Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

О Волга, колыбель моя(образ реки Волги в русской литературе)

Река Волга – самая крупная река европейской части России и самая большая река Европы. Берет свое начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м, из родника в селе Волго-Верховье Тверской области и, протекая по всей территории Центральной России, впадает в Каспийское море.

Наши предки славяне называли реку Волгу «большая вода». Думается, за счет ее огромных размеров. Смотришь на нее, смотришь – и, кажется, время останавливается. По мнению Александра Дюма, Волга – царица наших рек. Она – защитница, кормилица и заступница. Река кормит и поит людей, она является естественной преградой от врагов. Волгу называют матушкой. Ведь именно Волга была основным путем, соединяющим Европу и Азию.

Волга считается любимым символом России. В различных песнях и стихах она всегда славилась как "мать-река", "матушка-Волга". Из поколения в поколение передавались волжские легенды, были, сказания, предания. Эта фольклорная традиция привлекала к себе внимание многих поэтов прошлого века. Тема Волги в русской поэзии уже давно заняла особое место. В народном фольклоре, творчестве писателей, поэтов, художников широко отражена тема Волги матери, Волги кормилицы. Обобщив эти образы, можно сказать, что для русского человека Волга – это сама Жизнь.

Как бы ни менялась в дальнейшем Волга, она не перестанет быть для русского человека прекрасной, величественной, загадочной. А для литераторов - источником вдохновения.

Волга всегда вдохновляла деятелей культуры: произведения многих писателей посвящены быту ее жителей - например, П. И. Мельникова-Печерского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, драматурга А. Н. Островского, поэта Н. А. Некрасова (автора известных строк: "О, Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я!", знаменитого на весь мир Максима Горького, родившегося на Волге и правдиво описавшего жизнь ее простого народа.

Прославленным певцом великой реки стал и гениальный бас Федор Шаляпин, волжанин по происхождению, коронным номером которого была народная песня "Дубинушка", также посвященная тяжелой участи волжских бурлаков. Многих поэтов вдохновила Волга на стихи и песни, многих живописцев – на чудесные полотна. Волгу писали замечательные русские пейзажисты Ф. А. Васильев, И. И. Левитан, И. Е. Репин.

У каждого поэта тема Волги решается своеобразно, неповторимо. И, тем не менее, представляется возможным найти и нечто общее, родственное в восприятии и отражении великой реки.

Образ Волги в поэзии И. И. Дмитриева

Волжская тема в поэзии заявила о себе только в конце 18 века, но и в фольклоре она развивалась задолго до этого. Широко известны такие народные песни, как "Ах ты, Волга ли, Волга-матушка", "Волга, реченька глубока", "Вниз по матушке по Волге", "Волга, моя матушка" и др. Главной песней о Волге для россиян уже почти полвека остается эпически пронзительная ошанинская: «Издалека долго течет река Волга, течет река Волга, конца и края нет», в которой человеческая жизнь и течение реки сплетены в единое целое. Откуда бы взяла свою единственную силу наша разливная народная песня, если бы не было у нас Волги, в дополнение к нашим утробным земным просторам?

Первооткрывателями волжской темы в поэзии, как известно, принято считать Н. М. Карамзина ("Волга", 1793) и И. И. Дмитриева ("К Волге", 1794).

«Воспоенные» Волгой симбиряне Н. М. Карамзин и И. И. Дмитриев, слагали в ее честь гимны, тем самым пытаясь возвеличить "на слабой лире" "священнейшую в мире реку", ". в искренних стихах смиренну дань оставить". Любуясь величавою Волгою, воспетою питомцами ее Карамзиным и Дмитриевым в Симбирске, почтим ее признательным приветом и там, где она еще, так сказать в младенчестве, струится тихо и смиренно.

Иван Иванович Дмитриев родился 10 (21) сентября 1760 г. в семье симбирского помещика. Его поэтическое творчество продолжалось немногим более десяти лет. Сам Дмитриев писал, что его «деятельная пиитическая жизнь. продолжалась только одиннадцать лет». Личность поэта Ивана Дмитриева и его мировосприятие формировала не только высокая культура семьи, её духовная самодостаточность. Сызранский уезд, симбирские и самарские земли времён Дмитриева — юго-восточная окраина России. Кругом — заволжские степи, реки, озёра и Волга. Просторы такие, что хоть три года скачи, никуда не доскачешь. Город Сызран выстроен худо, но необычайно красив по своему местоположению: в заливе Волги и разделяемый рекой Крымзой. Разливы рек по весне создавали необычайной красоты живописные виды, возбуждавшие воображение. А сочетание воды, голубого неба и солнца наполняло бытие внутренним и внешним спокойствием. Дмитриев значительно расширил жанровое многообразие сентиментальной поэзии.

В стихотворении «К Волге» (1794) возникает лирический образ поэта, восхищенного красотой и величием Волги:

Конец благополучну бегу!

Спускайте, други, паруса!

А ты, принесшая ко брегу,

О Волга! рек, озер краса,

Глава, царица, честь и слава,

Прости!. Но прежде удостой

Склонить свое вниманье к лире

Певца, незнаемого в мире,

Но воспоенного тобой!

Исполнены мои обеты;

Свершилось то, чего желал

Еще в младенческие леты,

Когда я руки простирал

К тебе из отческие кущи,

Взирая на суда, бегущи

На быстрых белых парусах!

Свершилось, и блажу судьбину:

Великолепну зрел картину!

И я был на твоих волнах!

А далее вид великой реки рождает воспоминания о прошлом Отечества, поэт вспоминает рать «грозна Иоанна», ордынцев, в стихотворении возникает и образ Разина.

Там кормчий, руку простирая,

Чрез лес дремучий на курган,

Вещал, сопутников сзывая:

«Здесь Разинов был, други, стан!»

Вещал и в думу погрузился;

Холодный пот по нем разлился,

И перст на воздухе дрожал.

Тяготясь «скучной унтер-офицерской службой», Дмитриев часто испрашивал длительные отпуски, которые проводил в родных местах на Волге. Служебные досуги посвящал изучению «правил поэзии» и стихотворству, подражая, в основном, французским авторам легких стихов. Первые, публиковавшиеся анонимно в 1777–1782, литературные опыты оказались неудачны и успеха не принесли. Однажды, будучи в театре, Дмитриев услышал, что стихи его называют «глупыми», и надолго перестал печататься. Умер Дмитриев 3(15)октября 1837, окруженный почетом и уважением, хотя его творчество выглядело старомодным на фоне свершений пушкинской эпохи. Прах его покоится в Московском Донском монастыре.

Образ Волги в поэзии Н. М. Карамзина

Одним из первых Карамзин воспел Волгу ("Волга", 1793)/./p>

Образ Волги привлек внимание Н. М. Карамзина. Родился Николай Михайлович Карамзин 1 декабря 1766 года под Симбирском в дворянской семье. Детство его прошло на берегу Волги - величавой реки, "священнейшей в мире" (как она названа в одном из его стихотворений). Отдавшись писательской деятельности, он стал одним из первых русских профессиональных литераторов. На берегах Волги он ведет «рассеянный образ жизни»: делает визиты знакомым семьям, не чурается карточного стола, посещает балы. В то же время читает Шекспира и переводит Эдуарда Юнга. Питая интерес к деятельности «вольных каменщиков», Карамзин вместе с И. А. Тургеневым, соратником Новикова, выехал из Симбирска в Москву. Едва ли не главная заслуга Карамзина-пейзажиста - осознание глубинной поэтичности самой природы как предмета созерцания и источника вдохновения. Слова "Природа", "Натура" пишутся у Карамзина с прописной буквы: в его творчестве впервые создается, в русле руссоистских влияний, поэтический культ природы как таковой, отсюда и значение пейзажа, как средства "воспитания души". В стихотворениях "Поэзия", "Дарования" - раздумья поэта-пейзажиста о высших целях своего творчества, призыв к созерцанию природы, которая своей красотой облагораживает нравы и умиротворяет страсти. У Карамзина впервые поэзия вообще и пейзажная в особенности размышляет о самой себе.

Река священнейшая в мире,

Кристальных вод царица, мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о Волга! величать,

Богиней песни вдохновенный,

Твоею славой удивленный?

Дерзну ль игрою струн моих,

Под шумом гордых волн твоих —

Их тонкой пеной орошаясь,

Прохладой в сердце освежаясь —

Хвалить красу твоих брегов,

Где грады, веси процветают,

Поля волнистые сияют

Под тению густых лесов,

В которых древле раздавался

Единый страшный рев зверей

И эхом ввек не повторялся

Любезный слуху глас людей,—

Брегов, где прежде обитали

Орды Златыя племена;

Где стрелы в воздухе свистали

И где неверных знамена

Нередко кровью обагрялись

Святых, но слабых християн;

Где враны трупами питались

Несчастных древних россиян;

Но где теперь одной державы

Народы в тишине живут

И все одну богиню чтут,

Богиню счастия и славы

В своих произведениях Карамзин изобразил образы родных и знакомых, виды волжской природы. Его стихотворение «Волга» (1713) открывает антологию о «реке, священнейшей в мире, кристальных вод царице-матери». Хрестоматийными стали строчки Карамзина из письма к брату (от 6 июня 1808): «Симбирские виды уступают в красоте немногим в Европе». Это неизбывная любовь заставляла его не раз слетать «воображением на берег Волги, Симбирский Венец» Трагизмом пронизаны слова Карамзина к И. Дмитриеву в письме от 9 июля 1825: «Любезный Симбирск, Волга, Свияга! Мне уже, вероятно, не видать вас»

Кончина Николая Михайловича Карамзина отозвалась в сердцах современников глубокой печалью. Для них он был благородным примером служения родине, последним летописцем ее прошлого и первым писателем XIX века. П. А. Вяземский дал Карамзину образную оценку: «Карамзин — это Кутузов 12-го года: он спас Россию от нашествия забвения, воззвал ее к жизни, показал нам, что у нас отечество есть, как многие узнали о том в двенадцатом году».

Образ Волги в поэзии Н. М. Языкова

Иные смыслы приобретает Волга в эпоху романтизма в творчестве К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, Н. М. Языкова и др. Их пейзажи, где Волга выступает символом России, можно условно назвать "патриотическими". Очень часто их стихи строятся на антитезе "родина - чужбина", что дает возможность ярче, эмоциональнее выразить любовь к родной стране и прекрасной реке. Тема Волги у них неразрывно связана с темой Родины.

Непревзойденный певец водной стихии, ее освежительного воздействия на человека, симбирянин Н. М. Языков особенно любил Волгу.

Молю святое провиденье:

Оставь мне тягостные дни,

Но дай железное терпенье,

Но сердце мне окамени.

Пусть, неизменен, жизни новой

Приду к таинственным вратам,

Как Волги вал белоголовый

Доходит целый к берегам

Ей он посвятил наибольшее из всех крупных русских лириков количество стихотворений. Кипучему дару Языкова дорог образ взволнованной, брызжущей, потрясенной стихии. Он может считаться основоположником той линии в развитии национального пейзажа, которая подчеркивает не скромную, смиренную прелесть русской природы, а ее гордый простор, яркость, пышность, величавость ("Моя родина", "Чужбина", "Родина").

Где твоя родина, певец молодой?"-

- Где берег уставлен рядами курганов;

Где бились славяне при песнях баянов;

Где Волга, как море, волнами шумит.

Там память героев, там край вдохновений,

Там все, что мне мило, чем сердце горит;

Туда горделивый певец полетит,

И струны пробудят минувшего гений!

Глава II. Образ Волги в поэзии 19-20 веков

Образ Волги в поэзии Н. А. Некрасова

В середине 19 века, благодаря поэтам революционно-демократического лагеря, входит в русскую поэзию мотив "трудовой" Волги, бурлачества. Здесь уже романтическая традиция уступает место реалистической. Тема "природа и труд", органичная для поэта, порой передается с кольцовской бодростью, чаще же приобретает трагическое звучание. Он противопоставляет "зрелище" цветущей природы "позору" невежества, нищеты, бесправия.

У них река ассоциируется прежде всего с малой родиной: родным селом, городом, родным домом. Они замечают, как сильно изменилась родная Волга, глядя на бегущие по ней пароходы, разрывается от боли сердце, кода смотрят они на вырубленные по берегам леса, на "плевки Горынычей стальных", на то, "как голубую телогрею Чернит без устали мазут. "

На берегах Волги прошло детство Некрасова Николая Алексеевича, сюда он постоянно приезжал и, будучи известным, признанным поэтом. Волге он посвятил свои лучшие строки. С детства знакомые ярославские, костромские, владимирские раздолья всегда были близки и милы сердцу Некрасова. Могучие просторы Волги, скромные деревеньки, разбросанные по её берегам, леса, поля, заливные луга постоянно влекли к себе поэта. Теперь Волга и Некрасов – понятия, вряд ли отделимые друг от друга в истории отечественной культуры.

Поздней осенью 1824 года будущий поэт вместе с отцом и матерью впервые приехал в родовое имение Грешнево. Грешнево расположено неподалёку от Волги; вокруг холмы, заливные луга, поля. На правой стороне Волги видны золотые купола Бабайского монастыря, о котором Некрасов рассказывает в стихотворении «Горе старого Наума». Вниз по Волге – крахмально-паточные заводы, затапливаемая в весеннее половодье Костромская низина, Кострома, Ипатьевский монастырь – величественный памятник древней архитектуры

Родовой дом Некрасовых стоял на самом конце Грешнева. Окна его выходили на столбовую дорогу – Ярославско-Костромской низовой тракт, который в народе называли Сибиркой. В усадьбе, по словам Некрасова, всего замечательнее был старый обширный сад, окружённый густыми липами.

В глубине сада, позади дома, располагались хозяйственные постройки: кухня, баня, людская и в самом дальнем углу стоял флигель с кирпичным первым и деревянным вторым этажами. В нём жили крепостные музыканты. Дом этот, назывался «музыкантской». Он сохранился до нашего времени. Совершенно особое место, как ни у кого другого из русских писателей, занимает Волга в жизни и творчестве Некрасова. Здесь в Грешневе, в доме отца, Некрасов учился «любить и ненавидеть». Невдалеке от Грешнева протекала река Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки:

О Волга!. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву. А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня:

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик –

И сердце дрогнуло во мне.

("На Волге")

Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях. Написанные за это время "Последние песни" по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. В душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне "Баю-баю" смерть говорит ему: "не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей. Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой". Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре.

<2h> Образ Волги в творчестве И. А. Гончарова

По-своему воспел Волгу И. А. Гончаров. Он видел в ней, в пейзажах, ее окружавших, прежде всего тягу к гармонии, к красоте. Для писателя Волга, жители ее берегов — это неотъемлемая часть России, ее вчерашний, сегодняшний и завтрашний день. Внесение реки Волги в композицию "Обрыва" во многом помогло изобразить неповторимость и индивидуальность действующих лиц.

Река Волга, ее образ, показан в "Обрыве" в летние месяцы, да и сам роман зародился на ее берегу, недаром Гончаров многократно подчеркивал это обстоятельство4.

"В 1849 г. я уехал на Волгу, в Симбирск, на родину — и там в течение четырех летних месяцев у меня родился и развился в обширную программу план нового романа, — именно "Обрыв".

Перечисляя в "Необыкновенной истории", какие эпизоды он излагал Тургеневу, Гончаров не забывает упомянуть и про "картины Волги". В 1870 г. , спрашивая свою корреспондентку: "А сказать ли, когда задуман этот роман?" — писатель отвечает: "В 1849, когда я сам был на Волге — и хотя я там родился, но тут как будто в первый раз увидел этот край и людей. Там задумана была и Вера, никогда не существовавшая — это мой тогдашний идеал. Марфиньки никакой я не знал никогда, а в Бабушке воплотились некоторые черты моей матери — как я замечаю теперь сам (когда вся она вылилась у меня) — еще другой старухи, которую знал студентом в Москве"6.

Река Волга у Гончарова больше, чем просто "предмет природы". Общаясь с нею, чаще опосредованно, чем лично, персонажи романа, подчас не замечая того, сами приоткрывают свой характер, мечты и настроения. Вне реки Волги роман вряд ли мог быть построен. Его действие невозможно, к примеру, "на берегах Невы"; или где-то вне России, как, скажем, роман И. С. Тургенева "Дым"; трудно представить поступки и судьбы героев "Обрыва" в другой российской провинции, где нет могучей Волги. Исторически сложившийся уклад жизни во многом предопределен местом действия. Так, в "Обрыве" "с одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой — широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор" (ч. I, гл. VII). Это и география романа, и указание автора на главный пейзаж его книги. А вот и топография "Обрыва": это краткое описание маленького родового имения, доставшегося Борису Райскому "от матери". "Оно все состояло из небольшой земли, лежащей вплоть у города, от которого отделялось полем и слободой близ Волги, из пятидесяти душ крестьян, да из двух домов — одного каменного, оставленного и запущенного, и другого деревянного домика, выстроенного его отцом" (ч. I, гл. II). Здесь-то и жила Бабушка с двумя, тоже двоюродными, внучками-сиротами.

В свое время отмечалось, что в "Обрыве" нет пейзажа тушинской "берлога", тушинского "Дымка". Причина тому, на наш взгляд, в местонахождении имения Ивана Ивановича с паровой лесопилкой. Физически оно далеко от Волги, а ей подчинена в романе вся композиция, вся структура. Не будем забывать, что индивидуальность гончаровского пейзажа — это волжский простор.

Знаменитая река обладает иной раз переносным, а то и судьбоносным значением и смыслом. Эта гончаровская иносказательность проступает в книге осторожно и ненавязчиво.

Образ Волги, ее присутствие ощущается буквально во всех эпизодах романа, образ реки пронизывает все клеточки произведения. Волга-матушка, как часть романной структуры, влияет на ход действия. Именно переезды Веры за Волгу-реку, в Заволжье, составляют важную событийную сторону произведения, раскрывают существенные черты непросто го характера героини, влияют на переживания то Райского, то Тушина.

Забегая вперед, отметим: Волга — доминанта русского пейзажа в книге Гончарова. С точки зрения частоты упоминаний и обстоятельного описания реки, примечательны первые части романа, где речь идет о свежих впечатлениях Райского после его приезда в Малиновку. "Райский бросил взгляд на Волгу, забыл все и замер неподвижно, воззрясь в ее задумчивое течение, глядя, как она раскидывается по лугам широкими разливами.

Образ Волги помогает автору ярче, убедительнее показать внутренние противоречия тогдашней России. Итак, волжский пейзаж в "Обрыве" составляет тот структурный элемент, который способствует и помогает читателю понять духовные искания гончаровских героев, этих людей середины XIX в. , их надежды, настроения, их духовные запросы, наконец, силу любви. Если мир русской природы в романах И. С. Тургенева тесно связан с Орловской и Курской губерниями, то огромная любовь к русской природе у И. А. Гончарова сосредоточена на Волге, ее просторах, ее берегах и, конечно же, на людях, там живущих

Образ Волги в поэзии Д. Н. Садовникова

Садовников Дмитрий Николаевич (25. 04, 1847—1912. 1883), фольклорист, этнограф, поэт. Учился в Симбирской гимназии, работал педагогом. Известен как собиратель. В сборнике «Сказки и предания Самарского края» (1884) Садовников опубликовал фольклор, записанный в

Поволжье (в основном от сказочника А. К. Новопольцева), в сборнике помещены материалы о Степане Разине. Интерес к народным движениям в

Поволжье выразился и в собственном творчестве Садовникова, в цикле стихов о Разине; лучшие из них — «Из-за острова на стрежень», «По посаду городскому» — стали народными песнями. Садовникова называют «певцом Волги». В своих стихах Садовников воспевает русскую реку Волгу

Но дух людей, которым тесен

Казался мир в избытке сил,

Родной напев поволжских песен

В своем размахе сохранил.

И песня та, путиной долгой,

И величава, и стройна -

Несется вместе с синей Волгой

Кидая в душу семена.

Кто песню вольную заслышит,

Кто от души ее споет, -

Любое сердце расколышет,

Любые цепи разорвет!.

(«В Жигулях»)

2. 4. Образ Волги в поэзии В. А. Гиляровского

Владимир Алексеевич Гиляровский

Волга-царица!. По ней пароходы

Пенят и режут могучие воды,

К верху и к низу стрелою летят,

Зычно свистки паровые гудят,

Громкое эхо от них раздается,

Песня ж бурлацкая там не поется,

Лямкой бурлаки уж груди не трут,

Вытеснил пар человеческий труд.

Волга оставила заметный след в жизни и творчестве В. А. Гиляровского, что он до конца дней своих любил великую русскую реку и не раз бывал в нашем крае.

Но, наверное, важно не только то, что Гиляровский бывал в нашем крае, работал и жил здесь, а главное, что его произведения, воспоминания могут послужить для краеведов удивительным источником, свидетельствующим о том, как жили, работали люди на заводе свинцовых белил, как и где, отдыхали. Гиляровский был одним из последних писателей, кто обратился в своем творчестве к жизни бурлаков.

Все-то мне грезится Волга широкая,

Грозно - спокойная, грозно-бурливая,

Грезится мне та сторонка далекая,

Где протекала моя юность счастливая.

Помнится мне. На утесе обрывистом

Дубы высокие, дубы старинные,

Стонут они, когда ветром порывистым

Гнутся, ломаются ветви их длинные.

Воет погодушка, роща колышется,

Стонут сильнее все дубы громадные,

Горе тяжелое в стоне том слышится,

Слышится грусть да тоска безотрадная

Образ Волги в поэзии А. В. Ширяевца

Любовь к Волге, к родному Поволжью проходит через все творчество Александра Ширяевца.

В одном из своих писем в 1917 году Сергей Есенин назвал Ширяевца: «Баюн Жигулей и Волги». Тема малой родины занимает одно из центральных мест в творчестве поэта.

Есть ли что чудесней

Жигулей хребтов?

А какие песни

С барок и плотов!.

В первом сборнике стихов поэта «Запевка», изданном в 1916 году в Ташкенте тема Жигулей является одной из основных:

Что мне дива Туркестана,

Груды серебра-добра,

Я глядеть на Волгу стану

С караульного бугра.

После выхода из печати очередного сборника в местной газете появился отзыв критика: «Чувствуешь влажный волжский запах и ветер при чтении стихов А. Ширяевца. Поэт, что называется, пропах Волгой. Его стих залихватский и звонкий. Такие стихи просятся наружу из груди Их петь над Волгой, в её лесах. Но поэт поет нам здесь, и мы видим эту дорогую исполинскую реку, слышим величественный ритм её богатых волн, чувствуем, как льется к нам в душу её влажный воздух».

Он - цветень! Мой он крестный!

Он в песни влил вина,

И, окунувши в весны,

Дал перстень певуна.

Он, знаю, с Волгой вместе

Наладил струны мне.

. Все к ней плыву - к невесте,

На песенной волне.

Цветет весенний перстень,

И я, как цветень, юн!

Над половодьем песен

Плыву я с песней струн.

(АПРЕЛЬ)

Уплыву, как только вспенится

Волга - матушка река,

У бродяг душа не пленница,

Не дрожит у кошелька!

Люблю петь мне песни смелые,

Что поет по Волге голь,

Видеть волны - гребни белые.

Эх, зазноба, не неволь!

Ты неси быстрей, кормилица,

Наши барки и плоты!

Глядь, и ветер принасилится -

Будет меньше маяты!

Не меня пь краса румяная

Машет с берега рукой?

Да милей мне вопя пьяная,

Обручился я с рекой.

(«Бурлак»)

Образ Волги в поэзии А. Твардовского

Перед взором Твардовского поэта проплывает Волга- матушка, вобравшая в себя семь тысяч рек, Урал с его “главной кувалдой страны”, сибирская тайга, Байкал, Забайкалье, тысячеверстные просторы вплоть до Тихого океана. И невольно вырывается слово сыновнего признания:

Да, я причастен к этой гордой силе

И в этом мире - богатырь

С тобой, Москва,

С тобой, Россия,

С тобою, звездная Сибирь!

Заключение

Волга – великая русская река. Вся наша страна в своём многообразии и величии, отражается в Волге. Волга навечно останется символом России, символом Родины. Удивительная красота Волги, её многообразие во всех проявлениях – от природных ландшафтов до исторических событий - не перестанет быть для русского человека прекрасным, величественным, загадочным. А для литераторов - источником вдохновения. Волга словно волшебная, она не только вдохновляет, она завораживает. Увидев удивительные пейзажи, душа разворачивается, и поэтические строчки сами собой приходят на ум. Ничего бы всего этого не было, если бы когда-то из маленького родничка не разлилась эта замечательная, обворожительная река – Матушка Волга. Остаться равнодушным к Волге просто не возможно, поэтому поэты пишут необыкновенные, захватывающие душу стихи. Прочитав их произведение, можно ярко себе вообразить описываемое место и действие, где всё происходило. Волга – это широта души, глубина сердца, искренность чувств и слов поэта. Так, наш недавний современник, поэт Н. Благов писал:

И когда тебя втянет в простор этот синий,

И когда ты с рекою бессмертной, родной,

Только выдохнешь:

- Волга! - Только скажешь:

- Россия!-

Да умоешься вечно живою водой!

Как бы ни менялась в дальнейшем Волга, о ней не говорили бы так величественно, если бы она этого не заслуживала – а она этого ЗАСЛУЖИВАЕТ!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)