Производство  ->  Машиностроение  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мой город – моя родина

Степенью уважения к предкам, к памяти о прошлом измеряется цивилизованностью общества и каждого отдельного человека. Ведь история отдельно взятого предприятия – это частица истории всего человечества

Объектом исследования данной работы является аэропорт города Ленск.

Цель работы: узнать историю развития аэропорта.

«Край света – окраина России» - это все о ней, о нашей республике. Географическая удаленность Якутии делала этот красивый и суровый край практически недоступным. Поэтому к созданию авиации в Якутии стремились многие республиканские общественные деятели.

8 октября 1925 года в якутское небо поднялся первый аэроплан. Эта дата признана официальным днем рождения авиации Якутии. С этого момента начался отсчет важных исторических вех:

Август 1927г. – два гидросамолета совершили первый полет вдоль реки Лена.

Июль 1928 г. – первый полет гидросамолета по маршруту Иркутск – Якутск.

Август 1928г. – официальное открытие гидролинии по этому маршруту.

Зима 1928 – 29гг. – подготовлены ледовые аэропорты на Лене, 15 на участке Витим – Якутск. В Мухтуе гидропорт и ледовая площадка были оборудованы на Лене в районе улицы Водников.

Февраль 1929г. – первый зимний полет Иркутск – Якутск.

1932 г – Гражданский Воздушный флот получил гордое название «Аэрофлот».

Август 1925го года является годом зарождения авиации в Якутии.

Зимой 1928-1929х годов проведено изыскание и подготовлены ледовые аэропорты на реке Лена для выполнения зимних полетов. Всего было подготовлено 38 площадок с интервалом 60-100 километров, в том числе 15 - на участке Витим-Якутск. В Мухтуе - гидропорт и ледовая площадка были построены и оборудованы на реке Лене в районе улицы Водников.

В 1946 году летом был построен аэропорт в Мухтуе на окраине поселка. Работы выполнялись в ручную и ежедневно более ста человек занимались его обустройством: выкорчевывали лес, пни вывозили на лошадях, выравнивали и обустраивали площадку. Вручную выполнялась вся работа, но как бы тяжело не было, через полтора месяца в направлении улицы Фурманова до реки Мухтуйка была оборудована полоса, а к концу лета на Мухтуйский аэропорт стали садиться первые самолеты По-2, Як-12.

Аэропорт размещался в здании на улице Октябрьской и сохранен до сих пор в так называемом «Старом порту». Это здание бывшего аэропорта Мухтуи, в котором размещались служба перевозок, связисты и метеорологи. Рядом в доме 2 «А» находились пилотская и техслужба.

Первый самолет Ан-2 стал прибывать в Мухтуйский аэропорт только в 1957 году. Ветераны аэропорта вспоминают, что перед тем как посадить самолет на полосе, приходилось разгонять с неё людей и скот, ведь жилые дома стояли практически здесь же.

В 1956 году встал вопрос о приеме тяжелых самолетов Ил-2 и Ил-14. А поскольку на существующую полосу могли садиться только легкие самолеты, необходимо было найти выход из сложившейся ситуации.

Начальники Мухтуйского аэропорта Николай Колла и Витимского Тихон Семёнов предложили оборудовать площадку на замёрзшей реке. Сбили торосы у краев будущей площадки, нарастили толщину льда, выровняли и укатали поверхность. И все это при помощи бульдозера, ручных насосов и специальной волокуши из железных бочек. Прибывший представитель из Иркутского управления Гражданской Авиации высоко оценил работу людей и даже сравнил его с Внуковским. И уже на следующий день на самодельную полосу сели самолеты с грузом. Домик на санях объявлял об открытии аэропорта Ленск.

Функции начальника аэропорта, диспетчера, кассира, инженера наземной службы, специалиста отдела перевозок выполнял один единственный человек- сам Николай Федорович Колла. За световой день ледовый аэродром принимал по 30-35 самолетов Ил-14. В таком бесперебойном режиме без выходных он действовал вплоть до 1-го апреля, а летом 1957 года был сдан в эксплуатацию аэропорт в городе Мирном. С этого момента в Мухтуе стала базироваться эскадрилья самолетов Ан-2, осуществляя транспортные перевозки в молодой, только что появившийся на карте город Мирный. Этот самолет напрямую связался с народным хозяйством республики. Например, когда началось строительство первой обогатительной фабрики в Мирном, оборудование на нее доставлялось на Ан-2. Целиком оно не входило в фюзеляж, тогда его распиливали на части с последующей сваркой и монтажом на объектах Мирного. Благодаря помощи авиаторов фабрика была пущена в срок и страна получила первые алмазы.

В то время с Мирным было только зимнее автомобильное сообщение, и буквально все народнохозяйственные грузы необходимые для строительства объектов молодой алмазодобывающей отрасли забрасывались самолетами. Без Мухтуйского аэропорта освоение важных для страны алмазных месторождений было бы невозможным, хотя его оснащение оставляло желать много лучшего.

Оснащение Ленского аэропорта было примитивным и чтобы дать ночной старт самолетам приходилось разрезать железные бочки, накладывать в эти половинки больше ветоши, чтобы дольше горело и таким образом направлять самолеты в темноте. К тому же работникам приходилось разрываться между двумя аэропортами: старым в Мухтуе и новым, который только начал обустраиваться.

А что касается посадки пассажиров, по истечение долгих лет эта ситуация кажется почти анекдотичной: в аэропорту не было трапов, и чтобы посадить в самолет пассажиров подгоняли бортовую машину, на нее ставили стремянку с Ан-2. Люди спускались по стремянке в машину, а потом снова по стремянке на землю. Пассажиров буквально на «руках носили».

Условия труда были тяжелейшие, особенно в зимнее время. Воздушные суда покрывались инеем, замерзали и требовали круглосуточного внимания и ремонта, а морозы в то время были значительно суровее - до -60 градусов. Люди работали, не имея специальных приспособлений. Техникам часто приходилось выкручиваться за счет собственной смекалки. Мастера в те годы были классные. Многое пришлось испытать и пережить на себе ветеранам аэропорта.

Сегодня воспоминания, которыми они делятся, кажутся невероятными: как можно было работать в таких условиях - оказывается можно. Коллектив аэропорта, несмотря на свою малую численность, выполнял задачи по перевозке пассажиров и грузов без срывов и происшествий. За каждым самолетом был закреплен техник и моторист и больше никого: ни инженеров, ни отдела технического контроля. Как говорят ветераны «сами обслуживали, сами налет разносили, сами формуляры заполняли», вся ответственность лежала на техниках. И все же ветераны с удовлетворением вспоминают годы становления родного предприятия – это были годы молодости, а значит все было по плечу, азарт какой-то был и, конечно же, престиж профессии.

Со временем требования может и изменились, но задачи у коллектива остались прежними, а с годами объемы перевозок только увеличивались.

В 1964 году завершилось строительство современного аэропорта, который связал Ленск с материком современными самолетами Ан-24, Як-40 со столицей республики и городами Восточной и Центральной Сибири.

В связи с открытием на Ленской территории нефтегазовых месторождений во второй половине 60-х годов в район пришла нефтеразведка. Ленский аэропорт стал принимать различные виды вертолетов и самолетов, вплоть до военных. Инженерно-технической службе нужно было обеспечить безопасность всем воздушным судам. Для качественного обслуживания судов в зимнее время требовались теплые ангары, в необходимости их строительства коллектив не сомневался: сказано - сделано. По личному проекту Анатолия Федоровича Клюева в 1986-1987 годах был построен теплый ангар, который служит до сих пор и в свое время считался лучшим в Якутии.

Развивался аэропорт, развивались и другие службы, без которых выполнение всего комплекса работ было бы невозможным. Кроме инженерно-авиационной, развитие получили служба ГСМ, аэродромная, организации перевозок, авиационной безопасности и конечно авиационная.

Большие перемены в жизни аэропорта начались с 1982 года, именно он тогда стал объединенной авиаэскадрильей. В этот период начал строиться новый аэровокзал. Особый взлет произошел в 80-е годы: поступала новая авиационная техника. Так к 90-м годам численность вертолетов в Ленске -12 машин, Ан-2 – 16 единиц.

В разные годы в порту работали интересные и преданные делу люди. Работники предприятия принимали активное участие в развитии производственной базы. Кроме построенного ангара для вертолетов Ми – 8, ими были возведены: здание перронной бригады, накатной тепляк для АН – 2 и другие объекты. Вряд ли найдется еще такой аэропорт, где столько зданий построено руками его работников. Специалисты различных служб насколько могли, старались обустроить территорию и обеспечить производственные процессы, чтобы более качественно выполнять возложенные на них задачи:

1. Подержание летной годности и исправности воздушных судов

2. Обеспечение безопасности и регулярности полетов

3. Обеспечение высокого профессионального уровня персонала службы

Кроме того, на службы возложена еще масса задач, которые в той или иной мере связаны с летной и технической эксплуатацией самолетов и вертолетов, отсюда и основные профессии: инженеры и авиатехники по эксплуатации летательных аппаратов и двигателей и по эксплуатации приборного радиоэлектронного оборудования. Как нельзя представить воздушные суда без летчиков, так невозможно представить их без техника и инженера, они готовят суда, провожают их в полет, встречают и обслуживают опять, так изо дня в день, из года в год.

Услугами пилотов МИ – 8 и АН – 2 пользовались Среднеленская и Витимская нефтегазоразведочные экспедиции, алмазодобытчики и масса других организаций.

Пилоты вертолетов освоили самые труднейшие приемы посадки: будь то поляна дремучей тайги или «пятачок» буровой; по плечу им была и доставка трехтонного груза на подвеске в любую точку. Как же это умение ленских летчиков пригодилось в мае 1998 года! В сложнейших погодных условиях - ветер, снежные заряды – они обеспечивали эвакуацию населения, доставку продовольствия и проведение взрывных работ. Ленское звено вертолетчиков выполнило свой профессиональный и гражданский долг и спустя три года, когда грянул всеразрушающий второй ленский потоп.

Чем же является сегодня аэропорт Ленск для ленчан?

Это не только перевозка пассажиров, багажа, грузов и почты, не только выполнение авиационных работ в сельском хозяйстве, для охраны лесов и обслуживания геологов и нефтяников, но и оказание медицинской помощи населению, а также поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы.

В настоящее время освоены новые средства обеспечения полетов: система посадки, радиолокатор, автоматизированная система обработки информации; обновлены наземная техника, энергообеспечение, проведены реконструкция аэровокзала и городского агентства, склада ГСМ, отремонтированы служебные помещения, внедрены в работу компьютеры. База обеспечения предприятия считается одной из лучших среди аэропортов Якутии.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)