная для нас? Вот что я узнала.

Рюкзак – не лучший выбор для учеников начальной школы у него мягкая спинка. Этот вариант больше подходит старшеклассникам. А сумка на одной лямке или портфель с одной ручкой являются серьезной причиной искривления осанки. Выбирая между ранцем, портфелем и рюкзаком, лучше всего остановиться на ранце. В отличие от портфеля, школьный ранец не вредит позвоночнику, приучает его находиться в правильном положении.

Ранец должен иметь твердое дно, чтобы не падал около парты. Ручка должна быть не матерчатой, а пластмассовой. Лямки хорошего ранца регулируются, имеют жесткую, хорошо прилегающую к спине ортопедическую спинку. Лучше выбрать ранец из прочной, водонепроницаемой, нейлоновой ткани. Ему не страшны будут любые дожди, снегопады.

На ремнях ранца и на его кармашках сверху делают светоотражающие полосы, благодаря которым ребенок становится хорошо заметным на дороге в темноте. Таким образом, правильно выбранная сумка поможет нам сохранить здоровье. И еще врачи – ортопеды советуют укреплять мышцы спины. Плавание, физические упражнения дома и в школе приучат держать спину правильно, а, значит, и сохранят осанку. Мы с учителем решили проверить соответствуют ли сумки у детей нашего класса всем перечисленным требованиям.

Гигиенические требования к школьным портфелям

Из беседы с медицинскими работниками школы я узнала, что носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку. Ношение рюкзака признано менее вредным для здоровья. Вес школьных ранцев должен быть ограничен, а он часто является непосильной ношей для неокрепших детских плеч. Дети должны носить груз, не превышающий 10 -15% веса тела школьника. Хотя незначительные перегрузки сверх нормы и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, но они являются виновниками болей в области шеи, плеч и поясницы. Чтобы ограничить вес школьного ранца и сохранить здоровье обучающихся, Министерство образования приняло решение издавать комплекты учебников, состоящих из двух и более частей.

«А что у вас, ребята, в рюкзаках?» Правильная осанка формируется впервые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его поведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.

Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.

Выбираем ранец

Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.

На всё есть свои нормы

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1988 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

• 1 – 4 классов – 300 г;

• 5 – 6 классов – 400 г;

• 7 – 8 классов – 500 г;

• 10 – 11 классов – 600 г.

Угроза за спиной

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Учёные в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70мм РТ. ст. , а на правое – 110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

Кроме того, перекос правого плеча ведёт ещё и к нарушениям осанки.

Наш эксперимент

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент в нашей начальной школе. В эксперименте участвовало 25 человек.

План эксперимента

1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.

2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников 2б и 4 класса.

3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.

4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.

5. Подвести итоги по позициям:

  • Самый правильный ранец (до 0,5 кг);
  • Самый лёгкий портфель;
  • Самый тяжёлый ранец;
  • Самый тяжёлый ранец с принадлежностями;
  • Самый лёгкий ранец с принадлежностями;
  • Самый тяжёлый учебник;
  • Самый «тяжёлый» учебный день;
  • Самый «лёгкий» учебный день.

6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.

Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в начальных классах стоит очень остро:

38 человек с нарушением осанки;

12 человек со сколиозом;

34 человека здоровых.

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?

Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжёл и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблице1. Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.

Вес пустого портфеля уч-ся 2 класса

Ф. И. ученика Вес ранца (г) Выводы

Бороздунова Дарья 620 Тяжёлый

Верхотуров Руслан 600 Тяжёлый

Кулагин Илья 450 Норма

Металина Алёна 400 Норма

Мустафаев Борислав 310 Норма

Полянская Ксения 800 Слишком тяжёлый

Родичкин Роман 600 Тяжёлый

Северюхина Виола 510 Норма

Тотмина Екатерина 600 Тяжёлый

Фёдорова Алина 910 Слишком тяжёлый

Вес пустого портфеля уч-ся 4 класса

Ф. И. ученика Вес ранца (г) Выводы

Бураджук Антон 600 Тяжёлый

Верхотурова Наталья 560 Норма

Гостюхина София 300 Норма

Диденко Кристина 400 Норма

Жеребецкий Сергей 490 Норма

Костарев Александр 480 Норма

Красивых Светлана 1200 Слишком тяжёлый

Мартьянова Карина 790 Слишком тяжёлый

Рогут Максим 400 Норма

Храповицкий Михаил 590 Тяжёлый

Ширяева Наталья 900 Слишком тяжёлый

Мы увидели, что у 10 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители-легковесы весом 0,3 кг. Однако у 11 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.

Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-лёгковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.

А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их.

Название учебного пособия 2 класс(г) 4 класс(г)

Литературное чтение 310 380

Математика 340 390

Русский язык 310 400

Окружающий мир 200 350

Дневник 280 280

Рабочая тетрадь по математике 100 100

Альбом по рисованию 220 250

Английский язык 290 250

Не все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы. Нашлись и «нарушители» - учебник литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир для 4 класса.

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает в четверг, пятницу. А данные дни он должен быть менее нагруженным. Самым лёгким ранец оказался в понедельник и субботу.

Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.

Наблюдение за весом портфеля в течение недели в связи с учебными нагрузками уч-ся 2 класса

Ф. И. уч-ся 2 класса понедельник вторник среда четверг пятница вывод

Бороздунова Д. 2. 600 2. 800 3. 00 3. 600 2. 900 четверг

Верхотуров Р. 2. 500 2. 300 2. 300 2. 700 2. 600 -

Кулагин И. 2. 900 3. 400 3. 250 3. 600 3. 600 Четверг, пятница

Мкталина А. 3. 400 3. 200 2. 900 3. 000 3. 450 пятница

Мустафаев Б. 2. 600 2. 300 2. 600 2. 800 2. 600 -

Полянская К. 3. 400 3. 100 3. 200 4. 100 3. 850 Четверг, пятница

Родичкин Р. 3. 500 3. 300 3. 600 4. 100 4. 100 Среда-пятница

Северюхина В. 3. 300 3. 100 3. 300 3. 600 3. 500 четверг

Тотмина Е. 2. 700 2. 300 2. 100 2. 900 2. 700 -

Фёдорова А. 3. 000 3. 500 3. 650 3. 800 3. 600 Среда-пятница

Наблюдение за весом портфеля в течение недели в связи с учебными нагрузками уч-ся 4 класса

Ф. И. уч-ся 4 класса понедельник вторник среда четверг пятница суббота вывод

Бураджук А. 4. 800 4. 600 4. 200 4. 300 4. 800 3. 150 Всю неделю

Верхотурова Н. 3. 600 3. 700 3. 500 3. 700 3. 900 3. 000 Понедельник-пятница

Гостюхина С. 2. 400 3. 200 3. 600 3. 400 3. 500 3. 000 Вторник-пятница

Диденко К. 3. 100 3. 000 3. 300 3. 500 2. 000 2. 000 Понедельник-четверг

Жеребецкий С. 4. 300 4. 200 4. 100 4. 300 4. 400 3. 800 Всю неделю

Костарев А. 3. 300 3. 200 2. 410 3. 200 3. 400 3. 300 Кроме среды

Красивых С. 3. 700 4. 300 4. 150 3. 800 2. 900 3. 400 Кроме пятницы

Мартьянова К. 2. 900 2. 800 2. 600 2. 400 1. 900 1. 900 -

Рогут М. 4. 000 3. 500 2. 800 3. 000 3. 300 2. 800 понедельник

Храповицкиц М. 2. 400 3. 200 3. 400 3. 300 3. 180 2. 000 среда

Ширяева С. 3. 800 4. 300 4. 150 4. 000 3. 300 3. 300 Всю неделю

Рекомендации

Изучая литературу, мнения и советы медика, я узнала много для себя нового и интересного. Думаю, что и другим ребятам будет интересно прочитать мою работу и воспользоваться моими советами.

Итак, при покупке школьного ранца очень важно обратить внимание на три момента: на конструкцию, материал и вместительность.

Ученикам, у которых вес портфеля превышает установленные нормы, советую обратить внимание на следующие моменты: при покупке портфеля обратить внимание на его вес; не носить в школу лишних школьных принадлежностей. Обязательно помните о гигиенических требованиях к портфелю.

Рекомендации ученикам

  • Не носите лишнего в ранцах
  • Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
  • Рекомендации родителям
  • Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.
  • У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
  • Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
  • Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Рекомендации читателям и работникам школ

Снизить весь школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

  • Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
  • Найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе и один – дома);
  • При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
  • Организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т. п. в помещении школы;
  • Организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников. Родители вместе с нами должны быть внимательными при выборе сумки. Я поняла, что главное не яркость и размер портфеля, а соответствие его возрасту школьника, что позволит сохранить здоровье на всю жизнь.

В результате моей исследовательской работы я выяснила следующее:

  • первая школьная сумка появилась в 19 веке;
  • выбор портфеля имеет огромное значение для здоровья школьников;
  • наиболее удобной сумкой является ранец;
  • статистика школьных сумок в нашей школе следующая: из 33сумок:
  • портфелей – 10
  • рюкзаков – 8
  • ранцев –15
  • у 7 человек из 11 в нашем классе наблюдается нарушение осанки.
    • Я прочитала, что для сохранения правильной осанки школьника еще очень важны размеры и вес ранца.

      И почему многим ученикам, в том числе и мне, часто портфели носят родители? Все эти вопросы заставили меня задуматься о продолжении исследовательской работы в следующем учебном году.

      Я считаю, что моя исследовательская работа может быть использована на классных часах и родительских собраниях для пропаганды здорового образа жизни.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)