Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Может ли старинная музыка стать модной?

Мы живём в 21 веке - веке новых компьютерных технологий, огромных скоростей, веке всеобщей информации. И часто возникает у современных детей вопрос: а нужна ли нам классическая музыка? Как воспринимает современный подросток, к примеру, фортепианную музыку Петра Ильича Чайковского? Может ли старинная музыка стать модной? Знает ли обычный школьник хотя бы имена некоторых музыкантов-романтиков Запада, таких как, например, Роберт Шуман? Ответы на многие из этих вопросов будут, к сожалению, отрицательными. Потому что большинство современных подростков чаще всего слушает только низкопробную музыку или какое-то одно направление в музыкальной культуре: эстраду или рок. А ведь все эти направления в первую очередь основываются на знании классической музыки.

«Первое требование, которое я предъявляю к музыке, это – непосредственность, сила и благородство выражения», - говорил известный русский композитор Н. Я. Мясковский. Всё это есть в произведениях великих композиторов мира: Баха, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Шумана.

После написания в прошлом году научно-исследовательской работы «Детский альбом П. И. Чайковского глазами юного музыканта», обнаружилось, что этот «Детский альбом» русского композитора был сочинен как подражание аналогичному произведению известного немецкого композитора Р. Шумана. Возник научный интерес: сравнить два произведения великих композиторов, чтобы разобраться в обнаруженных фактах и изучить историю создания этих альбомов.

Данная тема актуальна для современного общества. Так как изучение истории классической музыки, а в частности - фортепианного творчества П. И. Чайковского и Р. Шумана имеет большое значение, как для юного поколения, так и для других людей. Знание классической музыки так же, как знание классической литературы было актуальным во все времена. Потому что классика – это основа основ, фундамент, на котором строится культура человечества.

«Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармонией, музыкой», - писал А. И. Герцен. И именно музыка П. И. Чайковского и Р. Шумана для детей может внести настоящую гармонию в нашу современную бурную жизнь, потому что она живая, в ней есть музыкальные образы, разные настроения и чувства человека. Данная тема актуальна в наше время, время, когда люди стали прагматичными и загруженными всевозможной информацией. А знание классической музыки, в частности, творчества П. И. Чайковского и Р. Шумана приобщает людей к формированию высоких ценностей жизни: красоте, добру, человечности, духовности.

Собственный интерес к исследуемой теме вытекает из того, что, во-первых, композитор Пётр Ильич Чайковский - одна из самых знаменитых личностей мирового значения в музыкальной культуре 19 века, произведения которого часто слушаю и исполняю на концертах. Хочется ещё больше узнать о творчестве П. Чайковского и Р. Шумана, потому что произведения именно этих композиторов интересны не только для слухового восприятия и музыкального исполнения, но и для изучения их истории создания.

Во-вторых, самые лучшие произведения для юных музыкантов у Чайковского и Шумана написаны для фортепиано – популярного музыкального инструмента и в настоящее время, на котором играют юные музыканты во всём мире, в том числе и автор данной исследовательской работы.

При работе над данной темой пришлось изучить много познавательной, научной и критической музыкальной литературы. Больше всего в исследовательской работе использованы книги и статьи таких известных музыкальных теоретиков как В. Цуккерман, Л. Сидельников, Д. Житомирский, А. В. Амброс.

Но ни в одном из литературных источников не было найдено серьёзной теоретической статьи или монографии о сравнительной характеристике «Детского альбома» Чайковского и «Альбома для юношества» Шумана. Книги, посвящённые фортепианному творчеству обоих композиторов, больше всего выпускались в середине прошлого века. В последние пять лет критической литературы по данной теме почти не выпускалось. Поэтому считаем, что данная работа имеет свою новизну и оригинальность. При работе над исследованием применялись теоретические и аналитические методы сравнения.

Практическое значение данной работы заключается в том, что её можно применять учащимся и преподавателям на уроках музыки и МХК как в общеобразовательных школах, так и в музыкальной школе на уроках музыкальной литературы, уроках специальности по классу фортепиано. Ведь уже более чем 120 лет небольшие пьесы-шедевры из «Детского альбома» Чайковского и «Альбома для юношества» Шумана играют с огромным удовольствием юные музыканты в разных странах мира, а сами композиторы считаются самыми исполняемыми в мире.

Гипотеза исследования: в основу создания «Детского альбома» П. И. Чайковского легло произведение Роберта Шумана «Альбом для юношества». Стало ли произведение Чайковского полным подражанием Шуману – это нам и хотелось выяснить в ходе нашего исследования. Или же «Детский альбом» и «Альбом для юношества» стали двумя разными произведениями двух великих композиторов.

Поэт фортепиано - Роберт Шуман

В начале 19 века самым популярным музыкальным инструментом на концертной эстраде и в быту стало фортепиано. Мастера, делавшие их, старались, чтобы не было двух одинаковых инструментов, все они отличались по размеру и форме.

Очень жаль, что музыкальные инструменты не умеют говорить иначе, как звуками! Они могли бы рассказать много интересного. Ведь у каждого из них своя, не похожая на другие судьбы, биография. Если бы могли, например, заговорить те фортепиано, которым посчастливилось быть собственностью композиторов, сумевших раскрыть в своём творчестве поэтические возможности инструмента, его редкий «вокальный» дар, его «певучую душу»!

Вот этот небольшой коричневый на гнутых ножках рояль принадлежал гениальному немецкому музыканту Роберту Шуману. Сколько пламенных мыслей поведал ему композитор, сколько ярких образов вылилось в звуки, впервые исполненные на нём!

По своей новизне и психологической тонкости творчество Шумана значительно раздвинуло границы музыкального искусства 19 века. Оно затронуло такие струны человеческой души, которых ещё не коснулись его великие предшественники: Бетховен, Моцарт и другие.

Композитор родился в семье книгоиздателя 8 июня 1810 года в городе Цвиккау в Германии. Мальчик с детства проявлял незаурядные музыкальные - пианистические и композиторские способности. Но мать и опекун не поддерживали его художественные устремления, и по их настоянию юноша поступил на юридический факультет Лейпцигского университета. Он страстно увлекался литературой, философией и одновременно занимался у прекрасного фортепианного педагога Фридриха Вика.

В Лейпциге Шуман впервые слышит игру Паганини, и Роберт решает посвятить себя музыке. Но карьера виртуозного пианиста Шуману не удалась – перезанимавшись, он серьёзно повредил руки. И весь свой талант, темперамент и энергию музыкант обратил на композицию и музыкально-критическую деятельность.

Под впечатлением игры великого скрипача Шуман пытается сочинять в виртуозно-выразительном стиле. Поездки во Франкфурт, Мюнхен, где он встретился с Гейне, и путешествие по Италии расширили кругозор композитора.

Зрелость к музыканту пришла удивительно рано. В фортепианной музыке выражена сущность творчества композитора. Фортепиано оказалось идеальным инструментом в выражении главных черт его стиля: яркой эмоциональности и импровизационности.

На ранний период творчества приходится и основная публицистическая деятельность Шумана. В 1834 году он основал «Новый музыкальный журнал», сплотив вокруг него передовых художников – «Давидово братство». Композитор писал, что основная цель издания – «поднять упавшее значение искусства».

В начале 40-х годов после мучительной четырёхлетней борьбы со своим учителем Ф. Виком Шуман, наконец, женится на его дочери – Кларе Вик. Блестящая пианистка, Клара Вик много концертировала, включала в свои программы произведения мужа. Вместе с женой Шуман ездил в Россию (1844), Прагу, Берлин, Вену (1846),Швейцарию.

В творчестве Шумана 40-х годов значительно расширяется круг музыкальных жанров. В краткий срок композитор пишет более 130 песен, он также создаёт крупные симфонические произведения. В 1842 г. появляются прекрасные камерно-инструментальные сочинения: три струнных квартета, фортепианный квартет. В1843 году Шуман обращается к вокально-драматической музыке: оратория «Рай и Пери».

В последнее десятилетие своей жизни Шуман тяготел к монументальным жанрам. Он приступил к созданию нескольких так и незаконченных опер на сюжеты Шекспира, Шиллера, Гёте.

29 июля 1856 года Шумана не стало. При огромном стечении народа, под траурные звуки музыки Роберт Шуман был похоронен в Бонне на городском кладбище.

Завидна судьба великих людей! И уходя из жизни, они остаются в ней. Шуман продолжает жить в своей музыке. Его соотечественники, всё глубже постигая творчество романтика фортепианной музыки, находили в нём близкие, понятные образы. Их привлекали тепло написанные Шуманом картины жизни немецкого народа, колоритные пейзажи. В произведениях композитора их волновал богатый мир чувств, являющихся откликом талантливого музыканта на различные события окружавшей его действительности.

Росла известность Р. Шумана и за рубежом. Первой после Германии страной, где музыку поэта фортепиано глубоко поняли и по-настоящему оценили, была Россия. Передовые русские композиторы и исполнители восторженно отзывались о сочинениях немецкого музыканта, пропагандировали их.

С огромным интересом к музыке Роберта Шумана относились русские музыканты. Тонкая разработка Шуманом музыкально-речевой интонации, правдивое отображение глубин человеческой психики были близки творческим исканиям русских композиторов 19 века. Особенно, на наш взгляд, Роберт Шуман как композитор и человек был близок композитору и человеку Петру Ильичу Чайковскому. «Музыка Шумана- писал П. Чайковский,- открывает нам целый мир новых музыкальных форм, затрагивает струны, которых ещё не коснулись его великие предшественники. В ней мы находим отголосок тех таинственно-глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека».

«Альбом для юношества» Р. Шумана – лучшее произведение немецкой музыки для детей

В свои 38 лет Роберт Шуман посвятил некоторые новые сочинения детям, которых он очень любил. Непосредственность, доверчивость, открытые сердца детей всегда привлекали его. Наблюдая за ними, Шуман подмечал характерные чёрточки детских натур, их манеру вести и держать себя, их игры. Он «всерьёз» старался понять внутренний мир ребёнка. «В каждом ребёнке скрыта чудная глубина», - писал Шуман- . Возможность убедиться в этом он имел, наблюдая за собственными детьми. Их у него было пятеро: три девочки и два мальчика. Он с удовлетворением писал Э. Крюгеру: «В доме сейчас очень оживлённо. Пятеро детей повсюду прыгают и уже начинают прислушиваться к Моцарту и Бетховену». 1сентября 1848 года Марии – старшей дочери Шумана исполнилось 7 лет. К этому дню отец приготовил ей подарок: несколько пьесок для фортепиано. Мария занималась музыкой, и пьесы были написаны ей по силам, поэтому она быстро разучила их, к большому удовольствию отца. По воспоминаниям Марии, Шуман любил играть детям на фортепиано, рассказывал им занимательные истории, читал книги. Небольшая пьеска, сочиненная ко дню рождения Марии, явилась началом работы над «Альбомом для юношества» (ор. 68. 1848)

Новый сборник чрезвычайно увлёк композитора. Он писал К. Райнеке: «Не припомню, чтобы я когда-нибудь бывал в таком хорошем музыкальном настроении, как во время сочинения этих пьес. Всё это прямо-таки нахлынуло на меня. »

В «Альбоме» многое определено его «адресом», а также педагогической направленностью: эти пьесы не только о детях, но прежде всего для детей - для их восприятия, для их исполнительских возможностей и музыкального воспитания. Но воспитательная задача не подавила и не обезличила художественно-творческую природу нового сборника пьес. Наоборот, Шуман хотел щедро одарить своих юных исполнителей индивидуально яркой и образно увлекательной музыкой.

Пьесы, составляющие «Альбом», в большинстве образно конкретны, очень характерны; здесь собраны «зарисовки с натуры» из большого и разнообразного мира, окружающего _

Лучшим доказательством того, что Шуман очень верно понял, о чём и как нужно писать для начинающих музыкантов, служит их любовь к пьесам из «Альбома». Вряд ли кто-нибудь, кто занимался музыкой, не играл их, и конечно каждый помнит, как живо звуки этих пьесок рисуют различные сценки. Вот по дорожке сада верхом на палочке гордо скачет малыш, воображающий, что он несётся на быстром коне («Смелый наездник»). Вот сидит в уголке ребёнок. Он потерял что-то, что было ему дорого, и чувствует себя самым несчастным на свете («Первая потеря»). По тропинке, что вьётся через поле спелой ржи, с радостной песней после хорошей работы идёт домой крестьянин («Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы»).

Пьесы из «Альбома» Шуман часто замышлял именно как «картинки». Сообщая своему другу Ж. Ж. Б. Лорану, (художнику, музыканту и литератору) об окончании «Рождественского альбома», он писал: «Я думаю, что некоторые из них (пьес) могли бы побудить Вас к созданию новых картинок – таких, как те изящные, тонко прочувствованные, какие Вы мне уже прислали»

Клара Шуман разъясняла своим детям, что их отец всегда хотел выразить в музыке реальную жизнь, «всё, что он видел, читал, переживал». Этот процесс, по наблюдению Клары, происходил бессознательно. Названия отдельных пьес, обычно придумываемые после их сочинения, не необходимы, но всё же соответствуют музыкальному содержанию и могут облегчить понимание музыки. На вопрос младшей девочки Евгении, что означают три звёздочки над пьесами №№21,26,30 , Клара «с любовью во взгляде» ответила: «Это, вероятно, мысли родителей о детях». 4

Педагогическая сущность «Альбома» отнюдь не сводилась к соблюдению степеней трудности. Шуман отразил в этом сборнике широкие идеи музыкально-эстетического воспитания, которые он сформулировал в «Жизненных правилах для музыкантов».

4- Клара хотела, чтобы её дочки почти в каждой из пьес «Альбома» представляли себе нечто жизненно конкретное. Порой она предлагала им живую картину. Так, например, в пьесе «Дед Мороз» следовало представить себе, как старик, тяжело шагая и стуча палкой, поднимается по лестнице, как прячутся встревоженные дети, как потом Дед Мороз по-доброму обращается к ним, раздаёт им подарки и спускается вниз.

5- Эти две работы замышлялись им как единое целое. В дальнейшем Шуман отказался от такого плана и напечатал «Правила» отдельно в виде приложения к его музыкальной газете (1850, 3 мая, №36). Позднее «Правила» появились как самостоятельное дополнение к «Альбому для юношества».

В «Правилах» Шуман призывает молодых музыкантов внимательно прислушиваться к народным мелодиям, которые «раскрывают глаза на характер различных народов». В «Альбоме « он даёт целую серию пьес в духе немецких народных песен №№ 2, 7, 10, 18,20,24, 43.

«Правила» настойчиво ориентируют музыкантов на высокое искусство классиков – на их эстетику, на их технику, автор советует пораньше познакомиться с основами гармонии. Такие пьесы, как «Хорал»(№4) , «Маленький этюд» (14), «Песенка в форме канона» (№27), «Маленькая фуга» (№40), «Фигурированный хорал» (№42) – педагогическая реализация этой мысли. «Классическое» в технически доступной и доходчивой форме – вот задача, которую ставит здесь композитор. Вероятно, этой же задачей вызвано прямое цитирование в «Альбоме» классических музыкальных тем: в «Марше солдатиков»(№2). Шуман использовал тему скерцо из скрипичной сонаты Бетховена ор. 24 (так называемая «Весенняя соната»). А вот в пьесе №21, не имеющей заголовка, - ещё одна бетховенская мелодия – тема терцета из «Фиделио». И уже без всякой преднамеренности «классическое» предстаёт здесь не в облике скучной педагогики, а одухотворённо, творчески. Сквозь традицию, жанр, приём - всюду отчётливо просвечивает шумановское, всюду ощущаешь подъём чувства. Как характерна в этом отношении пьеска «Маленький этюд», по изложению стилизующая баховскую прелюдию к фуге №1, а по гармониям и скрытой мелодической нити очень шумановская, овеянная живой романтической поэзией. Не занимаясь непосредственно педагогикой, Шуман, создал руководство, не устаревшее до настоящего времени. Русский критик В. В. Стасов в предисловии к первому переводу Правил писал: «Подобно тому, как гениальные басни Крылова несравненно нужнее, понятнее и дороже для взрослых, чем для детей, так и правила Шумана в тысячу раз будут более понятны и дороги для каждого вполне образованного музыканта. Чем больше в нём музыкальной образованности и таланта, тем больше он поймёт и полюбит всем сердцем золотые страницы Шумана, полные глубины и самого горячего сердца»

В письме К. Рейнеке Шуман писал: «Из всех моих сочинений, думается мне, эти пьесы («Альбом») будут самыми популярными». И действительно, едва ли найдется музыкант, , который бы не изучал пьесы из «Альбома для юношества» Все пьесы в сборнике, полные чувства и мысли, привлекают всегда исполнителей и слушателей своей искренностью, трепетной взволнованностью, поэтической глубиной и активным романтизмом.

Жизненный и творческий путь П. И. Чайковского

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в городе Воткинске на Урале. Отец будущего композитора был горным инженером, управляющим воткинскими заводами. Мать была дочерью обрусевшего француза. Второй сын в семье, Петр Ильич имел двух сестер и четырех братьев.

Что из детских впечатлений Чайковского следует отметить особо? Конечно, близость природы, пробуждение интереса к музыке, фольклору, поэзии, обучение игре на фортепиано, начавшееся около пяти лет. Из Воткинска в десять лет мама отвезла его в Петербург, в училище правоведения. Это было привилегированное заведение, готовившее юристов высокого класса.

Будущие правоведы получали хорошее образование, в частности и музыкальное. Среди преподавателей выделялся хоровой дирижёр Г. Я. Ломакин. Вообще, в училище Петя сразу же обзавёлся друзьями. Ему быстро придумали прозвище- Чайка. «Было в нём что-то особенное, что-то привлекавшее к нему сердца, - вспоминал один из его соучеников,- Доброта, мягкость, отзывчивость, какая-то беззаботность по отношению к себе были с детства отличительными чертами его характера. » Но главное, что привлекало к нему, это музыка. Мальчики часами могли слушать под дверью музыкального зала его игру. Был среди его друзей один, кому он поверял все свои тайны. Звали его Лёля Апухтин. В будущем он стал известным русским поэтом, этим годам совместной учёбы посвятил замечательные строки:

Ты помнишь, как, закрывшись в музыкальной,

Забыв училище и мир,

Мечтали мы о славе идеальной,

Искусство было наш кумир.

К 18-ти годам Чайковский успешно закончил училище. А дальше - служба в департаменте министерства юстиции. Существование его вполне отвечало светским стандартам: днём – служба, вечером – театр, концерты, светские балы и приёмы. «Из меня сделали чиновника, и то плохого»; «чем я кончу? что обещает мне будущее? – об этом страшно и подумать»,- писал он сестре. Два года продолжалась такая жизнь. А потом Пётр Ильич неожиданно для всех оставил службу и поступил в музыкальные классы, только что открытые при русском музыкальном обществе. По этому поводу его брат с возмущением вспоминал: « А Петя-то, Петя! Юриспруденцию на скрипку поменял». В 1862 эти классы были преобразованы в первую России консерваторию, и Чайковский стал её студентом.

Его любимым учителем был Антон Григорьевич Рубинштейн. Среди его ученических работ выделяется симфоническая увертюра на сюжет драмы Островского «Гроза». К выпускному экзамену он написал кантату на текст оды Шиллера «К радости», которая с успехом была исполнена под управлением А. Рубинштейна.

В сентябре 1866 г. в Москве тоже была открыта консерватория. Её создатель, Николай Рубинштейн, брат петербургского Рубинштейна пригласил Чайковского на место одного из первых её профессоров.

Лучшими в этот период творчества композитора надо назвать первую симфонию и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта». В это же время Чайковский работал над оперой «Воевода». В общем, жизнь композитора в Москве была насыщенной.

А летом на каникулы он уезжал на юг Украины, имение Каменка, где жила его сестра, вышедшая замуж за сына декабриста Давыдова. Каменка обладала для него особой притягательной силой. Ведь это имение было местом, где за сорок лет до этого собирались декабристы, члены «Южного общества». И главное, там бывал Пушкин.

К концу 60-х годов Чайковский уже был известным композитором, чьи произведения с успехом исполнялись в России. В 1868 г. в Москву приехала итальянская оперная труппа. Среди её певиц выделялась Дезире Арто. Чайковский был пленён её талантом. Между ними вспыхнуло взаимное чувство. Друзья композитора были категорически против их брака. Но всё разрешилось само собой. Неожиданно Арто вышла замуж за испанского певца. Пётр Ильич глубоко переживал этот разрыв. Но творчество оставалось главной жизненной потребностью даже в несчастье. В середине 70-х годов творчество композитора достигает небывалого расцвета. Поражает частота появления крупных сочинений. Так на протяжении всего лишь двух лет созданы такие шедевры, как «Евгений Онегин», Четвёртая симфония, «Лебединое озеро», «Первый концерт для фортепиано с оркестром», Концерт для скрипки с оркестром.

В 1877 году Чайковский тяжёлый кризис. Дело в том, что во время его работы над оперой «Евгений Онегин» композитор стал получать письма от одной из бывших выпускниц консерватории. Она казалась искренней в своём чувстве к нему и чем-то напоминала ему пушкинскую Татьяну. Вскоре состоялась свадьба. Но прошло совсем немного времени, и Чайковский понял свою ошибку. Тяжело пережив это потрясение, осенью 1877 г. с сильным нервным расстройством композитор уезжает за границу.

Следующие семь лет жизни композитора часто называют «годами странствий». Поездки за границу и возвращение в Москву. Потрясённый смертью Н. Рубинштейна, которого он искренне любил и ценил, Чайковский посвятил ему трио «Памяти великого художника».

1885 год начинает последний период творчества композитора. В этом году его избирают директором Московского отделения русского музыкального общества. Много сил и энергии он тратит на пропаганду музыки русских композиторов. Чайковский гастролирует в городах России и за рубежом в качестве дирижёра. В 1891 году Пётр Ильич был приглашён в Новый свет - в Америку. В Нью-Йорке ему выпала честь выступать в день открытия нового концертного зала «Карнеги-холла». Сегодня это крупнейший и известнейший концертный центр. Успех выступления Чайковского превзошёл все ожидания. Такую напряжённую исполнительскую деятельность Чайковский сочетал с композиторской. В последние годы им созданы истинные шедевры. Герои его последних произведений – люди тонко и глубоко чувствующие, думающие, но не находящие в окружающей жизни понимания. Потому рвущиеся к неведомому идеалу, но терпящие в этом стремлении поражение. Эта идея лежит в основе двух последних симфоний композитора, опере «Пиковая дама», во многих последних романсах. В это же время он создаёт романтическую оперу «Иоланта» на сюжет из средневековой легенды и такие же светлые балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

Но такая насыщенная жизнь несколько утомляла композитора. Для приобретения небольшого дома он даже накопил денег, но, видя страшную нужду и невежество вокруг, отдал свои деньги на строительство школы в том селе, где хотелось обосноваться. Сначала он снимал в Подмосковье дом, а в 1892 г. купил дом в Клину.

Завершающей страницей творчества и жизни Чайковского стала его Шестая «Патетическая « симфония. Каким-то роковым образом в ней и с ней оказались сплетены гибель героя симфонии и смерть самого композитора. Эта симфония прозвучала как реквием, как прощание композитора с жизнью.

«Детский альбом» П. И. Чайковского- шедевр фортепианной музыки для детей

История создания «Детского альбома»

Зимнее морозное утро. Ребёнок только что проснулся, и обрывки сновидений ещё стоят перед глазами. Но пора вставать, ведь впереди целый день – радостный день игр и забав. Пожалуй, начать лучше всего в лошадки – безудержно скакать на палочке – воображаемом коне. А вот и мама, она очень добрая, но бывает и строгая, если нашалишь. Наскакавшись вдоволь верхом, можно заставить маршировать деревянных солдатиков, губами подражая призывным звукам военной трубы, или поиграть с любимой куклой.

А стоит начать танцевать, как время пролетает особенно быстро: камаринская, вальс, мазурка, полька сменяют друг друга. Но что может быть лучше песен – весёлых и грустных, медленных и задорных! Итальянская и немецкая, неаполитанская, русская и даже старинная французская – песенок на свете так много, что едва успеешь пропеть, как наступает вечер. Пора спать. Няня расскажет сказку про Бабу-Ягу и про добрых волшебников, незаметно подкрадётся сон. И на фоне доносящихся откуда-то издалека звуков хора послышится голос жаворонка или звуки шарманки

«Что это, - спросите вы, - рассказ об одном дне из жизни ребёнка?» Видите ли, рассказ этот необычен. Он написан звуками музыки. Его сочинил для детей – начинающих пианистов гениальный русский композитор Пётр Ильич Чайковский. И даже в этих небольших по размеру «музыкальных страничках» «Детского альбома» - так назвал композитор свой сборник – обнаруживаются лучшие, удивительные черты его творчества: яркая, легко запоминающаяся мелодика, поразительное разнообразие музыкальных образов. Чайковский любил фортепиано и охотно писал для него, он видел в нём инструмент «поющий». Это «вокальное» свойство фортепиано композитор с необычайным мастерством раскрывал во всех своих сочинениях.

Композитор часто гостил в Каменке у своей любимой сестры Александры Ильиничны (она жила там с мужем и детьми). Среди дубовых рощ, на скалистых берегах реки он чувствовал всегда прилив творческих сил и работал здесь с особым подъёмом. В Каменке композитор начал работать над «Детским альбомом».

Весной 1878 г. Чайковский вернулся в Россию после путешествия за границей. Он с наслаждением отдыхал в деревне в обществе близких его сердцу людей.

«Вся прелесть здешней жизни,- писал композитор,- заключается в высоком нравственном достоинстве людей, живущих в Каменке, то есть в семействе Давыдовых Глава этого семейства, старушка Александра Ивановна- это единственная оставшаяся в живых из тех жён декабристов, которые последовали за мужьями в СибирьЯ питаю глубокую привязанность и уважение к этой почтенной личности. Жить ежедневно в соприкосновении с большим количеством хороших людей очень приятно». В Каменке обычно всё бывало, подготовлено к приезду композитора. « Я буду жить в очень чистенькой уютненькой хатке с видом на село и на извивающуюся вдали речку,- писал П. И. Чайковский в одном из писем,- Садик густо усажен душистым горошком и резедой, которые месяца через два уже будут цвести, и разливать свой чудесный аромат. Даже инструмент достали и поставили в маленькой комнате рядом со спальней».

В Каменке действительно было хорошо, и работать, и отдыхать. Почти всё свободное время Пётр Ильич проводил в кругу молодёжи и детей – своих племянников и племянниц. «Цветы, музыка и дети - часто говорил композитор,- составляют лучшее украшение жизни». И чего только не придумывал он для своих маленьких друзей! Весёлые походы в лес, в поле – за цветами и грибами, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда за роялем сидел неизменный «тапёр» - «дядя Петя». Любил Пётр Ильич слушать, как ребята – их было семеро, - занимаются музыкой. Особенно серьёзно относился к музыкальным занятиям семилетний Володя Давыдов, или попросту Боб,- любимец Чайковского.

Композитор называл его «восхитительным экземпляром человеческой породы». «Бобику,- сказал Чайковский однажды, - хоть ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать»

Слушая игру маленького Боба, Пётр Ильич не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для ребят. 30 апреля он сообщал в письме к своему другу Надежде Филаретовне фон Мекк: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной лёгкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана»

Обещая вскоре выслать ноты в Каменку, Чайковский писал Льву Васильевичу Давыдову- отцу Боба:

«Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картинками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: посвящается Володе Давыдову». Он глупенький, и не поймёт, что значит посвящается».

« Детский альбом» был закончен в мае 1878 года и в том же году напечатан.

Листая страницы «Детского альбома»

И вот мы перелистываем страницы «Детского альбома». Здесь 24 маленькие пьесы. Первая страница альбома – «Утреннее размышление»; музыка этой пьесы, исполненная светлого и серьёзного настроения, как бы предупреждает нас, что рассказ о детях будет идти в серьёзном тоне.

Музыка пьески «Мама»- певучая, красивая; ласковые интонации мелодии будто успокаивают, объясняют что-то. Наверно, такой была мать самого Петра Ильича. По красоте, мелодичности эта музыка близка пьесе «Сладкая грёза». Только в последней больше порыва и взволнованности.

А вот и няня, которая рассказывает сказки. В «Няниной сказке» - необычные созвучия, что-то причудливое, фантастическое слышится в музыке. И уж совсем страшно становится от второй сказки: «Баба Яга» стремительно мчится за кем-то в погоню. Среди пьесок «Детского альбома» мы встречаем зарисовки русской природы. «Зимнее утро», Музыка эта, её короткие мотивы, беспокойные интонации вызывают настроение тоскливое, нерадостное. Зато как пленительно светла и прозрачна картинка весенней пробуждающейся природы! Пора весны – любимая пора и композитора. «Ждём, не дождёмся,- писал он,- когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Как я люблю, когда по улицам текут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее!»

«Люблю русскую природу больше всякой другой»,- говорил Чайковский и всегда как-то особенно поэтично рассказывал о ней. «Песня жаворонка» с её нежными трелями, с чистым узором её неповторимо прекрасной мелодии – одна из лучших зарисовок пробуждающейся природы.

Удивительно хороши в «Детском альбоме» также картинки русского быта. «Русская песня» построена на теме народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Мелодия состоит из коротких мотивов. Они так плавно переходят один в другой, так непрерывно льются, словно девичий хоровод, движущийся всё время по кругу. Будто нехотя, неторопливо, с ленцой разводит кто-то меха гармоники – пьеса «Мужик на гармонике играет». И созвучия, которые сопровождают мелодию, так похожи на настоящие гармошечные переборы. А вот другая зарисовка с натуры – весёлая плясовая «Камаринская».

Некоторые события и персонажи пьесок «Детского альбома» ушли в далёкое прошлое и незнакомы современным детям. Их окружают другие звуки, другие образы: они не услышат теперь скрипучих звуков шарманки и голоса уличного шарманщика, ни старинных церковных песнопений. В письме из Браилова, где композитор завершал работу над «Детским альбомом», П. Чайковский рассказывает, какое впечатление произвёл на него древний монастырь и стройное, строгое пение певчих на хорах под управлением старушки-регентши. Так родился у композитора замысел суровой печальной пьесы «Хорал» («В церкви»). Но большинство пьес и в наше время доступно и понятно детям, потому что в них простым и ясным языком музыки рассказывается о том, что и сейчас близко каждому маленькому человеку. В них – пёстрый мир любимых детских занятий: игр, танцев, развлечений. Словно догоняют друг друга острые, стремительные мотивы в пьесе «Игра в лошадки». Отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско – «Марш деревянных солдатиков». Это – игра мальчиков. А девочки, конечно, как всегда играют в куклы. В «Детском альбоме» есть рассказ о кукле. Грустная музыка повествует о болезни куклы. Эта пьеска так и называется – «Болезнь куклы». И мы забываем, что это кукла, кажется, будто композитор рассказывает о больной девочке, которую очень жалко.

«Похороны куклы» - совсем не по-кукольному серьёзный, настоящий траурный марш. Зато сколько искрящейся радости, восторга в пьесе о «Новой кукле» с её взлетающей мелодией!

Беззаботно веселы танцевальные пьески: грациозный «Вальс», кокетливые «Мазурка» и «Полька» - любимые танцы молодёжи того времени. И может быть, здесь впервые прозвучали мелодии других стран, привезённые Петром Ильичом издалека. Задумчивая «Старинная французская песенка», озорная с подпрыгивающей мелодией «Немецкая песенка», похожая на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер, и песни, которые композитор написал в Италии.

Чайковский рассказывал, как во Флоренции на улице он услышал однажды пение под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа. «Он пел чудесным густым голосом , с такою законченностью, с такой теплотой, какие и в настоящих артистах редко встречаются. Как жаль мне этого ребёнка! Его, очевидно, эксплуатируют отец, дядя и всякие родственники. Теперь, по случаю карнавала, он поёт с утра до вечера и будет петь до тех пор, пока голос не пропадёт безвозвратно».

Песня, которую записал Чайковский от мальчика, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка». Есть в «Альбоме» ещё две мелодии, записанные в Италии,- «Неаполитанская песенка» и «Шарманщик поёт». В письме Петра Ильича из Венеции были такие строки: «По вечерам к нашей гостинице подходил иногда какой-то уличный певец с маленькой дочкой, и одна из песенок мне очень нравится». Мелодия, записанная от итальянской девочки, стала пьеской «Шарманщик поёт».

Жалко закрывать последнюю страницу «Детского альбома», жалко расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора - великого и в крупных сочинениях, и в маленьких пьесах. И с радостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют эти пьесы и делают жизнь музыки Чайковского вечной.

Сравнительный музыкальный анализ сборников Чайковского и Шумана

Изучая творчество П. И. Чайковского и Р. Шумана, мы сравнили их годы жизни и годы написания изучаемых нами сборников. И пришли к следующим выводам:

• Р. Шуман, родился в 1810 году, а Чайковский - в 1840 году, т. е. Шуман на 30 лет был старше Чайковского.

• «Альбом для юношества» Шуман написал в 1848 году, а Чайковский свой «Детский альбом» - в 1878 году, т. е. тоже через 30 лет после Шумана.

Если говорить о жизненном и творческом пути композиторов, то находим аналогии:

• С рождения были одарёнными мальчиками – проявляли незаурядные пианистические и композиторские способности;

• Оба композитора получили юридическое образование, но музыка для них стала главной в их жизни.

• Оба композитора имели прекрасные литературные способности.

• Очень много путешествовали за границей, впечатления, от которых в последующем изливались на нотных страницах.

В «Детском альбоме « П. И. Чайковского 24 пьесы, в «Альбоме для юношества» Шумана – 43, и он состоит их двух частей: для младшего возраста и для старшего возраста.

Сочиняя свои пьесы, Чайковский взял за образец «Альбом для юношества» Шумана.

Действительно, между этими двумя сборниками есть связь, выражающаяся в родственности фортепианного изложения и в выборе сюжетов. В обоих сборниках есть детские игры («Смелый наездник»- у Шумана, «Игра в лошадки » - у Чайковского), марши, народные песни, картинки природы («3има» - у Шумана, «3имнее утро» - у Чайковского), маленькие «романсы», сказки и т. п. Но, не смотря на это сходство, оба сборника различаются. хотя в «Детском альбоме» и много «европейских» мотивов (итальянская, французская, немецкая, неаполитанская песенки, «общеевропейский» стиль «Вальса», «Мазурки», «Польки), он воспринимается именно как русская музыка, как серия картинок, посвященных жизни и быту русских детей. На фоне таких пьес, как «Зимнее утро», «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Нянина сказка», «Баба-Яга»,- все эти «заморские» итальянские, французские и другие песенки приобретают такой же характер, как какая-нибудъ сказочка. С другой стороны, так же, как «Вальс» или «Мазурка»,- пьесы этого жанра пропитаны духом бытовой, городской русской музыки, близкой детям. Совершенно особого очарования полны пьески, посвященные детским играм. Это, пожалуй, никем не превзойдённое проникновение в сферу детской фантазии, в волшебное царство грез ребенка, в ту страну детства, где побывали когда-то все взрослые люди. У Чайковского «Игра в лошадки», написанная в ре мажоре, а у Шумана «Смелый наездник», написанный в ля миноре, - они по темпу очень похожи.

Лишь большим художникам, как П. Чайковский и Р. Шуман удается не только сохранить в своем сознании чувства и образы ушедшего в прошлое детства, но и передать их на языке своего искусства. Замечательна в этом отношении маленькая трилогия «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла». Это - игра (ведь героями действия являются куклы), но подобно оживающим куклам в «Щелкунчике», здесь куклы тоже «оживают». «Болезнь», «Похороны», «Новая кукла» воспринимаются как отражение подлинной, «настоящей» жизни. Отсюда серьезность, эмоциональная яркость и реалистическая образность этих трех картинок - «событий». Нельзя не отметить, что Чайковского часто упрекали за слишком трагический (как в Настоящем похоронном марше) характер «Похорон куклы». И по этим соображениям в издании Музгиза 1929 года эта пьеса была даже изъята из сборника! Для каждой пьески Чайковский нашёл поразительно простые и в то же время яркие образы: Тягучее движение (во время болезни обычно ведь «скучно»), с грустными интонациями мелодии, где, подобно вздохам, неоднократно повторяется фигура ниспадающих звуков, рельефно передает печальное настроение. Торжественно и строго, как в настоящем траурном шествии, звучит похоронный марш. В смысле фортепианного изложения он чрезвычайно прост, но скромными средствами здесь передан и четкий ритм и мрачный колорит, (постепенное динамическое нарастание, начинающееся pianissimо - «издалека», достигающее mezzо forte снова замирающее к концу пьесы).

Эти две пьесы: «Болезнь куклы» и «Похороны куклы» по настроению схожи с пьесой Шумана «Первая утрата», все они написаны в минорных тональностях: ля миноре, до миноре и ми миноре. А в «Новой кукле» из «Детского альбома» с удивительной яркостью передачи чувства восторженной радости обрисовано совершенно иное душевное состояние. Ритмическим пульсом устремляющейся вверх мелодии, легкостью гибкого прерывистого движения мелодического рисунка в средней части пьески Чайковский создает атмосферу детского счастья. Характерно в этой миниатюре сочетание светлых прозрачных красок с вальсовым ритмом. Здесь ритмическая формула вальса тесно связана с праздничной приподнятостью настроения всей пьесы. И весь этот художественный образ, как тонкий и выразительный рисунок, набросанный рукой большого мастера, создан простейшими приемами фортепианного изложения. В самом деле, что может быть лаконичнее и проще такого строения музыкальной ткани:

У Шумана похожую пьесу на «Новую куклу» в сборнике «Альбом для юношества» нам не удалось обнаружить. Но мне кажется, что по настроению и ритмическим рисункам «Новая кукла» похожа на пьесу Шумана «Сбор винограда – весёлое время» (ми мажор).

Интересно, что Чайковский, никогда не преподававший детям, мало соприкасавшийся с вопросом обучения игре на фортепиано, проявил превосходное знание фортепианного изложения, доступного детским рукам. Во всем сборнике нет, например, ни одной октавы или аккорда, расположенного шире, чем в пределах септимы. Ни в одной пьеске мы не найдём одновременного сочетания крайних регистров клавиатуры, требующих широкого расстояния между руками. Нижний регистр (контр- и субконтроктавы) вообще не используются, а звучание в самых высоких октавах встречаются только в пьеске «Песня жаворонка». Значительно проще по рисунку и сама ткань этих произведений. Обычная многоэлементность изложения, подголоски, характерные для Чайковского, здесь почти отсутствуют. Преимущественное место в серии пьес «Детского альбома» занимает аккордовая техника. Но всюду аккорды использованы с учетом физических возможностей детской руки. Аккордовый аккомпанемент в партии левой руки характерен для таких пьесок, как «Вальс», «Мазурка», «Итальянская полька», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Шарманщик поет», т. е. для таких музыкальных картинок, где певучего характера мелодия в партии правой руки поддерживается сопровождением, четко выявляющим гармоническую основу.

Другой тип фортепианного изложения - почти сплошная гармонизация мелодии, образующая движение аккордами, расположенными в обеих руках. Такой рисунок мы видим в «Утренней молитве», «Зимнем утре», «Марше деревянных солдатиков», «Похоронах куклы», «Няниной сказке» и т. п. Особенно плотная аккордовая ткань встречается в пьеске «Мужик на гармонике играет», где имитируется звучание гармоники остроумным приемом использования доминантсептаккорда в тесном расположении, довольно пронзительно и резко звучащего в среднем регистре фортепиано.

На сплошном аккордовом движении, но совсем иного характера, построена пьеса «Игра в лошадки». Это тип маленькой токкаты, для которой характерен быстрый темп, легкость кистевого движения, четкая стаккатная звучность: вся пьеска изложена в четырехголосных аккордах по два звука в партии каждой руки.

Различным рисункам staccatо уделено вообще много места в этом сборнике. Такие же пьески в русском стиле, как «Камаринская», «Баба-яга», где staccato является основным приемом, относятся к жанру русских народных сцен. Но если в музыке для взрослых рисуется русский народный быт, то тут жанр связывается также и с элементами фантастики, с классическими персонажами русских народных сказок («Баба-Яга» и «Нянина сказка»). «Нянину сказку» у Чайковского, на наш взгляд, можно сопоставить пьесе Шумана «Шехерезада». Потому что в обеих песках ведётся рассказ о сказочных героях. Но «Нянина сказка» написана в до мажоре, а «Шехерезада» - в ля миноре.

В сборниках обоих композиторов есть и много эпизодов, дающих маленьким пианистам навыки игры legato. В основе таких, песенного склада, пьесок лежит характерное, например, для Чайковского преодоление сухости фортепиано, умение «петь» на инструменте. Помимо «романсов» с аккордовым аккомпанементом (как, например, «Итальянская песенка», «Шарманщик поет»), в «Альбоме» есть и пьески, где в партиях обеих рук сохраняется легатный рисунок: «Мама», «Старинная французская песенка». «Сладкая греза». Эти маленькие лирические пьесы служат превосходным материалом для развития выразительной фразировки и овладения одной из важнейших сторон техники игры на фортепиано - игрой legato. Характерно при этом, что в пьесках, требующих быстрого темпа, Чайковский пользуется главным образом приемами staccаto, legatо же употребляется именно в медленных, певучих пьесках. Быстрого «пальцевого» legatо, гаммаобразной техники или каких-либо подвижных мелодических фигураций мы не найдем в этом сборнике, так же как не встретим ни одного пассажа или орнаментального украшения. Если пальцевое legatо и имеет здесь иногда применение, то лишь в некоторых фигурах, как, например, в «Вальсе»:

или в «Песне жаворонка», не требующих подкладывания первого пальца. Для всех пьес этого сборника характерны короткие штрихи и приемы позиционной техники, когда рука переносится с места на места в моментах паузирования или в перерывах между короткими лигами, сохраняя почти неизменное, первоначальное положение пальцев. Примерам подобного позиционного перемещения, коротких штрихов и частого паузирования может служить такой тип изложения:

Помимо того, что эта манера изложения вообще свойственна фортепианному стилю Чайковского, несомненно, им учитывалась при этом и определенная педагогическая задача.

В «Детском альбоме» преобладают формы техники, требующие движения всей руки, развития кистевой, аккордовой стаккатной техники, а не «мелких», «пальцевых» легатных движений. Это показывает то, что Чайковский мыслил развитие исполнительских навыков, исходя не из принципов фортепианной педагогики старинной шкалы начала XIX века, а придерживаясь более прогрессивных взглядов, связанных в большой мере с педагогическими принципами Ф. Листа. Как известно, Лист был одним из первых пианистов, считавших, что основой развития фортепианной техники являются не «пальцевые» («изолированные», как их условно именуют пианисты) движения, а свободные, «крупные» движения всей рукой. Упоминается об этом для того, чтобы подчеркнуть, что сборник Чайковского является одним из лучших образцов русской музыкальной литературы не только по художественным своим достоинствам, но и по фортепианному изложению. Да, не каждому композитору удалось, подобно Чайковскому, сочетать простоту и гибкость фортепианного изложения с педагогической целесообразностью воспитания, а главное – создать в миниатюрных формах произведения подлинно художественные, искренние.

Такие же слова, конечно, можно сказать и о пьесах из «Альбома для юношества» Шумана. Но по технике исполнения, нам кажется, что Шумановские пьесы играть на фортепиано немного сложнее, чем у Чайковского. Проанализировав пьесы в обоих сборниках, была составлена следующая таблица, где сравниваются эти произведения по их названиям и общему музыкальному звучанию. То есть эта таблица показывает, как некоторые пьесы похожи в сборниках русского и немецкого композиторов.

Сравнительная таблица названий пьес в сборниках Чайковского и Шумана:

Пьесы из «Детского Пьесы из «Альбома для юношества». Р. Шумана альбома»П. И. Чайковского

Игра в лошадки Смелый наездник

Зимнее утро Зима 1. Зима 2

Утреннее размышление. Утренняя прогулка

Марш деревянных солдатиков. Солдатский марш.

Хор Хорал

Песня жаворонков Весенняя песня

Баба яга Дед Мороз

Русская песня Народная песня

Итальянская песня Песня итальянских моряков

Старинная французская песенка Сицилийский танец

Немецкая песенка

Неаполитанская песенка Северная песня

Сладкая греза Воспоминания

Болезнь куклы Первая утрата

Похороны куклы

Нянина сказка Шехерезада

Заключение

«Я не понимаю классическую музыку»,- частенько мы слышим, общаясь друг с другом. «Хотела бы понять, но не могу», - говорят другие. «Но вот когда я слушаю Чайковского, я волнуюсь», - возражают третие. И такая категория людей всегда ходила и ходит в переполненные огромные залы насладиться фортепианной музыкой, слушает дома аудио, СД – диски с произведениями классиков, тысячи слушателей не пропускают выступлений пианистов по радио и телевидению. Что же Чайковский и Шуман хотели сказать нам в своих фортепианных произведениях? Эту загадку нам пытаются разгадать известные исполнители: Ван Клиберн, Денис Мацуев – самый известный в наше время российский пианист. Русские пианисты, также как и их учителя, стали прекрасными исполнителями произведений Шумана, среди них: К. Н. Игумнов, Ф. М. Блуменфельд, Г. Г. Нейгауз, В. В. Софроницкий, С. Рихтер, Л. Зюзин.

А юные музыканты не перестают играть произведения из «Детского альбома» Чайковского и «Альбома для юношества» Шумана. Фортепиано, с его удивительным многообразием звуковых красок и оттенков, - по-прежнему любимый музыкальный инструмент большинства детей. Юные исполнители из разных стран делают жизнь фортепианной музыки Чайковского и Шумана вечной.

Говоря о месте Чайковского в русской фортепианной музыке, мы не можем не остановиться на отношении великого русского композитора к современной западноевропейской фортепианной литературе. Этому вопросу следует уделить внимание потому, что почти во всех работах о Чайковском мы встречаем представления о различных влияниях на композитора, идущих от стиля западноевропейской музыки. Обычно при этом подчеркивается роль Шумана и Листа в формировании фортепианного творчества Чайковского. Поводом к рассуждениям о влиянии Шумана на Чайковского послужили высказывания самого Чайковского. Действительно, весьма скептически относясь к немецкой музыке, в частности к Вагнеру и Брамсу, Чайковский видел в Шумане борца против пошлости и мещанства и не раз отмечал его положительную роль в западноевропейской музыкальной культуре.

«Музыка Шумана,- писал Чайковский в одном из своих фельетонов («Современная летопись» NQ 46, 1876),- органически примыкающая к творчеству Бетховена и в то же время резко от нее отдаляющаяся, открывает нам целый мир новых музыкальных форм, затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники». Симпатии к Шуману Чайковский выразил и в ряде музыкальных произведений. Вспомним, например, подзаголовок «Детского альбома»: «Подражание Шуману», эпизод: «Alla Sсhumапп» в вариациях ар. 19, пьесу «Uп раса di Schгmапп» ар. 72 и некоторые другие сочинения. Объяснение такого отношения Чайковского к Шуману мы можем найти у Б. В. Асафьева, который писал: «Нельзя, например, путать обаяние бурно-романтической личности Шумана, поэта любви и иронии в музыке, с немецким формальным умом, наводящим порядок в самом взволнованном и волнующем искусстве. Нигде так не глубоки разрывы между отдельными выдающимися «умами музыки» и теми, что «вышивают па прописям»- 8. Но не следует забывать, что при всей своей поэтичности духовный и музыкальный облик Шумана, с его миром художественных образов, пылким воспеванием любви и экзальтированной фантазией, был ограничен масштабами чувств немецкого романтизма. Чайковский же передал в своем искусстве неизмеримо более многогранно человеческие чувства, преломив их сквозь призму своего собственного восприятия жизни.

Здесь выявляется глубочайшее различие между романтиком Шуманом и Чайковским – представителем прогрессивного, реалистического направления русской классической музыки 19 века.

Этим и объясняется различная социальная значимость творчества этих двух композиторов: Чайковского, чье искусство с небывалой силой и глубиной реалистического обобщения отражало жизненную действительность и передовые устремления человечества, и Шумана, отразившего в своей музыке мир грез идеалиста – мечтателя, романтика. Вот почему и средства выражения музыкальной мысли у Чайковского гораздо более многогранны, чем у Шумана. И если среди всего разнообразия красок и пианистических приемов, к которым прибегал Чайковский, и можно найти некоторые элементы фактурного сходства с фортепианным изложением Шумана (например, подвижность гармонической ткани, приемы имитации, порывистый ритм, определяющий динамическую устремленность вперед, взволнованность движения некоторых музыкальных образов), то эти черты еще не определяют и не исчерпывают средства фортепианной «инструментовки» Чайковского.

Работая над данной темой « Сравнительная характеристика фортепианного творчества П. И. Чайковского и Р. Шумана на примере их сборников «Детский альбом» И «Альбом для юношества» удалось узнать много нового о жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского и Роберта Шумана. Интересным и познавательным оказалось находить информацию об истории создания этих альбомов, об удивительных свойствах фортепиано. А также, практически (проигрывая пьесы обоих композиторов на фортепиано) проверять и анализировать их с точки зрения исполнителя.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута. Поначалу у нас возникала мысль, а не

является ли «Детский альбом» Чайковского очень близким заимствованием у Шумана, не плагиат ли это? Действительно, в основу произведения Чайковского легло произведение Шумана. Однако при более детальном изучении обоих сборников мы пришли к выводу, что это два разных самобытных сборника, каждый из которых является шедевром фортепианной музыки.

Ценность данной исследовательской работы состоит в сравнительном анализе фортепианных сборников. При написании работы возникали небольшие трудности в поиске информации, так как литературные источники можно было найти только в Республиканской Национальной библиотеке. На наш взгляд, считаем, что данная работа будет полезна детям и преподавателям на уроках мировой и художественной культуры, на уроках музыки, а также для повышения общего культурного и музыкального уровня учащихся.

Много лет назад Пётр Ильич Чайковский сказал такие слова: «Я хотел бы, чтобы музыка моя распространялась, чтобы с каждым днём увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору». И мы сегодня, в начале 21 века, можем с уверенностью сказать, что мечта композитора сбылась. Его музыка – самая популярная в мире. Несколько лет назад ЮНЕСКО проводило статистические исследования, и они показали, что Чайковский – самый исполняемый в мире композитор.

В перспективе нам хотелось бы продолжить изучение творчества Чайковского и Шумана в области Детских сцен и песен. Потому что хочется узнавать ещё больше об этих великих композиторах, выяснить, как сильно было влияние Р. Шумана на П. Чайковского и чем их творчество существенно отличается.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)