На "золотом крыльце" поэзии Александра Швецова
Поэтическое творчество родного края – это тема, которая всегда вызывает интерес. Почему? Главное – это то, что мы живем в одном мире природы, традиций, культуры общения. При этом каждый видит этот мир по-своему, говорит об этом по-своему, чувствует что-то свое. И все же в стихах, написанных вологодскими поэтами, и не обязательно известными, как например, Николай Рубцов, Ольга Фокина, вышедших из нашей тихой, но неповторимо красивой северной природы с людьми гостеприимными, трудолюбивыми и сильными душой, мы непременно услышим ту музыку, которая живет и в нашем сердце, почувствуем то, что и нам дорого.
Сборник стихов "Золотое крыльцо", Александра Швецова привлек наше внимание уже названием. Что-то доброе, искреннее, сказочное, "без обмана" показалось в этом сочетании слов. И эпиграф автора: "На золотом крыльце сидели" (Детская считалка). Наконец, строчки стиха:
В детской считалке себя назовем
И королевичем, и королем
Помню по-своему мать и отца к людям сойдя с золотого крыльца"
Появилось желание познакомиться и с автором, и с его стихами.
Как выяснилось вскоре, материалов, посвященных творчеству Александра Швецова фактически нет. Творческий, жизненный путь талантливого человека был достаточно короток. В этой работе мы предлагаем материал, который представляет поэта, и наши размышления о прочитанном.
Александр Сергеевич Швецов родился в 1951 году в деревне Поповское Сокольского района Вологодской области. Естественно – географический факультет Вологодского педагогического института закончил в 1972 году. Работал в сельской школе, на заводах, на стройке. Затем служил в армии. Долгое время Александр Швецов работал в качестве ответственного редактора книжной серии "Кооперайт" Коми книгоиздательского ТОО "ПАС"
В 1973 году Александр Швецов познакомился с известным русским поэтом – фронтовиком Николаем Старшиновым, сыгравшим в жизни вологодского поэта огромную роль и как наставник, и как человек.
Александр Швецов – лауреат областных поэтических конкурсов. В 1980 году он получил первую премию за лучшую книгу года в серии «Молодые голоса», вышедшую в издательстве «Молодая гвардия ». Произведения А. С. Швецова публиковались во многих всероссийских изданиях, стихи включены в «Антологию русской поэзии 20 века». В 1983 году он был принят в члены Союза писателей.
Стихам Александра Швецова присущи пронзительная лирическая задушевность, острое историческое ощущение происходящего в окружающем мире.
В предисловии к сборнику стихов А. Швецова "Золотое крыльцо" , которое названо "Зоревая даль", известный вологодский поэт Александр Романов написал: "В жизни вышло так, что мы с Александром Швецовым оказались самыми близкими земляками: мы не только из одного Сокольского района, но из одной и местности – с Корбанги, что раскинулась по обе стороны тотемского тракта. Его деревенька – слева, а моя – справа. Всего каких-то десять верст между ними. Одни и те же облака плыли над крышами, одни и те же ветры дули в окна, а поэзия, рождавшаяся в нас, была разная. И любопытно было видеть, как Александр Швецов все ближе и ближе оказывался в своем творчестве к Николаю Рубцову, хотя расстояние от нашей Корбанги до рубцовской Николы ой какое неблизкое! Да, зовы поэзии – это зовы судьбы. " Александр Швецов, пожалуй, вернее других вологодских поэтов чувствует, как трагизм в жизни взывает к историзму в поэзии. Вот и книга его – голоса, слышимые нами сквозь века. И русская история в ней совершенно живая – она движется не от нас, а к нам и в нас. Мы видим не спины уходящих, а лица людей, спешащих будто бы на помощь, на выручку к нам и, возможно, на устыжение нас в нынешней духовной слабости и растерянности.
Вот поэма "Новгородцы". Она из 1257 года! Из такого далека, а насколько же остро современна по мысли и по заботе о нынешней судьбе Руси! Пора бы нам знать, что Александр Невский был не только великим полководцем, но и великим дипломатом, и нам следовало бы, как Он, глядеть не только на запад, а, может, первей всего – на Восток. "Как запутала нас прописная история, что сегодня уже обернулась бедой" И всю эту бездну российского трагизма чувствует Александр Швецов.
А вот – его поэтический шедевр "Княгиня Евдокия" – о нравственном подвиге жены князя Дмитрия Донского.
А вот сказание "Мам пу" о коми народе, нашем добром соседе, о Великом Устюге и устюжанине-подвижнике Стефане Пермском. Такой светлой и доброй поэмы о связях между разными народами Севера еще, кажется, не бывало.
А вот "Олух", крещенская сказка. Сколько в ней страстей, разоблачений, озорства, язычества!
Да, ветрено и радостно было мне подниматься на "Золотое крыльцо" моего земляка Александра Швецова. И зову я взойти вместе со мной истинных любителей поэзии"
Предисловие к последнему сборнику стихов Александра Швецова "Холмы", который автор готовил к изданию сам, написал вологодский поэт, литературовед, автор многих книг, статей, посвященных творчеству Н. Рубцова, Вячеслав Белков. Он показывает, в чем необычность этой книги, вышедшей уже после трагической смерти А. Швецова. "Во-первых, ее насквозь пронизывают два чудесных имени – имя Пушкина и имя Николая Рубцова. Какое совпадение – Саша ушел из жизни в тот год, когда все мы отметили юбилей его великого тезки, Александра Сергеевича. А если я назову сейчас, какие эпиграфы взял для своей книги Александр Швецов, то вы тоже поразитесь. Эпиграф из Пушкина: "Бог помочь вам, друзья мои" Эпигарф из Рубцова:"Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны" Вдумайтесь в эти слова. Александр Швецов как бы предвидел свое скорое прощание. Но как это могла быть, если я знаю, что у него были планы литературные еще на два года вперед, по крайней мере. Что ж! Видимо, планы планами, а есть еще тайный путь поэта, подсознание, наконец, судьба. То, что русские поэты в конце концов приходят к Пушкину, или возвращаются к нему, это давно известно. Продолжая эту литературную традицию, Александр Швецов добавляет сюда еще одно имя – нашего замечательного современника Николая Рубцова. Конечно, и раньше А. Швецов чувтвовал дыхание Рубцова, хотя никогда не испытывал стилевого влияния старшего современника, Рубцов "не мешал" ему, как многим другим поэтам, которых он подавляет. Просто они очень разные – Рубцов и Швецов, и все же, подводя некоторые творческие итоги, Александр Швецов выделил именно этого поэта, поставил его рядом с Пушкиным как духовного лидера нашего времени.
Книжка названа по стихотворению "Холмы". Это из него строчка – мечта автора: "Вьется пыль над холмом, да холм не взойти" В творчестве он достиг своих вершин, своего холма, а в жизни все сложнее. И теперь это уже завещание для нас – взойти на этот холм. И сам Александр Швецов был из вольного племени поэтов, и в чем-то остался неведомым, неразгаданным. "
Стихи, помещенные в два сборника –"Золотое крыльцо" и "Холмы", с которыми мы познакомились, во многом повторяются. Но нежду изданиями есть временной перерыв. Во втором сборнике многие из них имеют посвящение, что говорит о том, что автор значительно и важно для себя переосмыслил отношение ко многим моментам, главное – к жизни, творчеству. Посвящения сделали стихи более выразительными, целенаправленными, хотя без сомнения все они по-прежнему о России, о родине. И звучит в них, на наш взгляд, горечь, боль из-за неустроенности человека на земле, из-за того, что грань между счастьем и несчастьем очень хрупка, и сохранить состояние чуда слишком сложно. Посмотрим на одно стихотворение:
Слава богу, весна на дворе.
И воробушек кажется чудом.
На простом воробьином пере
Лучик солнца сверкнул изумрудом.
Шевельнись бы чуть-чуть воробей,-
Может скрипнуть тихонечко дверью?-
И свечение это сильней
Полетит по всему оперенью!
Не сдержался, желая чудес!
Постучал потихоньку в оконце
Улетели: воробушек в лес,
А свеченье – наверное, к солнцу.
Обратим внимание на то, что в стихотворении автор употребляет, как бы чередуя. Знаки завершения предложений – восклицательный, вопросительный, а точка – только в начале и в последнем предложении, но дважды используется тире и многоточие. Это размышление, которое автор предлагает читателю, который тоже решает, что сделать, чтоб сохранить это хрупкое чудо, сделать его ощутимее. И разочарование общее.
Другая особенность этого стихотворения и многих других, написанных Александром Швецовым, заключается в том, что в нем много слов – существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения. Известно, что в русской литературе давно сложилась традиция стилистического использования слов с суффиксами субъективной оценки. Традиция идет от произведений устного народного творчества, где эти морфемы используются для передачи эмоционального отношения. Особую выразительность, напевность, неповторимый русский колорит передают именно уменьшительно-ласкательные морфемы. В то же время такой прием позволяет автору передать нежное, любовное отношение к тому, о чем идет речь. Мы можем сравнить два примера. Вот строчки их народной песни:
Не кукушечка во сыром бору куковала,
Не соловушка в зеленом саду громко свищет
А в нашем стихотворении: " и воробушек кажется чудом".
Обратимся к другому примеру:
А построить бы собственный дом –
Долотом, молотком, топором!
Затвори-ка, хозяюшка, тесто,
Да на самое красное место
Сыновей посади за столом
Да не будет темно им и тесно!
Пусть не ведают наших невзгод,
Наших чаяний, нашего горя
Впрочем, так забегаю вперед,
Что колотится сердце у горла.
А вот слова из народной песни:
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К праздничку нашла
"Собственный дом", как в старину, по-русски, чтоб руками и топором, без гвоздя. Вспомним, на Руси ценились мастера, кого наградила природа подобным талантом, приглашали их строить храмы – деревянные сказки. И дом – это род, семья, которая продолжается в детях, сыновьях, и крепка, светла, не тесна она, красива, когда хлебом пахнет, что "хозяюшка" "затворила". Мир, за который на Руси никогда жизни не жалели. Который всегда старались уберечь от "невзгод. " Мечта, от которой "колотится сердце у горла. "
Александр Швецов очень трепетно относится к тому, что во все времена составляло основу для человека: вот "матушка" "родимая", "батя", родная "землица", "дороженька", и самая дорогая родина – "домик".
Вот он говорит о маме: "родимая по маковку в снегу. "- как о храме, с ней, мамой, как с храмом, связан сын душой, сердцем. А вот строчки о доме:
Домик. Дымок. Тополек одинокий.
Батя живой. Молодой и высокий!
Спросит: "Не спишь?"
Не отвечу с полатей
Нынче и сплю –
А беседую с батей.
В прошлом "мальчонка в панамке". Но, идя по "дороженьке " жизни сейчас, автор сетует, что в то время, когда, кажется, он и "силы утроил" по сравнению с тем мальчишкой, уступает ему:
Любые вопросы решал!
И строил воздушные замки
И сам их потом разрушал
А в настоящем "пока ничего не построил и ничего не разбил".
Интересно стихотворение "Песня"- посвящение В. Соболеву.
1. Что Владимир Иванович нынче не весел!
2. Что головушку, как говорится, повесил?
3. Одному ли тебе нелегко?
4. Вроде честно землице родимой служилось,
5. А оглянешься – вроде и жизнь не сложилась,
6. Хоть и старость еще далеко.
7. Далеко еще старость. Да юность не ближе,
8. И склоняются наши головушки ниже
9. Все порушено, кажется: Церковь, Семья.
10. Вот и дружба с тобой и в ушибах, и в ранах
11. Что головушку вскинул?
12. А вскинул - так рано
13. Отпевать нам по этой причине себя!
14. И давай-ка споем мы, как прежде певали.
15. Не одни мы на русскую песнь уповали.
16. Не таких выносила она из огня!
17. Поднимала иные головушки с плахи!
18. И хоть тоже дымятся на спинах рубахи-
19. Песня вынесет все же!
20. Тебя и меня.
Двадцать строк, которые по содержанию легко делятся на две части.
Первая часть – ощущение того, что "все порушено", даже дружба Безвыходность. При этом автор употребляет вопросительный знак в конце
1 – 3 предложений, 4 – 7 – точка, запятая, 8, 10 - многоточие. 11-е предложение вновь вопросительное, но вопрос совершенно иной: "повесил, не сложилось" – глаголы первой части стихотворения сменились на противоположные: "вскинул, давай-ка, вынесет". Вторая часть – это надежда на то, что выход непременно есть и нужно верить и действовать. Три предложения завершаются восклицательным знаком. "Песня вынесет!" В ней сила, с ней сила. "Поднимала иные головушки с плахи!" Существительное "Головушка " используется в разных значениях: от предметного до общего значения слова идет автор.
Разное настроение в двух частях стихотворения и звуковой строй его разный. Возможно в данном случае говорить о приеме ассонанса. Сравним строки из разных частей.
"Что головушку, как говорится, повесил"- видим явное преобладание звуков "о – у" – которые специалисты считают звуками, выражающими одиночество, сумрак, грусть.
"Не таких выносила она из огня"- строчка из второй части, здесь явно преобладает звук "а", по мнению специалистов, хороший, активный, храбрый.
Если проанализировать порядок употребления согласных звуков, отметим, что в первой части преобладают звуки "л, ж, д, н, с"- минорные, шероховатые:
"Оглянешься – вроде бы жизнь не сложилась"
Во второй части преобладает "р, вл, пр, жд, пл" – сочетания звуков, позволяющих выразить движение, действие, активность.
Итак, следом за Александром Швецовым, как и многие другие читатели, мы взошли на высокое "золотое крыльцо", в творческий мир его поэзии, где искренние слова и неравнодушная душа едины. Мы открыли для себя человека талантливого. И приглашаем к знакомству с поэзией нашего земляка.
Комментарии