Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Музыкотерапия как средство повышения качественной успеваемости

На перемене при подготовке учителя к уроку я не раз замечала то, что обучающиеся по-разному вели себя, реагируя на звучащую в нашем кабинете музыку. Когда звучала классическая музыка спокойная, нежная, мягкая по характеру – в классе наступала тишина, обучающиеся постепенно успокаивались. В то время как при звучании бравурной, маршевой или джаз, рок музыки в классе нарастало возбуждение, дети становились импульсивными, шумели. И в начале урока долго не могли успокоиться.

Меня этот факт очень заинтересовал, и я решила провести эксперимент по влиянию классической музыки на успеваемость обучающихся и их эмоциональное состояние. Конечно первое, что мы сделали - это обратились к научной литературе по этой теме. Опираясь на полученные знания, занялись подборкой музыкальных произведений, которые обладают целительной силой. Далее мы подобрали классические музыкальные произведения для применения на уроках: a) снимающие раздражение и возбуждение, успокаивающие; б) создающие духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.

После чего, мы с курирующим педагогом учителем музыки решили провести эксперимент по влиянию музыки на качественную успеваемость в четвертом классе. Мы обратились к учителю начальных классов Алдохиной И. М. с просьбой включать на уроках математики и чтения, во время письменных самостоятельных и контрольных работ в течение года, специально подобранную нами классическую музыку.

Затем в конце года мы так же решили провести эксперимент по влиянию музыки на повышение качества успеваемости, только уже не в начальном звене, а в среднем. Данную подборку музыкальных произведений мы применили на уроках математики, физики, обществознания для проведения письменных работ единоразово.

Первым был проведен эксперимент по влиянию музыкального сопровождения на умственную деятельность учащихся во время контрольных работ в 4В классе по математике и чтению.

На протяжении 2009-2010 учебного года учащиеся 4В класса писали письменные самостоятельные и контрольные работы под классическую музыку.

В начале учебного года были проведены срезовые контрольные работы в экспериментальном классе (4В) и в контрольном классе (4Г).

После проведенного эксперимента мы спросили мнение классного руководителя 4В класса Алдохиной И. М. :

«Моё мнения как учителя - однозначно “за”. Т. к. благодаря нововведению в урок – звучанию музыки во время письменных контрольных работ, повысилась успеваемость обучающихся по данным предметам. Большинство учащихся проявили желание хорошо учиться, стали активными на уроках, любознательными». 12. 05. 10 год

Мы решили проверить какое воздействие окажет музыка на обучающихся подросткового возраста.

Единоразово эксперимент проводился в 7 (физика), 8 (общество) и 9 (алгебра) классах. Накануне в этих классах проводилась контрольная без музыки. В следующий раз контрольная работа (в этих же классах) проводилась под музыку.

Эксперимент по влиянию музыкального сопровождения на умственную деятельность учащихся проводился во время контрольной работы по физике в 7Г классе 11 и 18 мая 2010 года (учитель Ломова Е. А. )

7Г класс состоит из учащихся с высоким уровнем развития умственных способностей и интеллекта, увлеченных современными компьютерными технологиями.

Урок физики во время эксперимента проходил по теме: «Работа механической энергии».

Эксперимент проводился в два этапа:

I этап – написание работы без музыкального сопровождения;

II этап – с музыкальным сопровождением.

После окончания работы были собраны мнения обучающихся. Ребята высказали предложение подобрать более современную музыку. На что учителем было всем объяснено, что музыка подобрана по медицинским и санитарно-гигиеническим требованиям.

<

Следующий эксперимент проводился в 8Б классе.

8Б класс является гуманитарным классом, состоит из учащихся с высоким уровнем развития умственных способностей и интеллекта, разносторонне развитых, увлеченных, в том числе и искусством в целом и музыкой в частности.

Урок обществознание проводился так же в 2 этапа:

И заключительным классом в проведении эксперимента был 9Д класс.

Эксперимент по влиянию музыкального сопровождения на умственную деятельность обучающихся проводился во время пробного экзамена по алгебре в 9Д классе 4 и 11 мая 2010 года на уроке алгебры. Предметы математического цикла были выбраны нами не случайно, т. к. очень много общего между гармонией чисел и звуков. Как точно подметил Лосев: “ Алгебру я звуками познал”, что еще раз подтверждает слова Пифагора: “Музыка и математика две родные сестры”.

Пробный экзамен по алгебре так же проводился в два этапа.

Желание учащихся работать под любимую музыку во время контрольных работ или экзамена.

Количество обучающихся

Качество знаний по предметам:

В целом, по результатам анкетирования, обучающиеся хотели бы писать серьезные контрольные работы под музыкальное сопровождения. Ребятам этот эксперимент понравился.

Чтобы окончательно убедится в том, как музыка влияет на подростковый, средний и старший возраст обучающихся мы решили продолжить эксперимент и дальше в 7-х, 8-х, 9-х классах в системе, и проанализировать получаемые результаты.

Мы изучили влияние классической музыки на обучающихся во время письменных контрольных работ и пробных экзаменов:

Положительный результат:

В экспериментальном 4В классе воздействие классической музыки во время письменных самостоятельных и контрольных работ по математике и чтению благотворно повлияло на результаты этих работ, так как занятия с музыкальным сопровождением проводились систематически в течение учебного года.

3 обучающихся 4В класса заняли призовые места во всероссийской олимпиаде по чтению. 2 обучающихся (I и II место) победители городской олимпиады по математике.

Из проведенного эксперимента в 8Б классе видно, что звучание музыки во время работы помогло сконцентрироваться и повысило работоспособность. По результатам работ и проведенного анкетирования видно, что у обучающихся 8Б класса высоко развит музыкальный вкус и наш эксперимент только помог им в написании контрольной работы. Кроме того, ребятам очень понравился такой вид деятельности на контрольной работе.

Таким образом, мы видим, что определенным образом подобранные музыкальные произведения улучшают самочувствие, повышают работоспособность, снижают эмоционально – психологическое напряжение и повышают эффективность деятельности во время письменных работ у обучающихся с высокоразвитым музыкальным вкусом.

Отрицательный результат:

На наш взгляд, снижение процента качества знаний в 7Г классе произошло из-за того, что уроки с музыкальным сопровождением проводились не в системе, обучающиеся были не готовы к такой работе, и она их больше отвлекала. Подростки увлечены музыкой другого содержания. Ребята сами по себе энергичны, не собраны, очень активны и привыкли любую работу проводить с комментариями (множество вопросов к учителю, пояснения). Конечно, в такой ситуации музыка их только отвлекала. А так же снижение качества знаний, возможно, произошло из-за того, что в подростковом возрасте (13 лет) ребята интересуются современной музыкой (меняются их пристрастия и увлечения) и их музыкальный вкус еще окончательно не сформирован.

Низкий процент качества знаний и успеваемости по предмету в 9Д классе, на мой взгляд, произошел, потому что у учащихся данного класса слабо развит музыкальный вкус к высокохудожественным образцам классической музыки. Их привлекает современная музыка: реп, рок музыка, метал. С первого класса у этих учащихся уроки музыки проводил учитель начальных классов, а не учитель музыки (предметник) и соответственно у обучающихся в полной мере не развит музыкальный вкус. А так же у ребят с полной силой выражен подростковый период характеризующийся перепадами настроения, когда вкусы и взгляды еще не сформировались и соответственно, постоянно меняются. Возможно так же снижению результата способствовало низкое эмоциональное состояние некоторых учащихся.

В ходе нашего педагогического эксперимента мы доказали что классическая музыка оказывает влияние на качественную успеваемость младших школьников.

Для получения статистически достоверных результатов планируется проведение эксперимента в следующем учебном году в среднем и старшем звене.

Нам бы хотелось, продолжить работу по этой теме, ответить на поставленный вопрос.

Перспективы работы: продолжить эксперимент с целью получения статистически достоверных результатов исследования в среднем и старшем звеньях.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)