Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Моя Якутия

Меня зовут Игнатьева Кыыдаана, я учусь в 10 классе Кытанахской средней художественно – эстетической школы Республики Саха (Якутия). Шестой год занимаюсь в кружке «Юный художник». Я расскажу вам о далеком крае, моей Якутии, своими рисунками.

Наша Республика Саха – удивительный край! Она расположена на территории более трех миллионов квадратных километров, простираясь с юга от Станового хребта до Северного Ледовитого океана. На этом огромном пространстве проживает чуть более миллиона людей самых разных национальностей. Мы все очень любим свой край вечной мерзлоты, северных сияний, долгой суровой зимы и короткого жаркого лета.

Самое любимое время года у нас – лето. Летом солнечный цвет создает неисчерпаемую гармонию красок в нашем маленьком аласе.

Зима у нас долгая и холодная, мороз порой доходит до – 55 градусов. Дни становятся короткими, а ночи длинными. Все кругом покрывается толстым слоем снега. Нежные кружева инея и снега покрывают деревья, кустарники, которые очень красиво сверкают на солнце.

Живет у нас замечательная якутская лошадь. Приземистая и мохнатая, с большой гривастой головой, не боясь холода и жары, она круглый год пасется на аласах.

Особым видом рыбалки у нас является мунха, что в переводе означает подлёдная рыбалка. Рыбалка проводится поздней осенью. Жители села ходят сюда как на праздник. Говорят, что в старину на таких рыбалках молодые парни знакомились со своими будущими невестами.

Великая отечественная война – трагедия нашей Родины. Эта война не обошла стороной и нашу Якутию. Все мужчины добровольцами отправились на фронт. В деревнях остались одни старики, женщины и дети. В 1942 году наши односельчане были отправлены на переселение в с. Кэбээйи на зоготовку рыбы для фронта.

Во время войны моя бабушка, тогда студентка Ленинграда, пережила Ленинградскую блокаду.

Наш традиционный национальный праздник - ысыах. Торжество начинается 21 июня на восходе солнца с благословения алгысчыта. Алгысчыт держит в руке большой , резной, из дерева кубок – чорон с напитком богатырей – кумысом, приготовленным из кобыльего молока. На ысыахе проводятся всевозможные национальные состязания: скачки на лошадях, вольная борьба, национальная борьба – хапсагай, легкая атлетика.

Одним из любимых занятий якутов в длинные зимние вечера – это слушание олонхо (былина), кэпсээн (сказка), поговорок, отгадывание загадок. И по сей день, мы любим, слушать и рисовать сказки.

В помощь учителю изобразительного искусства для использования на уроках

Тема: Технология изготовления картин из перьев птиц

Воздушный океан планеты заполнен многими тысячами созданиями. И нет среди них таких, чья красота, изысканность формы, расцветка не вызывали бы восхищения. Перья птиц, собранные в крылья, хвост, плотно облегающие тело, - уникальное явление в мире природы, поистине чудо ее инженерного искусства.

Человек не один век пытался птиц приучить, воспитать в неволе, чтобы использовать их прекрасное оперение в самых различных целях: для украшения своего жилища, изготовления редкостных нарядов и игрушек, для разнообразных повседневных нужд.

Также человек верит в магическую силу птиц. Например, мексиканцы верили, что птицы, как летающие существа, способны заглянуть в прошлое и будущее, в мир духовный и мир житейский, и в их в перьях заключена животворная жизненная сила. Поэтому ими украшали одежду, из них изготавливали костюмы. Древним людям многие явления природы представлялись птицами. Орел олицетворял грозу, бурю, вихри. Сова – черную тучу, сверкающую молниями Облако тоже воспринималось птицей, а снег уподоблялся пушистым рассыпанным перьям.

Добыча перьев редкостных птиц всегда была сопряжена с трудностями их выслеживания, затаиванием в засаде, точным попаданием в цель, дабы не повредить нежное оперение. Не всяким под силу было это ремесло. В свите вождей племен, обитавших на Гавайских островах, всегда находились наиболее проворные и ловкие птицеловы, добывающие для причудливых нарядов предводителей перья редкостных птиц. Знатность вождя определялось по тому, сколько у него имелось птицеловов. Не только промысел перьев, но и ремесло изготовления ритуальных и боевых украшений было делом избранных. К изготовлению браслетов, головных повязок, необычной одежды допускались лишь высокородные женщины. Сейчас, как и сотню лет назад, для добывания пера птицы созданы фермы, где срезают перышки 1- 2 раза в год. Птицы живут в неволе до 60 лет.

Модным явлением стало коллекционирование перышек. Как и всякое увлечение, собирание перьев, несомненно, доставляет человеку эстетическое удовольствие. Расширяет круг его знаний, приобщает к орнитологии – науке о жизни птиц.

Одним из первых приобщились к искусству составления картин из птичьих перьев китайцы. Техника этой живописи нарабатывалась веками. Картины, «писаные» перьями, поистине уникальны. Широко применяются перья и для изготовления цветов. Пожалуй, по сравнению с цветами, изготовленными из бумаги, ткани, кожи, искусственных и других материалов. перьевые – самые эффектные.

Перышки незаменимы и в быту: вместо привычной влажной тряпки можно изготовить красивую перьевую сметку, которая будет не менее тщательно выметать скопившуюся пыль. Метелочка пригодится не только заботливой хозяйке, но станет интересной детской игрушкой, забавой для котенка. У практичной хозяйки среди всевозможной кухонной утвари обязательно встретятся и перья, аккуратно стоящие в стаканчике. Их она использует, когда надумает печь блины, пирожки и прочую вкуснятину. Кружевные, вышитые, отделанные бахромой, бисером, аппликацией салфетки, всегда готовые к приходу гостей, есть и в каждом доме. Но изготовленные из птичьих перышек салфетки – выглядят необычно. Любительницам старины стоит предложить украсить диванные подушечки перьями. Пуховые перины с подушками, были желанными подарками для молодоженов. Удивительные маски из перьев станут украшением карнавалов.

Широко в быту применяют перья и якутские женщины. В изобразительном и прикладном искусстве перья начала применять сравнительно недавно.

Краски, спустившиеся с небес

Одним из первых приобщились к искусству составления картин из птичьих перьев китайцы. Техника этой живописи нарабатывалась веками. В неё вошли приемы национальной школы «гохуа», резьбы по дереву, художественного декора и других направлений.

Картины, «писаные» перьями поистине уникальны. Перышки в них различного строения, формы, рисунка, расцветок. Некоторые подкрашены в легкие тона, причудливо подрезаны ножницами, собраны в пучки, развернуты веером, плавно переходят одно в другое, гармонично сочетаются с другими природными материалами: костью, пробкой, перламутром и т. д.

Работа по созданию картин начинается с поиска и сбора перышек. В основном это будут пуховые и мелкие кроющие перья птиц из обширных семейств куриных, утиных, гусиных, а также голубиных, вездесущих воробьев. Добытый материал всегда можно будет позже окрасить в любой необходимый цвет. Естественно, нельзя убивать птиц ради нескольких ярких перышек.

Заготовленные перья непременно надо промыть. Эту задачу «решит» горячий содовый раствор или мыльный, с добавлением несколько капель 10% - едкого натра. Поверхность пера очистится от грязи и жира. С помощью небольшого сачка, дуршлага, марлевого мешочка, куда помещена горстка перьев, их попеременно опускают и вытаскивают из сосуда с жидкостью. После этого перья ополаскивают, ошпаривают кипятком и просушивают.

Отбеливание, если это необходимо, проводят после промывки и обезжиривания перьев, в емкостях с раствором перекиси водорода. Сырье закладывают в эмалированную посуду и заливают на сутки 3% - ным раствором перекиси. Чтобы перья не всплывали, сверху их придавливают стеклянными палочками и камешками. Сутки спустя перья перекладывают в свежий раствор, ещё через сутки раствор меняют заново. Через три дня перья становятся снежно – белыми. Их промывают в чистой воде, ошпаривают кипятком и высушивают, рассыпав тонким слоем на чистой ткани, листах бумаги.

Не всякую работу удается выполнить без предварительного крашения перьев. Самый простой и доступный прием – окунание предварительно очищенных, обезжиренных и просушенных перышек в горячий раствор анилиновой краски. Подойдут и обычные чернила, приготовленные на анилиновой основе. Красители легко разбавляются водой, смешиваются друг с другом, что дает возможность получать необходимые оттенки. Реже перья окрашивают цветными цапон – лаками с помощью мягкой кисти. Нередко в ходе работы приходится непосредственно подкрашивать мягкой кисточкой кончики перьев, наносить пятна, точки, полосы, воспользовавшись все той же анилиновой краской.

Для большего блеска и сохранности работ перья иногда дополнительно глянцуют – покрывают через пульверизатор тонким слоем белого цапон – лака или выдерживают в растворе деревянного масла (низкий сорт оливкового лака) с содой. Состав приготавливают следующим образом: в 400 г воды растворяют 7 г соды; затем, помешивая, каплями добавляют 85 г масла. Жидкость становится молочной, непрозрачной. Её разбавляют ещё 1200 г воды. В ванночку с полученным белесым раствором окунают перья. Обработанный материал до полной просушки раскладывают тонким слоем на марле.

Распушивание перьев проводят, прибегнув к простому приему. В целлофановый пакет ссыпают подготовленные (промытые, обезжиренные, окрашенные и т. д. ) перья. Наполняют её воздухом и резко ударяют о край стола. Взъерошенные перышки. При необходимости, дополнительно причесывают иголкой, жесткой щеточкой.

После окончания всех подготовительных работ перышки сортируют – по цвету, размерам, фактуре и другим признакам. Если предстоит некоторый перерыв в работе, их укладывают в отдельные коробочки. В закрытых футлярах перья могут находиться сколь угодно долго.

Подготовка основы сводится к подбору материала, который зависит от размера и содержания будущей работы (плотная бумага, картон, оргалит, ткань, береста) и к разработке рисунка; составления эскиза и перевода его на основу.

В данном случае мы изобразили пейзаж своего края. За основу берем белый картон. Разметку рисунка по картону наносим карандашом. Заполнение размеченного рисунка перьями ведем, в основном накладным способом, по типу черепицы, а в несложных работах накладываем как обычную аппликацию. Каждое следующее перо перекрываем предыдущим пушком, изогнутым кончиком, реже – всей кромкой. Клей ПВА наносим небольшими чуть заметными мазками. Отдельные детали, имеющие четко обозначенный контур, вырезаем из пластинок опахала ножницами и приклеиваем на основу.

Позже по окончании работы рисунки поместим в красивую рамку. Вывешиваем законченную работу таким образом, чтобы на стену, где она размещена, не падали прямые лучи солнца.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)