Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Море в произведениях К. Паустовского и В. Катаева

Я прочитала повести В. П. Катаева «Белеет парус одинокий» и К. Г. Паустовского «Чёрное море». Меня заинтересовал вопрос, можно ли при помощи слов описать стихию моря, его изменчивость.

Я решила узнать, почему и с помощью каких приёмов эти писатели в своих произведениях изображают море.

Слово о писателях

Валентин Петрович Катаев родился в 1897 году в городе Одессе. Чёрное море в жизни писателя было его «родителем». На море он родился и жил, любовался его красотой, восхищался его мощью, мечтал разгадать его тайны. Морю посвящены многие страницы его книг. Самая известная – «Белеет парус одинокий», написанная в 1936 году.

Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в Москве. С раннего детства мечтал стать моряком. Но судьба сложилась иначе. Он оказался в Севастополе и по-настоящему влюбился в этот город. Именно о нём К. Г. Паустовский написал и произнёс великое множество возвышенных и вдохновенных слов. Севастополь – одна из самых значительных тем в его творчестве. Здесь написана повесть «Чёрное море», посвящённая этому городу и его жителям.

Итак, эти писатели живут в одно время, становятся свидетелями событий одной эпохи. И ещё их связывает Чёрное море, к которому они не могут относиться равнодушно.

Сравнительный анализ образа моря в произведениях В. П. Катаева и К. Г. Паустовского

Чтобы погрузиться в проблему, я решила рассмотреть героев, глазами которых показано море. Чем для каждого из них стало море?

В. П. Катаев «Белеет парус одинокий». К. Г. Паустовский «Чёрное море»

Героев этих произведений объединяет то, что они живут на берегу Чёрного моря. Оно для них знакомо и привычно. Но их отношение к морю разное.

Автор смотрит на море глазами своих героев: взрослых и детей. Автор видит море глазами взрослых.

1. Петя – мальчик, чья семья гостит летом на море. Оно для Пети

– место игр, буйных героических фантазий, тайн и волшебства. Он1. Автор. Он рассказывает о жителях Севастополя.

чувствует себя частью этого прекрасного мира.

Но в конце повести Петя вдруг понимает, что море стало для него2. Гарт. Он писатель, море вдохновляет его на творчество. Он пишет о чужим. Наверное, пережив много серьёзных и страшных событий, морских бродягах. Он не говорит о морских красотах, но чувствует романтику

Петя повзрослел. Он должен по-другому увидеть и полюбить море. моря.

Этот герой немного похож на самого писателя и немного на А. Грина.

2. Гаврик – мальчик, ровесник Пети. Он живёт на берегу в вет-хой хибарке. Глядя на море, он может определить, какая 3. Сметанина. Она художник. Море вдохновляет её, как и Гарта.

погода будет весь день. Море для Гав-рика – это место, где добывают пропитание, зарабатывают день-ги на жизнь. А для этого4. Юнге. Он работает в бюро прогнозов погоды в порту. У него очень надо очень сильно потрудиться. Море не любит слабых и ленивых. ответственная работа, потому что из-за ошибки в прогнозе могут пострадать

Но Гаврик ещё ребёнок. Поэтому с морем связаны его фантазии, и даже погибнуть люди. Глядя на море, он видит те признаки, которые игры. Для него море красиво особой красотой. помогут сделать правильный прогноз.

3. Дедушка. Вся его жизнь связана с морем. Он знает, что море 5. Зоя. Она дочь Юнге. Для неё море – это папина работа. Оно привычно и не может быть грозным и даже жестоким. А ещё это место тяжёлой, ноочень интересно.

Вывод: герои этих произведений разные, и отношение к морю у них разное. Для взрослых это место работы, суровое и опасное, требующее смелости, самоотдачи и знаний. Для кого-то из героев это источник творческого вдохновения. Для мальчиков море полно тайн и загадок, которые очень хочется разгадать. Это место игр и подвигов, с ним связаны мечты.

Говоря о море, авторы используют различные приёмы художественной выразительности текста.

1. Неоднократно встречается морской пейзаж, где много 1. Описание морского пейзажа не найдено. Однако автор описывает такие прилагательных, описывающих эту стихию: море серое, бурное, редкие явления как бора и пожар на море.

голубое, спокойное.

Вода тёплая, холодная, чёрная.

2. Эпитеты.

Море мрачное, шерстяное, рабочее, военное, пламенное, 2.

сверкающее; Море военное, рабочее, горящее;

взбаламученные волны; грифельное небо; оглушённый воздух; встревоженная вода; осеннее сверкание.

потрясённые обрывы.

3. Метафоры.

Волны, покрытые белыми барашками пены; море, будто глаженное против ворса; малахитовые доски прибоя; зигзаги пены, тонкий 3.

туман брызг висит кисеёй. Золото облаков; изорваность утёсистых берегов; путаница глубоких бухт, повороты выветренных лестниц.

Вывод: описывая море, авторы используют эпитеты, метафоры, ряды однородных членов предложения.

Это помогает увидеть море красивым, одухотворённым, своенравным, быстро меняющимся. Оно предстаёт перед нами живым существом, со своим характером. Читая, я легко представила себе эту стихию, и это помогло мне глубже и полнее понять характеры героев произведений.

В этих повестях авторы точно указывают время действия, тем самым приближая читателей к конкретным событиям, помогают почувствовать исторические особенности эпохи. Это время революционных событий начала XX века. Авторы невольно сравнивают стихию моря и стихию революции.

Для героев повестей в это время море – это место работы, военных действий, жизненных испытаний. Но, всё же, море остаётся источником вдохновения и символом красоты.

Я думаю, что В. П. Катаев и К. Г. Паустовский по-своему влюблены в море. Они сумели найти такие точные слова, что, читая, видишь величественное и прекрасное море.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)