Культура  ->  Музеи  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Музей «Улуг Хуртуях Тас» как духовное наследие хакасского народа

«Память противостоит уничтожающей силе времени. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память – преодоление времени, смерти».

В современном мире, в эпоху научно – технического прогресса, современная молодежь зачастую не знает традиций своего народа, обычаев. Нельзя быть «Иванами, не помнящими своего родства», на мой взгляд, исторические корни, национальные традиции духовно обогащают человека. Каждый современный человек как представитель отдельной национальной культуры должен знать историю своего народа. Многие проблемы, связанные с отношением людей к жизни и миру, которые успешно решались в прошлом, не потеряли своего значения и в наши дни. Актуальность выбранной мной темы заключается в необходимости изучения материалов о духовном наследии памятника « Улуг Хуртуях Тас» и о роли музея в сохранении духовных ценностей хакасского народа.

Выяснить, является ли для большинства местных жителей статуя объектом поклонения, духовным наследием, почтительно величаемой хакасами Матерью матерей.

Посещение музея произвело на меня неизгладимое впечатление. Появилось желание узнать еще больше об этом каменном изваянии. Мое желание было поддержано руководителем кружка. Результатом экскурсии в музей был оформлен стенд: «Уникальный памятник Хакасии - Улуг Хуртуях Тас».

Хакасия жемчужина Сибири. На протяжении многих тысяч лет эта часть Саяно-Алтайского нагорья была одним из очагов цивилизации в Центральной Азии. Природа Хакасии прекрасна: бескрайняя тайга, скалистые горы, золотые степи и чистые реки. Наша земля – музей под открытым небом. Многочисленные памятники археологии буквально покрывают всю Хакасию. За триста лет активного изучения на этой территории было найдено такое количество уникальных предметов искусства, что можно сказать: на протяжении многих столетий Хакасия была «законодательницей мод» в культуре для всей Южной Сибири. В древности люди были очень внимательны, нет ни одного по настоящему красивого места в Хакасии, которое они обошли бы своим вниманием. Самые эффектные ландшафты отмечены памятниками наскального искусства, остатками древних поселений и могильниками. Это бесценные сокровища, доставшиеся нам от предков.

Современная Хакасия – это государство в составе Российской Федерации. В составе Республики Хакасия находятся восемь районов, и пять городов. Развивается промышленность и сельское хозяйство. Занимая достойное место в числе прогрессирующих регионов Сибири Хакасия, тем не менее, не утратила своей прелести «археологического рая». Никакие перекосы «технической революции» не смогли изгнать из нашей древней земли дух тысячелетий. По сей день таинственные курганы, мрачные крепости на вершинах гор, великолепное наскальное искусство привлекают внимание тысяч людей со всего мира. Каждый из районов имеет свои достопримечательности, создающие образ Хакасии.

Таштыпский район славен своими природными богатствами: густой тайгой, величественными Саянами, горными озерами.

Аскизский район – это курганные степи и живая ткань хакасской народной жизни.

Бейская земля органично сочетает памятники древности и современности – Саяно-Шушенскую ГЭС, Саяногорский алюминиевый завод.

Алтайский район – священная гора Изых, седой Енисей и целебные соленые озера.

Далеко за пределами Хакасии известны памятники археологии федерального значения Салбыкский курган и Уйбатский чаатас (Усть – Абаканский район).

О Боярской писанице (так называют скопления наскальных рисунков), находящейся на территории Боградского района, написано множество книг. Этот памятник по праву считается одним из самых эффектных в ряду «каменных картин» Сибири.

Курорт озера Шира был хорошо известен уже более ста лет назад. Кроме того, Ширинский район это – целебные озера, пещеры и знаменитая горная гряда «Сундуки».

Священные горы Тарпиг, всемирно известная Сулекская писаница, водопады Ивановских озер – вот далеко неполный перечень сокровищ Орджоникидзевского района.

Музеи Аскизского района

Анхаковский музей под открытым небом «Улуг Хуртуях Тас»

Территория Аскизского района богата объектами историко-культурного наследия. Для сохранения и популяризации исторического наследия, в районе создана сеть муниципальных музеев.

Краеведческий музей имени Н. Ф. Катанова село Аскиз. Музей под открытым небом « Улуг Хуртуях Тас» село Анхаков. Музей наскального искусства под открытым небом село Полтаково. Национальный Музей – Заповедник село Казановка. Вершино-Тейский краеведческий музей село Вершина Теи и 26 школьных музеев. Такого изобилия музеев нет ни в одном районе республики. И поэтому Аскизский район жители Хакасии по праву относят к историческому, культурному и духовному центру республики Хакасия. Музеи Аскизского района призваны содействовать формированию нравственности, воспитанию подрастающего поколения, выполняя при этом, одну из главных социальных функций музея – хранить общественную память, связывать воедино прошлое, настоящее, будущее!

Хакасский этнос сложился, как утверждают ученые, уже более 1500 лет назад. Хакасский народ за многие годы создал уникальную и неповторимую самобытную культуру. В процессе труда многолетних наблюдений накапливался и расширялся круг знаний, которые передавались из поколения в поколение. ( П. И. Чебодаев. История Хакасии. Хакасское книжное издательство. Абакан 1992)

Одним из молодых музеев Хакасии на территории Аскизского района, является Анхаковский муниципальный музей под открытым небом.

Расположен данный музей недалеко от села Анхаково. Название села связано с основателем села баем Анхаком Иптышевым. По предположению некоторых ученых принято считать, что музей расположился в центре великого огромнейшего могильника. Протяженность могильного поля составляет более 50 км. Это огромнейший могильник на территории Евразии. Ближайшее место, насыщенное памятниками историко-культурного наследия находится в Мексике. Значительная часть этих памятников возникла в период 2500 – 3000лет назад. По сути, в момент зарождения хакасской народности. Поэтому хакасы с большим трепетом относятся к памятникам истории как к могилам своих предков. Есть очень мудрое изречение хакасского народа которое звучит как « Все что сделано до нас, то сделано Богами». Поэтому мы видим обилие памятников, к которым местное население относится с уважением и желанием сохранить. Курганы и менгиры, одиноко стоящие камни, памятники истории и культуры, а также памятники природы являются одной их причин создания данного музея именно в этом месте.

Время и причины создания музея под открытым небом «Улуг Хуртуях Тас»

Инициатива возвращения культового памятника «Улуг Хуртуях Тас» на историческое место исходила от В. М. Торосова председателя старейшин хакасского народа. А также по многочисленным просьбам жителей Аскизского района, представителей хакасской интеллигенции. По распоряжению Главы Правительства Республики Хакасия А. И. Лебедя о возвращении на историческое место памятника «Улуг Хуртуях Тас», при поддержке главы администрации Аскизского района А. В. Челтыгмашева был создан муниципальный музей под открытым небом « Улуг Хуртуях Тас», куда и вернулась в своем непритязательном великолепии, не только памятник истории, а для большинства местных жителей как объект поклонения, почтительно величаемая хакасами Матерью матерей. Музей расположился на той территории, откуда, скульптуру археолог А. Н. Липский в 1954году увез в Областной краеведческий музей. Датой открытия музея под открытым небом Улуг Хуртуях Тас принято считать 7 июля 2003год. Для сохранения уникальной стелы от воздействия окружающей среды в степи была простроена стеклянная юрта. Над разработкой павильона работали специалисты разных направлений. Нужно было учесть многие требования. Придерживаться хакасского традиционного стиля. Учитывать пожелания шаманов, ученых, инженеров, геофизиков, почвоведов, климатологов, искусствоведов, музееведов, местных жителей. Чтобы ненароком не «запереть» священную силу и не навредить скульптуре «Улуг Хуртуях Тас». Влага и мороз губительны для скульптуры, высеченной из песчаника, хрупкого и подверженного коррозии материала. Оптимальным вариантом для известных архитекторов Т. С Добровой и В. П. Скорого, оказалась Стеклянная юрта, которая поможет сохранить уникальный памятник «Улуг Хуртуях Тас» почитаемую как Мать матерей.

Возвращение каменного изваяния на историческое место – событие для жителей Хакасии имеет огромное значение.

Научные данные о «Хуртуях Тас»

По данным ряда ученых хакасский этнос сложился, уже более 1500 лет назад. Вот уже как 300 лет хакасский народ, в мирном добрососедстве живет в составе России. В XVIII веке Россия только готовилась к тому, чтобы управлять далекой Сибирью. О ней было известно крайне мало. Для пополнения багажа знаний о далекой земле в Сибирь отправлялись научные экспедиции. Одной из первых, попавших на хакасскую землю, была экспедиция Даниила Готлиба Мессершмидта. Ученый отправился в Сибирь по велению императора Петра Первого. Многие великие открытия были совершены этой группой сподвижников. К примеру, именно Д. Г. Мессершмидт открыл для всего мира средневековую письменность хакасов. Ему же принадлежит наиболее раннее упоминание об изваянии Улуг Хуртуях Тас. Д. Г. Мессершмидт в 1721 году впервые описал скульптуру и обряд поклонения Улуг Хуртуях Тас: «Хуртуях была высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетенные из волос косы Татары язычники оказывали ей большой почет, трижды объезжали вокруг нее, после такой церемонии делали ей подношение в виде еды. От предков им доводилось слышать то, что это Куртуякское изваяние было когда – то знаменитой матроной, и сам всемогущий бог превратил ее в камень. С того времени интерес к этому замечательному памятнику истории и культуры усилился;

Выписка из путевого дневника известного хакасского ученого Н. Ф. Катанова:

«Из села Аскиза в село Усть-Есь я с женой и фельдшером И. Ф. Полежаевым отправился 9 июня 1899года. По дороге встречались курганы такого же типа, как и раньше и оросительные каналы. С правой стороны дороги, идущей из Аскиза в Усть-Есь, между улусами Апаковым и Кораблековым стоит лицом на северо-восток высокая каменная старуха, называемая у туземцев «Хуртуях Тас» и виденная П. С. Палласом еще 5 сентября 1772года.

Отправляясь на звериный промысел или проезжая мимо, - писал в 19 веке историк, исследователь Н. А. Костров, охотники, путники подходят к каменной старухе с поклонами.

Приношению жертвы (Великой каменной старухе) предшествовал обряд троекратного объезда верхом на лошади вокруг куртуяка», - отмечал историк С. В. Бахрушин.

В книге «Древнейшая Хакасия» профессор Л. Р. Кызласов сообщает: «Известно, что «Улуг Хуртуях Тас» почиталась хакасами, прежде всего, из – за ее мифической силы избавлять от бесплодия женщин. Все приношения совершались главным образом перед личиной изваяния с восточной стороны и юга – восточной стороны, т. е. со стороны восходящего солнца, тоже считающегося у хакасов божественным, как в глубокой древности, так и в недалеком прошлом. Л. Р. Кызласов считает, что «Улуг Хуртуях Тас» возвели люди, которые жили на территории Хакасско-Минусинской котловины в начале 3-2 тысячелетия до н. э.

Легенды

По словам местных жителей Улуг Хуртуях с мужем Сартахпаем и детьми счастливо жили в центре великой бескрайней степи: « У самых синих, вечно покрытых снегом гор. Слава о великих делах Сартахпая гулким эхом разносилась по степи. Построил он переправу через бурливую реку, прорубил дыру в горе, чтобы лошадям сократить их нелегкий путь. Сделал Сартахпай дорогу, по которой быстрее и легче добраться до дальних соседей!»

Объединял народы, рушил преграды, сооружал мосты и переправы, облегчал тяжелую участь простых людей. И память о нем, как о великом человеке, осталась навечно у всех тюркско-монгольских народов. Но однажды к ним стали приходить враги, и вынуждены были они бежать. Сартахпай приказывает жене с детьми убегать и не поворачиваться. Прыгнули тогда сама Хуртуях и ее дети на коней и поскакали прочь. Дочь от страха убежала в неизвестном направлении. Добрались Хуртуях с сыном до реки Абакан. Сын прыгнул неудачно и упал в реку. Хуртуях же перепрыгнув бурную реку, пытается кого-нибудь найти. Не обнаружив своих детей и осознав, что она потеряла всю свою семью, с горя заплакала Хуртуях, а затем запела. Таковы правила великой степи, нельзя плакать! Пела так, что сам Хайрахан – Творец услышал ее песню, пожалел ее и наказал ей быть Великой Каменной богиней и дарить людям то, чего им не хватает. Женщине – дитя. Мужчине – Светлого Разума.

Подобных легенд работниками музея выявлено более 10.

По заявлению ряда российских ученых, принято считать, что на животе у Хуртуях иней изображена другая личина. Теперь, когда ее вернули на ее исконное место, где она простояла многие тысячи лет, люди старшего поколения, чтобы не унести тайные знания с собой, раскрыли ее чудесные тайны. Предназначение. И поведали удивительную, нигде ранее не слышанную легенду о ней и рисунках на ее животе.

Очевидно, «Улуг Хуртуях» иней « беременна». Но держит в своем животе не ребенка, а Бесконечный Космос, - это три мира, в котором определенно жить человеку. Рисунки на «животе» разделены на три части.

Самый верхний рисунок – это изображение Верхнего мира – Ооркi Чаян. Мир звезд и Творцов – Чаянов. Где человек живет в состоянии хут - красного зародыша, сохраняясь в молочном озере. По великим рекам жизни хут (зародыш) человека опускается в средний мир.

Средний мир – Куннiг Чир – Солнечный мир, в котором человек живет от младенчества до старости. Здесь он должен жить в любви, согласии и в гармонии с самим собой и окружающим его миром. Здесь жизнь человека скоротечна. Только в этом мире человек имеет счастье родить и вырастить ребенка.

Нижний рисунок на животе «Улуг Хуртуях Тас» это изображение нижнего мира, называемого по-хакасски – Сын Чир. Это мир, в котором живет человек, покинувший средний мир. Лучшее место для проживания человека, по представлению хакасов это Сын Чир – правильный мир. Где есть солнце и луна, но они не такие яркие, как в среднем мире. В этом мире человек живет правильно, ведь он проходит путь от старости до младенчества. Здесь человек живет довольно долгую жизнь. Может жить до тысячи лет. Дожив до младенческого состояния он попадает в руки богини Умай, которая в свою очередь, уносит его в мир звезд и бесконечного космоса, омыться в водах молочного озера. И дает возможность жить дальше. Поэтому хакасы до сих пор имеют свои родовые кладбища и верят в то, что человек может переродиться в пределах своего рода.

Памятник во все века тщательно охраняли и берегли, зная о том, что в случае, если что – то хорошее или плохое произойдет с Улуг Хуртуях Тас, то же самое произойдет с нашим миром. Эти знания сохранились среди хакасов до сих пор. Очевидно поэтому, памятник, созданный из непрочного, подверженного коррозии материала, песчаника был сохранен предками для нас и наших потомков.

Работниками музея фиксируются разные легенды, объясняющие появление в центре Аскизской степи великолепного памятника и объекта для поклонения местными жителями. В легендах говорится о том, что Улуг Хуртуях Тас Великая Знатная женщина, Мать, Прародительница многих народов, Хранительница силы духа хакасского народа.

Обряды

В описании путешественников и ученых, начиная с XVIII века, часто встречается упоминание и об обрядах возле Улуг Хуртуях Тас. В каждом описании говорится о том, что «Улуг Хуртуях Тас» – Великая Богиня, и с ней нужно обходиться правильно. Удивительно, что обряд поклонения за века не претерпел изменений. Охотники или путники останавливались возле «Улуг Хуртуях Тас» для поклонов. Желающие иметь детей обходили скульптуру три раза и обращались к ней с молитвами. Сохранилась молитва с помощью, которой, бездетные женщины обращались к Матери матерей – Хуртуях иней.

Наша Белая каменная Мать,

Все звери имеют детей,

Все птицы имеют детей,

Все рыбы имеют детей,

У всех людей есть дети,

У меня одной нет ребенка,

Помоги мне стать матерью.

После молитвы нужно было повязать соединенные красную и белую тряпочную ленточку чалама. После молитвы нужно отправиться домой и лечь спать. Весной, чтобы разбудить силы природы, проводили различные обряды, похожие на встречу хакасского Чыл Пазы. Чтобы знать о грядущем благополучии или неудачах, редко, подальше от «Улуг Хуртуях Тас» выкапывали кругом канавку и залив туда растопленное масло – смотрели. Если масло побежит и соединится кругом, то следует ждать круглый год благополучия. В трудные годы хакасы всегда обращались с просьбами к «Улуг Хуртуях Тас». В годы великой отечественной войны те, кто проходил мимо, должен был повернуться к ней лицом и так пятиться, пока «Улуг Хуртуях Тас» не исчезнет из виду. Тогда можно было верить в то, что человек обязательно вернется.

Современный обряд заключается в следующем: как и прежде нужно обойти вокруг «Улуг Хуртуях Тас» три раза, открыв к ней ладони и обратиться к Великой Матери матерей, после чего следует положить к ее ногам заранее принесенную провизию и подарки. Местные жители утверждают, что пищей она может пользоваться в любое время. Прикасаться к Хуртуях запрещают легенды, оберегающие ее во все времена. Потому и сохранилась Улуг Хуртуях Тас до наших времен в своем первоначальном великолепии. Местные жители не помнят, чтобы ее мазали какими-нибудь веществами. Любое прикосновение к святыне накладывало на человека дополнительные обязательства. Изваяние Улуг Хуртуях Тас является объектом поклонении и почтительно величается Матерью матерей.

Юрта

В 2006 году музеем была приобретена и установлена на территории музея деревянная юрта конца XIX века. Юрта – один из основных элементов образа родины в традиционной культуре. Это выражается, прежде всего, в бережном отношении хозяев к старым и ветхим юртам. Юрта занимает центральное положение – это середина мироздания. При этом, обладая устойчивым положением во Вселенной, юрта имела все признаки «малой» Вселенной. У юрты есть свое «небо» - купол перекрытия (причем через отверстие в дымоходе были видны облака, звезды, солнечные лучи); своя «гора» - мужская половина и кровать, и своя «низина» - женская половина; свое « кладбище» - под порогом «хоронили» послед ит. д.

Юрта была приобретена музеем у Боргояковой Аграфены Арсентьевны 1934 года рождения. Место проживания с. Нижняя Тея. Юрта была построена в деревне Чахсы хоных в 1896году. Потом ее перевезли в деревню Нижняя Тея. В 1941 году крышу перекрывали заново и установили новую дверь. В этой юрте родилось 11 детей. Юрта перед перевозкой предстала в не самом лучшем виде. Северная сторона юрты была в наихудшем состоянии, с прогнившими брусьями. Кора перекрытия крыши юрты практически отсутствовала. Крыша была покрыта черной толью и резиновым шифером. Из внутреннего убранства юрты осталась деревянная кровать. Низенький разбитый хакасский чир стол. Печь сложенная из кирпича развалилась из-за дождей. Богатая история создания этой юрты, жителей проживавших в ней, подтолкнула перевезти и практически полностью восстановить внутреннее убранство некогда знаменитой юрты аала Нижняя Тея.

Чтобы поставить стены и закрыть крышу понадобилось две недели. Нижние части стены поменяли на новый лиственный брус. Крышу закрывали специально отобранным горбылем, имитируя корьевое покрытие. Дали отстояться полтора месяца и приступили к устройству внутреннего убранства. Деревянную посуду собирали по селам Аскизского района. Ткань для завешивания хозяйской кровати привезли из Китая. Основную часть предметов юрты на временное пользование передал Л. В. Горбатов. Это шкуры животных: лиса, норка, манул, медведь, барсук. Также предметы хозяйственной утвари: сломанное ружье, плетка из передней ноги кабарги, пиалы, посеребренное блюдо для талгана, металлические подносы, казан с треножником, маслобойку, мясорубку, старый палас, деревянное большое блюдо для мяса, старинное зеркало. Бутыли принесли жители села Анхаков. Хозяйскую кровать своими силами соорудили сторожа музея. Они же занимались разборкой и сборкой и установкой юрты.

Хакасская юрта – самый лучший, как мне кажется, тип жилища в условиях Южной Сибири. Традиционное жилище имело закрепленную структуру: вход, женская половина, мужская половина, очаг, тyнyк, место хозяина. Кроме того, существовали еще разграничения внутри юрты на почетное и не почетное место. Дверь в хакасских жилищах была строго ориентирована на восток. Расположение двери на восток, вероятно, было связано с почитанием восходящего солнца и господствующими западными ветрами. Внутри юрта делилась на две половины. Такое деление связано с особенностями жизни и быта семьи. На правой половине размещались: кухонная утварь, различная посуда, расставленная на полках и особых подставках, и продукты питания. На левой половине находились предметы мужского труда – конская сбруя, охотничье снаряжение, различные инструменты. На левой и правой передних сторонах, в сундуках, на особых подставках, в шкатулках, расставленных на полках, хранилась одежда, женские украшения и другие личные вещи членов семьи. Во всех хакасских жилищах в центре располагался очаг, а над ним, в крыше, делалось дымовое отверстие. Очаг был выложен из камней в глиняном поддоне. Здесь же ставился железный треножник, на котором находился незаменимый казан. Определение почетного и не почетного места происходило с ориентацией юрты. Южная – мужская половина – считалась более благоприятной, северная – женская половина – менее. Чем ближе находилось место к кровати хозяина юрты, тем это место считалось более почетным, чем ближе к двери – менее почетным. Очаг и дымоход являлись основным местом проведения обрядов бытовой магии. Хозяйка обязана была кормить духа огня, к огню обращался шаман в случае болезни кого – либо из жильцов юрты, с огнем связаны и многие лечебные обряды. Таким образом, хакасская юрта была хорошо продуманной экологической системой. Это жилье было полностью приспособлено для жизни в суровую зиму и жаркое лето.

Юрта используется для проведения различных мероприятий. Многие школы привозят учеников, чтобы показать детям юрту - традиционное жилище хакасов. Учитывая то, что в районе практически не осталось настоящих юрт со всем убранством, то данная восстановленная юрта помогает учителям проводить здесь углубленные уроки национального компонента, а также внеклассные мероприятия. Имея в экспозиции одну скульптуру, музею удалось за 2008год привлечь внимание более 21 тысячи посетителей. По итогам Интернет голосования музей «Хуртуях Тас» стал третьим самым ярким символом Хакасии.

Главным объектом показа музея является памятник, внешне напоминающий беременную женщину, время создания которого 2 – 3 тысячелетия до нашей эры. Наряду с традиционными мероприятиями музейной деятельности (экскурсии, выставки, лекции) в музее под открытым небом « Улуг Хуртуях Тас» проходят различные мероприятия. Практически сразу после установления изваяния на святое место, к ней, «Хуртуях Тас», стали приезжать свадебные пары. В выходные дни музей организует хакасские свадьбы с соблюдением всех традиционных свадебных обрядов. Музей усиленно проводит работу по возвращению забытых традиционных хакасских обычаев, традиций. Активно посещают музей школьники и студенты высших учебных заведений, взрослое население. Музей обладает уникальным потенциалом как объект школьного туризма. Проводятся бесплатные экскурсии для пожилых людей, ветеранов, детей сирот. Также проводятся мероприятия с участием аутентичных шаманских обрядов, дегустацией хакасской кухни, встреча посетителей по хакасским обычаям талканом и айраном. На территории музея снято более 5 фильмов. Студией «Хакасфильм» был снят первый хакасский художественный фильм «Земля предков» под руководством режиссера Н. Галецкой – Москва, оператор Ю. Курочка – республика Хакасии.

Музей « Улуг Хуртуях Тас» посещают туристические группы со всего мира. В числе первых иностранных гостей посетил музей посол Монголии в России Таг Мит, в числе почетных гостей побывали: Председатель Центральной избирательной комиссии России А. А. Вешняков, директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский, сотрудник музея Лувр Франции – София Мобэр и многие другие.

В книге записей музея читаем: «Огромное спасибо за возможность познакомиться с историей, традициями хакасского народа. Мира. Добра, счастья и удачи вам!

Председатель ЦИК РФ А. А. Вешняков 28 октября 2005года. »

И таких записей много.

По данным музея выявлено от общего числа посетителей;

10% - это гости иностранных государств;

8% - это ученики школ, гимназий, лицеев района и республики;

22% - туристы России;

5% - официальные делегации и др.

Памятники – свидетели исторического самосознания народа, его уважения к своему прошлому. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают о себе, но и наглядно показывают, что ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре.

Музеи Аскизского района – это хранилища духовных ценностей, где происходит живое общение с древностью, знакомство с историей региона.

Музеи становятся еще и исследовательским, образовательным, культурным центром района республики Хакасия.

У музея «Хуртуях Тас» значительный культурный потенциал и все возможности стать одним из центров культурной жизни Аскизского района. Становление музея как культурного института только началось и дальнейшая его деятельность должна создать положительный опыт использования историко-культурного наследия в решении социально – экономических проблем территории».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)