Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мотив приключения в произведениях Гектора Мало «Приключения Ромена Кальбри» и Чарльза Диккеса «Приключения Оливера Твиста

Стремление узнать новое, вырваться за рамки привычного мира – вот что занимало отчаянные умы ещё с древности. Аргонавты, Одиссей, Рыцари Круглого Стола и многие другие смело пускались в приключения, сталкиваясь с испытаниями и опасностями в поисках совершенства и самореализации, проверяли и тренировали характер, переходя от тьмы к свету, от одиночества к соучастию в своей судьбе других людей.

Но случалось, что сама жизнь преподносила человеку сюрприз. И он отправлялся в путь, не зная, что его ждёт впереди. Учился преодолевать препятствия, находить друзей, преодолевать себя, наконец.

Зарубежные писатели часто обращались к теме путешествий и приключений, которые неразрывно связаны между собой. Их занимательные истории странствий пользовались огромной популярностью у читателей. Появились приключенческие романы, сформировалась приключенческая литература, описывающая сложные, запутанные ситуации в жизни персонажей. Что же заставляло героев книг пускаться в удивительные и, подчас, опасные странствия и претерпевать приключения? Что являлось тому причиной? К чему стремились герои? Что каждый из них приобрёл в конце пути?

Познакомившись с книгами Гектора Мало и Чарльза Диккенса, захотел ответить на эти вопросы, а так же подробно рассмотреть, как раскрывается традиционный для литературы «мотив приключения» в произведениях детских авторов и рассказать об этом ровесникам.

Мотив в литературном произведении

Мотив приключения в произведениях писателей 19 века

Прежде всего необходимо дать определение этого понятия. Так что же такое мотив?

Мотив (от латинского moveo - двигаю) - повторяющийся компонент литературного произведения, обладающий повышенной значимостью. Термин пришел в литературоведение из музыкальной культуры. Часто под мотивом в литературе понимают значимый компонент литературного текста. Мотив может воплощаться в образах, в смысловых фрагментах, действии, понятиях или словах, повторяющихся в произведении. Мотив может выступать в виде эпиграфа или «прятаться» в подтексте. В тексте произведения мотив не всегда полностью реализован. Это дает возможность по- разному раскрывать его и объяснять.

Приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни. Приключенческий литературный жанр характеризуется тем, что произведения создаются по образцу вымышленного путешествия, а также по описанию происходившего в действительности путешествия.

В античной и средневековой литературе наряду с реальными картинами автор описывал фантастические существа и явления (странствующий Одиссей встречает циклопов, Сциллу, Харибду); а в рассказывающей о походах Александра Македонского «Александрии» упоминаются удивительные люди и животные. У героев первых приключенческих произведений любознательное отношение к миру, жадный интерес к новому.

В античной и средневековой литературе «мотив приключения» отражал тягу человека к познанию окружающего пространства. В 18 веке в Англии сложился жанр – просветительского приключенческого романа-путешествия, вобравшего в себя черты авантюрного, философского, бытописательного романа-воспитания. К таким произведениям относятся «Приключения Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта. К уже существующему значению прибавилось новое: жизненные скитания, лишения – наказание за совершённый грех.

Вспомним героя Дефо – Робинзона Крузо. Робинзон Крузо был ребёнком в семье баловнем, его не готовили ни к какому ремеслу, с детства его голова была набита «всякими бреднями» - главным образом мечтами о морских путешествиях. Не внимая просьбам отца и матери, в 19 лет он покидает дом. «Рай» для юного Робинзона – родительский дом, где он не знал забот. Его «первородный грех» - непослушание отца, бегство из дома без благословления родителей.

Его удивительные приключения растянулись на долгие – долгие годы. 218 лет на острове – наказание за грехи. Как же ругал себя позже умудрённый испытаниями Робинзон Крузо за то, что за столько лет беспечных приключений не овладел никаким ремеслом!

Но жизнь заставила его научиться всему: строительству, земледелию, скотоводству, кулинарии. Живя на острове, он не потерял человеческого лица. Мечтатель с «бродяжническими наклонностями» превратился в мудрого хозяина своей судьбы. После искупления вины трудом, воспитанием дикаря в духе христианской веры он возвращается домой.

В литературе 18-19 века герои приключений чаще всего взрослые люди, утвердившиеся в этом мире, благородные, решительные. Это и Натти Бампо из «Зверобоя» Фенимора Купера, Морис-мустангер из романа «Всадник без головы» Майна Рида, лорд Гленарван из произведения «Дети капитана Гранта» Жюля Верна и многие другие. Их приключения – гимн благородству, дружбе и взаимовыручке.

С героями - подростками, отправляющимися навстречу приключениям, я впервые встретился на страницах романов Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» и «Дети капитана Гранта».

Полные опасностей приключения ждут пятнадцатилетнего младшего матроса, сироту, Дика Сенда и его друзей.

Во время ловли кита погибли капитан, и пять матросов. Дику пришлось взять командование шхуны на себя. Много тяжёлых испытаний выпало на долю юного Дика: встреча с работорговцами и дикарями, смерть друзей. Но трудности закалили его характер, он возмужал, окреп и стал настоящим капитаном. Дик не искал приключений, но, оказавшись в трудной ситуации, не запятнал себя трусостью и предательством.

Герои другого романа Жюля Верна «Дети Капитана Гранта» стремились навстречу приключениям. Целью их путешествия был поиск капитана Гранта и двух матросов, которые спасались после крушения «Британии». В этом путешествии с ними происходят невероятные приключения: землетрясение, наводнение, встреча со стаей красных волков.

Пускаясь в данный путь, команда и пассажиры «Дункана» были готовы к трудностям и любым превратностям судьбы в этом путешествии. Значение «мотива приключений» в воспитании таких качеств, как смелость, находчивость, отвага и целеустремлённость. Именно эти качества помогли героям достичь цели.

Мотив приключения в произведениях Г. Мало и Ч. Диккенса

С одной стороны, писатели 19 века Гектор Мало и Чарльз Диккенс продолжают в своих произведениях традиции «романов приключений» (само слово «приключение» вынесено в название романов), но события происходят в их собственной стране, в людское море выбрасывает жизнь героев. Не с природными катаклизмами, дикарями им приходится встречаться, а с одиночеством среди толпы, безразличием, коварством и преступлениями. Воспитание человека, формирование характера в результате преодоления невзгод – вот что волнует авторов.

Первая книга Мало для детей – «Приключения Ромена Кальбри»- посвящена судьбе мальчика из семьи потомственных рыбаков, Ромена, который мечтает о приключениях, хочет стать моряком. Гибель отца разрушает его планы.

Сначала мальчика воспитывает господин Бигорель, обучая пониманию природы. А затем Ромен попадает к своему дяде- ростовщику, который хочет научить его премудростям накопления, стяжательства и бездушия. Сравнивая эти два способа жизни: любовь к учению, познанию, доброму отношению ко всему окружающему и проявление черствости бездушия даже к родному человеку – Ромен сознательно выбирает первый. Он бежит от дяди, пешком отправляется в Гавр, в надежде наняться юнгой на корабль. Но путь к мечте не прост. Одиночество среди людей испытывает Ромен, сталкиваясь с равнодушием взрослых к неприкаянным детям. Корысть и равнодушие идут рядом. Ромен не может вернуться к матери, дядя потребует о неё неустойку, ведь та подписала договор на 5 лет об обучении сына ремеслу.

С одной стороны, Мало, продолжая традиции «романа приключений»18 века, рассказывает о герое, отправившемся на поиски приключений без материнского благословления. С другой стороны, автор - яркий представитель критического реализма, для него приключения героя – зеркало жизни.

Невольно начинаешь благодарить бога за уютный дом, родных, когда читаешь о мучениях Ромена, вынужденного голодать, спать на голой земле. О должен пройти своеобразный жизненный круг, прежде чем обретёт счастье.

Родной дом – служба у дяди(мечты о Гавре) – дороги Франции – бродячий цирк, откуда он бежит вместе с девочкой, украденной у родителей – Париж, где они ищут родителей девочки -Гавр(осуществление мечты) - Одиночное плаванье на тонущем корабле(наказание за обман капитана- возвращение в родной дом.

Познав одиночество, Ромен научился ценить любовь родных.

Заболев, узнал цену здоровью.

Оказавшись на брошенном командой корабле, который тонул, понял, к чему может привести обман. На корабль он попал без разрешения капитана в сундуке знакомого мальчика.

Сталкиваясь с разными людьми, узнал, что среди них есть отзывчивые, способные прийти на помощь.

Надеясь на приключения «книжные», будь готов к приключениям жизненным, закаляй характер, не поступайся благородными принципами - таково значение мотива приключения в этом произведении.

А что чувствует мальчик, у которого нет родителей?

«Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса повествуют о жизни несчастного мальчика, который осиротел в младенчестве. Пока он терпел унижения, голод и побои о работном доме, а потом и в доме гробовщика, против него плели заговор самые мерзкие личности: Монкс, Сайкс, Феджин и другие. Именно из-за них жизнь Оливера стала невыносимой. Злодеи во что бы то ни стало хотели, чтобы мальчик выбрал жизнь воришки и негодяя (Диккенс как писатель-реалист громко заявляет о язвах общества). Каким мог стать Оливер, мы видим на примере ловкого плута. Потенциально Плут умный, сильный, талантливый. Он мстит миру за всё, что ему пришлось вынести. Но Оливера окружали и добрые люди, которые помогли ему не сбиться с пути и узнали тайну его рождения.

Скитаться и терпеть лишения Оливера заставили безысходность и неприкаянность. Он не выбирал для себя судьбу искателя приключений, сама жизнь заставила его пуститься в долгий и трудный путь. Для Оливера жизненные приключения - это процесс открытия самого себя. Путешествие ставит его лицом к лицу с самим собой, показывает ему не только мир, но и то, как он, Оливер-человек, подходит этому миру.

Читатель видит, как у мальчика вырабатывается способность постоять за себя, укрепляются нравственные принципы, позволяющие оставаться человеком в самых нечеловеческих условиях. Мальчик нашёл свою семью.

У Оливера была мечта – найти свою настоящую семью. Его приключения символично можно изобразить в виде ломаной линии: несчастья и потери соседствовали с новыми знакомствами и дружбой.

Произведения Ч. Диккенса и Г. Мало создавались в эпоху, когда семьи были большими, когда очень любили читать вслух и слушать чтение в семейном кругу. Следуя традициям приключенческого романа 18 века, они создали приключенческие романы , в которых юный герой, преодолевая препятствия, учится противостоять злу, сочувствовать человеку, стараться воспитать самого себя.

Романы этих авторов тоже воспитательные, потому что авторы говорили читателю о справедливости, сердечной щедрости, благородстве сострадания, заявили о необходимости протянуть руку помощи нуждающемуся.

Говоря о приключениях в сложном мире, авторы дали читателям своеобразный алгоритм взросления: найди друзей, верь, цени добро и сам дари его другим.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)