Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мосты родного города

На уроке окружающего мира мы знакомились с архитектурой г. Санкт-Петербурга. Большое впечатление на меня произвел раздвижной мост через реку Неву. Мне захотелось узнать о мостах нашего города. Для любого города мост имеет очень важное значение. Это не только переправа с одного берега на другой, но и украшение города. С моста можно любоваться красивым видом на речку, встречать здесь рассветы и даже рыбачить. В нашем городе протекает река Уда («удэ» в переводе с бурятского полдень) и её протока Застрянка. Через эти реки проходят 3 моста: железобетонный мост через р. Уду, автодорожный мост через протоку Застрянка, и деревянный пешеходный мост через протоку Застрянка. Все эти мосты имеют интересную историю.

Мост через р. Уду

Долгое время в Нижнеудинске не было моста, хотя переправа была нужна, т. к. через наш город прокладывался Московский тракт – а это транспорт, обозы. Первая переправа была в районе пивоваренного завода. Здесь до сих пор сохранилась причальная стена – припаромка. Переправлялись на больших лодках – карбасах, позднее на пароме- плашкоуте. Здесь же была первоначальная дорога.

И только в конце 19 в. Был построен первый мост через реку Уду. Он находился напротив дома городского головы. Для удобного подъезда к переправе, чтобы обозы не застревали в грязи, дорога была выложена камнем. ( Рядом с нашей школой ул. Красных работниц). Этот мост прослужил недолго. 10 июня 1912 г. в городе было страшное наводнение, уровень воды поднимался на 10 м. , вода доходила до конца улицы Ленина. Мост через Уду снесло. И переправа вновь шла по отмели и паромам.

В 1914 г. был выстроен мост до середины реки (до основного русла), а по самой глубокой её части ходил паром. Принимал участие в строительстве искусный мастер - строитель мещанин Никифор Андреевич Зверев, приехавший в Нижнеудинск в 1907 г. В 1916 г. он ремонтировал ледорезы моста. Обо всем этом есть записи в «Книге смет».

Мост находился напротив дома городского головы (в то время им был Ходукин). Подъездом к переправе продолжала служить вымощенная мостовая. На берегах Уды скапливался транспорт, обозы, следовавшие по Московскому тракту.

В результате получалось, что такое сообщение между двумя частями города прерывалось на несколько дней.

Строительство моста через Уду началось в период советской власти. Завершилось строительство моста в апреле 1930г. Мост прокладывался левее существующей переправы. Долгое время не удавалось набрать рабочих, к строительству приступили лишь с третьей попытки. Руководитель стройки инженер Новолодский, наладил обеспечение людей спецодеждой и продовольствием. Была навербована бригада каменотесов с Урала. Плотники, подсобные рабочие были из местных жителей. Работали две плотницкие бригады под руководством Червякова и Семенова Е. А. , десятником был Ветошкин М. Ф. , техник – строитель – Падалко Иван Власович.

Всё необходимое заготавливалось летом, зимою шла сборка. Местные крестьяне и казаки на своих лошадях подвозили лес из Монетного ключа, камень для опор брали с Вознесенки. Лес заготавливали вызревший, без синих пятен. Трудились основательно, когда укладывали доски настила, то они были так плотно пригнаны, что воды не было видно. С обеих сторон моста были сделаны отмостки, а также водоотбойная дамба. Котлованы для опор готовили зимой глубиной 12 м. , вымораживали их постепенно. Вручную тесали из камня кирпичи, обкладывали ими и заливали водой. Если вода не просачивалась, продолжали кладку дальше. Если просачивалась, то начинали всё сначала. Четвертую опору вымораживали две зимы, так как под нею были теплые ключи.

1 мая 1930 г. состоялось торжественное открытие моста. Первыми прошли строители, пропустили тяжёлую технику, воинское подразделение, чтобы проверить выдержит ли мост нагрузку и ритмичный шаг. И он выдержал и служил исправно людям более 60 лет. Великолепный, арочный, на 11 опорах, замечательное творение рук строителей. После строительства нового моста этот мост решили сделать пешеходным, но не сделали. Мост был подожжён. А его каменные опоры как монолит стоят и сейчас. Их не коснулось большоё наводнение 1996 г. Этот мост можно назвать памятником трудового подвига строителей, он был построен добротно и навека.

В 1979 г. начато строительство железобетонного моста. ( Между паромной переправой и деревянным мостом). В 1987 г. мост был сдан в эксплуатацию. Ввод этого моста улучшил надёжность сообщения, пропускную способность транспорт эстетичный вид города. Во время наводнения 1996г. подход к мосту с южной стороны размыло.

Мост через протоку Застрянка

В настоящее время через Застрянку проходят два моста: автодорожный, построенный в 1987 г. и пешеходный деревянный мост старой постройки. В народе этот мост называли Красным (от слова красивый). Мост был построен в конце 19 – начале 20 в. (данные расходятся). До этого переправлялись по отмели. Во время церковного праздника Вознесения шествия верующих двух церквей (Никольской и Воскресенской) встречались у этого моста. Далее двигались к мосту и парому через Уду к Вознесенской церкви.

Мост не раз ремонтировался. Благодаря своим ледорезам он выстоял два наводнения (1912 г. и 1995г. ) Маленький деревянный мостик продолжает служить горожанам. Но сколько ещё сможет он прослужить при таком варварском отношении к нему? Выламывают перила, доски настила, пытаются поджечь, скидывают мусор под мост

Мне очень понравилось проводить исследование по этой теме. Я узнала много нового и интересного для себя, ответила на поставленные вопросы, познакомила своих одноклассников с историей мостов нашего города. Мне хочется, чтобы мост старой постройки через протоку Застрянку отремонтировали, бережнее относились к нему и тогда бы он прослужил нам ещё дольше.

Я выдвигала две гипотезы. Одна из них не подтвердилась. Без мостов невозможна жизнь города и его жителей. Даже в 19 в. Была острая необходимость в переправе. Вторая гипотеза подтвердилась. Я узнала, с какой тщательностью и старанием строили этот мост, сколько труда опытных строителей было вложено и считаю, что монолитные каменные опоры смогут простоять ещё долго.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)