Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Музыка XVIII века

Нет другого великого музыканта, которого, подобно Генделю, столь невозможно вместить в границы какого – либо одного точного определения или даже нескольких.

Ромен Ролан.

Немецкий язык, культурные традиции, музыкальная культура – со всем этими нам хотелось бы познакомиться поближе. Германия – это родина великих поэтов, философов, композиторов. Нас заинтересовала музыка Генделя. Так как на индивидуальном обучении музыке я разучивала его пьесу «Чакона», мы решили подробнее познакомиться с личность этого композитора и его творчеством.

Проводя свое исследование, мы пытались выяснить, актуальна ли сегодня эта музыка, затрагивает ли она современного слушателя, а также мы ставили перед собой задачу, определить ее особенности, обусловленные личностью композитора.

Творческое наследие Генделя огромно, разнообразно и включает в себя, кроме ораторий и опер, сборники инструментальных пьес, которые привлекают своей многожанровостью, живой непосредственностью и полнотой чувств, песенными мелодиями и танцевальными ритмами.

Характерной чертой инструментальной музыки Генделя является постоянная импровизация. Это были свободные наброски, форма которых никогда не была точно зафиксирована, но оставалась живой и подвижной, изменяясь в концерте в зависимости от двух эмоциональных моментов: эмоций артистов и эмоций публики.

Как правило, все инструментальное общество Генделя разделяют на три группы: в первую из них входят произведения для клавишных инструментов(клавесина и органа), вторую составляют камерные сочинения(пьесы для отдельных инструментов с сопровождением чембало и для небольших ансамблей), а третья включает в себя оркестровые произведения.

Мы остановимся на произведениях, написанных для клавишных инструментов, так как мы взяли для работы именно произведение этого жанра.

К клавишной инструментальной музыке относятся полифонические вариации. Это такое произведение, в котором основная мелодия повторяется много раз, но в ином характере. Форма вариаций родилась в XVІ веке. Тогда возникли две разновидности полифонических вариаций – пассакалия и чакона.

В пассакалии тема не меняется. Она все время равномерно и величаво звучит в самом нижнем, басовом голосе, в то время как в верхних голосах появляются и развиваются новые самостоятельные мелодии.

Чакона – это старинный жанр, родившийся в эпоху Возрождения. Чем он интересен? В чаконе тема, оставаясь неизменной, звучит не только в басу: она «путешествует» по разным голосам, появляясь то в верхних, то в средних, то в нижних.

Для чаконы, которую мы исполняем, характерны четыре вариации, которые длятся восемь тактов, то есть они одинаковые по размеру. Мелодия движется вниз величаво, неторопливо, размеренно. Она несет в себе заряд радости жизни, света, энергии. На этот фундамент накладываются верхние голоса.

Третья вариация выделяется из общего строя звенящей музыки тем, что в ее интонации есть просьба, доверительные интонации. Она звучит более мягко. Прислушайтесь, пожалуйста. Четвертая вариация возвращает нас к первоначальному характеру.

Исполнение «Чаконы» Генделя.

В практической части реферата нашей задачей было провести исследование и определить, как слушатели, а именно студенты БПУ, воспринимают музыку Георга Фридриха Генделя, как реагируют на ее содержание, на те мысли и чувства, которые заложены в музыке композитора.

Было проведено анкетирование и заданы следующие вопросы:

1. Затронуло ли вас произведение эмоционально?

2. В каком веке было написано это произведение? Примерно.

3. Что для вас предпочтительнее: слушать музыку или исполнять ее?

4. Придете ли вы на концерт произведений этого композитора?

5. Можно ли назвать данное произведение прекрасным?

6. Прослушанное произведение произвело на вас сильное впечатление в целом или особенно понравилась какая – то его отдельная часть?

7. Какие мысли, чувства и воспоминания вызывает у вас это произведение?

8. Напоминает ли оно вам какой–нибудь образ из произведений других видов искусств: литературы, изобразительного искусства, театра, кино, телевидения?

9. Если бы вы были композитором, то что бы изменили в произведении, чтобы оно зазвучало выразительнее, ярче: ритм, мелодию, лад, гармонию, динамику? А может оставили бы все без изменения?

По результатам анкетирования видно, что:

1. Студентов БПУ(94%) прослушанное произведение не оставило равнодушными и нашло отклик в их сердцах;

2. Половина слушателей понимают необходимость музыкального образования;

3. Прослушанное произведение большинством опрошенных студентов воспринимается не полностью, а лишь отдельными частями. Это говорит о малом развитии слушательского восприятия и музыкального образования.

4. У студентов нет привычки и потребности посещать концерты классической музыки.

Обратившись к этой теме, мы хотели узнать, насколько соответствует современным темпам жизни, кругу образов музыка великого интернационального композитора XVII века. Погружаясь в стихию его музыки, мы открыли для себя много созвучного.

Проведя исследование, выяснилось, что большинство студентов БПУ не остаются равнодушными к классической музыке, они не считают ее архаичной и устарелой, музыка и в наше время находит отклик в душах людей. И что самое главное, она слушается в молодежной среде.

Это еще раз доказывает, что музыкальные шедевры не умирают, время над ними бессильно, не умирает и то добро, заряд нравственной силы и чистоты, которые заложил в них композитор.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)