Работа  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Молодёжь на современном рынке труда

Моё исследование заключалось в том , чтобы выяснить положение молодёжи на рынке труда. Узнать , каковы их возможности зарабатывать денежные средства. Может ли стать временная работа постоянной. Какие виды работ предлагают мол одёжи. И для чего вообще подростки устраивают с я на работу. По результатам опроса трудовой бригады школы № 67, мы можем сказать , что большинство ребят устаиваются на работу для того , чтобы заработать свои личные денежные средства. Но не у всех это главная причина трудоустройства. Некоторые ребята не хотят проводить в «пустую» летний период времени , т. е. своё свободное от учёбы время , а некоторые пытаются помочь исправить материальное положение семь и. Так же одной из главных тем этой научной работы , является раздел под названием «Виды работ , не разрешающиеся выполнять несовершеннолетним лицам». Всё это и многое другое подробно описывается в этой работе.

Проблема : Какие существуют возможности для работы подростков в г. Новокузнецке.

Цель : Изучение возможностей заработка для подростков.

Задачи :

1. Проанализировать занятость подростков.

2. Изучить рынок труда в г. Новокузнецке.

3. Разработать предложение для организации по занятости подростков.

Гипотеза. Мы предполагаем , что проделанная работа по анализу занятости подростков позволит познакомиться обучающихся с возможностью заработка в летний период.

Временная занятость подростков

Содействие трудоустройству подростков и решение проблем , связанных с этим вопросом , лежат на стыке интересов нескольких служб : труда и занят ости , образования , социальной защиты , специализированных комитетов по делам семьи и детей и других.

Внимание к занятости подростков не случайно. Современные исследования рынка труда свидетельствует о том , что подростки всё активнее стремятся к экономической самостоятельности. По всей России число несовершеннолетних , нуждающихся во временной работе , не только не сокращается , а продолжает ежегодно увеличиваться. У ребят есть достаточно свободного времени и сил , чтобы заработать.

На сегодняшний день приходится констатировать , что новая система трудоустройства подростков пока окончательно не сложилась. Ещё нет полных возможностей для реализации потенциала молодёжи , а нерегулируемый "теневой " труд нередко наносит детям и обществу в целом непоправимый ущерб. Следовательно , решение проблем занятости молодёжи остаётся одной из актуальнейших общественных задач.

Молодёжь - наш человеческий капитал , источник развития страны. Проблемой общечеловеческого масштаба являются нереализованные потенциальные способности личности. Так , по данным различных исследований , примерно 8% детей гениальны , 15% - талантливы , 20% - имеют потенциальный талант , который возможно развить. Однако эти таланты в большинстве своём остаются невостребованными , а труд в раннем возрасте способствует развитию потенциала личности.

Желают ли подростки работать ?

По трудовому кодексу РФ подросткам разрешено работать с четырнадцати лет.

Что побуждает детей трудиться ? К чему приводит их трудовая деятельность ? Много ли работающих подростков ? Ответы на эти вопросы были получены специалистами Российской академии государственной службы при Президенте РФ в ходе специально го исследования.

По результатам обследования , работающих подростков оказалось около четверти -23,1%. Из них половина работали для того , чтобы быть независимыми и иметь собственные деньги. 21,4% помогают своей семье , 16,7% рассматривают это и как способ подготовки к взрослой жизни. Остальные работают "за компанию " с друзьями.

Почти треть подростков (29, 9%) хотел и бы работать , но не смогли найти себе подходящего занятия (в том числе 11,6% не нашли интересного дела , а 8,3% - денежного ).

Подростки выполняют разнообразную работ у. Некоторые занимаются , по их словам , физическими подсобными работами. Другие - пишут рефераты , занимаются графикой , выполняют художественные заказы , печатают тексты , устанавливают и налаживают технику. Некоторые работают дистрибьюторами в сфере торговли.

В целом применительно ко всем видам труда оказалось , что в семьях с высокими доходами работает значительно больше подростков , чем в семьях с низкими доходами. Причина этого , помимо помощи , которую родители или родственники могут оказать им в трудоустройстве , состоит в том , что обеспеченные семьи отличают ся активностью и предприимчивостью , а дети подражают , перенимают опыт , учатся у своих родителей , родственников , их друзей. Выполняемая работа рассматривается 60% подростков как временная , 40% подростков связывают свою сегодняшнюю деятельность с будующей работой , которой они займутся , когда закончат обучение. Поэтому почти 66% работающих подростков в обследовании утверждают , что работа не мешает учёбе , в том числе 14,3% считают , что она даже помогает ей.

При выборе работы подростки исходят их следующих критериев :

· работа должна быть интересной - 27,8%;

· приносить доход - 11,3%;

· приносить доход и не мешать учёбе - 22,7%;

· сочетать доход и интерес - 28,9%.

Особую обеспокоенность вызывают подростки , которые считают , что "не важно , чем заниматься , главное - заработать " (около 6%). На Западе именно этих детей называют детьми катастроф. Стремление заработать любой ценой , по мнению специалистов , - весьма опасное настроение , которое может привести к тяж ёлым для жизни и здоровья детей последствиям.

По результатам целевых обследований , почти 60% подростков находят себе работ у сами : они входят в дело своих знакомых , им предлагают работу их друзья , дети организуют своё собственное дело.

Нужна ли подросткам работа ? Да !! Временное трудоустройство подростков в свободное от учёбы время позволяет им заработать первые собственные деньги , помочь материально семье , обрести частичную самостоятельность. Но кроме заработка , пусть небольшого , не менее важна возможность проверит ь собственные силы в новых экономических отношения х , получить первые практические навыки , определиться с выбором будущей профессии , научиться общению на уровне взрослых людей и нести ответственность за выполняемую работу.

Занятость несовершеннолетних не только обеспечивает финансовую поддержку семей с детьми , но и способствует снижению подростковой преступности , адаптирует их к трудовой деятельности.

Что такое временная занятость для несовершеннолетних ?

Временная занятость организуется для подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Если хотите трудиться и самостоятельно зарабатывать деньги , Вы можете принять участие во временных работах , которые служба занятости организует специально для подростков.

Временная работа - это работа сроком на один или два месяца , на время каникул (как летних , так и в течении всего года ), в свободное от учёбы время. В период работы Вы будете получать заработную плату от организации , в которую получите направление , а так же материальную поддержку от Центра занятости. Материальная поддержка за отработанное время перечисляется на лицевой счёт (сберегательную книжку ) Центром занятости.

Виды работ предлагают несовершеннолетним :

· благоустройство территорий ;

· озеленение улиц , дворов , детских площадок , памятных мест твоего города или села ;

· различные виды сельскохозяйственных работ ;

· несложные ремонтные работы в школе ;

· мелкий ремонт школьной мебели ;

· помощь ветеранам , инвалидам , людям пожилого возраста ;

· работа по оформлению различных документов ;

· курьерская работа в газетах , издательствах и т. д.

Какие работы НЕ разрешено выполнять несовершеннолетним :

· работы вахтовым методом ;

· вредные , опасные для физического и психического здоровья ;

· связанные с перенос ом тяжестей ;

· связанные с хранением и продажей спиртных напитков , табачных изделий , наркотических и токсичных препаратов ;

· работы в ведомственной охране ;

· в ночное время.

Права несовершеннолетних :

Закон позволяет учащимся школ , ПУ и техникумов выполнять в свободное от учёбы время лёгкий труд , не причиняющий вреда здоровью и не нарушающий процесса обучения. Продолжительность Вашей ежедневной работы в соответствии со статьёй 94 Трудового кодекса РФ составляет :

· если Вам от 15 до 16 лет - 5 часов,

· если Вам от 16 до 18 лет - 7 часов.

Если Вы совмещаете работу с учёбой :

· с 14 до 16 лет - 2,5 час а,

· с 16 до 18 лет - 4 час а.

Перед началом работы подростка обязаны ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка в организации и провести инструктаж п о технике безопасности , правилам охраны тру да , пожарной безопасности.

Приём на работу в организацию осуществляется следующем образом :

1. Издаётся приказ о трудоустройстве.

2. С подростком заключается трудовой договор.

3. Один экземпляр договора (оригинал !) должен храниться у несовершеннолетнего , принятого на работу. Договор подтверждает наличие трудового стажа.

4. В договоре указываются характер работы и условия оплаты труда , права и обязанности сторон , срок действия договора.

5. Трудовой договор теряет силу по окончанию срока его действия. Чтобы продолжить работу , нужно продлить договор или составить новый. Договор можно расторгнуть на основании заявления.

По желанию подростка в организации могут оформить трудовую книжку и сделать соответствующую запись в ней.

Организация временного трудоустройства подростков в городе Новокузнецке.

Организация временной занят ости несовершеннолетних с помощью Центра занятости :

· помогает в решении проблем безнадзорности и беспризорности ;

· способствует снижению подростковой преступности ;

· адаптирует подростков к трудовой деятельности , профессиональной ориентации ;

· материально помогает несовершеннолетним гражданам из малоимущих семей и семей , находящихся в социально опасном положении , и детям - сиротам.

Финансирование летней занятости несовершеннолетних осуществляется из следующих источников :

· Материальная поддержка несовершеннолетним выплачивается службой занятости,

· Заработная плата выплачивается из средств работодателя.

Ежегодно Центр занятости заключает более 200 договоров с хозяйствующими субъектами всех форм собственности (предприятиями ) и трудоустраивает до 2 тысяч подростков , выразивших желание поработать в свободное от учёбы время. Ребята работали в организациях подсобными рабочими и занимались благоустройством и озеленением территории , принимали участие в подготовке школ к новому учебному году , помогали в музеях боевой и трудовой славы при школах , принимали участие в рекламных акциях предприятий. В летнее время несовершеннолетние работали контролерами аттракционов , помощниками монтёров путей , помощниками продавцов и администраторов торгового зала , в слесарны х цехах , закроечных цехах , работали курьерам и.

Начиная с 2003 года ГУ ЦЗН г. Новокузнецка совместно с администрацией города Новокузнецка разрабатывает ежегодную Городскую целевую программу "Организация временно й занятости несовершеннолетних граждан ", согласно которой средства на выплату платы выделяются из средств местного бюджета.

На финансирование целевых программ из средств местного бюджета на выплаты заработной пл аты подросткам было израсходовано за это время около 2,5 миллиона рублей. На выплату материальной поддержки из средств службы занятости ежегодно расходуется более 1 миллиона рублей.

В 2006 году была разработана и утверждена Постановлением Совета народных депутатов города Новокузнецка № 5 / 68 от 27. 12. 2006г. среднесрочная городская целевая программа "Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в 2007-2011 годах ". Предлагаемые затраты на реализацию программы составят более 12 миллионов руб лей. Средний доход одного участника программы в 2007 году составил 1 579,0 руб. за полный отработанный месяц.

Помимо Целевой программы подростки работали и в организациях всех форм собственности : занимались благоустройством , озеленением парковых зон , дворовых территорий , о чисткой бесхозных территорий.

Заключались договоры о совместной работе по организации временного трудоустройства подростков с работодателя (в том числе индивидуальными предпринимателями ), где заработная плата выплачивалась за счёт собственных средств предприятий. В ООО "Жилищно-эксплуатационное управление № 4", ООО "ЖЭК -4", ООО "Рост ", ООО "Зеленстрой " подростковые бригады высаживали цветочную рассаду и ухаживали за ней , занимались ремонтом и восстановлением детских дворовых площадок. В муниципальном казённом предприятии г. Новокузнецка "Трамвайные пути городского электрического транспорта " юноши работали помощниками монтёров пути. По окончании работ по решению дирекции данного предприятия большинство подростков были дополнительно премированы и награждены благодарственными письмами. В ООО "Анастасия ", "Фирме Радуга ", у частных предпринимателей Кожевникова Е. М. , Козловой И. В. девушки ра ботали помощниками продавцов , помощниками администраторов торговых залов. Средний доход подростков за полный отработанный месяц составил 3500,0 рублей.

По окончании трудового лета за весомый вклад в благоустройство города Новокузнецка , добросовестное отношение к труду Макаров Максим (учащийся МОУ "Лицей № 34") и Батыршина Алсу (учащаяся МОУ "Средн я я общеобразовательная школа № 1") награждены Благодарственными письмами ГУ ЦЗН г. Новокузнецка.

Кроме того ребята работали и в рамках региональных целевых программ "Молодёжь Кузбасса " и "Образование Кузбасса ".

Служба занятости несовершеннолетних гражданам в возрасте о т 16 до 18 лет.

Для регистрации в службе занятости в целях поиска подходя щей работы несовершеннолетнему необходимо пред ставить следующие документы :

Если вы ранее работали : Если вы ранее не работали : Паспорт Трудовую книжку Документы , удостоверяющие профессиональную квалификацию Паспорт Справку о среднем заработке за последние три месяца по послед нему месту работы Документ об образовании

Зарегистрировавшись в центре занятости населения , подросток получает прав о воспользоваться всеми услугами службы занятости , а именно :

Психологи Центра занят ости населения помогут :

· определиться с выбором профессии и специальности ;

· познакомят с возможными вариантами трудоустройства и профессионального обучения ;

· окажут психологическую поддержку ;

· организуют участие в занятиях Клуба ищущих работу , программе «Новый старт» , а также проводимых семинарах «Технология поиска работы» , помогут научиться правильно и успешно осуществлять поиск работы ;

· при отсутствии подходящей работы , профессии или необходимой квалификации специалисты предложат варианты профессионального обучения , которое проводится за счёт средств службы занятости.

К сведению : профессии и специальности , по которым возможно обучение граждан , не достигших возраста 18 лет : маникюрша (с 17,5 лет ) столяр (с 16 лет ) модистка головных уборов (с 17,5 лет ) плотник (с 17 лет ) продавец смешанных товаров , контролёр-кассир (с 17,5 лет ) облицовщик-плит очник (с 17,5 лет ) повар (с 17,5 лет ) токарь (с 16 лет ) портной ( с 17,5 лет ) штукатур-маляр (с 16 лет ) парикмахер (с 17,5) швея (с 16 лет ) слесарь по ремонту автомобилей (с 16 лет ) слесарь-ремонтник (с 16 лет )

Межведомственная комплексная профилактическая операция "Подросток "

Специализированное профилактическое мероприятие "Забота ".

Всего в рамках операции "Забота " с 01. 06. 2009-31. 08. 2009 было трудоустроено 1494 подростка.

По г. Новокузнецку за период с 01. 06. 2009 по 31. 08. 2009 на временные работы трудоустроено 1135 чел. , в том числе по направлению КДН и ЗП 416 чел. , дети-сироты -52че. , дети-инвалиды -6чел. Подростки работали на благоустройстве пришкольных территорий , спортивных площадок , дворовых и безхозных территорий , парковых зон города.

В рамках среднесрочной городской целевой программы "Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в 2007-2011 годах " за соответствующий период было трудоустроено 507 несовершеннолетних.

В учреждениях управления образования и науки отработали 376 чел. , на заработную из местного бюджета было выделено 1 078,0 тыс. руб. , на материальную поддержку из областного бюджета -411,9 тыс. руб.

В учреждениях управления культуры отработали 48 человек , на заработную плату из местного бюджета было выделен о 124,9 тыс. руб. , на материальную поддержку из областного бюджета -52,7 тыс. руб.

В учреждениях комитета социальной защиты населения отработали 83 чел. , на заработную плату из местного бюджета было выделено 198,8 тыс. руб. , на материальную поддержку из областного бюджета -84,3 тыс. руб.

По программе Мэра г. Новокузнецка "Орг анизац ия деятельности трудовых подро стковых отрядов по благоустройству город а " отработали 350 чел. , в рамках областн ой программы -97.

По Новокузнецкому рай ону за период с 01. 06. 2009 по 31. 08. 2009 на временные работы трудоуст роено 359 чел. , в том числе по на прав лению КДН и ЗП 47чел. , д ети-сироты -30 чел. , дети-инвалиды -6 чел.

В рамках долгосрочной районной целевой программы "Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в муниципаль ном образовании "Новокузнецкий муниципальный район " на 2009-2011 годы " были трудо устроены 317 подростков. Подростки работали в школах на благоустройстве территорий , выполняли мелкие ремонтные работы , трудились на с /х пришкольных участ ков. На выплату заработной платы из местного бюджета было выделено 965,0 т ыс. руб. , на мате р иальную поддержку из областного бюджета -334,0 тыс. руб.

Диаграмма « На что потратили заработанные ден ежные средства подростки из трудовой бригада шк олы № 67. »

9% 7% 31%

Отзывы о работе бригады

Все отзывы о бригаде были только положительные , так как вся запланированная работа , была выполнена в срок. Выполнена качественно и добросовестн о. Все учителя , принимающие в этом учас тие , так же остались довольны проделанной работой. В свою очередь трудовая бр и гада проявила желание , в следу ющем году вновь приступить к работе.

Причины трудоустройства подростков школы № 67 в трудовую бригад у.

Диаграмма «Причины тр удоустройства подростков».

Обьём работ : 4 часа в день с 10. 00-14. 00.

Выпол няемая работа. М альчики : 1) Чистка подвалов мастерских. Благоустройст во территорий : вывоз мусора , посадка цветов.

Девочки : 2) Уборка кабинетов , мелкий ремонт парт , стульев. Покраска.

Заработная плата. 2096 р. государство , 1100р. Центр занятости.

Динамика и факторы фор мирования ценностных трудовых ориентаций современной молодёжи.

Молодёжь , как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов , поск ольку , именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того , насколько изучен мир ценностей современной молодёжи, её установки, жизненные планы , во многом зависит эффективность разрабатываемы х мероприятий а области о б разования , в сфере труда и занятости.

Весомый вклад в изучение ц енностных ориентаций молодёжи был внесён работами таких известных российских социологов как

Специалисты указывают на то , что современная ситуация в сфере труда и занятости стави т молодежь в очень сложные условия. Так , если раньше система распредел ения выпускников учебных заведений гаран тировала им занятость по специальности , то теперь распределение п роводится в резко ограниченном масштабе , ставя молодых специалистов в систему жесткой конкуренции с людьми , имеющими опыт работы.

Социологические исследования фиксируют изменения , происходящие в ценностных т рудовых ориентациях российской молодежи , связывая их с ухудшением материаль ного благополучия народа и резким н а этом фоне обогащением отдельных г рупп населения.

Так , большинство опрашиваемых в 60е - 80е гг. молодых людей и девушек н е мыслили своей жизни без профессио нальной деятельности. Опросы 1993-199 5 гг. показывают , что 15-20 процентов молодых ре спондентов не стали бы работать воо бще , если бы были материально обесп ечены. Около 40-50 процентов молодых людей связывают мотивацию трудовой активности с деньгами и стремлением заработать их любыми способам и , в том числе и противоправными.

Сл едствием падения социальной ценности тру да для значительной части молодых л юдей стал социальный пессимизм , то есть неверие в то , что они ког да-нибудь смогут иметь интересную , содержа тельную работу, оплачиваемую в соответс твии с мерой своего труда.

Авторы работы полагают , что усп ешность перехода России к рыночным отношениям во многом определяются сложив шимся образом рынка , ценностью труда , установками на профессиональную деятельнос ть российской молодежи.

Они решили рассмот реть динамику и факторы формирования це нностных трудовых ориентаций молодежи Ал тая на примере двух возрастных груп п : учащихся 11-х классов и студентов старших курсов вузов города , котор ые и явились объектом нашего исслед ования. Основным методом сбора инфо р мации являлся анкетный опр ос.

В ходе исследования было опроше но 300 респондентов 150 школьников и 150 студенто в. В результате были получены следу ющие данные.

Из общего числа опрошенных проф ессионально определились 58 процентов школьников , 41 находятся в пр оцессе професси онального самоопределения и лишь 1 процент выпускников 11-х классов пока не задумывались об этом. 55 процентов школь ников оценило престиж выбранной професси и как очень высокий , 38 как относитель но высокий и лишь незначительное чи сло школьни к ов выбрало будущую профессию, не пользующуюся престижем в обществе.

Самой популярной профессией среди учащихся 11-х классов является професси я юриста. Это также свидетельствует об ориентации респондентов на социально престижные виды деятельности.

Тот факт, что значительная часть студентов оценило избранную про фессиональную деятельность как средне престижную , свидетельствуют о том , что ожидания школьников далеко не всегда оправдываются.

Основными критериями , которыми руково дствуется молодое поколение при выб оре профессии , являются высокая оплата труда и интерес к данному виду деятельности. Причем , для школьников материальный фактор более значим по сравнению со студентами.

Что касается роли родителей в професси ональном выборе их детей , то для 1/3 части учащих ся школ совет родителей оказал решающее значение , среди студентов данный показатель ниже в 2 раза.

То обстоятельство , что профессия родителей абсолютно не повлияла на профессио нальный выбор их детей (66 процентов в обеих возрастных группа ), в очередн ой раз свидетельствует об ориентац ии молодежи на социально престижные виды деятельности , которые , естественно , значительно отличаются от популярных профессий во времена молодости их р одителей.

При анализе вопроса о том , с кем обсуждался выбор профессии , выяснилось , что референтную групп у для молодежи в этом вопросе составляют : родители и друзья.

На вопрос "Может что-либо помеша ть реализовать Ваш профессиональный выбо р ?". 38 процентов студентов и школьников ответили утвердительно , 27 отрицательно , остал ьные затруд нились ответить. При этом 68 процентов школьников видят опаснос ть в неудачной сдаче экзаменов , а студенты в отсутствии рабочих мест и низкой оплате труда.

Также отмечена зависимость ответа на данный вопрос от материального положения респондента : среди тех, чье материальное положение лучше , чем у большинства , самый высокий показ атель уверенных в отсутствие чего-либо , способного помешать реализовать профессион альный выбор. Причем , следует заметить , что процент твердо уверенных в том , что выбор профессии долж е н быть выбором на всю жиз нь , выше среди учащихся школ. Это свидетельствует , на наш взгляд , о некоторой идеализации представлений о будущей профессиональной деятельности , кото рая со временем изменяется. Что кас ается планов на будущее , то 90 процент ов школь н иков планируют про должить образование в вузе , причем для большинства учащихся школ высшее образование является возможностью получить престижную и высоко оплачиваемую р аботу , в то время как большинство студентов главную функцию обучения в вузе видят в повы ш ении уровня своего образования. Так , 66 процентов студентов считают , что в вузе не дают в достаточной степени знаний и навыков , необходимых в будущей работе. Может быть с этим связано и то , что кажды й четвертый из опрошенных скорей вс его не повторил бы св о й выбор места учебы.

Различия между студентами и учащимися школ явно прослеживаются и п ри ответе на вопрос : "Какого образов ания достаточно , чтобы иметь хорошую работу ?". Так , 72 процента школьников счит ают , что высшего , и 22 несколько высши х , среди студент ов только 45 и 19 придерживаются таких точек зрения , пр и этом 31 процент студентов считают , ч то образование не играет никакой ро ли. Что касается будущих планов сту дентов , то после окончания вуза 66 про центов планируют работать по специальнос ти , при этом д л я каждо го третьего реальна перспектива остаться безработным. При этом вероятность остаться без работы обратно пропорционал ьна степени престижности выбранной профе ссии и от уровня материального дост атка студентов.

Для выяснения ценности труда дл я современно й молодежи использовался ряд вопросов. Были получены следую щие данные. Чуть больше половины ре спондентов считают работу неотъемлемой ч астью жизни человека , так как ее отсутствие , по их мнению , приводит к деградации личности. Хотелось бы обратить ваше вним а ние на то , что почти половина учащихся школы уверена в том , что рабо тать не обязательно , если есть возм ожность безбедно жить , в то время среди студентов этот показатель в три раза ниже. У 54 процентов ш кольников вопрос : "Стоит ли в наше время честно труди т ься ?" вызвал затруднение. Лишь 1/5 учащихся шк ол уверены в необходимости честного труда , в то время как в гр уппе студентов данной точки зрения придерживается 44 процента.

Для большинства школьников работа является способом обеспечить себя и возможностью д остичь более выс окого социального статуса. У студентов несколько иная картина : работа это способ обеспечить себя и возможность реализовать творческий потенциал , умение и профессиональные навыки. Причем 34 процента студентов не только учатся , но и работают, среди школьников же только 10, что вполне естественно и закономерно. При этом число школьников , не желающих работать в свободное от учебы время в два раза больше по сравнению со студентами. Это объясняется тем , на наш взгляд и тем , что у школьн иков пока н ет острой нео бходимости обеспечивать себя , поскольку о ни находятся на иждивении родителей.

Для изучения нравственных установок на труд использовался такой вопрос как : "Допускаете ли Вы для св оих сверстников участие в таких вид ах деятельности , как рэкет , ша нт аж , воровство и т. п. ?". Каждый третий школьник не смог определенно ответ ить на поставленный вопрос , либо со знательно ушел от ответа. Один из трех допускает подобные поступки с верстников (а в определенной степени и свои ), треть относится к ним отрицатель н о. Аналогичная картина сложилась и в группе студен тов. Нас интересовало и то , наскольк о привлекательны для молодежи следующие формы деятельности : уличная торговля , мойка машин , перепродажа вещей и проституция. Все респонденты резко тол ько к проституции от р ицател ьно относятся , к остальным же видам деятельности отношение выражается таког о рода суждением : "Не осуждаю других , но сам не буду работать ". Если сравнить показатели оценки выше п еречисленных форм деятельности , как норма льного способа зарабатывать ден ь ги , то уличная торговля имеет более высокие показатели по сравне нию с остальными.

Общий анализ системы ценностей респондентов показал , что в группе школьников значимость трудовой деятельности несколько ниже , чем в группе сту дентов , что объясняется возрастн ыми различиями. Хотелось бы отметить , ч то среди людей , достойных большого авторитета и уважения окружающих , большин ством называются хорошие специалисты , про фессионалы в своем деле. Хотя далее следуют те , кто может все дос тать и решить любые жизненные проб л емы. Это объясняется , на наш взгляд , следствием перехода страны к рыночным отношениям.

Таким образом , на основе получе нных данных авторами работы были сд еланы следующие выводы :

При выборе профессии современная молодежь ориентируется на такие виды деятельно сти , которые престижны в обществе в данный момент.

Профессиональная деятельность для мо лодежи продолжает оставаться одной из главных жизненных ценностей.

Для большинства респондентов трудова я деятельность является способом достиже ния материального благопол учия.

Получение высшего образования для большинства молодежи является важным аспектом в достижении жизненных целей.

Дин амика ценностных трудовых ориентаций мол одежи формируется под влиянием таких факторов , как возраст и уровень образования респондентов , их социальное и материальное полож ение , условия жизнедеятельности.

Феномен работающего студента

Феномен работающего студента в современной России очень распространен, однако студенческая занятость сейчас существенно иная , чем в советские времена. Рассмотрим кратко эти отличия.

Масштаб занятости. В настоящее время подрабатывают 77% студентов технических факультетов , 72% - экономических , 83% - гуманитарных. На I курсе работают 40% студен тов , на II - 54%, на III - 81%, на IV - 74%, на V - 77%, две трети из них работают постоянн о.

Вынужденностъ занятости. Если в прежние времена для подавляющего большин ства студентов вузов постоянная оплачива емая работа не была жизненной необх одимостью , то сейчас она стала тако вой , так как покупательная способность стипендии за по следние 8 лет упала более чем в 4 раза.

Цели занятости

Для студента-старшекурсника 70-80-х гг. осн овными целями работы были дополнительный (именно дополнительный , а не насущн о необходимый ) приработок , отработка обяза тельной практики , приближение к объек ту исследования и забота о будущем месте постоянной работы. У их сегодняшнего сверстника структура целей существенно иная. Вот как она выглядит , по мнению В. И. Греч икова.

На первом месте (с большим отрывом от других целей ) - необходимост ь заработать себе на жизнь и на получение образования. На второ м - забота о послевузовском трудоустройств е , желание поработать , чтобы получить опыт в определенной области с н амерением и дальше там работать , чт обы было , что написать в "резюме " и тем самым повысить свои шанс ы на получение желаемой работы , познакомиться за время учебы в вузе с несколькими видами раб от и выбрать подходящую. Далее след уют стремление не отстать от друзей ; желание чем-то занять свое время и голову , недогруженность в процес се учебы ; стремление заня т ь ся чем-то новым ; потребность полнее ощутить связь приложенных усилий с результатом , что далеко не всегда у дается в вузе.

Обязательная практика на предприятия х во многих вузах технического и экономического профиля теперь не т ребуется и заменяется практико й и НИИ или там , где удастся договориться. Трудоустройство с целью выполнения курсовых и дипломных работ почти не встречается , скорее , наоборот - тематика этих работ выбирается та к , чтобы студенту легче было ее выполнить.

Сферы занятости. Сократилась занят ость студентов в науке и научно-исследовательских секторах вузов , в промышленности. Но зато в десятки раз больше студентов , по сравнению с советскими временами , работают в торговле , в ресторанах быстрого питани я , заняты маркетинговой деятельностью и услуг а ми , особенно рекламн ыми , компьютерными и финансовыми.

Связь профиля работы с вузовско й специальностью. Наши данные обнаруживаю т все больший разрыв между характер ом регулярной занятости студентов гумани тарных , технических , а тем более ест ественнонаучных и ф изических факульт етов вузов и той специальностью , ко торую они получат в процессе обучен ия. В то же время экономическое , менеджментное , социологическое и психологич еское образование находит все больший спрос и позволяет гораздо большей части студентов нахо д ить работу по специальности.

Интенсивность работы и возможность совмещать ее с учебой. По мне нию сотрудников рекрутерских агентств , ли шь 1-2% студентов работают полный рабочий день , остальные - либо несколько дней в неделю , либо часть дня , либ о имеют свобо дный график. Но эти цифры не отражают реальности , поскольку рекрутерские фирмы в основн ом занимаются набором персонала с в ысшим образованием , и туда обращается лишь незначительная часть студентов.

Опросы экспертов показали , что общая трудовая нагрузка у бо лее -менее регулярно работающего студента рас тет , а возможность получить свободный график работы для совмещения ее с регулярной учебой - уменьшается. В результате работающие студенты постоянно пропускают учебные занятия.

". Главное , что изменилось в с туде нческой занятости , - эпизодическая работа во внеучебное время сменилась систематической работой вне зависимости от профиля учебы и расписания з анятий ".

". Студентов , которые заняты на постоянной работе , легко отличить : они появляются на первых двух лекци ях , а потом - только на экз амене ".

Особенности трудоустройства

В прежние времена трудоустройство студентов-старшекурсников осущ ествлялось на основе многолетних связей между вузами и профильными для них предприятиями и организациями. Теп ерь во многих случаях эти св язи разорваны ; акционировавшиеся или пере шедшие в частные руки предприятия с окращают работников и не берут студ ентов ; научные организации не могут обеспечить достойный заработок своим пос тоянным сотрудникам и могут привлекать на работу лишь единичных студентов , государственные бюро занятост и либо не занимаются студентами сов сем , либо работают с ними в по следнюю очередь , те фирмы и предпри ятия , где можно неплохо заработать , набирают работников либо по рекомендация м , либо на конкурсной основе.

В последние годы создаются фирм ы и организации , занимающиеся трудоустрой ством студентов и выпускников вузов , сбором и распространением среди них информации возможных местах и пред лагаемых условиях работы. Проводятся "дни карьеры " и другие формы контактов м ежду студентами и рабо тодателями. Тем не менее , современное трудоустройство студентов следует охарактер изовать как преимущественно индивидуальное , слабо регулируемое и свободное.

Развитие студенческой занятости. Преж де всего , отметим те значительные и змене ния в российском обществе за последнее десятилетие , которые оказали наибольшее влияние на состояние вы сшего образования и рынка труда.

Масштабность и глубина структурной перестройки в экономике , в том числе и на рынке труда : принципи альная и быстрая смена секторов и отраслей , выступающих в роли о сновных потребителей труда , столь же быстрые и глубокие изменения в спросе на отдельные профессии , иные требования к квалификации , которая действ ительно , а не формально требуется о т претендентов на те или иные рабочие места.

Быстрые изменения всех аспектов экономической практики : продукции , потребите лей , технологий , схем работы , правил, требований , законодательных и нормативных документов , связей и т. д. В результате высшая школа не успевает давать своим выпускникам профиль и уровень профессиональной подготовки , соответствующие меняющимся требованиям и росту разнообразия экономической жизни.

Следствием стала поляризация возраст ной структуры работников по секторам экономики , видам бизнеса , типам и срокам образования пр едприятия. На большинстве предприятий , возникших за последние 3-5 лет , персонал очень молодой и нет систематической передачи про фессиональных навыков и приемов работы от старших поколений к молодежи. Молодые люди вынуждены теперь учи ться на собственном оп ы те.

Резкое сокращение государственного р аспределения выпускников вузов по местам работы. Многие наши собеседники ра ссматривали этот факт как недостаток современной политики государства. Тем не менее , это вполне закономерное я вление , поскольку государство т еперь - не единственный и даже не о сновной работодатель , и у него нет возможностей трудоустроить всех выпускн иков вузов. Другие работодатели не обязаны брать на работу только на основании направления от государственны х органов , не имеющих над ними админис т ративной власти. Поэто му студентам нужно самим заботиться о своем послевузовском трудоустройстве.

Изменение требований со стороны тех работодателей , которые принимают в ыпускников вузов и предоставляют им хорошие , по современным меркам , услови я. Уже отмечал ось , что многие из них предпочитают набирать людей с высшим образованием , причем выпускни ков престижных вузов , и предъявляют больше требований к личностным качествам и практическому опыту работы в бизнесе , не очень обращая внимание на специальность , получ е нную в вузе.

Рост требований работодателей к практическому опыту выпускников наталкивает ся на уменьшение возможностей для с тудентов получить этот опыт во врем я обязательных практик.

Резкое ухудшение экономического поло жения вузов приводит к следующему : а ) вводятся различные элементы плат ности обучения (число этих элементов и совокупная их цена быстро рас тут ), б ) нет возможностей привлекать для преподавания успешных практиков , в ) в учебном процессе используются устар евшие программы и методы обучения , г ) ост р ее проявляются скудо сть фондов библиотек и бедность тех нического оснащения учебного процесса , ух удшаются условия проживания студентов в общежитиях и санитарно-бытовое состояние учебных зданий , быстро сокращаются все виды необязательной для обучения деятел ь ности и т. п.

Возр осшие контакты с молодежью из разви тых стран , быстрое распространение горазд о более высоких , чем раньше , стандар тов жизни приводят к быстрому росту жизненных потребностей студентов при гораздо меньших возможностях их удовл етворения за сч ет таких традици онных источников , как стипендия или помощь родителей.

И , наконец , высокий темп инфляци и вызывает у большинства студентов острый недостаток средств на самое необходимое - питание , одежду , приобретение литературы , оплату платных элементов уче бного процесса и на посещение даже самых недорогих мест проведен ия досуга и отдыха.

Молодёжь на современном рынке труда

Необходимость ана лиза положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важ нейшими обстоятельствами. Во-первых , молод ые люди составляют около 35% трудоспособног о населения России , во-вторых , что са мое главное , они – будущее страны , и от стартовых условий их деяте льности зависит последующее развитие. Мол одежь уже сегодня во многом определ яет политические , экономическ ие и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире являет ся одной из особо уязвимых групп на рынке труда , особенно в на шей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем , им уделяется ма ло внимания в научных исследованиях , средствах массовой информации , правительственных документах.

В данной работе анализируются тенденции спроса и предложения труда молодёж и в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время ос новная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общ ественной и социальной сфере. На молодежный возраст приходятс я главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека : завершение общего образования , выбор профессии и получение профессиональной подготовки , начало трудовой деятельности , в с тупление в брак , рожде ние детей. Эта категория населения развивается на ряд групп , определяющих их положение на рынке труда.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет ) представляет в основном учащихся сред них школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значитель ное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многи е из них стремятся заработать деньг и основным путём. Они вступают на рынок труда , поп о лняя ряды безработных.

Ны нешняя ситуация с подростковой занятость ю вызывает большую тревогу. Чаше вс его – это самозанятость вроде мо йки автомашин и торговли газетами или работа в "теневом " секторе эконо мики. Легальный рынок неквалифицированного детского т руда крайне узок. " Макдональдс " и "Русское бистро ", естественн о , не могут предоставить возможности заработ ка всем желающим. Поэтому если не решить проблему государственного контро ля за занятостью этой молодежной гр уппы , то возникнет опасность увеличения кр иминального потенциала общества.

Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди , завершающие или завершившие в основно м профессиональную подготовку. Они являют ся самой уязвимой группой , вступающей на рынок труда , так как не имеют достат очного профессионального и социального опыта , и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди , в основном , уже делают профессиональный выбор , имеют определенную квалификацию , не который жизненный и профессиональный опы т. Они знают , ч его хотят , ч аще всего уже имеют собственную сем ью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

Важнейшими показателями ситуации на рынке труда являются динамика уровня безработицы , емкость и конъюнкт ура рынка труда , соотношение с п роса и предложения и его структура.

Наша статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке труда , и особенно в его молод ежном сегменте. Молодежь реже регистрируе тся на бирже труда , чем люди в других возрастах. Статистика позволяет оценивать тенд енции развития т олько официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государс твенном секторе. Служба занятости охватыв ает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В ре зультате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости , связанных с особенностями российских рыночных отношений , и в частности скрытая безработица. Если принять во внимание спад производства , то ее можно считать равной 40% , около четверти которой составляет работа ющая молодёжь.

Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность , чем зарегистрированная , так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предпри ятий. Кроме того , вынужденное безделье действует разлагающе на не сформирова вшееся сознание. Понятно , ч то в подобной ситуации большинство мо лодых людей стремится к стабилизации своего трудового статуса , пытается различны ми способами избежать возможности потери заработка.

Как показывают исследования , боле е 50% молодёжи занятой на предприятиях государств енного сектора , работает по совместительству , около 25% - подрабатывает в различных альтернативных формах занятос ти. Молодые люди активно занимаются предпринимательством : около 70-80% регистрируемых пр едприятий альтернативного сектора экономики организуетс я людьми 25-30- летнего воз раста. Собственное дело имеют 2. 5-3. 5% общей численности молодёжи.

Снижение общего уровня жизни населения привело к сверх занятости среди учащейся молодежи , вынужденной работать в свободное от учебы в ремя.

Возрастает к оличество предло жений рабочей силы за счет выпускни ков учебных заведений. Отсутствие механизма , р егулирующего трудоустройство выпускников учебн ых заведений и , в частности професс иональных , приводит к возникновению серье зных проблем. Особенную тревогу вызыв ает утрата молодежью ценности п рофессионализма. "Деньги - любым путем '' - такова формула времени для многих молодых людей. Проявляется четкая тенденция люмпенизации молодежи , что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре российского общест в а со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Из-за падения престижа производит ельного труда для значительной части молодых людей стал характерен социаль ный пессимизм , они не верят в возможность иметь интересную , содержательную работу , опла чиваемую в соответстви и с мерой своего труда на уро вне мировых стандартов. Происхо дят полярн ые изменения трудовой мотивации. Квалифиц ированные молодые кадры часто меняют специальность , что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессион альной струк т уре рабочей си лы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве , а труду с низкой интенсивностью, направл енному на получение значительной материа льной выгоды любым путем. Все это , конечно , не может способствовать п одъему экономики страны.

Уменьшение объемов производс тва , рост числа убыточных предприятий , усиление платежного кризиса оказывают самое негативное влияние на спрос рабочей силы. Повсеместно увеличивается высвобождение работников.

Среди безработных , претендующих на вакантное место , каждый пятый – молодой человек в возрасте 16-29 лет. Отношение числа всех обратившихся в поисках работы в службу занятости к количеству вакансий (конкуренция ) составляет почти 17 человек , каждый третий из ни х - молодой человек в возрасте до 29 лет. Это свид етельствуют о значительном резерве рабоч ей силы , т. е. потенциале безработицы , в том числе молодежной , который кор релируется с показателем напряженности н а рынке безработной молодежи и его официальном уровнем.

В последнее время безработица с реди м олодежи все больше приобр етает застойный характер. Повсеместно наб людается сокращение емкости официального рынка труда и усиление разбалансированно сти между спросом и предложением рабо чей силы , что приведет к дальнейшем у росту общей безработицы , в том числ е молодежной.

Особенности российской безработицы определяются структурно– регрессивным спадом производства при разрушении прежних р ынков (экономического пространства ) и меха низмов функционирования хозяйства и медл енном формировании новых рынков и р ыноч ных механизмов регулирования и саморегулирования экономики. Тенденции ф ормирования безработицы закрепляются инвестици онным кризисом.

В результате спада производства во многих отраслях увеличился удельный вес сырьевых о траслей с низкой степенью перераб отки сырья. Пози тивным моментом можно считать устойчивый рос т доли отраслей непроизводственной сферы. Возникли новые сектора экономики : банки , страховые , консалтинговые , аудиторские и инвестиционные компании. Здесь особе нно быстро увеличивалась численность занятых , причем именно молодых людей.

Положительная реакция молодежи на возможности активного участия в "свободной " экономике налицо : это быстро растущий слой предпринимат елей и лиц , занимающихся индивидуально-тру довой деятельностью , более 2/3 из ни х составляют люди в возрасте 25-30 лет. Однако структурные сдвиги в спросе на рабочую силу являют ся скорее отражением кризиса в экон омике , а не структурной перестройки. И тем не менее рынок трансформируе т отраслевую структуру в соответствии со своими потре бностями. Стремител ьно растет спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы , особенно в тех , которые быстрее коммерциали зировались.

Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве ква лифицированных кадров не изменятся , то в бл ижайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неква лифицированного населения , и прежде всего , среди молодежи – выпускников общеобразова тельных школ , не продолжающих дальнейшего образования , не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому н еобходима рациональная организация общеобразов ательного и профессионального образования молодежи , согласованного как с развити ем национальной экономики , так и с мировыми тенденциями на рынке труд а.

В последнее время все боль шее число молодых людей сч итает получение полноценного образования необ ходимым условием достижения желаемого со циального статуса и более высокого материального положения , определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучени е становится важнейшим элементом инфраст руктуры рынка труда , который поддерживает качественно сбалансированный с прос и предложение труда , во многом определяет эффективность мер по ре ализации молодежной политики занятости. В от почему при сокращении подготовки квалифицированных кадров в ПТУ и средних спе ц иальных учебных заведениях прием студентов в вузы из года в год увеличивается.

Большое значение имеет развивающ аяся в службе занятости система про фессионального обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адапт ации высвобождаемых работников и н езанятого населения , повышению их конкуре нтоспособности на рынке труда. Профессион альное обучение безработных осуществляется по трем каналам : переподготовка кадров , первоначальное обучение , повышение квали фикации.

По мере развития рыночных отношений и конкуренции , ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной и социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и оте чественный опыт подтверждают усто йчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельно сть. Одновременно изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли п редприниматели перех одят к долговременной стратегии получени я устойчивых доходов в условиях кон куренции , поэтому в перспективе у н их появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В пр отивоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и , в особенности , профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятост и среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда.

Тем не менее , он будет увеличиваться , хотя , очевидно , и меньшими темпами , чем у зрелых работников.

Специфика положения молодёжи на рынке труда.

Переход к рыночным отношениям в сфере т руда и занятости в условиях структу рной перестройки экономики привёл к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжёлой и б олезненной данная ситуация оказалась для молодёжи , к оторая в силу специфики социально-психоло гических характеристик оказывается недостаточн о подготовленной к современным реалиям рынка труда. Это требует от г осударства разработки и реализации особо й систем ы мер , обеспечивающих не только представление тех или иных гарантий занятости молодёжи , но и оказание поддержки в адаптации данной группы населения к современ ной экономической системе общества. Госуд арство и общество не должны пассивн о ожидать самонастройк и молодё жного рынка труда : требуется обоснованная политика регулирования молодёжной занят ости и достижения его эффективного уровня.

С целью выявления путей достиже ния эффективной занятости молодёжи , необ ходимо проведение комплексного мониторинга молодёжног о рынка труда в с овокупности с анализом таких характерист ик молодёжи , которые способствуют или препятствуют упрочнения положения молодого человека в сфере социально-трудовых отношений. В основном это социально-пс ихологические характеристики , обусловленные особенностями молодёжи как группы трудовых ресурсов. Для выявления закон омерностей их формирования в рамках проведения весной 2001г. V II Ме ждународного форума “Карьера” Московский студенческий центр провёл комплексное со циологическое обследование молодёжи, пре жде всего - студентов и выпускников ВУЗов. Вопросы анкеты , которую было предложено заполнить участникам Форума , б ыли сформулированы таким образом , чтобы выявить приоритеты трудовой мотивации различных категорий молодёжи. Результаты обработки 9854 анкет составили информационную базу исследования.

Возраст участников Форума колебался в пределах 18-27 лет (средний - 21 год 8 месяцев ). Мужчины составили 47,8% всех зап олнивших анкеты , женщины - 52,2%. 74,2% респондентов - жители Москвы ; 25,8%- Подмосковья. Поскол ьк у ф ору м был ориентирован на студенческую молодёжь , доля студентов среди его участников достигала 75,9%, а уже имеющих высшее образование - 24,1%. Условное разграничение позволило установить , что среди ли ц , заполнивших анкеты , 38,2% получают или уже имеют технические образование , 35,6%- экономическое , 17,1%- гуманитарное , а 9,1% могут быть отнесены к прочим профессиональн ым направлениям.

В рамках законодательно установленных воз растных границ молодёжи наблюдается силь ная дифференциация её групп практически по всем социальным показателям. Для выявления особенностей трудового поведения представляется целесообразным дополн ительно выявить группы : 14-15 лет , 16-17 лет , 18-20 лет , 21-24 года , 25-29 лет. В рамках каждой из выделенных групп существуют сво и специфич е ские проблемы со циальной и трудовой адаптации. Необходимо подчеркнуть , что в современных рос сийских условиях происходит сокращение ч исленности и доли молодёжи , выходящей на рынок труда с уже имеющейся профессией (специальностью ), и одновременн о растёт чис л енность и доля тех , кто ищет работу не имея не только профессионального , но и законченного общего среднего обр азования. Это подтверждается и тенденциям и социально-имущественного расслоения в м олодёжной среде , являющегося результатом аналогичного процесса в общест ве в целом.

Уч астие в труде 14-15-летних подростко в является результатом сниже ния уровня жизни нас еления. Чем ниже семейный доход , тем в большей степени семья заинтересо вана в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может с тимулировать прекращения о бразования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данно м случае неблагоприятны : существует реаль ная опасность закрепиться в сфере н еквалифицированного , как правило , физиче с кого труда , что чревато люмпенизацией работника , переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодич еское участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности , не сопровождающееся прекращением получения образования (напр имер , в период летних школьных каникул ), может оцениваться как положительное явление , отвечая интересам подростка и общества. В данном случ ае речь идёт о начальных этапах ада птации к трудовой деятельности, о выборе стереотипа трудового поведения в р ыночной среде.

Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий , направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования.

Ос ознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17- летних молодых людей. Это связано с расширением объёма их материальных и духовных потребностей , а также продолж ающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональ ной деятельности. Успеш н ость этого выбора зависит от того , на сколько широко может ознакомиться подрос ток с миром профессий и специальнос тей , насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой дея тельности. На первый план по отноше нию к данной группе молодёжи выхо дят работа по профессиональной ориентации и консуль тированию , а результатом становится выбор профессии.

Пр оцесс получения профессиональных знаний , умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18-20-летних. Конкретны е сроки профессионального обуч ения могут , безусловно , варьироваться в зависимости от специфики жизненных услов ий молодого человека , выбора им вид а и формы получения образования. По этому по ряду поведенческих характеристи к эта группа примыкает к группе 21-24-летних. В этих рамках боль ш инство молодёжи заканчивает професс иональное обучение и стремится уже не к эпизодической , а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвиг аются гарантии занятости , возможности про фессионального развития и должностн о го роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнител ьных умений и навыков. Так , среди участников Форума достаточно высока д оля владеющих иностранными языками - до 80%.

Навыки работы с компьютером им еют 86,2% респондентов. Желание получить доп олнительное образование продемонстрировали 71,8% опрошенных , из них 13,2% заинтересовались курсом по технологии поиска работы , 16,4%- избрали программы профессиональной пе реподготовки , 14,1%- повышение квалификации по имеющейся профессии (специальности ), а 28,1% - обучению иностранному языку. При этом считали возможным оплатить получение дополнительного образования - 62. 8% респондентов. Постепенно завершающийся процесс социализации приводит к тому , что в сознании молодого человека матер иальные стимулы к тр у ду начинают соседствовать с моральными.

Им енно в возрасте 21-24 лет большинство м олодых людей испытывают так называемый “шок от реальности” , связанный с тем , что их идеальные представлени я о будущей трудовой деятельности в ступают в противоречия с реальн ой обстановкой на рабочем месте. Сп ециальные адаптационные молодёжные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в с оциально-трудовой сфере положение вещей. Н а этот же возраст приходится и период начального этапа карь е ры , характеризующийся вхождением в организацию , нахождением своего места в ней.

Стремление личности за явить о себе , достичь успеха , завоев ать признание в организации характеризую т работника 25-29 лет. В этот период первоначальное освоение профессии законче но , идёт формирование квалифицированн ого специалиста или руководителя ; среди моральных ценностей на первый план выходят потребность в самоутверждении , человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлен ий зависит от того , насколько у д ачным было прохождение пер вой стадии карьеры , проявил ли рабо тник компетентность. Для того , чтобы молодые специалисты не испытывали про блем , связанных с их первым назначе нием , организация может предпринять следу ющие действия : предоставлять претендентам ещ ё на стадии найма м аксимально реалистическую информацию о б удущих условия труда ; поддерживать первон ачальную инициативу новичков , давая им возможность проявить свои профессиональные способности в полном объёме ; обесп ечить выбор руководителей-наставников , с пособных направит новичка в его профессиональных устремлениях ; увязать п ритязания новичка на высокую его сп особностей и возможностей с реальными достижениями.

В период 21-29 лет большинство молодых в ступают в брак , в семьях рождаются первые дети. Снижение жизненного уровня населения способствует повышению возраста вступления в брак у большинства молодых людей. Среди участ ников Форума холостые (незамужние ) состави ли - 81,8%, женатые (замужние )- 14,3%, разведённые - 3,9%. Од нако всё большая доля молодых людей , даже не состоящих в браке , нуждается в достаточно высоком индивидуальном трудовом доходе в связ и с низким уровнем жизни семьи. Это оказывает большое влияние на трудовое поведение молодёжи. Именно в это возрасте начинают проявляться и гендерные (половые ) р а злич ия в положении работника на рынке труда. Рождение и воспитание детей вынуждает женщин откладывать свои профессиональные устремления , что приводит к их отставанию в карьерном рос те от ровесников-мужчин. В системе т рудовой мотивации на первый план во звр а щаются материальные стимулы , что связано с необходимостью соде ржания семьи. Так , отвечая на вопрос о желаемом месте работы , 17,7% участник ов Форума ответили , что им не важно , где работать , лишь бы хорошо платили. При этом в качестве приемлемого уровня мин и мальной заработной платы 19,7% указали интервал 1000-2000 рублей в месяц , 31,7%- 2000-4000 рублей , 43,8%- 4000-6000 руб лей , 4,8%- свыше 6000.

К 29 годам процесс социализации м олодёжи завершается , и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся ли чности самостоятельного и ответ ственного поведения в сфере социально-тру довых отношений.

Исходя из этого , молодёжь имеет ряд особенностей , обусловливающих специф ику её положения на рынке труда. Однако , однозначное оценивание специфически х черт молодёжи как достоинств или недостатков ограничивает возможности достижения её эффективной занятости. Поэтому предлагается перейти к компле ксной оценке особенностей молодёжи как группы трудовых ресурсов ; при этом необходимо иметь в виду , что в различных условиях труд о в ой деятельности , либо в рамках отде льно взятых организаций особенности моло дого работника могут быть интерпретирова ны администрацией по разному , в зав исимости от приоритетов кадровой стратег ии фирмы.

Высокий уровень социальной мобильнос ти молодёжи , весьма заметно проявля вшийся в условиях плановой экономики СССР , сейчас уже не столь очевид ен. Так , среди участников Форума гот овность к смене вида деятельности п родемонстратировали 34,8% респондентов , безоговорочную неготовность - 55,6%, а затруднились с ответ о м - 9,6%. Готовность к служебным командировкам выразилась в том , что 15,8% опрошенных согласны ездить в них часто , 27,8%- редко , 39,2%- иногда и 16,9- никогда. В целом же названное качество работника может быть положительно вос принято работодателем , если ор г анизация избрала предпринимательскую стратегию бизнеса , характеризующуюся высокой степенью риска , ориентированную на быстрое достижение поставленных целей. В этих условиях особо ценными в работниках качествами становятся : готовност ь к риску в интересах ко м пании , инициативность , контактность , от сутствие трудовых стереотипов. При выборе других типов стратегии бизнеса выс окий уровень социальной и трудовой мобильности молодого работника потребует от кадровых служб значительных усилий для того , чтобы эти качест в а были реализованы на пользу организации. В противном случае эт о может обернуться для молодого чел овека к частой смен места работы в поиске лучшего.

Отсутствие практического производственного опыта будет приветствоваться работодате лями , если большинство за нятых в конкретном узком сегменте рынка т руда обладают негативным с точки зр ения изменившейся конъюнктуры бизнеса оп ытом. Ярким примером ситуации такого рода может служить стремление иностра нных (преимущественно торговых ) фирм избег ать найма сотрудников , о тягощён ных практическим опытом работы в ус ловиях плановой экономики. Объясняется эт о недопустимостью сохранения модели труд ового поведения продавца , сформировавшейся в условиях тотального дефицита и включающей грубость по отношению к покупателю , прямой об м ан (обсчёт , обвес , пересортица ), в условиях рыночной экономики. Среди участников Форума опыт работы , включая учебную практику , имели 63,2% опрошенных , при эт ом 25,8% сменили рабочее место один раз , 21,8%- два раза , 15,6%- три и более раз.

Представляется не достаточно аргу ментированной однозначная трактовка способност и молодёжи к инновациям , так как привести новые идеи в деятельность организации могут лишь те люди , которые хорошо знакомы с существующим положением вещей , видят все достоинств а и недостатки соз д авшейся ситуации. Этого не сможет сделать молодой специалист , как бы ни были глубоки его теоретические знания и широк кругозор. Социологические исследования показывают , что в практическ ой деятельности молодёжь часто оказывает ся более консервативной , чем р а ботники средних и даже старших возрастных групп , так как отсутств ие трудового и жизненного опыта не позволяет её грамотно прогнозировать возможные последствия изменений. Другое дело , что молодые сотрудники могут оказаться менее сопротивляемыми инновациям, но не столько по прив ерженности им , сколько по недостаточной приверженности старому. Это качество молодёжи оказывается наиболее востребованны м в условиях стратегии слияния и поглощений , когда доминирующая организац ия стремится избавиться от кадровых сот р удников поглощённых компа ний , опасаясь влияния чужой организационн ой культуры. В этих условиях у молодёжи окажется больше шансов сохра нить рабочие места за счет готовнос ти к адаптации.

По сравнению с другими возрастн ыми группами работников молодёжь характе ризуется более продолжительным перио дом предстоящей трудоспособности , что в разной степени может быт востребов ано организациями , реализующими ту или иную стратегию бизнеса. Предпринимательская стратегия обычно не побуждает адми нистрацию к формированию ста б ильного трудового коллектива , чаще данная стратегия ориентирована на неп родолжительное существование самой организации (так называемые фирмы-однодневки избирают именно такую предпринимательскую страте гию ). В данном случае продолжительный период предстояще й трудоспособно сти работника будет скорее препятствоват ь его трудовой мотивации. Молодой с отрудник , стремящийся к профессиональному развитию и должностному росту , должен будет ограничить свои стремления л ишь определённым уровнем вознаграждения. Стратегия и з менения курса , вынуждающая работников временно поступиться собственными интересами во имя интере сов организации , может оказаться неприемл емой для молодёжи в силу ряда других её специфических черт (высокий уровень трудовой и социальной моби льности , идеальн ы е представления о трудовой жизни ).

Наибольший интерес дан ное качество молодых сотрудников предста вляет для стабильно функционирующих орга низаций , с четко дифференцированной по отношению к различным категориям и группам работников кадровой политикой , в кот орой важное место зани мает планирование карьеры. Соответственно и сами молодые специалисты заинтересо ваны в трудоустройстве в такого род а организации.

Традиционно приписываемый молодёжи б олее высокий образовательный уровень по сравнению со старшими поколен и ями в современных российских условиях уже не является бесспорным. Всё большие контингенты молодёжи оказываются на рынке труда , не имея не то лько профессионального , но законченного о бщего среднего образования. Это обусловле но в значительной мере тем , что п ринятый в советское время закон об обязательном среднем обра зовании перестал выполняться : теперь госу дарство практически сняло с себя об язательства по обеспечению действия этог о закона. Кроме того , наличие сущест венного разрыва между теоретической подг ото в кой в профессиональных учебных заведениях и практическими аспек тами конкретной трудовой деятельности де лает неадекватной реакцию потенциального работодателя на возможно высокий уровень подготовки молодых специалистов , не подкреплённый соответствующим разв и тием трудовых умений и навыков. Это в итоге сказывается на в озможностях их реального трудоустройства.

Практически все работодатели негатив но оценивают такие качества молодых работников , как отсутствие навыков тру довой жизни и построения взаимоотношений в р абочей группе , неустойчивос ть поведения , излишняя эмоциональность , то есть всё то , что свидетельствует о социальной незрелости человека , недостаточном уровне его социализации. Од нако именно в данном конкретном слу чае наблюдается наиболее сильное влияние с тереотипов представления об обязательном наличии такого рода к ачеств у всех без исключения молоды х работников. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода пр иводит к дискриминационному отношению к молодёжи на рынке труда. Вместе с тем , явл я ется очевидны м , что социализация человека в обще стве , хотя и сопряжена с возрастом , протекает у отдельных людей индив идуально. Явления инфантилизма и социальн ой незрелости могут сохраниться у ч еловека до концам его трудовой жизн и , а могут быть преодолены в достаточно раннем возрасте , на стадии профессионального обучения и с тановления. Грамотное построение кадровой политики организации предполагает разработк у специальных программ , позволяющих молод ым специалистам адаптироваться в новой для себя роли наёмног о работника и члена трудового коллектива.

Несовпадение представлений работодателя с реальными характеристиками молодёжи , выходящей на рынок труда , сочетается с далеко не всегда обоснованными представлениями молодёжи о путях а даптации в сфере труда и занятос ти. Это проявляется в выборе профессии , а в дальнейшем - в опр еделении перспектив собственного трудоустройст ва. Например , сегодня в России , вопре ки логике и здравому смыслу , вопрос о престижности и рейтинге образова тельного учреждения далеко не всегда свя з ан в сознании молод ого человека с перспективой реального трудоустройства по будущей профессии ( специальности ). Более того , сам выбор направления или специальности , по кото рым будет осуществляться обучение , часто делается абитуриентом исходя из ид еальных п р едставлениях о бу дущей желаемой работе , а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда , информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной в большинстве городов ст раны. В результате выбора профессии , например , участниками Форума, прои сходил самостоятельно , как отметили 52,4% опро шенных , 24,8% респондентов прислушались к реко мендации родителей , 11,7%- советам друзей , 11,1%- ук азали другие причины выбора.

В данном случае общество сталкивается с социально-психологическими , а не тол ько с экономическими факторами , вли яющими на молодого человека в проце ссе выбора будущей профессии. Современном у работнику уже мало знать и уметь , для него важнейшим становится момент самовыражения.

Вс ё это достаточно ярко проявляется и в попытках начального самоутвержд ения молодого человека через выбор престижной профессии. При этом реальная возможность трудоустройства либо игнори руется (решение проблемы откладывается на срок завершения обучения или осуще ствляется нерыночными методами через род ных и знакомых ) , либо стан овится новым стимулом к дальнейшему самоутверждению. Это тем более возможн о , что именно в молодом возрасте (в силу недостаточной социализации и необремённости житейскими обязательствами ) человек может выдвинуть для себя на первый план удовлетво р ение потребностей высшего уровня - в самореализации и самосовершенствовании , развитии своих способностей.

Возм ожно , именно это стремление большой массы молодых людей к формированию себя как личности и к формированию той экономической среды , в которой они хо тели бы и считали для себя достойным жить , породило устойчивую тенденцию к овладению п рофессиями (специальностями ), для которых в экономической системе страны не су ществовало достаточно рабочих мест. Прежд е всего , это касается таких направл ений подготовки специалистов с высшим образованием , как экономика , ме неджмент , юриспруденция. Сюда были , в первую очередь , нацелены усилия первых возникших в России негосударственных ВУЗов. Практически все государственные ВУЗы иных направлений (технические , пе дагогически е ) открывали у себя подготовку по непрофильным прежде для них специальностям. В результате количество учебных мест по экономике , менеджменту , юриспруденции , финансируемых как из государственного бюджета , так и за счёт средств обучающихся , возросло непропо р ционально по требностям в них.

Те способы решения проблем собственной занятости , к которым прибегает молодёж ь , позволяют сделать вывод об уже достаточно высоком уровне её психо логической адаптации к реалиям рынка труда. Это проявляется в готовности к полной занятости , о чём заявили 62,8% участников Форума , при том , что большую долю среди них с оставили студенты дневных отделений ВУЗо в , которые претендовали на занятость на условиях неполного рабочего дня - 19,6%, временную (эпизодическую ) занятость - 13,2%, кан и кулярную занятость - 4,4%. Среди уже имеющих работу соответствии профе ссии ожиданиям отметили 74,3% опрошенных , а не соответствие гораздо меньше - 25,7%. М олодёжь реально оценивает уровни оплаты труда в различных секторах экономи ки : стремление работать в ча с тном секторе продемонстрировали 57,4% уча стников Форума , а в государственном - 18,2%, выдвинули в качестве критерия выбора высокий уровень оплаты труда - 17,7%, хот ят открыть собственное дело - 6,7% опрошенных.

Сроки поиска работы в среднем для участников Фо рума оказалис ь значительно меньше , чем для безра ботных Москвы в целом : менее одного месяца искали работу 17,9%, от 1 до 4 месяцев - 51,2%, от 4 до 6 месяцев - 12,2%, более 6месяцев - 18,7% опрошенных. Среди способов п оиска работы предпочтение отдано помощи р о дных и знакомых - 40,4%, обращение к услугам частных кадровых агентств - 24,8%; самостоятельно рассылают резюме по различным организациям 19,2%, обращаются в органы государственной службы за нятости 8,4%, а пробуют найти работу ин ыми способами 7,2% опрошенны х учас тников Форума. Однако оценки будущих перспектив трудоустройства пока не вы глядят оптимистичными : только 21,8% респондентов знают , где будут работать , 40,4% находятся в активном поиске работы , 15,4% не видят для себя никаких перспектив на рынке труда, а 22,4% опрош енных затруднились с ответом на дан ный вопрос.

Относительно благополучные результаты проведённого обследования свидетельствуют о ситуации лишь на небольшом сегмент е молодёжного рынка труда Москвы. Х арактеристики занятости и безработицы ср еди л иц , не охваченных высшим профессиональным образованием , очевидно , иные. Однако , выявленные в ходе иссл едования социально-психологические аспекты дост ижения эффективной занятости молодёжи вп олне могут быть реализованы совместными усилиями всех участников м о лодёжного рынка труда - государства , работодателей и самих молодых работни ков.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)