Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Народные сказки

История и создание сказок

Не секрет, что и взрослые, и дети любят волшебные сказки. Русский народ издавна придумывал много сказок, в которых описывал чудеса и приключения героев. Даже герои в сказках были волшебные: Кощей Бессмертный, Баба – Яга, Змей- Горыныч

Почему эти сказки такие необыкновенные? Их помнят с детства и пересказывают своим детям и внукам.

Чтобы ответить на этот вопрос, я решил прочитать много русских народных волшебных сказок, выяснить, что в них особенного. Необычного и загадочного.

Может быть, после этого, мне удастся сочинить свою сказку, похожую на русские народные своим волшебством и неповторимостью.

Сочинить свою собственную сказку по мотивам русских народных волшебных сказок.

Русские народные сказки создаются не сразу. Сначала идет присказка.

Присказка – это набор шуток, небылиц: «Было это дело на море, на океане; на острове Кидане стоит дерево золотые макоуки, по этому дереву ходит кот Баюн – вверх идет песню поет, а вниз идет сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть. Это не сказка, а ешшо присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем»

Присказка – лишь краткое вступление, не связанное с содержанием. Легкий тон, шутка, обязательные в присказке, располагают слушателей к рассказчику, заставляют довериться ему. «Это не сказка, а присказка, сказка вся впереди».

Далее идет зачин. Зачин – начало сказки, ее открытие: «В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь», «Бывало –живало, жили- были три брата».

В основной части сказки разворачивается действие с главным героем или героями.

В конце сказки вставляют концовки, которые завершают сюжет: «Я там был, мед- пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали жить –поживать, добра наживать».

Иногда концовки, как и присказки, не связаны с содержанием сказки: «И сказке конец, да берестяной хлевец, да баран, да овца, затягайте, ребята, песню с конца», «Сказка вся, боле сказать нельзя».

Мотивами волшебных сказок можно назвать: встреча чудесных помощников (Бабы – Яги), выбор дороги, помощь чудесных животных, бой со змеем. Часто мотивами становятся поступки злых героев: ненависть мачехи, спор о наследстве братьев, зависть, неравный брак. Злая сестра, мать, злой хозяин, злой царь отсылают Ивана за диковинкой, которая им вовсе не нужна и которая служит лишь предлогом, чтобы отделаться от него. Купец отсылает его из страха перед его силой, царь – чтобы овладеть его женой, злые сестры – по обольщению змея.

Действие сказки строится по принципу нарастания: каждый предшествующий мотив поясняет следующий, подготавливает события для основного момента: Иван – царевич побеждает Кощея, выполняет трудное поручение морского царя, Ивашка сжигает ведьму, царь раскрывает козни ведьмы и возвращает жену.

Традиционными мотивами, определяющими поступки героев, являются женитьба, желание получить чудесные предметы, уничтожение противника, наносящего вред герою или другим людям.

В русских народных волшебных сказках можно выделить следующие действия:

Герой отлучается от дома: родители уходят на работу, «надо было ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках», «уезжает он (купец) кА-то в чужие страны».

К герою обращаются с запретом: «в чулан не моги заглядывать», «ежели придет баба-яга, ты ничего не говори, молчи», не рвать яблок, не подымать золотого пера, не открывать ящика

Запрет нарушается.

Герой узнает что-то нужное, важное: «Скажи, Иван – купеческий сын, где твоя мудрость?», «Где твоя смерть, Кощей?»

Враг пытается обмануть героя: змей обращается прекрасным юношей, ведьма прикидывается «сердечной старушкой», мачеха дает пасынку отравленные лепешки.

Кому-то чего-либо не хватает, ему хочется что-то иметь: герой отправляется искать невесту, царю нужно волшебное средство – яблоки, вода, кони, кольцо и т. д.

Героя отсылают или отпускают с каким-то поручением.

Герою предлагают волшебное средство: змей предлагает поднять тяжелый камень, чтобы добыть коня; баба-яга предлагает устеречь стадо кобылиц, чтобы получить волшебный клубочек.

Героя доставляют на место его поисков: он летит по воздуху на птице, в образе птицы, на летучем корабле, на ковре- самолете; он едет верхом на коне или на волке; плывет на корабле; он взбирается по лестнице; находит подземный ход; идет по следам.

Герой вступает в борьбу: бьется на открытом поле; состязается в хитрости и смекалке; играет в карты.

Героя преследуют: змей догоняет Ивана, ведьма летит за мальчиком, змеиха обгоняет Ивана и открывает пасть от земли до неба.

Враг наказывается.

Благополучный конец сказки: герой женится и получает полцарства, его желание исполняется, живет долго и счастливо.

Часто сказка ставит перед героем препятствие; чтобы его преодолеть, нужно предпринять несколько попыток: Иван – дурак трижды пытается на чудесном коне доскочить до окна царевны.

Другой вид повторов: нужно победить сначала трехголового, потом шестиголового и, наконец, девятиголового змея.

Последовательность действия может быть передана схемой:

Сказочное пространство разделяется на «свое» и «иное» царства. Границей между ними служит темный лес, огненная река, море, подножие горы или основание глубокой ямы. Именно в «ином» царстве герой проходит основное испытание, встречает свою суженую, борется за нее. «Иное» царство называют и тридевятым, где находят диковинки или свою невесту: « за тридевять земель в тридесятом царстве есть остров, на том острове ходит олень золотые рога».

Разные места в сказке служат героям: на окраине города Иван – царевич встречает старушку, которая помогает ему снарядиться в путь. В чистом поле Иван – царевич встречает спутников или вступает в бой. В темном лесу в избушке на курьих ножках живет баба –яга, которая указывает царевичу дорогу. У огненной реки Иван Медведко вступает в поединок с мужичком с ноготок, на калиновом мосту – с многоголовыми змеями. На берегу озера или моря героя ожидает встреча с суженой.

Сказочное время – это особое время, никак не совпадающее с реальным. В зачинах «жил – был», «давным – давно», «в прежние времена», «бывало – живало» указаны его особенности: оно всегда отнесено к прошлому, причем неопределенному по давности.

Время сказки исчисляется не годами, а событиями. Отсчет времени, как правило, начинается с момента выезда героя из дома и далее определяется событиями сказки. Это и будет «реальное» сказочное время.

Время, занятое дорогой, передается формулами «долго ли, коротко ли», «шел много ли, мало ли», «скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается».

Часто в сказках длительность пути «растягивается» повторами: «шел, шел», «едет, едет, едет», «летели они, летели»

Длительность пути передается чувствами, состоянием героя: «Иван – царевич идет дорогой много время, не пивал, не едал, хочет есть до смерти»; «Шла, шла, пару башмаков истоптала, чугунный посох изломала и каменную просвиру изглодала».

Время также может получать ускорение с помощью волшебных помощников: чудесных коней, птиц, ковра- самолета, сапогов –скороходов, которые в одно мгновение переносят героя из одного царства в другое.

В волшебных сказках семь основных действующих лиц:

вредитель (вредит герою, его семье, борется с ним, преследует его),

даритель (передает герою волшебное средство),

помощник (перемещает героя, помогает ему в борьбе с вредителем),

царица (ее часто ищут),

отправитель (отправляет героя),

герой,

ложный герой.

В роли вредителя выступают змей, Кощей, мужичок с ноготок, баба-яга.

В роли дарителя – бабушка – задворенка, чудесные птицы, добрый старичок.

Помощником может быть конь, волк, корова, куколка и волшебные вещи.

Отправителем чаще всего выступает царь.

А ложными героями – старшие братья или сотоварищи героя.

Герой в сказках обычно молод, среди братьев он всегда младший. В волшебных сказках герой часто очень силен: он «растет не по дням, а по часам», «выйдет на улицу, кого за руку схватит – рука прочь, кого за ногу схватит – нога прочь». Ему по силе лишь чудесный конь, который прикован двенадцатью цепями. Но главное в героях – это их доброта, отзывчивость: Иван – царевич делится со встречным нищим последним куском хлеба; умирая от голода, щадит животных; Иван – дурак на последние деньги выкупает собаку и кошку, освобождает журавля, попавшего в силки; охотник, терпя нужду, три года кормит орла. Все герои уважают и слушают советы старших. За каждый добрый поступок герой награждается волшебными предметами: шапкой – невидимкой, скатертью – самобранкой, чудесными животными. Награда может быть в виде совета – где найти коня, как отыскать дорогу, одолеть змея.

Волшебные предметы – помощники героя. Но это могут быть также и живые существа.

Волшебный орел просит мужика взять его к себе и кормить три года. За это орел берет его с собой в тридесятое царство.

Конь – главный спутник героя. Коня выращивают, кормят, ухаживают за ним. В других сказках герой находит коня: «В чистом поле стоит двенадцать дубов, под этими дубами стоит камень – плита. Под этой плитой – конь. »

Волшебные предметы действуют по-разному. Ковер- самолет и сапоги- скороходы переносят героя за тридевять земель. Дубина сама бьет врагов, даже берет в плен. Прутик, палочка, корешок могут оживить человека. Живая и мертвая вода тоже помогают победить смерть. Скатерть –самобранка способна накормить множество людей. Шапка- невидимка прячет героя от врагов.

Волшебных предметов очень много: одежда - шапка, рубашка, сапоги, пояс; воинские предметы – меч, дубина, лук, кнут, кольцо, палка; сумки, мешки, кошельки, бочки; части животных – волосы, зубы, перья, шкурки; свистки, рожки, гусли; огниво, кремень; полотенца, щетки, ковры, клубочки; зеркала, книги, карты; вода, зелье; плоды, ягоды.

Девятая царевна.

В дремучем лесу стоит избушка. В той избушке живет старушка, мастерица сказки сказывать да песни петь. Кабы найти ту старушку, да слушать ее сказки не наслушаться. Это еще не сказка, это присказка была. Сказка вся впереди.

В некотором царстве жил царь. Было у него девять дочерей. А царь тот был колдун. Умел он во всякого зверя, птицу, рыбу превращаться. И дочерей своему искусству научил. Всем хороши царские дочери: и умницы, и красавицы, а меньшая – Моряна – лучше всех. Прослышали о красоте царских дочерей царевичи да королевичи, со всех царств, королевств поспешили свататься к невестам.

Собрал их царь во дворце и говорит: «Гости дорогие, все вы знатные да богатые, все красавцы и храбрецы. Покажите, на что вы способны – сами добудьте себе невесту». С этими словами обратились все царевны в птиц разных: кто в голубя, кто в утку, кто в воробышка, и разлетелись. Только их и видели. Как тут поймаешь? Нечего делать, уехали женихи по домам несолоно хлебавши.

На другой раз – снова едут, и на третий. Да вот незадача – обернутся царевны то зверем каким, то рыбой. Возвращаются по домам царевичи, королевичи ни с чем.

А в одном царстве жил Иван –царевич со своими родителями. Вот он узнал про волшебных царевен и просит отца с матушкой отпустить его – счастья испытать, невесту себе добыть. Благословили родители Ивана- царевича, сел он на своего коня богатырского и отправился в путь.

Долго ли, коротко ли, приехал Иван- царевич к одной деревушке. А в деревне той – беда приключилась: повадился каждую ночь змей прилетать и уносить то овцу, то корову, а то и человека! Пожалел Иван- царевич людей, разузнал, где змей обитает и поскакал к пещере.

Змей после сытного обеда спит, из ноздрей пламя пышет, от храпа его земля дрожит. Подскакал Иван- царевич к змею и срубил его подлую голову. За это жители деревни его отблагодарили, подарили ему волшебную сеть и научили, как с царевнами волшебными справиться: «Увидишь какого зверя, птицу или рыбу, накинешь на него сеть, и любая добыча твоя будет». Поблагодарил их Иван –царевич за драгоценный подарок и поскакал в волшебное царство за невестой.

Ехал, ехал, и добрался до царства волшебного. Царь задал Ивану- царевичу ту же задачу, что и остальным женихам. Обернулись царевны птицами, вспорхнули и разлетелись. А Иван- царевич накинул на стаю волшебную сеть, и попалась в нее малая птичка – малиновка. Выдернул Иван- царевич у малиновки одно перышко и выпустил из рук. В тот же миг обернулась она прекрасной царевной Моряной. «Погоди, Иван- царевич, - говорит царь, - один раз тебе повезло. Давай еще раз проверим твое умение».

Обернулись царевны зверем разным: кто лисицей, кто мышкой, и разбежались в разные стороны. Кинул Иван- царевич сеть и поймал рыжую белочку. Выдернул Иван- царевич у белочки шерстинку и отпустил. Обернулась белочка царевной Моряной.

В третий раз просит царь провести испытание: не верится ему, что простой царевич смог волшебную девицу поймать. Обернулись царевны рыбами: кто щукой, кто окунем, и кинулись в море. Кинул Иван- царевич волшебную сеть и поймал маленького ершика. Выдернул он у ершика одну чешуйку и отпустил. Обернулся ершик царевной Моряной.

«Что ж, - говорит царь, - твоя взяла, Иван- царевич, бери себе Моряну в жены». «Погоди, батюшка, - говорит царевна Моряна, - надобно мне к свадьбе приготовиться, а сестры мне помогут».

Согласился Иван- царевич подождать еще один день, а через день предстали перед ним девять девиц – все одинаковые – не отличишь, где тут Моряна.

«Ну, - говорит царь, - выбирай, где твоя невеста? Коли правильно выберешь – станем свадьбу играть, а не узнаешь – мой меч – твоя голова с плеч!»

Задумался Иван- царевич, закручинился. Как тут отыскать свою суженую, если все они одинаковые! Раз мимо них прошел, другой, третий. Только смотрит, у всех девиц есть три чудных волоса: золотой, серебряный и медный. А у одной девицы их нет. Понял тогда Иван- царевич, что это и есть его невеста, а волосы волшебные – это перышко малиновки, шерстинка белочки и чешуйка ершика.

«Вот, - говорит, - моя невеста!» И в тот же миг вышла к нему царевна Моряна, наряженная в свадебный наряд. Тут же свадьбу сыграли, закатили пир на весь мир. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

В своей сказке я использовал следующие приемы устного народного творчества:

зачин, развитие действия, концовка;

мотив действия: женитьба;

действия: помощь людям, выполнение заданий;

длительность и «растяжение» времени: «долго ли, коротко ли», «ехал, ехал»;

троекратный повтор: три раза испытывали Ивана –царевича, трижды оборачивались царевны птицей, зверем, рыбой;

волшебный предмет – помощник: сеть;

счастливый конец: женитьба.

Я думаю, что я достиг поставленной цели: сказка получилась похожая на русские народные, она волшебная, но отличается от других сказок. Ведь я ее придумал сам! Моим друзьям и одноклассникам сказка понравилась.

Герой покидает дом в поисках приключений

Сами приключения

Возвращение

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)