Мой ровесник в сказках. Сравнительный анализ сказочных героев и современных детей
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».
А. С. ПушкинСказки любят все и взрослые и дети. В сказках рассказывается о том, чего в жизни нет, и не могло быть. Все об этом знают и все-таки любят слушать или читать сказки, эти выдуманные от начала и до конца необыкновенные истории.
Многие сказки начинаются со слов: «Жили – были», а заканчиваются: «Стали жить поживать и добра наживать». Но, в ходе рассказывания сказки происходит много стремительных, волнующих событий: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Однако сказка не была бы сказкой, если бы позволила злу победить добро, злодею погубить невинного человека. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых они и не отвели бы от себя.
Интересным мне показалось изучение характеров главных сказочных героев. Что помогает им преодолевать злую силу, невзгоды?
Смогли бы мы – современные дети, с помощью какого – нибудь чуда или волшебства оказавшиеся в сказочном мире, так же смело и ловко противостоять злу, заботиться о ближних, помогать обиженным, спасать собственную жизнь и жизнь своих родных.
Что общего между современными детьми и их ровесниками из сказок? Какие качества характера ценятся в современном мире?
История и причины возникновения данного исследования
С сентября 2005 года я посещаю занятия в студии «Библиодетка». Студия находится в областной детско-юношеской библиотеке. Вместе со мной на эти занятия с удовольствие приходят еще 12 детей. Занятия с нами проводит психолог из отдела психологической помощи и поддержки читателей. У этого отдела есть даже свой девиз: «Приходите ребятишки! Ждем! Скучаем! Ваши книжки!»
В библиотеке всегда бывает очень интересно, нас знакомят со стихами, сказками, рассказами, учат понимать смысл прочитанного; учат общаться, не стесняясь, и не обижая друг друга. Вместе с родителями, мы ведем «Дневник читателя». В свои дневники мы записывает полюбившиеся нам книги, делаем рисунки к интересным сюжетам. Самое главное нас учат любить книгу!
Книга, может стать любому человеку хорошим другом. Ведь, в книжке не только можно найти ответ на интересующий тебя вопрос (когда жили динозавры, как устроен компьютер), развеять скуку. Внимательное прочтение книги, подскажет ответы и на такие вопросы, как: что такое дружба, почему добрым людям всегда везет, а злые и завистливые люди всегда бывают наказаны.
1 сентября 2008 года я пошел в первый класс. Мне очень нравится моя школа, нравится моя учительница, нравится учиться, мне нравятся мои одноклассники. Но, я часто вспоминаю своих друзей из детского сада. Ведь, друзей в школе у меня еще пока не очень много. Мама говорит: «Ничего, ты еще найдешь себе друга по интересам и по характеру». А, что значит найти себе друга по характеру? Каким надо быть, как нужно себя вести, чтобы нравиться людям, чтобы они захотели с тобой дружить?
Я вспомнил, что есть такая поговорка: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Значит, на этот вопрос ответ можно найти в сказках. Сказочные герои всегда отважны, смелы, бескорыстны, добры и отзывчивы к чужому горю. Их смелость, доброта, трудолюбие всегда вознаграждается. И, наоборот, жадные, завистливые, злые и неблагодарные люди всегда бывают наказаны.
Я решил узнать, какие качества характера ценят в себе и окружающих мои одноклассники. Похожи ли мы современные дети на сказочных героев.
Помогать отвечать на эти вопросы мне будет прочтение сказок народов мира; выделение главных черт характера сказочных герое; опрос одноклассников; выделение наиболее ценимых черт характера у современных детей.
Что такое сказка?
Я нашел много определений: что такое сказка. Вот несколько из них:
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательно победой добра над злом.
Сказка- это тот вид устной прозы, для которого в первую очередь характерен поэтический вымысел.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Для меня сказка- это поучительная, необыкновенная, полная чудес история, в которой главного героя обязательно ждет счастливый конец.
Внимательного читателя сказка может научить многому.
Сказка – учитель. Какой же в ней урок?
Сказки я люблю читать и слушать уже давно. Когда, я был маленьким, то очень любил сказки про животных: « Волк и семеро козлят», «Заяц хваста», «Теремок». Я верил, что все животные в сказках на самом деле живые, они так же как люди умеют разговаривать, сторожить себе дома, готовить еду. Когда я вырос, то понял, что все это вымысел. Но, сказки не стали для меня менее интересны.
Правда, сейчас я больше люблю читать о приключениях отважных рыцарей и богатырей, храбрых мальчишек и девчонок.
Читая сказки, становится понятно, что добрым быть лучше, чем злым, щедрым – чем жадным, трудолюбивым – чем ленивым. Что зло и обман, в конце концов, всегда бывают наказаны, а доброта и щедрость - вознаграждены.
Ведь, как пел мультяшный сказочный герой: « Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот трудно».
Что такое характер?
Характер (в переводе с греческого) - отличительная черта, особенность.
Мы часто слышим: « Он по характеру добрый» или « У него плохой характер».
А, что же такое характер?
Люди отличаются друг от друга не только внешне (цветом волос, глаз, ростом), но и поведением. Например, один человек всегда радостный и довольный, а другой – наоборот, всегда грустит; один – легко прощает обиды, а другой всегда обижается; один – обязательно поделит по полам единственную конфету, а другой – спрячет ее подальше в карман.
Так происходит, потому, что у каждого человека свой характер, свои отличительные черты.
Отличительные черты характера
Внимательное наблюдение за поведением человека и его поступками, может о многом рассказать.
Если человек много трудиться и всегда помогает окружающим, то он - трудолюбивый. ( Иван из сказки «Иван крестьянский сын и Чудо Юдо»).
Если человек всегда говорит правду и никогда не обманывает, то, он – честный. (Мальчик из сказки «Честный мальчик»).
Если человек бережет свои вещи, аккуратен, то – он – бережливый. (Мальчик из сказки «Честный мальчик»).
Если человек не боится трудностей, готов с риску, то он – смелый.
( Ивашко из сказки «Ивашко и ведьма»).
Если человек никогда не хвастает своими успехами, то он – скромный. (Иван из сказки «Иван крестьянский сын»).
Если человек всегда поступает так, как решил, и не слушает ни чьих уговоров, то он – упрямый. (Мальчик из сказки « Мальчик Золотой хохолок и девочка Золотая коса»).
Если человек интересуется книгами, фильмами, увлекается историей, то он – любознательный. (Мальчик Золотой хохолок).
Если человек старается помогать людям, то он – заботливый. (Мальчик с пальчик)
Если человек всегда находит выход из трудной ситуации, то он – сообразительный. (Жихарка).
Если человек хорошо относится к окружающим, не делает им зла, то он – добрый. (Мальчик Василий из сказки «Птичий язык»).
Практическая работа. «Сравнительный анализ черт характера главных сказочных героев и современных детей»
Первый этап работы
Цель: Выделение основных черт характера главных сказочных героев.
Методика исследования:
Для достижения поставленной цели и решения задач я прочитал одиннадцать сказок, среди которых одна литовская, одна китайская, одна сказка Шарля Перро, восемь русских народных сказок.
Я выбирали сказки, в которых главным сказочным героям от семи до восьми лет. Однако, не во всех, прочитанных мной сказках есть прямое указание возраста. Поэтому, в ходе прочтения и отбора сказок я обращал внимание на: умение ребенка, героя сказки помогать старшим членам семьи в ведении домашнего хозяйства; очередность в семье (младший сын); увлечения (игра с ровесниками).
В русских сказках выделяется 4 возрастных периода:
1. Дитя – от рождения до семи лет.
2. Парень – от семи до девяти лет.
3. Мужик.
4. Старик.
Выбранный мной для исследования возраст подходит под второй возрастной период – парень. Парень в сказках, это уже не ребенок. Он стремиться к самостоятельности, помогает в ведении домашнее хозяйства, совершает отважные поступки, учиться понимать, что такое дружба, правда, долг, сострадание.
Работа по анализу сказок состояла из нескольких этапов:
- прочтение сказок народов мира;
- выделение основных сказочных персонажей;
- определение черт характера главных сказочных героев;
- составление их характеристики
В сказке «Иван крестьянский сын и Чудо- Юдо» Иван не боялся трудностей, уважал отца с матерью, трудился без устали, потому одной из черт его характера является трудолюбие. Иван не побоялся в одиночку сразиться с Чудом Юдом. Мы можем считать его смелым. Не стал хвастать Иван перед братьями своими подвигами, значит он скромный.
Я выделил десять основных черт характера главных сказочных героев в разных ситуациях:
1. Трудолюбие
2. Честность
3. Бережливость
4. Смелость
5. Скромность
6. Упрямство
7. Любопытство
8. Заботливость
9. Сообразительность
10. Доброта.
Диаграмма отражает, что 8 из 11 сказочных героев были смелыми; 5 были сообразительными; 3 трудолюбивыми; 2 добрыми; 2 заботливыми; 1 был честный. ; 1 бережливый; 1 скромный; 1 упрямый; 1 любопытный.
То есть, чаще других у героев сказок проявляются такие черты характера, как смелость, сообразительность, трудолюбие.
Второй этап работы
Цель: Выделение главных черт характера современных детей.
Методика исследования:
Опрос одноклассников (анкетирование).
Опрос производился при помощи анкеты. Анкета состояла из трех вопросов:
1. Чем ты любишь заниматься?
2. С кем ты живешь (есть ли у тебя братья и сестры?)
3. Как ты считаешь, какой у тебя характер?
Всего было опрошено 11 детей, в возрасте от 7 до 8 лет.
У некоторых детей возникли трудности при ответе на 3 вопрос. Они не знали, что такое характер. После объяснения, что характер – это их отличительные черты, то, как они обычно себя ведут, все становилось понятно.
Учащиеся выделили у себя следующие черты характера:
1. Доброта
2. Смелость
3. Любознательность
4. Трудолюбие
5. Заботливость
6. Чувствительность
7. Задумчивость
8. Аккуратность
9. Веселость
Диаграмма показывает:
6 детей называет своей отличительной чертой – доброту;
2 – смелость;
3 – любознательность;
2 – трудолюбие;
3 – заботливость;
2 – чувствительность;
1 - задумчивость;
1 – аккуратность;
3 – веселость;
1 – сообразительность.
Сравнивая выделенные черты характера сказочных героев и современных детей видно, что 6 отличительных черт характера присущи и детям и их ровесникам из сказок: доброта, смелость, трудолюбие, любознательность, заботливость, сообразительность.
Выводы:
1. Изучение характеров сказочных героев, помогает узнать какие черты характера ценятся в современном обществе.
2. Мои современники во многом похожи по характеру на героев из сказок: добрые, смелые, любознательные, заботливые, трудолюбивые, сообразительные.
3. Современные дети предпочитают гулять, играть, смотреть мультики, танцевать, читать. А их ровесники из сказок в основном трудились вместе и наравне с родителями.
Аннотация (автореферат)
Мой ровесник в сказках
(Сравнительный анализ сказочных героев и современных детей)
Серебряков Никита 1»А» класс. МОУ СОШ № 31 города Мурманска.
Очень часто детям бывает трудно найти себе друзей, с которыми было бы интересно провести время, поговорить. Не всегда рядом бывают взрослые, которые могут помочь. Добрым другом и помощником может стать книга.
Целью работы с книгой по моей теме стали исследования черт характера необходимых для жизни.
Объектами исследования были сказки разных народов мира.
Предметом исследования я выбрал:
- черты характера сказочных героев;
- черты характера современных детей.
Задачи, которые удалось рещить в процессе работы:
1. В сказках разных народов мира у героев в разных ситуациях проявляются похожие черты характера
2. Больше других ценятся смелость, сообразительность, трудолюбие.
3. Современные дети ценят больше других доброту, смелость, заботливость.
Выводы:
Чтение сказок, наблюдение за поступками героев помогает принять правильное решение в разных жизненных ситуациях.
Предложение: «Приходите ребятишки! Ждем! Скучаем! Ваши книжки!»
Комментарии