Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мозаика батика

Роспись ткани

Наш творческий проект называется «Мозаика батика». Под словом «мозаика» мы подразумеваем многогранность возможностей художественной росписи ткани.

В технике росписи ткани можно сделать не только панно, но и вполне утилитарные вещи, например, такие как туники, шарфы и платья.

Когда мы только начинали постигать азы техники художественной росписи ткани, делали панно не больших размеров. Затем мы попробовали расписать шарфы. Туники и платья – это результат, к которому мы стремились несколько лет. Также в этом проекте мы рассказываем о панно, которые выполнены в технике свободной росписи, без резервирующего состава.

В своей работе мы делимся приобретённым опытом, а также предоставляем технологическую последовательность практической работы.

История художественной росписи ткани

Многие народы мира: индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы – со времён древности развивали искусство росписи ткани. Но где зародился этот вид декоративно – прикладного искусства? Этот вопрос и по сей день остаётся предметом дискуссий. Некоторые учёные утверждают, что батик изготовлялся египтянами ещё в 5 веке до нашей эры. Другие же отдают первенство создания батика Китаю и напрямую связывают его появление с ранними этапами изготовления шёлка.

Само же слово батик яванского происхождения и в переводе значит рисование горячим воском. Именно Яванскими батиками восхищается весь мир для жителя Явы это обычная традиционная вещь.

В начале 17 века техника батика была привезена голландцами в Европу, но широкого распространения там не получила. Рациональные европейцы частично преобразовали её: изобрели клейкий материал «резерв».

Таким образом, была разработана новая техника - «холодный батик».

Во второй половине 19 века росись, по шёлку находит, в Европе увлечённых последователей. Особенно интенсивно идеи с далёкого Востока перенимаются импрессионистами Франции.

В первом десятилетии 20 века появляется совершенно новая техника – «холодный батик».

Интересно, что на Востоке батиком занимались женщины из богатых семей. Процесс изготовления изделия был длительным и трудоёмким, поэтому они стоили дорого и являлись денежным эквивалентом.

Классический батик на Яве выполняется на хлопчатобумажной ткани. Непосредственно росписи предшествует достаточно длительный процесс подготовки ткани.

Узоры яванских батиков очень разнообразны, причём многие из них весьма древнего происхождения. Популярны мотивы сидомукти (радость жизни): гармоничное изображение птиц, бабочек, цветов, плодов.

Происхождение некоторых рисунков батика связано с легендами и сказаниями.

В нашей стране первым стал заниматься этим видом искусства литовский художник Юозас Бальчиконис. Одной из зачинательниц отечественной школы батика является также заслуженный художник России Трофимова И. В.

В искусстве батика, возможно, увидеть не только отражение многих исторических событий, но и события современности. Именно оно насчитывает уже больше восьми столетий, но остаётся молодым и свежим, как краски узоров, светящиеся на расписных тканях.

Инструменты и материалы

Красители – это вещества, способные придавать разнообразную окраску материалам. Они хорошо растворяются в воде или спирте, обладают высокой кроющей способностью, имеют большую цветовую гамму красок.

Выбор красок для росписи очень велик, он должен соответствовать виду ткани.

Красители бывают минеральные и органические. К минеральным относятся соли различных металлов в смеси со связывающими веществами. Органические же делят на естественные и синтетические. Естественные или натуральные красители бывают животного и растительного происхождения. Растительные красители извлекают из древесины, плодов, цветов и корней разных растений. Преимущество естественных красителей в их устойчивости и прочности в стирке, и при воздействии солнечного света.

При извлечении красителя из растения необходимо использовать «мягкую» воду т. к. краситель может выпасть в осадок.

При крашении экстрактом из свежих растений получаются более яркие тона.

Синтетические красители – прямые, основные, кислотные и активные.

Анилиновые и универсальные красители намного доступнее выше всех перечисленных, при смешивании они дают такую же широкую палитру, как и другие менее доступные красители.

Одним из важнейших материалов является контурный состав или резерв. Используется он в покрытии очертания рисунка, который обязательно должен иметь замкнутый контур во избежание проникновения краски в определённых участках ткани. Приготовить резервирующий состав можно в условиях мастерской (дома). Подцветку резервирующего состава делают масляной краской, предварительно обезжиренной. Существуют и готовые резервирующие составы, в специальных сосудах и тюбиках. Расписанные и ещё влажные участки ткани иногда посыпают солью. Обладая свойством притягивать влагу, соль связывает пигменты красителя, в результате чего возникают интересные эффекты, причудливые рисунки и узоры. Наряду с солью в художественной росписи ткани для эффектов используют и мочевину.

Выбор ткани зависит от её качества и характера выполняемой работы.

В батике используют такие ткани как:

хлопчатобумажные ткани (бязь, ситец, мадаполам, шифон);

льняные (полотна и холсты);

шёлковые ткани (крепдешин, креп – шифон, ткани натурального шёлка, ацетатные ткани);

штапельные и смешанные ткани.

Прочные нитки потребуются при работе в узелковой технике. Лучше использовать хлопчатобумажные или шёлковые нитки, тонкие и широкие, типа шнурков.

Клейкая лента используется для оклеивания верхней стороны рамы. Калька необходима при закреплении красок на ткани путём запаривания.

Для выпаривания воска при работе в технике горячего батика потребуются газеты и утюг, алюминиевая же фольга препятствует попаданию конденсирующейся влаги на работу при её запарке.

Рамы или подрамник используются для основы натяжения ткани, размеры основы зависят от масштабов изделия. Раму можно сделать разборной, крепящейся на винтах. Для натягивания ткани на раму потребуются кнопки и булавки.

Инструмент, без которого обойтись просто невозможно при росписи ткани, - это кисть. Кисти лучше брать мягкие – белка, колонок, ушной волос.

При работе в узелковой росписи потребуются камешки и другие термостойкие предметы.

Стеклянная трубочка используется для нанесения резервирующего состава на ткани. В технике горячего батика необходимым инструментом, при нанесении очень тонких линий, является чантинг.

Распылитель для краски – даёт точечное распыление красителя на ткани.

Фен ускоряет процесс высыхания во время работы.

Этапы выполнения туники и платья в художественной росписи ткани.

Каждый вид художественной росписи ткани использует свои материалы, инструменты и оборудование. В связи с этим имеют и свои особенности.

Оборудование: фен, банки (50 г. ) для разведения красок, банка (500 г. ) для промывания кистей в воде.

Инструменты: набор стеклянных трубочек различного диаметра, или флакончик с пипеткой, ватные тампоны разных размеров, кисти разных размеров и видов, рама или подрамник, кнопки и булавки.

Материалы: красители, очищенный бензин для промывания стеклянных трубочек после работы, резерв, масляная краска для подцветки резерва, соль и мочевина для декоративных дополнительных эффектов.

Технологическая последовательность выполнения холодного батика.

С помощью кнопок и булавок натянуть материал на раму, обклеенную липкой лентой. Лента защитит от красителя древесину и не запачкает следующую работу.

Мягким карандашом (5-8 В) перевести контуры рисунка на материал, или подцепить эскиз, выполненный в натуральную величину к раме с внутренней стороны.

Обвести контуры переведённого рисунка резервом, используя при этом стеклянную трубочку или флакончик с пипеткой. Все обведённые резервом контуры должны быть замкнутыми и абсолютно сухими.

При работе с красками лучше придерживаться основных принципов росписи. Краски разбавлять и смешивать до нужной концентрации строго по инструкции прилагаемой к красителям. Начинать роспись следует со светлых участков композиции, постепенно переходя к тёмным.

Богатство цветовых переходов достигается смешиванием оттенков на предварительно смоченной ткани, вода используется с целью хорошего растекания краски. При выполнении этой операции используются, упругие кисти разных размеров и видов.

Расцветка фона производится толстой кистью или ватным тампоном.

Этот этап может быть реализован и до проработки мелких деталей рисунка то есть последовательность 4 и 5 пунктов зависит от характера работы.

Снять расписанную ткань с рамы. Закрепить краситель с помощью запарки или утюжки, в зависимости от типа красителя.

Выкроить изделие и сшить.

Этапы выполнения панно в технике свободной росписи.

Сущность этой технологии состоит в том, что ткань подвергается очень слабому резервированию различными растворами, в результате краска не растекается, что даёт возможность выполнить рисунки свободными мазками, насыщать светом. Для растворов используют крахмал, желатин, раствор поваренной соли и резервирующий состав.

Оборудование: фен, банки (100 – 150 г. ) для разведения красок. Банки (500 г. ) для воды.

Инструменты: кисти щетинные и колонковые: круглые и плоские, различных размеров, распылитель, рама или подрамник.

Материалы: шёлковая или хлопчатобумажная ткань, клейкая лента, красители, поваренная соль или другие компоненты резервирующего раствора.

Технологическая последовательность выполнения свободной росписи с применением солевого раствора.

Натянутый материал на раму загрунтовать, используя раствор желатина (растворить желатин в тёплой воде).

Подсушить ткань.

Работать с красителями также как работают акварелью по бумаге, но не нужно делать мазок, а только слегка прикасаться к ткани. Давать возможность краске растекаться. Этим самым выполняется первая тоновая прокладка задуманной цветовой гаммы.

Немного просушить ткань, но не до конца.

Нанести цветовые пятна второго плана. По мере высыхания ткани цветовые пятна принимают более чёткую форму. Высушить ткань.

Сделать графическую прорисовку на работе, можно даже тушью для чёткой графичности.

Готовую работу снять с рамы, проутюжить, запарить. Оформить в рамку.

Декоративные дополнительные эффекты.

Декоративные дополнительные эффекты можно получить, используя поваренную соль, помещая кристаллы на влажные окрашенные участки ткани. Полученный солевой узор можно корректировать за счёт нанесения небольшого количества воды вокруг отдельных кристаллов. Очертания узоров зависят от зернистости соли и от размещения кристаллов.

После высыхания красок кристаллы аккуратно удаляют.

Светлые участки можно получить с помощью крупинок мочевины, распределяемых также по влажной окрашенной ткани.

При работе над данным проектом мы поняли, что любая вещь, которая сотворена своими руками, является эксклюзивной. Потому как повторить в точности всё точно также не возможно. Каждый из нас очень длительное время работал над поиском оригинальных форм при создании эскиза, а только потом уже расписывал ткань согласно разработанному эскизу.

Во время росписи ткани мы старались проявить все свои знания, умения и навыки, которыми мы делимся с вами в этом проекте.

Над проектом работали учащиеся 7 класса отделения декоративно – прикладного искусства ДШИ села Большая Уча:

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)