Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Наблюдения за погодными изменениями окрестностей села Шибертуй

Что такое фенология?

Фенология. Термин «Ф. » предложил бельгийский ботаник Ш. Морран (1853). Ф. регистрирует и изучает сезонные явления мира растений и животных (биофенология), а также даты установления и схода снежного покрова, первых и последних заморозков, ледостава и размерзания. Историческая справка. Начало наблюдений над сезонными явлениями относится к 18 веку. В 20 в. фенологические наблюдения и исследования распространились на все страны.

Что говорят старожилы

«Что-то неладное творится с погодой!». Об этом судачат на скамейках старики. Об этом же рассуждают на своих семинарах и конференциях солидные ученые. Старожилы с удивлением замечают, что перестали сбываться многочисленные народные приметы. По рассказам старожилов, я думаю, что некоторые приметы всё же сходятся. Беседы со старожилами помогли установить факты, уточнить уже известные сведения.

Издавна буряты, воспитывая и обучая подрастающее поколение, будущих скотоводов, продолжателей своего дела учили и развивали наблюдательность, основываясь на народных приметах. Различение цвета неба и зари в сочетании с наблюдательностью за растительным и животным миром помогли нам научиться предсказывать погоду по местным признакам и приметам, пока ещё совпадающими. Приметы, связанные с небом и небесными телами:

1. Если солнце развивается или заливается красной краской, то назавтра будет тёплый день.

2. Если солнце при восходе раздваивается – то будет холодно.

3. Выпала роса – не будет дождя.

4. Нет росы – будет дождь.

5. Мелкий дождь – долго идет, крупный дождь и сильный – скоро проходит.

Также приметы, связанные с поведением и повадками животных.

1. Если кот забрался на печь - жди мороза.

2. Коровы бегают в теплый день, задрав хвосты - к дождю.

3. Если утки при отлёте в тёплые края летят низко, то будет длинная, тёплая осень, а если летят высоко – похолоданию.

4. Если лягушки квакают всю ночь, то вновь родившийся телёнок будет молочным и т. д.

Да, что там говорить, - изменения климата заметны любому. Как говорят пожилые, мороз в 40 градусов дело обычное. Особенно показательными стали «тёплые сезоны», которые начинаются в мае, а заканчиваются в октябре.

Когда выполняли работу, мы обратились к архивным данным о погоде за 130 летний период.

График динамики изменения температуры за 130 летний период, представленный на рисунке, имеет вид нарастающей кривой.

Нa графике можно отметить: длинное медленное повышение темперaтуры с 1860г. примерно до 1925г. и нaрaстaющий темп ее увеличения в 25 - 45 годaх с блоком мощного потепления в 38 - 45 годaх. Зaтем прaктически стaбилизaция среднего знaчения темперaтуры в период 45 - 77 годов, но тaкже с блоком мощного потепления в 56 - 63 годaх и новый - мaксимальный - темп нарaстaния темперaтуры с 75 по 90 год.

Работа с календарём.

В результате работы с календарем погоды мы учимся узнавать каждое время года не по одному-двум признакам, а по ряду их.

Для этого необходимо иметь следующий материал: календари природы за истекшие 3 месяца; репродукции картин, изображающие изучаемое время года; экспонаты, собранные во время экскурсий; детские рисунки; стихи, загадки, пословицы, относящиеся по своей тематике к предыдущему сезону, как мы всегда делаем со своей учительницей.

Дежурные записывают в календарь температуру воздуха, эти наблюдения проводятся один раз в день, но в определенный час, установленный учителем. Мы наблюдаем за облачностью, осадками.

Рядом, с календарем природы полочка, на которой помещены натуральные предметы природы, характеризующие приход весны: ветки с набухшими почками, распустившимися листьями и цветами.

Результаты наблюдений заносятся в дневники наблюдений, сравниваются.

Сентябрь Октябрь Ноябрь За всю осень

23 17 16 56

6 10 11 27

Во время наблюдений обращали внимание на связь между погодой, трудом и жизнью населения, работой транспорта, на ту борьбу, которая ведется в нашей стране с неблагоприятными явлениями климата, с грозными явлениями природы. Сформировалось понятие «погода» - это изменение температуры и давления воздуха, ветра, осадков, облаков, цвета неба. Мы не коснулись продолжительности дня.

Анализ и результаты наблюдения.

1. Сделала вывод по каждому времени года. Например: осенью солнечных дней больше, чем пасмурных. Из календаря видно, что была длинная тёплая осень.

2. Диаграмма средней температуры воздуха : синяя полоса-температура Бичуры, а зелёная- С. Шибертуя. В Шибертуе теплее.

3. Диаграмма осадков (дожди): С мая по октябрь. В Шибертуе осадков меньше было, чем в Бичуре. Это сказывается от близости больших рек Хилок и Бичура.

4. Наши наблюдения почти не отличаются с данным графиком из архива.

На основе проделанной работы приходим к следующим выводам:

1. Для окрестностей Шибертуя разработана схема фенологической периодизации 2007 года.

2. Продолжительность сезона зимы - 128 дней, который начался 9 ноября ледоставом на реке и продолжался до 18 марта. Весна - 98 дней. Лето - 68 дней. Осень - 62 дня.

3. Сроки наступления сместились на более другие сроки. Выявили отклонения от среднего срока, что повлияли на посадку овощей.

4. Полученная фенологическая информация использована для углубления знаний по природоведению.

Данные исследования будут продолжены с целью сбора материала для летописи природы села Шибертуй.

Мне хочется отметить, что много интересных встреч и открытий принесли нам наблюдения, представляющие большую научную ценность. Мы наблюдали за древесно - кустарниковой и травянистой растительностью, например в сентябре зацвели опять подснежники и другие цветы. Но эта уже другая история. В 2008 году наблюдения продолжаются. И совершенно верно сказал Петр Ильич Чайковский: "Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства".

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)