Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Музыкальная культура ительменов

Наше село, Центральные Коряки, расположено недалеко от города Петропавловска-Камчатского, на юго-востоке Камчатского полуострова. Считалось, что название селу дал многочисленный народ, населяющий полуостров, – коряки. Однажды, наткнувшись на карту полуострова, датируемую серединой XVII века, мы были удивлены тем, что южная часть полуострова в то время была заселена совсем другим народом – ительменами, а коряки здесь и вовсе никогда не жили. Об ительменах мы почти ничего не знали. Поэтому, когда нам предложили участвовать в фестивале, было решено заняться темой и полезной и интересной: не только узнать как можно больше о странном народе, исчезнувшем неизвестно куда, но попытаться сделать это с позиции музыкальной этнографии, ведь в фестивале мы участвуем как ученики Корякской детской музыкальной школы.

Целью нашей работы стала попытка узнать как можно больше о музыкальной культуре ительменов. Свою работу мы начали с изучения письменных источников информации, основными из которых стали классические труды первых исследователей, побывавших на Камчатке - К. Дитмара, С. П. Крашенинникова, Г. В. Стеллера и работы современных ученых - этнографов - В. Г. Богораза, Е. П. Орловой, Ю. М. Шейкина. В работу также вошли результаты наших наблюдений и анализа обрядовой музыки, песен и танцев ительменов, представленных на ежегодном осеннем ительменском празднике «Алхалалалай».

Кто такие ительмены и почему исчезла ительменская культура

Ительмены – самый древний и когда-то самый многочисленный народ полуострова. Слово «ительмен» означает «живущий здесь». Так отвечали древнейшие жители Камчатки на вопрос путешественников «Кто вы?»

Официальное присоединение Камчатки к России произошло в 1697 году. Огромную роль в этом сыграл «камчатский Ермак» (по определению А. С. Пушкина) - Владимир Владимирович Атласов.

Камчатка встретила его мирно. Но как только был построен казацкий острог (укреплённое поселение) мирные отношения между казаками и ительменами закончились. « Пришельцы стали грабить и насильно похищать все, что им нравилось: забирали нарты и собак для своей личной надобности, похищали соболей, лисиц и запасы из балаганов». За сопротивление убивали всех мужчин поселения, а жён и детей обращали в рабство. У каждого казака было 15–20 рабов, а у некоторых даже до 60. Этих рабов они проигрывали в карты, выменивали на собак.

Восстания жестоко подавлялись. Взятых в плен забивали насмерть ремнями и дубинами, бросали живыми на растерзание голодным псам.

Русские переселенцы принесли с собой болезни, которые вызвали эпидемии среди местного населения. Появление спиртных напитков привело к спаиванию и смерти людей, в организме которых отсутствовала защита против алкоголя.

За первые 40 лет казаки «низвели численность туземцев до одной пятнадцатой части первоначального их количества и, наконец, окончательно покорили их».

Таким образом, первой причиной исчезновения ительменской культуры стало физическое истребление её носителей.

Потом пришло духовенство. Началась поголовная христианизация ительменов. Поначалу ительмены тянулись к христианству, но уже через пару десятков лет от крещения «бегали». Один пожилой камчадал так объяснял Георгу Стеллеру свое нежелание принять крест: после смерти придется попасть на небо, а там одни русские.

В 18 веке началось активное приобщение к русской цивилизации: назвали всех камчадалами; наказывая розгами, принудили строить русские избы, сеять рожь, сажать овощи и держать скот. Эти насильственные меры «убили в камчадалах всякую инициативу и энергию; их индивидуальность была совершенно уничтожена».

В. Г. Богораз замечает: «Поразительно полное отсутствие сказок, я сулил даже водку, но никто ничего, действительно, не знает. Настолько была глубока забитость и боязнь, что они даже не осмеливались признаться, что у них есть сказки». Именно так ительменские песни-ходилы потеряли слова.

Вторая причина исчезновения ительменской культуры – преследование национальных традиций и насаждение русской культуры.

Рождение детей от смешанных браков привело к тому, что значительная часть ительменов утратила свой родной язык и культуру, а взамен этому восприняла все духовные ценности русских, а потом перешла полностью на русский образ жизни. Уже к концу 18 века ительмены перестают существовать как отдельный народ, смешиваясь с русскими.

Третьей причиной исчезновения ительменской культуры стала ассимиляция (растворение) народа и его культуры в русской.

Народы Камчатки По разным оценкам, на период открытия Камчатки здесь проживало от

(сер. XVII в. ) Народы Камчатки 13 до 50 тысяч ительменов. На сегодняшний день, по данным

(сер XIХ в) Государственного комитета РФ по статистике (данные 2002г), на

Камчатке проживает 1115 ительменов. Из них ительменским языком владеют

40 человек. Некогда самый многочисленный народ полуострова находятся на грани вымирания. В ХХ веке начинается медленное возрождение ительменской культуры. В поселковых школах ввели уроки ительменского языка, появились самодеятельные ансамбли народного танца. В 1987 году, в ительменском селе Ковран, впервые был проведён возрождённый праздник Благодарения природе – «Алхалалалай». Энтузиасты по крупицам восстанавливали обряды, песни, танцы. Основой служили рассказы старожилов, традиции соседних народов, фантазия и записки путешественников, в первую очередь, Георга Стеллера. Сами ительмены считают, что только благодаря оставленным Г. Стеллером запискам ительменская культура не стёрта с «лица земли».

Религиозные представления и особенности обрядовой музыки ительменов

Известно, что одним из важнейших элементов формирования народной и, в том числе, музыкальной культуры являются религиозные представления людей. Музыка религиозных обрядов считается в культуре любого народа самой древней.

Религиозные представления и обряды ительменов основаны на анимизме - вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов; тотемизме - вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных животных.

Весь окружающий мир, по представлениям аборигенов Камчатки, был населён духами: добрыми и злыми. «Одних из них надо опасаться и принимать против них меры, чтобы они не чинили зла, а с другими, которые, будут им помогать, надо жить в дружбе и кормить их» (Е. А. Крейнович)

Богом, сотворившим землю и людей, ительмены считали Ворона – Кутха. Но особо почитали не его, а «хозяина моря», дающего основной продукт питания – рыбу. В честь него, ставились идолы, Хентаи. В конце охотничьего сезона духов добытых на охоте животных с честью «провожали домой», чтобы они могли возродиться и снова прийти к людям «в гости». Духам приносились жертвы в виде угощения, а чтобы развеселить – устраивались праздники с песнями, играми и танцами.

Злых духов боялись больше, чем почитали добрых. Считалось, что злого духа можно испугать огнём, «страшной рожей» (гримасой) и шумом (стуком, звоном). Именно по последней причине на одежду нашивались «погремушки», причём защищали, в первую очередь, спину. Все музыкальные обрядовые инструменты являлись шумовыми.

Музыке придавалось магическое значение. Камлание (общение с духами) шамана происходило только в момент звучания музыки. Шаман был посредником между людьми и духами. Все присутствующие принимали в обряде участие. Считалось, что массовые песни и пляски оказывают магическое воздействие на духов.

Праздник «Алхалалалай». Камлание шамана.

Большое значение во время обрядов уделялось имитационно - подражательным танцам, Считалось, что в этот момент человек перевоплощается в зверя или птицу, понимает звериный язык, общается с духом животного. Особо почитали дух Медведя, которого ительмены считали помощником шамана, посредником между ним и миром духов.

Восстановленный религиозный обряд, которым начинается праздник «Алхалалалай», состоит последовательно из имитационно-подражательного танца «Духа Медведя», камлания шамана и массовой обрядовой песни - пляски.

Анализируя особенности обрядовой музыки, мы пришли к следующим выводам:

1. Язык общения с духами отличался от повседневного и не мог существовать без музыки. Религиозно-обрядовая музыка имела магическое значение и должна была воздействовать на человеческое сознание.

2. Характерные черты ительменской религиозно-обрядовой музыки:

-сложный ритмический рисунок. Ритм играет не эстетическую (как в поэзии), а сугубо практическую роль: ввести в состояние транса, воздействовать на сознание необычной сложностью. Для него характерно постоянное синкопирование, нерегулярность метрики, биение ритмических и динамических акцентов;

-отсутствие музыкального лада и точной высоты звука;

-особые типы интонирования, не присущие повседневному поведению (возгласы, шёпот, плач, смех, горловое пение и горлохрипение на вдохе и выдохе, звукоподражания животным, имитация звуков природы);

3. Чувство единения мира человека и природы до сих пор проявляется в особой выразительности и мастерстве танцоров, исполняющих имитационно-подражательные танцы.

Теперь рассмотрим особенности народной музыки ительменов, не связанной с религиозными обрядами.

Песенная культура ительменов

Ительмены пели обо всём, что их окружало, выражали простые мысли о вещах, показавшихся им странными или возбудивших их удивление. Природная наблюдательность охотников, рыбаков проявлялась в том, что они слагали «песни на всех вновь к ним прибывших и рассказывали о том, что они усмотрели в них смешного или чуждого им, причем порою допускали и легкую сатиру»

Близким, родным и хорошим людям на Камчатке дарили песни. Личная песня – уникальный музыкальный жанр, известный только у народов Камчатки. Такие песни сочинялись для определённого человека, принадлежали только ему, исполнялись только им и передавались по наследству. Так, Степан Крашенинников оставил нотную запись и слова песни, подаренной ему, молодому студенту, ительменами:

Ежели бы я был студент, то бы описал всех девок.

Ежели бы я был студент, то бы описал быка-рыбу.

Ежели бы я был студент, то бы описал всех морских чаек.

Ежели бы я был студент, то бы поснимал все орлиные гнезда.

Ежели бы я был студент, то бы описал горячие ключи.

Ежели бы я студент был, то б описал все горы.

Если бы я студент был, то б описал всех птиц.

Ежели б я студент был, то б описал все морские рыбы.

Музыкальность коренных народов Камчатки отмечалась практически всеми путешественниками. «Поистине можно сказать, что этот веселый народ перед прочими племенами особо одарен музыкальными способностями».

Георг Стеллер говорил о том, что никогда бы не подумал, глядя на ительменов, что они так поют. Сравнивая их песни и кантату композитора Орландо Лассо, которой тот развлекал короля Франции, Стеллер отдает решительное предпочтение ительменам. Отмечает необычную мелодичность песен, стройность соблюдения правил музыки, ритма и каденций. Восхищается нежными и приятными голосами ительменок, способных делать такие быстрые переходы и модуляции, что «этим способностям едва ли сразу сумели бы подражать даже итальянцы».

Степана Крашенинникова поразила глубокая поэтичность песен. Вот содержание одной из песен, которую ему довелось слышать: «Я потерял жену свою и душу, с печали пойду в лес, буду сдирать кору с дерева и есть, после того встану поутру, погоню утку аангичъ с земли на море, и на все стороны поглядывать имею, не найду ли где любезного моего сердца».

Центральным песенным жанром ительменов является ходила (от ительменского «кходилахть», т. е. «песни петь») - лирическая любовная песня. Пели ходилы на определённый либо импровизированный текст. К сожалению, старинных ительменских песен до нашего времени дошло очень мало. Слова большинства из них забыты.

Анализируя ительменские ходилы, исполнявшиеся на празднике «Алхалалалай», мы отметили их характерные черты:

-напевную лирическую мелодию широкого диапазона;

-мелодическое развитие путём буквального и варьированного повтора;

-допустимость исполнения без сопровождения вовсе.

Танцевальная культура ительменов

Активные танцевальные движения всего тела, сами ительмены называют – кузелькинга, или камкач, что буквально означает

«ломаться», «выгибаться». Исследователи и путешественники отмечали танцевальное мастерство ительменов, но, в отличие от песен, считали его грубым и диким, совершенно чуждым и непонятным европейцам. Георг Стеллер наблюдал пляски ительменов и описал их так

Общая пляска

Двигаясь по кругу, мужчины и женщины произносят слова, «напоминающие скандировку стихов». Большинство произносимых слов сами ительмены не понимают. «Дикость пляски вполне соответствует варварскому крику, ее сопровождающему, но туземцы страстно увлекаются им; начав танец, они кажутся охваченными бешенством до такой степени, что уже не в силах прекратить его, хотя они страшно утомляются, и пот льется с них потоками. Такие танцы могут длиться 12-15 часов, с вечера до позднего утра. Кто сумеет дольше всех выдержать, считает это великою для себя честью Под конец к пляшущим пристают даже самые глубокие старики, употребляющие на это дело последние свои силы».

Женская пляска

Женщины садятся кружком, потом вскакивают, поют песню и поднимают руки, на пальцах которых висят длинные пряди мягкой травы. «Этими прядями травы женщины всячески размахивают, при этом так быстро сами кружатся и вертятся, что кажется, будто все их тело трясется от лихорадочного озноба, причем отдельные части тела совершают каждая свое особое в разные стороны движения. Их ловкость трудно описать словами, и ей нельзя в достаточной степени надивиться. Во время пения они подражают крикам разных животных и птиц, свисту ветра, выделывая совершенно неподражаемые горловые фокусы: кажется, будто слышишь одновременно по два–три голоса».

Мужские пляски

Мужчины прячутся по углам; затем один «внезапно выскакивает, как бешеный, дико кружится в разные стороны и строит различные причудливые гримасы», или « сидя на корточках, подобно лягушкам, прыгают, образуя круг, хлопают в ладоши и делают друг перед другом разные причудливые движения».

Появление на Камчатке русских землепроходцев, казаков (XVIII—XIX вв. ), повлекло большие изменения не только в быту, но и в музыкальной культуре коренных жителей полуострова. Будучи по природе своей очень наблюдательными и восприимчивыми, ительмены очень быстро «освоили» новую русскую музыкальную культуру. Любимыми танцами стали кадриль и хоровод, которые исполнялись под звучание гармони и самодельных инструментов, напоминающих скрипки и балалайки. Некоторые русские мелодии так полюбились ительменам, что теперь считаются их народными (песня «Желтенький песочек»).

Однако, приобщаясь к русской танцевальной культуре, ительмены сохраняли характерную пластику и манеру исполнения (толчкообразные движения бедер и плеч, сопровождение танца гортанным пением, подражанием крику чаек, «речёвками», аккомпанементом бубна и др. ).

Танцевальные движения и виды плясок, описанные Г. Стеллером, до сих пор живы в танцевальной культуре современных ительменов и полностью соответствуют тем танцам и пляскам, которые мы наблюдали на празднике «Алхалалалай». Условно, все ительменские танцы можно разделить на следующие группы: имитационно-подражательные, круговые пляски (общие, женские, мужские), танцы, заимствованные у других народов, танцы-сценки.

Желание и способность ительменов танцевать часами, которые так удивляли европейцев, посещавших Камчатку в XVIII—XIX веках, в наше время превратились в красивую самобытную традицию: праздник «Алхалалалай» заканчивается танцевальным марафоном, который длится 15-18 часов.

Музыкальные инструменты

Георг Стеллер удивлялся тому, что у ительменов, которых он считал весьма музыкально одарёнными, существует всего один инструмент, напоминающий дудку.

Карл Дитмар, который занимался исследованием Камчатки в 1851–1855 годах, писал в своем дневнике: «. Явился оркестр, состоявший из скрипки, балалайки и своеобразного духового инструмента, сделанного из довольно толстой тростины, на котором играли, как на кларнете». Это было последствием влияния русской культуры, в том числе музыки, на быт ительменов; они начали делать инструменты, подобные балалайкам.

С другой стороны, Юрий Шейкин, современный музыкант – этнограф, признанный специалист по музыкальному наследию коренных народов Севера, профессор Арктического государственного института культуры и искусств, в своей книге выделяет около двух десятков музыкальных инструментов ительменов. Большинство из них – ударные: трещётки, жужжалки, завывалки, погремушки и др. Когда-то они являлись обрядовыми. С принятием христианства эти инструменты были забыты или превратились в детские игрушки.

В древности ительмены верили, что шаманы с помощью своего камлания, в том числе и с помощью музыкальных средств, могли влиять на погоду, например, разогнать тучи или, наоборот, вызвать гром и молнию. Так, для вызывания ветра служил музыкальный инструмент – вихревой аэрофон кэль-кэль (пропеллер-жужжалка). При его вращении рассекался воздух и образовывался резкий, пронзительный звук, который символизировал ветер.

Другим необходимым атрибутом шамана во время камлания являлась ручная погремушка.

пищик Подробно описывает Ю. Шейкин и деревянные духовые инструменты ительменов: калхам (тростниковая продольная флейта без отверстий для пальцев); энгму, или систул (тростниковая продольная флейта с 3-5 боковыми отверстиями), а также инструмент, выявленный только у ительменов, - пищик из стебля злаковых без игровых отверстий, который называют «играющая трава».

Всем известный бубен появился в ительменском инструментарии много позже, практически в ХХ веке, под воздействием «титульного» фольклора, представленного Корякским Государственным академическим ансамблем «Мэнго». Бубен не только заменил погремушку в руках шамана, но стал неотъемлемым атрибутом ительменских плясок. Только на Камчатке бубен является не священной собственностью шамана, а домашним инструментом «общего» пользования. Хотя, стоит отметить, в домах ительменов бубен висит на самом почётном месте, его берегут и о нём заботятся как о дорогой и важной вещи.

В наши дни на ительменских духовых инструментах никто не играет. Праздник «Алхалалалай» сопровождается исключительно ударами бубнов и звучанием гармони (баяна), которая, по сути, превратилась в национальный инструмент ительменов ХХ века.

Праздник «Алхалалалай». 2010 год

Таким образом, традиционная музыкальная культура ительменов была полностью забыта и сейчас возрождается усилиями энтузиастов на основе рассказов старожилов, традициях соседних народов, фантазии и записок путешественников, в первую очередь, Георга Стеллера.

Из перечисленных путешественниками и исследователями традиционных музыкальных жанров ительменской музыки (ходила, напевы в сказах, круговые пляски, наигрыши на духовых инструментах) наиболее жизнестойкими оказались танцевальные движения плясок. Напротив, искусство наигрышей на духовых инструментах забыто. Характерной чертой современной музыки ительменов является сочетание традиционных и заимствованных элементов музыкального языка, инструментария и исполнительства.

Процесс возрождения музыкальных традиций и религиозных обрядов ительменов, в настоящее время, находит наиболее яркое выражение в ежегодном осеннем празднике «Алхалалалай». Но с исторической точки зрения, с одной стороны, сопровождается их неизбежным «искажением», с другой - логичным «осовремениванием».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)