Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мой край родной – Башкортостан

История населения

Изучая традиции, обычаи, легенды о своем родном крае – Башкортостане, я поняла, что нашими прародители были очень мудрые люди, которые смотрели далеко вперед и в конечном итоге думали о нас, ныне живущих. У меня эти люди вызывают восхищение. До сегодняшних дней дошли до нас эпосы, сказания, легенды, старинные песни, обычаи, традиции, которые открывают древние тайны, мечтая жить в дружбе и в мире, в любви и согласии друг с другом, народами, населяющими нашу землю. Взяв всё лучшее из своего прошлого, республика Башкортостан превратилась в мощный, цветущий край. Именно поэтому мне захотелось рассказать о его уникальной красоте.

В Башкортостане можно наслаждаться всеми временами года: зима – снежная, весна приходит с ручьями и свечками подснежников, лето теплое, а осень с прозрачным небом и золотым листопадом. Здесь можно уйти в горы, отправиться путешествовать по реке, купаться или рыбачить на озере,

4 мчаться на коне по степи, слушать воинствующий клич маралов - природа Башкортостана не только богата, но и щедра.

С течением времени мы испытываем потребность в реконструкции далекого прошлого, пытаемся отфильтровать субстанцию дней минувших.

С тем, чтобы намыть то исключительно ценное и предметное, которое помогло бы нам соизмерить день сегодняшний с будущим.

Целью моей работы является описание красоты и природного богатства милого уголка моей Родины. Мне хотелось воспеть красоту родного края, и ее людей, живущих здесь – в Башкортостане.

Актуальность работы заключается в тесной взаимосвязи глубокого прошлого с современностью, в понимании и осознании мудрых истин, которые дошли до нашего поколения.

В нашей республике в мире и согласии вместе с башкирами живут люди более ста национальностей и народов. Численность населения Башкортостана составляет около 4 миллионов.

Моя республика богата традициями, обычаями, историей своего народа. Более 200 тысяч лет назад наши предки пришли и остались здесь, на Южном Урале. И с тех пор стали селиться здесь и охотники, и кочевники, и воины, и пахари – так гостеприимна была к ним эта земля, что всякий пришедший хотел строить на ней свой дом, растить детей. Здесь и стали жить башкиры, у которых есть свои неповторимые национальные особенности и обычаи, и мы передаем их из поколения в поколение.

Само название башкирского народа - “башкорт”. Существует более тридцати версий происхождения этнонима “башкорт”. Наиболее распространенные из них:

Этноним “башкорт”состоит из общетюркского баш (голова, главный) и тюркско-огузского корт (волк) и связывается с древними верованиями башкир.

У башкир существуют легенды о волке спасителе, волке-проводнике, который и привел народ на Южный Урал.

По другой версии, слово “башкорт” также разделяется на баш

(голова, главный) и корт (пчела). Ведь башкиры издавна занимались бортничеством, затем пчеловодством.

Этноним расчленяется на баш (голова, главный) и кор (круг, корень, племя, сообщества людей) и аффикс множественного числа – “т”.

Один из символов Башкортостана – памятник Салавату Юлаеву работы осетинского скульптора Сосланбека Тавасиева, он изображен даже на гербе республики. Памятник стоит над обрывом на высоком берегу реки Белой и виден каждому, кто приезжает к нам в город со стороны аэропорта или по железнодорожному мосту.

Салават Юлаев – башкирский национальный герой, сподвижник Емельяна Пугачева в крестьянской войне (1773-1775) замечательный поэт – импровизатор. Проявил себя талантливым военачальником. Родился в 1754 г. в деревне Текеево Шайтан-Кудейской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии, ныне Салаватского района РБ. Умер 26 сентября 1800 года в крепости Рогервик Эстляндской губернии ( ныне г. Палдиски, Эстония).

Емельян Пугачев произвел Салавата Юлаева в полковники, а потом – и в бригадиры. После поражения восстания и ареста Пугачева продолжал борьбу против правительственных войск. В результате предательства 25 ноября 1774 года был взят в плен. По приговору после следствия 15 июля 1775 года вместе с отцом был сослан на пожизненную каторгу в Рогервик.

Его образ увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, марийских писателей, в башкирской национальной опере, драматургии, живописи и скульптуре. Народ столь глубоко столь почитает именно этого

7 героя, так как он соединил в себе талант поэта, дар полководца и личное бесстрашие воина, человека.

На Государственном флаге Башкортостана три цвета, на триколоре семь лепестков курая символизируют семь родов, положивших начало единению и консолидации народов Башкортостана на его территории. Синий означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; белый – их миролюбие, открытость, готовность к сотрудничеству; зеленый – свободу, вечность жизни.

Тростник курая растет только в нашей республике, да и то не везде. Его название получило и самобытная башкирская флейта – курай, башкирский народный музыкальный инструмент, вырезается из длинного стебля. Уже забыто, кто был первым кураистом земли башкирской, но еще в древнем устном народном творчестве часто указывается курай, называются имена сэсэнов-сказителей, которые также были искусными музыкантами. Их традиции продолжают современные кураисты – одним из которых является мой дядя – заслуженный работник культуры РБ и РФ – Азат Аиткулов. Творчество башкирских кураистов известно по всему миру.

Особое место в народной культуре башкир занимает устное народное творчество. Классическим жанром является эпос. Самое крупное произведение – широко известный во всем мире “Урал - батыр”. Через действия Урал-батыра раскрывается представления древних башкир о добре и зле - уничтожая дэвов и змей, герой добывает “живую” воду,

8 чтобы победить смерть. Но Урал-батыр не выпил ее сам, а разбрызгал вокруг себя, подарив природе бессмертие. Свое богатырское призвание - освободить людей от злых сил - осуществляют и герои эпических сказаний “Акбузат”,

“Заятуляк и Хыухылу”. Герой “Акбузата” – Хаубан, отправляется в подводное царство, чтобы добыть себе невесту, священного крылатого коня – Акбузата и алмазный меч своего прадеда – Урал-батыра. С помощью коня и меча герой победил подводного падишаха, а также освободил народ от страшных дэвов и чудовища, пожиравшего людей.

У башкир отношение к лошадям особое: они придумали 22 (!) слова, чтобы обозначить одно существо – коня. И более 50 названий мастей. Люди жили с конями бок о бок, полагались на них в непогоду и во время сражений. Древние кочевники знали что, они с конями молочные братья, ведь женщины и кобылицы выкармливают своих малышей молоком удивительно схожим. Более того, кобылье молоко кочевники пили всю жизнь. Они готовили из него магический напиток – кумыс. С древности и до сих пор он используется как эффективный биостимулятор, повышая защитные силы организма.

Уникальное свойство кумыса всесторонне изучаются в научных учреждениях республики, большое распространение получило кумысолечение.

Больше, чем продукт, и больше, чем лекарство – башкирский мед. Его берут с собой на орбиту даже космонавты. Есть в Бурзянском районе Башкортостана нетронутые человеком места, именно здесь – в расщелинах скал и дуплах деревьев живет знаменитая башкирская пчела, с которой

9 не сравниться ни одна другая. Бурзянская дикарка не боится холода. Зимует прямо в лесу. Не пристают к ней и обычные пчелиные болезни. Наверное, поэтому и мед, который она приносит, уникален по своим целебным и вкусовым свойствам. Бортничество – древнейший промысел башкир, требующий настоящего мужества и отличной физической сноровки: ведь иногда приходится забираться за сладкой добычей на высоченные деревья. Пчелы приносят такой мед, который по праву получает золотые медали на всех выставках мира.

Куреш – состязание на поясах – это торжество жизни, праздничный триумф мужского начала, легендарный вид спорта. Но сам этот вид спорта гораздо древнее тюрков. В багдадском музее хранится бронзовая фигура борцов на кушаках, 2800 год до н. э. Сама борьба древнее и названий, и слов, но берегут ее традиции для потомков все-таки тюркские народы – башкиры и татары. В Башкортостане курэшем занимаются более 20 тысяч человек.

Считается, что это не преодоление силы соперника, а преодоление собственной слабости. Где противник, где ты – оба батыра притянуты друг к другу поясами, связаны одной силой, они едины в своей схватке на стороне жизни. Не зря ведь слово «поединок» родственно слову «единство». Их бой – ритуал, обязательный элемент национального праздника «Сабантуй», праздника плуга, означающий конец посевной, и в наши дни.

В близь лежачее территории

Столица республики Башкортостан - город Уфа. Это современный город с населением более одного миллиона человек. Здесь много культурных центров, галерей, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, храмов для верующих, красивых скверов, парков, зеленых улиц. Это современная столица, в которой сегодняшние историки - архиологи в результате раскопок открыли город, названным “Городище Уфа - II”. По мнению ученых городище Уфа-П не что иное, как древняя столица башкир – легендарный город Иман – Кала (Дубовый город), о котором еще писал арабский историк XII века Идриси. Город был большим и могущественным. Выводы местных археологов нашли поддержку и у ученой комиссии из Российской академии наук.

В своих трудах он описывал события IX и X веков. Вероятнее всего, в XVI веке именно здесь жил Тура-хан, легендарный башкирский хан, живший в конце XV-XVI веков. Он был родным братом другого, более грозного башкирского хана Басмана, орда которого состояла из 17 тысяч кибиток.

Под его властью были все земли по обоим склонам Уральского хребта. Выводы местных археологов нашли поддержку и у ученой комиссии из Российской академии наук. В связи с этим открытием, вероятнее всего, придется исправлять учебники истории и рассказать много нового о новой древней цивилизации.

Много интересного и необычного таит в себе природа Башкортостана, в которой прекрасные места, как в песне поется: леса, поля и горы. Таких мест на Земле – единицы: в пещере Шульган-Таш (Капова) сохранилась живопись эпохи палеолита. Палеолитическая живопись в пещерах Южного Урала – единственная на территории России. Знаменитые рисунки ученые нашли лишь в 1954 году.

На рисунках, выполненных охрой, изображены мамонты, лошади, носороги. Длина фигур от 44 до 112 см. Сама пещера трехъярусная, общая протяженность – 2 км. Через нее протекает подземная река Шульган, исток которой находится в 12 км к северу от выхода. На расстоянии 2 км до Шульган-Таш речка с большим шумом уходит под землю и появляется в виде мощного родника у входа в пещеру, образуя озеро диаметром 3 метра.

Аскынская ледяная пещера – памятник природы всероссийского значения, представляет собой большой зал длиной 104 м, максимальной шириной 61м и высотой 26м. Здесь круглый год держится температура ниже нуля градусов.

В пещере 17 ледяных сталагмитов высотой 8-11 м и 20 – высотой до 1м.

Менее известны, чем пещера Шульган-Таш – Игнатьевская пещера (Ямазы-Таш) и Новомурадымовская пещера. Палеолитической живописи Игнатьевской пещеры более 14 тыс. лет, к сожелению, она сохранилася лишь на 20%.

Пещера в Мурадымово расположена расположена на левом берегу реки

Большой Ик, в Кугарчинском районе, общая длина ее – 1400 метров.

В республике свыше 2000 озер. Самое большое – Аслы-куль в 27 км от города Давлеканово. Второе по величине озеро в Башкортостане – Кандрыкуль, этот комплексный памятник природы находится в 5 км к юго-западу от поселка

Кандры-Аминево Туймазинского района. Но, пожалуй, больше всего легенд и преданий связано с озером Талкас, расположенном в западной части хребта Ирендык, в Баймакском районе.

Уральские горы – это сакральное место. Кто не чувствовал первобытный трепет и восторг от присутствия гор, тот просто тут никогда не был. Люди верят, что восхождение на вершины гор способно изменить судьбу, т. к. горы обладают особо сильной энергетикой.

Ямантау – самый высокий горный массив Башкирского (Южного) Урала в пределах Белорецкого района, в междуречье Большого и Малого Инзера. Имеет вершины – Большой Ямантау (1640м) и Малый Ямантау (1510м). В народе его еще называют Дурная гора, издавна здесь происходят странные и необъяснимые вещи: вспышки, свечения, неоднократно наблюдают НЛО.

В 1973 году НЛО даже удалось сфотографировать группе туристов из Тартусского университета.

На территории Башкортостана множество современных санаторий и курортов, это связано с обилием чудесных источников минеральных вод, целебность которых известна всему миру. Поистине прекрасна и богата моя республика Башкортостан.

Заключение

Наши предки - аксакалы, оказались умными людьми. Сегодня республика, взяв на вооружение все лучшее из своего прошлого, а не отвергнув его, превратилась в цветущий, мощный, край. Край, в котором не оказываются на обочине интересы любого гражданина нашего народного многоцветия. Этим надо дорожить, об этом надо помнить, это нужно развивать. И ничего, кроме уважения, это вызывать не может. Уважения и гордости. Те ориентиры, которые выбрали в Башкирии после 1917 года, были верными. Я считаю - это сыграло в будущем свою положительную, значительную роль. В ментальности наших народов есть место для гордости за Башкортостан.

Рассказывая о своем родном Башкортостане, я хотела понять и открыть для людей богатую историю башкирского народа. Мой край, действительно, прекрасен своими девственными лесами, чистыми реками и озерами, целебными родниками и травами, священными местами. И эту красоту сберегли для нас наши прародители. Я поняла, что наши прадеды и деды мечтали о счастье, чтобы мы - их потомки бережно и внимательно относились к природе, к Земле, чтобы всегда дружно и счастливо мог жить наш народ, сохраняя свои песни, легенды, традиции, обычаи, мог любить и беречь свою родную Землю. Поэтому он такой прекрасный и уникальный – мой родной край Башкортостан.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)