Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Морской мир

Историческая справка об использованных в работе техниках и материалах

С древних времен для письма и книгопечатания применялись самые разнообразные материалы: в Месопотамии это были глиняные таблички, в Египте – папирус, в Греции и Риме – пергамент. Некоторые из них были слишком хрупкими, другие – слишком сложные в обработке, третьи – неудобны в использовании. Самым универсальным материалом стала бумага.

Китайцы, которым принадлежит это изобретение, уже во II веке украшали ею стены своих домов. Японцы завешивали плотной бумагой окна и делали из нее межкомнатные перегородки. Впоследствии она попала в Персию, Северную Африку, на Кипр, в Испанию и другие страны. Примерно в 10 веке бумага из Италии проникла в Россию.

В прошлом процесс производства бумаги выглядел следующим образом: растительные волокна подвергались механическому измельчению в воде, затем эту массу процеживали через тонкие шелковые или волосяные сита, постоянно их встряхивая. Волокна стягивались и, равномерно переплетаясь, образовывали лист. Дальнейшая обработка заключалась в прессовании, высушивании и разглаживании полученных листов.

Удивительно, но за несколько столетий технология ручного отлива бумаги практически не изменилась. Только инструменты сегодня используются другие – более современные. В остальном, как и прежде, мы получаем материал, обладающий уникальными свойствами.

Для художников бумага ручной работы давно перестала быть простым средством для письма или рисования и превратилась в творчестве пространство.

Вот, например, возьмем гравюру и теснение.

Гравюра – понятие широкое и неоднозначное. В этом виде графики рисунок сначала вырезается или вытравливается на том или ином материале, а затем покрывается краской и стискивается с формы на бумагу. Гравюра может быть высокой, глубокой и плоской.

К высокой гравюре относят продольную и торцевую ксилографию (гравюра на дереве), линогравюру и металлографию. В них краска наносится на выпуклый рельеф при помощи валика.

К глубокой относят формы, вытравленные или вырезанные на металле.

К плоской относят литографию на камне.

Словом гравюра обозначает и саму форму, и оттиск на бумаге, сделанный с этой формы. Гравюру принято также разделять на репродукционную и авторскую. Репродукционную гравюру по рисунку художника вырезает мастер-резчик. Авторскую – создает по своим эскизам сам художник.

Гравюра – искусство демократичное, она рассчитана, как правило, на большой тираж высококачественных оттисков. В результате печати с формы получаются равноценные оттиски, каждый из которых подлинник, хотя и неуникальный, а размноженный.

Гравюра – искусство печатное, поэтому ее создание не мыслимо без бумаги, красок и печатных станков различной конструкции, хотя авторские оттиски и печатаются, как правило, вручную.

Теснение, техника художественной обработки кожи, листового материала, бархата и некоторых других материалов для получения на них поверхности рельефных изображений путем выдавливания. Этот способ известный в искусстве Древнего Египта и других стран Древнего мира, использовался при массовом изготовлении украшений, в том числе окладов икон.

В полиграфии тиснением получают изображения рисунка или шрифта на переплетной крышке или не бумаге, картоне. Выполняется теснение при помощи винтового пресса – для металла, нагретых металлических матриц – для кожи, раскаленных железных штампов – для бархата.

Тиснение может быть красочным и бескрасочным (блинтованным).

Выполнение работы

Именно «вареная» бумага, потому что ее форма и «рваные» края похожи на старые морские карты.

Это предполагало не просто выполнить линогравюру, но еще и создать сам материал, на котором можно было бы делать оттиски с форм. Работа приобрела исследовательский характер, появилась возможность создать не просто черную картину, а что-то более интересное и зрелищное.

Морскую тему я выбрала не сразу. Сначала я думала сделать что-то в египетском стиле, но потом я посмотрела фильм про пиратов и меня заинтересовала эта тематика: их корабли, волны, морские глубины. Еще я вспомнила первое свой впечатление о море, эта встреча оставила во мне неизгладимый след. Оно открылось огромным синим простором, где небо смыкалось с землей и кроме тоненькой полоски не было ничего видно, ни чего лишнего, в то время я поняла, что значит СВОБОДА! Сколько в этих глубинах может быть много нового, невиданного. Не зря при слове море, возникают образы простора, не ведомых земель, необычной жизни Еще по тому, что живем мы вдалеке от моря, тянет туда, все время Как на Родину Может тянет туда не просто так Может море и есть наш первый дом, дом где родилась ЖИЗНЬ?.

Вот тема выбрана, но вот, как и что, конкретно сделать – на поиски этого, на создание эскизов, ушло много времени. После утверждения эскизов, я начала вырезать формы частей композиции на линолеуме.

Формы я вырезала в виде фрагментов: в виде ракушек, кораблей и всевозможных рыб.

Затем я делала «вареную» бумагу. Изготовление бумаги происходило в нескольких этапов.

Сначала я порвала бумагу на мелкие кусочки и залила водой так, чтобы вода покрыла бумагу. И еще раз порвала намокшие кусочки перемешала и измельчила миксерам до однородного состояния и добавила одну чайную ложку клея ПВА. Тщательно все перемешала.

Разложила один край марли на сетке лотка. Выкладывала полученную массу, придавая ей форму «рваных краев», в лоток.

Затем аккуратно поднимала сетку лотка, стараясь держать ее горизонтально, дала воде немного стечь. После чего промокнула поверхность губкой, периодически отжимая ее. Это был самый ответственный момент. Если не удалить воду из бумажной массы, бумага бы не получилась.

Далее я переложила сетку с марлей и листом бумаги на полотенце. Еще раз тщательно промокнула поверхность впитывающими салфетками. Следующий этап я медленно снимала верхнюю часть марли, осторожно отделив ее от еще сырого бумажного листа. Застелила одну разделочную доску сухим полотенцем. Перевернула сетку лотка, выложила лист на полотенце и сняла второй край марли. Накрыла бумажный лист сверху другим полотенцем. Затем второй доской. Зафиксировала доски при помощи струбцин.

Сушила бумагу в таком положении несколько дней, периодически меняя полотенца.

После того, как вырезанные фрагменты были готовы, я оттиски с форм на моей бумаге. Их делали на специальном прессе в мастерской, иногда использовали черную краску. А иногда без нее. Поскольку «вареная» бумага материал рыхлый и податливый, оттиски получались четкие.

Вся работа собиралась на пастельной бумаге при помощи мешковины. Она состоит из трех композиций, собранных из фрагментов.

В работе изображено мирное море. Плещут волны, за каждой волной скрывается что-то свое. Вот волна отпрянет, и мы видим ракушку. Следующая волна отбежала – тут необычная рыбка А вот на гребне волны качнулся корабль, а там призрак корабля

В этой статье показана возможность поиска спокойствия, безмятежности, уверенности в себе, радости посредствам соприкосновения с морем.

На мой взгляд мне это удалось.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)