Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Народные традиции и охрана природы

Мы живём в век больших научных достижений. Но вместе с этим возникли различные экологические проблемы. Слушая разговоры взрослых, я узнал, что в нашей реке стало мало рыбы, в лесу нефтяники вырубают просеки, и зверям приходится менять места своего проживания. Я задумался о том, что человечество населяет нашу Землю уже очень давно, и заботились ли люди в древности о том, как сохранить природу для своих потомков. Передо мной стала проблема: влияли ли народные традиции на охрану природы, и каким образом.

Любимые и особо почитаемые деревья

Славяне, которые жили в лесах, относились к деревьям с большим почтением и наделяли почти каждое сверхъестественными свойствами.

Повсеместно восточные славяне почитали как священное дерево дуб - дерево языческого бога Перуна. Существует предание о том, что это мировое дерево, которое обнимает корнями землю, а ветвями держит небесный свод. В памяти славян сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира. Еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море, среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и все небесные светила.

В древности наши предки творили суд и правду под старыми дубами.

Берёза.

Слово берёза произошло от слова светлая.

Это тоже священное дерево в славянской мифологии. Ее почитали как символ чистоты. В селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали березовые венки. На бересте писали и приколачивали к деревьям прошения лешим: вернуть, например, заблудившуюся коровушку, подвести под ружье охотнику дичь, помочь не заплутаться, когда девки пойдут по малину.

В местах, где росли сухие сосновые боры, славянам было удобно жить. И если в таком бору строили часовни, то он становился священным, здесь нельзя было вырубать деревья.

У народов ханты и манси почиталось дерево кедр. Это символ мужества и вечности. С давних пор отношение к нему было особенное. В кедровом орехе было много жиров, белков, витаминов. Рядом с кедром было много промысловых зверей. Ханты поклонялись кедровым лесам. При заготовке дров никогда не рубили кедр. В кедрачах было много святых мест, где шишки нельзя было собирать.

Священными считались и оберегались избранные деревья, вблизи которых происходили какие- то чрезвычайные или чудесные события, и те, которые отличались какими-то изменениями в росте или развитии.

Вблизи священных деpевьев совеpшались pазличные обpяды. Возле них освящали водy, кpестили детей, давали клятвы, yстpаивали сyды и дp. У стаpого деpева лесного оpешника человек каялся в гpехах, пpосил y деpева пpощения.

Дyбы, вязы и дpyгие кpyпные деpевья относились к заповедным. Запpещалось pyбить их и наносить вообще какой-нибyдь вpед. Считалось, что наpyшение этих запpетов пpиведёт к смеpти человека, скота, неypожаю. Такие деpевья считались покpовителями окpестностей , охpаняли от гpада, пожаpов, стихийных бедствий.

Не случайно так много у разных народов пословиц и поговорок, в которых главная мысль: <<не рубить дерева понапрасну>>:

<<не ломай тополю, бо зламаешь долю>>, <<не ломай вербу - накличешь беду>>, << не ломай калины - накличешь морозы>>.

Священные животные

На севере у народов ханты и манси священными считались медведь, лось и лягушка. Кроме того, люди одного рода не могли убивать журавля, а другого - не могли добывать горностая.

На реке Казым священными считались летучая мышь, пескарь, кошка; на Васьюгане и Пиме - бобёр. Считалось, что эти животные влияют на жизнь людей и их благополучие.

Охотникам нельзя было охотиться весной там, где они охотились осенью. Запрещалась охота на самок и молодняк, на пушных зверей в период линьки.

У хантов Средней Оби священной птицей почиталась лебедь. На них строго запрещалось охотиться. Нельзя было носить и одежду из лебяжьего пуха.

Священные рощи, реки, ключи, озера, горы, пещеры, острова, ущелья

В истории всех народов встречаются священные рощи, реки, ключи, озера, горы, пещеры, острова, ущелья и т. д. В древности они занимали огромные территории. В священных местах запрещалось рубить деревья, ломать ветки, косить траву и т. д. В неположенное время в них нельзя было даже входить.

Например, в Эстонии было более 800 древних священных рощ. В древней Индии 6% земель охранялись как священные рощи. Для индейцев некоторых племен священными были горы, индейцы считали что там жили их души. Святые озера встречаются в Московской и Мурманской областях, Карелии и на Украине.

На территории Югры тоже существовало много священных мест. В таких местах нельзя было трогать землю, громко разговаривать, ловить рыбу, охотиться, пить воду и так далее. Это были настоящие заповедные места.

В одной из книг я прочитал, что северные народы - дети природы. Они все свои удачи и неудачи, здоровье и нездоровье связывают с природой. Все хозяйственные работы запрещено было проводить на территории священных духов. Проезжая по реке мимо священных мест или по священной реке или озеру, обязательно нужно бросить монету из белого металла и попросить прощения за то, что пришлось посетить эту территорию.

Священная гора - Городище - находилась в районе Малого Атлыма. Сюда приезжали остяки из других юрт и на вершине горы исполняли свои ритуалы. Автор книги, в которой описывается это святое место, пишет: <<Стоя на святой горе, начинаешь понимать, что наши предки были неглупыми людьми, умели видеть мир природы и ценить её красоту>>.

В прошлом сельские сходы в Сибири часто объявляли кедровые и лиственничные леса священными угодьями. В них запрещалась вырубка деревьев. Такое запрещение считалось заповедованием. Отсюда и произошло слова <<заповедник>>.

Не правда ли, как похожи священные места и современные заповедники?

Наши "заповедные рощи" имеют много общего с священными рощами глубокой древности: и там, и здесь преследуется одна цель - охрана природы.

Анкетирование

Получив эти сведения, я задумался о том, знают ли ребята нашей школы, как заботились об охране природы люди в прошлом. С этой целью я провёл опрос учеников 1 - 5 классов. Вопросы были следующие:

1. Как вы думаете, охранялась ли природа в древние времена? Если <<да>>, то каким образом?

2. Слышали ли вы о священных животных? Если <<да>>, то о каких?

3. Знаете ли вы о священных деревьях? Если <<да>>, то о каких?

4. Знаете ли вы о священных местах людей в древности? Если <<да>>, то какие?

5. Нужно ли охранять природу в наше время и почему?

Проведя анализ анкетирования, я понял, что многие ребята просто не знают, что наши далёкие предки ещё с давних пор бережно относились к природе, что они относились к ней разумно, накопили много знаний, берегли их для своих детей. Нам эти знания надо сберечь.

Если каждый из нас будет знать традиции своего народа, то:

- мы сможем сохранить природу для своих потомков;

- по-другому будем воспринимать окружающий мир;

- станем относиться к животным и растениям добрее и внимательнее;

- тогда наша Земля станет прекраснее и красивее, а люди добрыми и милосердными.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)