Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

"Молодой герой" в современной литературе

Но где же он, герой моей поэмы?

А. С. Пушкин

У каждого времени свой герой.

Герой времени А. С. Пушкина - современник поэта, Евгений Онегин, по происхождению и воспитанию аристократ. Индивидуалист, эгоист по своему нравственно-психологическому облику. Он одинок. Один из лучших людей своего времени, Евгений Онегин не сделал ничего, кроме зла,- убил друга, принес несчастье любящей его женщине:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Этот характер стал для русской литературы типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Тему героя времени в своем творчестве развили Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Разные типы героя представила литература 20 века.

А каков же портрет «героя» моего поколения? Какие моральные, нравственные, духовные ценности формируют характер молодого человека и определяют его жизненные перспективы? Данная работа стала поиском ответов на интересующие меня вопросы.

Цель моей работы: рассмотреть тему «молодой герой» в творчестве современных писателей: В. Распутина, А. Геласимова, Л. Петрушевской.

Для достижения цели ставлю следующие задачи:

1)изучить критическую литературу по данной теме;

2) проанализировать произведения В. Распутина «Женский разговор», А. Геласимова «Нежный возраст» и Л. Петрушевской «Глюк», сравнить их точки зрения на «молодого героя»

3) изучить взгляд моих сверстников на «молодого героя».

Гипотеза - на характер молодого героя влияет время (эпоха).

Методы работы - анализ художественных произведений, сравнительный анализ, опрос, систематизация и обобщение накопленного материала.

Людмила Петрушевская (см. приложение 1)

Это небольшое произведение о современной молодежи. В нем отражены подростковые проблемы, мечты. Рассказ про обычную девочку Таню, которая попробовала наркотики, после чего к ней пришел Глюк, готовый исполнить три ее любые желания. А еще этот рассказ про то, что иногда мечты становятся реальными, и поэтому мечты должны быть светлыми.

Так что же пожелала наша героиня? Во-первых, чтобы учительница не ставила двойки по математике, во-вторых, она пожелала быть красивой, и третье ее желание заключалось в том, чтобы иметь хорошую фигуру. Но все эти желания мелкие, их человек может и осуществить своими силами, кстати, даже не прикладывая особых усилий. И здесь мы понимаем, что наша героиня – человек слабый, не способный изменить что-то в своей жизни, не способный поставить цель и ее добиться.

И Глюк отказывается исполнять эти желания, он просит загадать другое желание, что-то более существенное, но девочка и во второй раз загадывает то, чтобы у нее было много денег, большой дом на море и жизнь за границей. Мечты девочки сбылись: розовый дом со спальней, как у Барби, но в нем нет ни еды, ни воды, зато красивая мебель и модернизированная техника, с которой, к сожалению, Таня не смогла разобраться. За удивлением последовало и разочарование, девочка начала рассуждать, что надо бы лучше загадать дом с садом и бассейном, чтобы в холодильнике появилось много еды, а заодно и пиво. Мы видим потребительское отношение девочки к жизни. Героиня меняется и притом не в лучшую сторону. Получив все незаслуженно, она начала думать о том, что можно было попросить и больше. Теперь она не думает, что же ей загадать, не сомневается, а требует. Она практически ничего не умеет: ни включать телевизор, ни стиральную машину; часто без спроса берет у отца деньги, пристрастилась к пиву, хотя приверженность к Барби и «детскому миру» выдают ее возраст.

Далее автор описывает то, как девочка, просидев весь день голодная, решается найти магазин. Взяв с собой чемоданчик с деньгами, она плутала по незнакомой местности и заблудилась[1].

Здесь мы видим символичную сцену. Используя метафору, автор показывает, что Таня уже сбилась с правильного жизненного пути. У нее в руках чемодан с деньгами, а она не может что-то себе купить. Она поднимает баночки с земли и допивает остаток лимонада, имея в руках при этом чемодан с деньгами. Героиня беспомощна, она привыкла, что за нее все делают папа и мама, а сам чемодан денег (как символ) для человека, ничего не умеющего в жизни, ничего не значит.

О родителях Тани в рассказе немного. Да это даже скорее не о них, а об отношении Тани к родителям. Мы видим, что Танина мама пытается многое дочери в этой жизни объяснить, эти же слова повторяет Глюк, приговаривая: «Я же тебе добра хочу». Дочь воспринимает это как «базары», говоря: «Они кричат на меня, как больные».

Мать и отец всегда заботились о ней, а дочь отвечала неблагодарностью: крала деньги, пила пиво, принимала таблетки.

В рассказе мы видим, что девочка теряет и то, что у нее осталось – чемодан с деньгами. И снова появляется Глюк. Он дает возможность девочке все исправить и опять предлагает три желания.

Но Таня не осознает неправильность своих поступков, и теперь, когда Глюк предлагает опять исполнить три любых желания, девочка говорит, что хочет, чтобы все ее желания исполнялись. И что же за этим последовало? Девочка возвращается домой, где полный холодильник еды. Также Таня пожелала, чтобы появились ее друзья.

Когда же появляются друзья, то они начинают играть в саранчу, то есть уничтожать все припасы в холодильнике в холодном виде. Здесь можно отметить одну из особенностей стиля Петрушевской – метафоричность многих образов в ее произведениях. Но, насытившись и узнав о необычном даре Тани, ребята начинают заказывать свои желания: один хочет водки, другой сигарет, а кто-то захотел травки. И Таня все исполняет, здесь выражается и желание девочки находится в центре внимания. Помимо этого она пожелала быть самой красивой. Далее автор показывает, как происходит переход от легкого наркотика к более сильному. Подростки, включая Таню, начинают колоться, и далее наступает смерть всех от передозировки. Только сейчас героиня понимает и осознает сущность всех своих желаний. И тут героиня просыпается, хотя сложно точно определить, спала ли она, потому что автор оставляет нам детали, намеки, что все это происходило на самом деле.

Еще важный момент в осмыслении рассказа - его название. Глюк - это сленговое образование от галлюцинаций, то есть болезненное воображение.

Следовательно, Глюк - это волшебник из болезненных фантазий, не было бы его, не произошло бы ничего с Таней. Также Глюк по-немецки означает счастье. Таким образом, автор пытается спросить у нас, счастливы ли вы? Что вы сделали, чтобы стать счастливым?

Счастье – это дом, о котором мечтала Таня, деньги? Или счастье-это сам путь, который ведет нас к этому? Думаю, для автора это, прежде всего, путь, но надо осознавать, что ничего не дается просто так, всего надо добиваться.

Мы не можем сказать ничего о дальнейшей жизни героини, но, скорее всего, через пережитое девочка поняла, что жизнь полна проблем, тревог, забот, что перед тем, как что-то загадывать, надо прежде всего, хорошо подумать, ведь иногда мечты становятся реальностью. Главное - желания в реальность превращает сам человек.

Ложные ценности: счастье в деньгах, сытой жизни, красивой внешности, декларируемые СМИ, - уродуют внутренний мир подростков. Думаю, этот мотив проходит через рассказ Петрушевской.

Валентин Распутин (см. приложение 2)

«Женский разговор»

Действие рассказа «Женский разговор» происходит весной: «День стоял на славу - солнечный, яркий, искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух».

Пейзаж в тексте приобретает философское звучание: на фоне природы идёт осмысление Распутиным предназначения человека.

Весна- символ юности, рассвета, символ начала жизненного пути. Как же начинает свой путь главная героиня рассказа - Виктория? «В шестнадцать годочков пришлось делать аборт. Связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога. Бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась, закрутилась. Пока хватились, выхватили из карусели - уже наживлённая, уже караул кричи. Дали неделю после больницы отлежаться, а потом запряг отец свою старенькую «Ниву», и, пока не опомнилась, к бабушке на выселку, на перевоспитание».

Детали портрета, речевая и авторская характеристики помогают понять нам внутренний мир Виктории.

«Девка она рослая, налитая, но умишко детский, несозревший, голова отстает. Всё ёще по привычке задает вопросы там, где пора с ответами жить. И вялая, то ли с ленцой, то ли с холодцой. Скажешь - сделает, не скажешь - не догадается. Затаенная какая-то девка, тихо - омутная. Распахнутые серые глаза на крупном смуглом лице смотрят подолгу и без прищура, а видят ли они что - не понять».

Речь героини автор постоянно сопровождает словами: раздражённо отозвалась, с раздражением отвечала, встревоженно встрепенулась, настаивала, не выдержала, спорила, подтрунивая. Но страшнее всего заявление Виктории:

- А – а, всё надоело Тошно.

Перед нами ещё совсем ребенок, в душе которого погасло внутреннее солнце. Весенний сад (здесь я подразумеваю душу героини) преждевременно заглушили сорняки. Думаю, причина духовной недоразвитости Виктории в том, что не было у нее до сих пор душевного разговора, который состоялся ночью, на «выселке» у бабушки.

Женский разговор Неторопливый, задушевный, без суеты. Форма текста – диалог! Вот что пишет В. Распутин в статье « Что в слове, что за словом?»: «Даже самая лучшая, самая правильная идеология страдает тем недостатком, что она разучилась говорить живым языком и что она говорит слишком громко. Эта доверительность разговора и этот живой язык есть у нас. Мы можем говорить о том же самом, придавая слову духовное значение и духовный смысл». Для диалога очень важно быть понятым собеседником, поэтому духовный смысл и духовное значение слова для него определяющи.

Диалог бабушки и внучки – это диалог двух поколений (между которыми, по мнению писателя, оборвалась связь) двух мнений, двух культур. «Женский разговор» выявляет и разные ценности, которыми руководствуются в жизни Наталья и Виктория.

О чём же ведут беседу близкие по крови и в то же время чужие друг другу женщины? О предназначении женщины, о смысле жизни, о любви. Вот какой видит современную женщину Виктория: «Сейчас важно, чтобы женщина была лидер ни от кого не зависит, а от неё все зависят. Все бегают за ней, обойтись без нее не могут». На вопрос бабушки: « А живет- то она со своим мужиком, нет?»

Виктория отвечает: «Это не обязательно».

Наталья, слушая внучку, недоумевает: «Ну, прямо совсем полная воля. Как у собак, Господи!»

Своё мнение у Натальи и о целеустремленной, сильной женщине: « Самые разнесчастные бабы. Это собака такая есть, гончая порода называется. Поджарая, вытянутая, морда вострая. Дадут ей эту цель она и гонит, свету не взвидя. Покуда сама из себя не выскочит. Глядь: хвост в стороне, нос в стороне и ничегошеньки вместе».

Если для Вики «женщина теперь сильнее. Она вообще на первый план выходит», то, по мнению Натальи, предназначение женщины в семье, в детях, в любви. Поэтому, говоря о любви, слова у бабушки слагаются в рифму, а душа поёт. Нет именно этой душевной песни в любви современных подростков, любовь у них низведена до животных инстинктов. Потеря духовности в обществе в рассказе подчеркивается через пейзаж: « избы на другой стороне улицы стояли придавлено- ни дымка, ни огонька, ни звукацарило безлюдье, такая немота и такой холод и такой бедной, сиротливой показалась земля, что Наталье стало не по себе». «Не по себе» героине не только от вида ледяных звезд, но, наверное, и от ледяных сердец подрастающего поколения.

Что растопит лёд в душе Вики, как сложится её дальнейшая судьба? «Ох, Вихтория, жизня - спаси и помилуй Устою возьми. Без устои тебя так истреплет, что и концов не найдёшь».

Думаю, слова бабушки зародили в душе внучки зёрна добра. Слушая сначала Наталью раздраженно, постепенно Виктория проявляет интерес. Вопросы переполняют душу героини, голос становится звонче, выдавая нетерпение. Сейчас речь Виктории автор сопровождает словами: задумчиво отвечала, поразилась. И хотя к концу разговора внучка теряет интерес, «сползая в рост в постель: история кончилась», всё же, думаю, он не прошёл бесследно: «неспокойно засыпала девчонка – подергивались, одновременно вздрагивая плечи, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки». Я считаю, что этот эпизод говорит о том, что даже во сне идёт внутренняя, душевная работа Вики. Пробуждается душа, происходит нравственное перерождение героини. Неслучайно рассказ заканчивается пейзажем: «С тихим звоном билась звездная россыпь Небо играло мириадами острых вспышек». Звёзды - символ счастья. Хочется надеяться, что Вика найдет дорогу к своему женскому счастью!

Андрей Геласимов (см. приложение 3)

«Нежный возраст»

Автора Андрея Геласимова действительно волнует проблема подрастающего поколения! Заголовок «Нежный возраст» говорит сам за себя, нежный - значит ранимый, именно на этом этапе развития человека формируется его мировоззрение, его взгляды на жизнь, отношение к ней. Формируется в семье, через отношение между её членами, семья является «базой» воспитания характера. Но если в семье возникают проблемы и разногласия, то и у человека появляется озлобленность на людей и на жизнь. Так и в этом рассказе у мальчика появляется озлобленность ко всему, что его окружает, т. к. нет взаимопонимания между членами семьи:

«Опять орали всю ночь. Они что, плохо слышат друг друга»,

«Они позабыли, что не разговаривают друг с другом почти неделю, и тут же начали между собой орать»,

«Дома больше никто не орет. Они вообще не разговаривают друг с другом. Даже через меня. Мама два раза не ночевала дома», - пишет о своих родителях мальчик!

Всевозможные ссоры, крики плохо влияют на развитие мальчика. Вследствие этого в его речи очень часто проскальзывают оскорбительные и ругательные слова:

«Играли дерьмово», «Воняет дерьмом», «Жмот», «Тупые дуры», «Козёл», «Полный отстой», «Придурок», «Учителей надо разгонять палкой», «Берешь автомат и стреляешь в лоб» и т. д.

Кроме того рассказ написан в форме дневника (дневника мальчика). Эта небольшая тетрадь - единственное, что у него есть, именно здесь он может выплёскивать все свои личные проблемы абсолютно искренне.

Дневник-это внутренний мир героя. Но иногда и дневник попадает под агрессию подростка: «Достали меня все. И этот дневник меня тоже достал. А не пойдешь ли ты в жопу, дневник? А?»

Если в начале рассказа герой предстает перед нами сквернословным подростком, который не признает никакой доброты в этом мире, то в течение рассказа он начинает меняться, он становится более спокойным, начинает понимать смысл жизни, находит друзей, но главным его другом становится учительница музыки – Октябрина Михайловна. Она прививает мальчику любовь к музыке и вообще любовь к культуре. Подростка действительно заинтересовало искусство, у него начинают проявляться хоть какие-то интересы!

Главным переломным моментом в рассказе становится кассета Октябрины Михайловны с фильмом «Римские каникулы», который на столько поражает мальчика, что он готов смотреть его снова и снова. Очень сильное впечатление производит на героя актриса Одри Хепберн (см. приложение №4).

«Вот это да! Просто слов нет. Я кассету, наконец, посмотрел. Надо переписать себе обязательно», «Одри Хепберн – красивое имя. Она совсем другая. Не такая, как у нас в классе. Я не понимаю в чем дело», «Снова смотрел «Каникулы». Невероятно. Откуда она взялась? Таких не бывает».

Главным образом, он удивляется естественности, воспитанности, умению держать себя героини Одри Хепберн и, конечно, красоте актрисы. У мальчика начинают формироваться ценности, любовь к искусству. Он у всех своих знакомых пытается побольше узнать об актрисе: «Мама говорит, что я достал её со своим чёрно-белым фильмом. Она не помнит Одри Хепберн»

«Папа сказал, что он видел ещё один фильм с Одри – «Завтрак у Тиффани». Потом посмотрел на меня и добавил, чтобы я не забивал себе голову ерундой».

Но вскоре Октябрина Михайловна умирает, мальчик снова замыкается в себе, ведь у него не остается друзей, которые смогли бы его понять и с которыми он мог бы поделиться своими проблемами и интересами. А родные,- родные его просто не замечают. Но Октябрина Михайловна кардинально изменила жизнь подростка! Хоть он и потерял дорогого человека, думаю он не станет таким, как прежде, он нашёл смысл жизни, когда у тебя есть настоящие друзья и когда ты всё-таки понял, ради чего надо жить. Ему просто не захочется быть таким, как прежде!

В произведении автор отвечает на вопрос: почему современный подросток такой озлобленный и непримиримый с внешним миром? А все дело в семье, в том, как формировались его взгляды на жизнь, в какой он жил обстановке, с кем он общался и как происходило его общение! Семья – основа жизни, проблемы в семье – проблемы с подростком!

Заключение

Исследуя тему «Молодой герой » в современной литературе, я пришла к таким выводам: Л. Петрушевская, В. Распутин и А. Геласимов в своем творчестве продолжают традиционную в литературе тему «герой времени». В центре внимания произведений современных писателей – подросток, находящийся на пороге взросления.

Авторы показывают, что общество, утратившее нравственные, духовные ориентиры формирует в молодом человеке ложные ценности, калечит их внутренний, совсем еще хрупкий мир. «Молодой герой» одинок, душевно опустошен. Злоба, агрессия наполняет сердце начинающего жить человека. Нет у него интересов, привязанностей, целей. Попытка найти своё место «среди своих» часто приводит к необратимым последствиям. В то же время писатели показывают, что за внешней озлобленностью скрывается наивная детская душа. Душа, которую можно ещё спасти, прорастив в ней зёрна добра, человеколюбия. Семья, преемственность поколений, искусство как духовный опыт человечества – это те «устои», которые помогут моему ровеснику обрести в себе личность.

Проведенный мною опрос (Приложение 5) показал, что взгляды современных писателей и моих сверстников частично совпадают. Однако важной чертой в «молодом герое» опрошенные отметили целеустремленность (активную жизненную позицию), и в этом я с ними согласна.

В ходе исследования гипотеза подтвердилась частично.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)