Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мотив роковой страсти в любовной лирике Ф. И. Тютчева

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ГЛАВА ПЕРВАЯ. АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ Ф. И. ТЮТЧЕВА. ЕЁ ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ И ОСОБЕННОСТИ

1 Амалия Лерхенфельд - «младая фея» стихов о первой любви, причина первых страданий и разочарований.

2 «Жизнь сердца» в стихах, посвященных Элеоноре Петерсон.

3 Эрнестина Дернберг – «земное провиденье» Ф. И. Тютчева.

4 «Все пережить и все-таки жить» (Стихи, посвященные Елене Денисьевой).

3. ГЛАВА ВТОРАЯ. МОТИВ «РОКОВОЙ СТРАСТИ» В «ДЕНИСЬЕВСКОМ ЦИКЛЕ»

1. Образ женщины, бросившей вызов «условиям света».

2. Герой – любовник стихотворений Ф. И. Тютчева – носитель рокового, губительного начала.

3. Особенности лирики Ф. И. Тютчева.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии.

И. С. Тургенев

Поэзия Федора Ивановича Тютчева относится к непреходящим ценностям нашей литературы. Как выдающийся поэт Ф. И. Тютчев получил призвание уже у своих современников. Его личность и творчество отличается глубоким своеобразием. Широкая образованность, отличное знание европейских языков и культуры, активная работа мысли, большие творческие возможности, сложный, богатый, причудливый мир чувств отличают Ф. И. Тютчева.

Творчество Ф. И. Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, ученых, но до сих пор оно остается недостаточно изученным и понятным.

Тютчевиана развивалась прежде всего в малых жанрах – предисловия к собранию сочинений, журнальные статьи. Иногда значительное влияние на теоретическое осознание его творчества оказывали просто отдельное развернутое высказывания. Так, например, о Ф. И. Тютчеве выразили свое мнение Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, Ю. Н. Тынянов, Д. Д. Благой, А. В. Чичерин, В. В. Гиппиус, Ю. М. Лотман и другие.

В лирике Ф. И. Тютчева можно выделить несколько мотивов, но, на мой взгляд, наиболее интересным и содержательным в творчестве поэта является мотив роковой страсти, так ярко и объемно охватывающий все его произведения о любви.

Мотив в литературном произведении чаще всего понимается как часть, элемент сюжета. Любой сюжет – это переплетение мотивов, тесно связанных друг с другом.

Мотив бывает иногда очень глубоко скрыт, но тем самым несёт в себе ещё большее содержание. Любой мотив вызывает взрыв эстетических эмоций, помогает правильно воспринять произведение, элемент сюжета, мотив граничит с понятием темы. Поэтому, анализируя ряд стихотворений, объединенных одной темой, можно выявить общий мотив.

Выбор темы исследования обусловлен тем, что тему «роковой страсти» часто связывают лишь только с «денисьевским циклом», посвященным трагической любви Тютчева к Е. А. Денисьевой, не говоря подробно о других адресатах его лирики.

На основе изучения биографии поэта, его творчества, писем, воспоминаний современников о нем и о его возлюбленных, а также работ исследователей его творчества мы поставили перед собой следующие задачи: а) показать адресаты любовной лирики поэта, выявив её основные мотивы; б) определить эволюцию взгляда поэта на любовь; в) установить истоки трагического восприятия мира и любви и его воплощение в «денисьевском цикле»; г) показать художественные особенности «денисьевского цикла».

Основными методами исследования являются: сравнительно-исторический, идейно-эстетический, биографический, культурологический.

АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ Ф. И. ТЮТЧЕВА. ЕЁ ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ И ОСОБЕННОСТИ

«Жизнь сердца» у Ф. И. Тютчева, по утверждению его биографов, была сложность, бурной, драматичной. В письме к дочери Дарье он признавался, что несёт в своей крови «это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви».

«Жизнь и блаженство в одной лишь любви» - эта строка из стихотворения Тютчева вполне могла бы стать эпиграфом ко всей любовной лирике поэта.

Самые ранние стихи Ф. И. Тютчева о любви, при всей их свежести, несколько отвлечены, безадресны, анонимны. Они зашифрованы буквами К. Н. В них – влюблённость вообще. Образ возлюбленной расплывчат и не определён. Обобщённый образ женщины и женской красоты, вымышленное имя - всё это выдаёт подражание другим авторам, писавшим в антологическом роде. Примером может служить стихотворение «Друг, откройся предо мною»(Из Гёте). Уже само обращение к Гёте говорит об этом. Автор не называет ни имени своей возлюбленной, ни какой-либо черты её характера, ни отличительной черты внешности, позволяющей определить адресат. Всё выдержано в рамках романтизма. Не реальная, земная женщина предстаёт перед нами, а некое божественное создание с «эфирным станом», «волшебным цветом» «ланит», с «милым светом» «глазок», с «ангельским роточком».

Любовь этого неземного создания, в восприятии автора, - «златой рассеет небесных чувств», «невинная страсть», понять которую не могут окружающие, поскольку:

Сии сердца, в которых правды нет,

Они, о друг, бегут, как приговора,

Твоей любви младенческого взора,

Он страшен им, как память детских лет.

(«К. Н. », 1824,16).

Стихотворение «К. Н. » навеяно встречей с красавицей графиней Амалией Лерхенфельд.

Послания в полной мере запечатлевают историю любви от знакомства до вынужденного расставания с Амалией, которая в1825 году вышла замуж по настоянию родителей.

Спустя 13 лет после первой встречи с Амалией, в 1836 году, Тютчевым было написано стихотворение «Я помню время золотое», воссоздающее атмосферу прежней влюблённости. Впечатления от внешнего мира органически слиты в нём с душевными переживаниями:

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

(«Я помню время золотое», 1836,16).

Хотя стихотворение и написано как воспоминание, поэт в нём как бы заново переживает минувшее. От начала до конца стихотворение дышит «настоящим». По непосредственности и свежести чувства это стихотворение вполне оправдывает высокую оценку Некрасова, отнёсшего его к лучшим стихотворениям Тютчева.

«Время золотое» надолго принесло Тютчеву разочарование. Пережитая Тютчевым драма оставила глубокий след в его душе, а образ Амалии поэт пронёс через всю жизнь.

В 1870 году было написано знаменитое послание «К. Б. » («Я встретил вас – и всё былое»). Это было тяжёлое время для поэта: прошло 6 лет со дня смерти его любимой, Елены Денисьевой, наступила старость, блаженство сменилось безнадёжностью. И вдруг «время золотое» пожелало не только напомнить о себе, но и чудодейственно повториться.

Я встретил вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило

(«К. Б. », 1870,16)

И самое главное – это было возвращение к жизни:

Тут не одно воспоминание,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в час очарованье,

И та ж в душе моей любовь!.

(«К. Б. »,1870,16)

Кроме того, именно в этом глубоком первом чувстве к Амалии и душевной боли, пережитой поэтом после вынужденной разлуке с ней, следует искать истоки будущего восприятия любви как роковой страсти.

Биограф Тютчева – правнук его К. В. Пигарев – пишет: «Он не был однолюбом». Это подтверждается биографическими фактами. Любовь к первой жене Элеоноре Ботмер-Петерсон совмещалась в нем с влюбленностью к Эрнестине Дернберг-Преффель. Последняя в дальнейшем узнала о его связи с Денисьевой. «Поэт,- комментирует К. В. Пигарев,- сознавал себя виновным перед каждой из них за то, что не мог отвечать им той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему».

В 1826 году Ф. И. Тютчев женился на Элеоноре Петерсон, молодой, несколько старше его самого, вдвое русского дипломата, служившего в Германии. «Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня», - писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям(16).

К Элеоноре обращено стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний. ». Оно удивительно по силе и глубине чувства. Время не могло стереть из памяти поэта любимый образ:

Твой милый образ, незабвенный,

Он передо мной везде, всегда,

Непостижимый, неизвестный,

Как ночью на небе звезда

(«Ещё томлюсь тоской желаний»,1848,16)

В 1858 году, когда исполнилось двадцать лет со смерти Элеоноры, Тютчев написал стихи «В часы, когда бывает», посвященные её памяти. Они заканчивались строками о том, как мило – благодарна,

Воздушна и светла,

Душе моей стократно

Любовь твоя была.

(«В часы, когда бывает»,1858,16).

В 1838 Тютчев женился вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Фрица Дернберга Эрнестина. С ней поэт познакомился ещё 1833 году во время карнавала в Мюнхене. Молодой женщине, одной из первых красавиц, уже тогда удалось покорить сердце поэта. Её муж в тот вечер, почувствовав недомогание, уехал. Оставив свою жену на балу, он сказал поэту: «Поручаю вам мою жену». Фраза оказалась роковой. Через несколько дней Дернберг скончался.

На основании стихов и весьма скудных биографических данных биографы Тютчева считают, что он испытывал к Эрнестине сильное чувство, которое, по словам самого поэта, «потрясает существование и в конце концов губит его».

Эрнестине суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и в полном смысле стать его ангелом-хранителем. Чувством к ней вызваны строки тютческого шедевра «Люблю глаза твои, мой друг»:

Люблю глаза твои, мой друг,

С игрой их пламенно-чудесной,

Когда их приподнимаешь вдруг

И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг

(«Люблю глаза твои, мой друг», 1836,16)

По всему видно, что Тютчев и в первом и во втором браке был счастлив. Всё сулило долгие годы счастья, но натура влюбчивого поэта ввела его к новой любви и к новым испытаниям. Семейный человек, у которого дети от первого брака, у которого жена – умница и красавица, влюбляется в Елену Денисьеву. Когда поэт впервые увидел юную гимназистку, ей было двадцать лет, ему – сорок два года. В течение последующих четырёх лет они встречались довольно часто, но отношения их не шли дальше взаимной симпатии. По-видимому, далеко не случайно любовь поэта к Елене Денисьевой началась лишь на пятый год их знакомства.

Елена Александровна Денисьева родилась в 1826 году в семье родовитого, но обедневшего дворянина А. Д. Денисьева – майора, участника

Отечественной войны. Мать Елены рано умерла, а отец вскоре женился на другой. Сироту взяла в себе сестра отца. Тетка ни в чём не стесняла племянницу, с юных лет брала с собой в славившиеся балами, развлечениями и светскими вольностями петербургские дома, где Елена даже надолго оставалась одна в качестве гостьи. Ещё до Тютчева у Елены было немало блестящих поклонников – в том числе знаменитый тогда писатель граф Соллогуб. Она всё же избрала Тютчева.

Первое объяснение произошло 15 июля 1850 года. Ровно через пятнадцать лет Тютчев напишет об этом «блаженно-роковом дне»:

Как душу всю свою она вздохнула,

Как всю себя перелила в меня.

(«Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло», 1865,16).

Последняя любовь, как назвал её сам поэт, изменила весь порядок его жизни. Тютчев пытался начать жить сначала. Пытался, но жизнь оказалась сильнее его.

Не надо обладать особым воображением, чтобы представить себе трагизм ситуации, в которой оказались Денисьева и Тютчев. «Свет» не принял Денисьеву и отверг. От неё отрёкся родной отец. Её тётка – инспектриса Смольного института – из-за неё вынуждена была оставить институт. Тютчев вызывает неудовольствие Двора и отказывается от блистательной карьеры. Поэт оставался в семье, посещал петербургские салоны, рауты, приёмы у великих княгинь, трагически ощущая свою отдалённость от возлюбленной, своё «двойное бытиё». Он находился в «страшном раздвоении, в котором жить нам суждено». Нельзя так же забывать и о том, что Тютчев сохранял при этом самые тёплые чувства к своей жене. Он умел ценить силу её характера, полную благодарного достоинства сдержанность и постоянство и очень дорожил её чувствами к себе.

20 мая 1851 года Елена Александровна родила дочь, которую назвали Еленой. Это окончательно соединило возлюбленных нерасторжимой связью. Денисьева была убеждена, что Тютчев не может вступить в брак с ней потому, что «он уже три раза женат, а четвёртого брака церковь почему-то не венчаетЯ обречена всю жизнь оставаться в этом жалком и фальшивом положении, от которого и сама смерть Эрнестины Фёдоровны не могла бы меня избавить, ибо четвёртый брак церковью не благословляется. Но так Богу угодно, и я смиряюсь перед его святою волею, не без того, чтобы по временам горько оплакивать свою судьбу».

Есть немало свидетельств, что поэт всегда стремился не разлучаться с Еленой Александровной, насколько это было возможно. Он писал о ней впоследствии: «Она – жизнь моя, с кем так хорошо было жить, так легко и так отрадно». И сколько бы ни обвинял себя поэт в недостаточной любви к Елене Александровне, он, в самом деле, отдавал ей всю свою душу.

22 мая Елена Александровна родила второго сына, названного Николаем. Сразу после родов у нее началось быстрое развитие туберкулеза.

4 августа она скончалась на руках Тютчева. 7 августа он похоронил ее на Волковском кладбище в Петербурге.

МОТИВ «РОКОВОЙ СТРАСТИ» В «ДЕНИСЬЕВСКОМ ЦИКЛЕ»

И горе ей – увы, двойное горе, -

Той гордой силе, гордо – молодой,

Вступающей с решимостью во взоре,

С улыбкой на устах – в неравный бой.

Ф. И. Тютчев

Лирическая исповедь позднего Тютчева теперь получила признание как одна из вершин мировой поэзии. Она составила своеобразный «роман в стихах», воплощенный в небольшом, но исключительно сильном лирическом цикле, известном под именем «денисьевского». Выделен этот цикл был не самим поэтом, а литературоведами. В современном литературоведении под «денисьевским» циклом понимают ряд стихотворений Тютчева, объединенных темой трагической любви и посвященных Елене Денисьевой.

Само название цикла привязывает его к 1850 – 1860 годам – времени любви Тютчева к Елене Денисьевой.

Все стихотворения «денисьевского цикла» объединены:

1) единой темой – гибельной любви;

2) единым стилем;

3) единым характером героев и конфликта;

4) внутренними семантическими связями (т. е. каждое отдельное стихотворение воспринимается обязательно в контексте других стихотворений цикла, и этот контекст проясняет, уточняет семантическое значение данного отдельного стихотворения).

В отличие от других циклов, в этом заметно выделяется эволюция темы и образа героини. Она далеко не всегда соответствует общему развитию лирики поэта: меняется характер изображения. В начале цикла дано изображение кульминации любовной страсти, затем – трагизма любви, борьбы чувства блаженно – рокового, а в конце цикла – одна только горечь утраты, одни воспоминания об умершей, чей дорогой образ навсегда остался в душе героя. Меняется в связи с этим и стиль, и композиция, вплоть до изменения самой ритмики стиха, отбора изобразительных средств.

Стихи «денисьевского» цикла («Предопределение», «Я очи знал», Не говори: меня он, как и прежде любит», «О, не тревожь меня укорой справедливой!», «Чему молилась ты с любовью», «Сияет солнце, воды блещут», «Последняя любовь» и др. ) в основе своей автобиографичны и представляют повесть о любви, прошедшей через горнило суровых жизненных испытаний, осложненной мучительными обстоятельствами.

Такого женского образа никто до Тютчева в лирике не создал. «Денисьевский» цикл поведал миру о гордой молодой женщине, бросившей вызов светскому обществу, совершившей подвиг во имя любви и погибшей в отчаянной борьбе за эту любовь. Предметом художественного исследования в «денисьевском» цикле становится любовь, которая понимается как

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слияние,

Ипоединок роковой

(«Предопределение», 1851-1852,16).

Своеобразие любовной лирики Тютчева, резко отличающее ее любовной лирики других поэтов, заключается не в тех немногих стихах, в которых любовь рисуется как светлое и гармоничное чувство, а тех, в которых она изображается как «роковая» страсть, приносящая с собой душевные муки и даже гибель.

Своего рода прологом к циклу любовных стихотворений Тютчева могло бы послужить его стихотворение «Предопределение»:

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слияние,

Ипоединок роковой

(«Предопределение», 1851-1852,16).

Образ женщины, возникающий перед читателем любовных стихотворений Тютчева, наделен ярко индивидуальными чертами, хотя эти черты и даны не детализированно. Мы, например, не можем ясно представить её внешность. Мы не знаем даже, красива ли она или нет. Впрочем, «изящно – дивные черты» представляли цену в глазах поэта лишь в том случае, если они служили зеркалом внутренней, чисто «человеческой» красоты женщины. Вот почему его всегда в особенности привлекали выражение глаз и улыбка.

Поэт позднее считал, что открытый и честный женский взгляд обезоруживает упорное злоязычье:

Как ни бесилося злоречье,

Как ни трудилося над ней,

Но этих глаз чистосердечье –

Оно всех демонов сильней.

(«К. Н. », 1824, 16)

Насколько живо чувствовал и понимал поэт красоту женской души, лучше всего показывает его стихотворение «Сияет солнце, воды блещут», написанное в 1852 году.

Но и избытке упоенья

Нет упоения сильней

Одной улыбки умиленья

Измученной души твоей

(«Сияет солнце, воды блещут», 1852, 16).

Мужчина в любовной лирике Тютчева выступает носителем «рокового», губительного начала. Он весь во власти безотчетного страстного порыва и «пламенно-чудесной» игре женского взора готов предпочесть «угрюмый, тусклый огонь желанья», мерцающий из-под «опущенных ресниц». Сам того не ожидая, он становится палачом любимой женщины:

О, как убийственно мы любим,

Как буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

(!О, как убийственно мы любим», 1851, 16).

В стихотворении «О, как убийственно мы любим», написанном в 1851 году, сосредоточены все основные темы и мотивы, характерные для любовной лирики Ф. И. Тютчева, как встречающейся в ней ранее, так и те, которые развиваются и детализируются в поздних стихах поэта.

Среди поэтов России и мира, воспевших любовь, Ф. И. Тютчеву принадлежит особое место. Читателям – давним и нынешним – понятны сила и глубина его созданий, возвышенная красота их, естественность и отточенность слова. Чувство и мысль в их единстве передают «улыбку женских уст и глаз», очарование дарованного человеку блага видеть, слышать, понимать, любить другое существо. Встреча и разлука, бурное влечение и «поединок роковой» - всё это находит драматическое, а подчас и трагическое разрешение в лирике Ф. И. Тютчева. Но любовь даже для всезнающего и всеведущего поэта – тайна!

В статье «Об искусстве» В. Я. Брюсов писал: «Художник пересказывает свои настроения; его постоянная цель - раскрыть другим свою душу. Человек умирает, его душа, не подвластная разрушению, ускользает и живет иной жизнью. Но если умерший был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, - душа его, все та же жива и для земли, для человечества»(3). Эти слова могут быть полностью отнесены к Ф. И. Тютчеву.

Любовная лирика Тютчева представляет собой единственное в своем роде явление русской поэзии. При всем умении поэта подыматься в своих художественных образах до общечеловеческих обобщений, при способности его проникать в сокровенные глубины переживаний человека, эти стихи о любви исключительно индивидуальны и субъективны.

В результате анализа стихотворений Ф. И. Тютчева мы пришли к следующим выводам:

«Лирика признаний» Тютчева 20-х и первой половины30-х годов оптимистична. Любовь в стихах – только радость, восторг, «весна в груди».

Светлым, «невинным страстям», «чистому огню» поэт в 20-х первой половине 30-х годов противопоставил порочные страсти как «пламень адский», порождение ночи, «ужасной бездны». Поэт снимает ореол красоты с любви, связанной с ложью, притворством, обманом, женским тщеславием.

Во второй половине 30-х годов человеческие страсти Тютчев изображает как переживание не только радостное, но и опасное.

В 50-х годах в тютчевском понимании страстей произошли изменения в результате душевной драмы, пережитой поэтом в 50-60-х годах, вызванной его любовью к Е. А. Денисьевой.

В лирике Тютчева намечается тенденция к снятию романтического ореола с любимой женщины. Он хочет объективно раскрыть мир её чувств, её личность. Все это приводит к более разностороннему раскрытию и конкретизации образа любимой женщины и лирического героя.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)