Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Народные традиции и праздники. Как славяне отмечали обрядовые действия с яйцом

На Пасху яйца не только красили в красный цвет, но и совершали катание яиц, которое продолжалось всю Пасхальную неделю, а иногда – вплоть до Вознесения. Суть игры состояла в том, что крашеное яйцо скатывали по наклонно поставленному лотку или по земле с небольшой горки. Внизу были полукругом расставлены яйца всех участников игры. Каждый участник, отправляя своё яйцо вниз, должен был сбить чьё-нибудь яйцо. Если ему это удавалось, то он присваивал себе сбитое яйцо и продолжал игру. Если нет – в игру вступал другой участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону. Эта игра была довольно азартной и могла продолжаться по нескольку часов.

Катание яиц было известно также в другие языческие праздники весеннее - летнего цикла. В деревнях Верхнего и среднего Поволжья во время праздника в честь языческого бога Ярилы парни и девушки, расположившись парами, толкали яйца по земле друг другу. Катание яиц в Петровское заговенье в разных вариантах было известно и на северо-востоке России, и в Сибири.

Однако в древности эта игра входила в комплекс магических действий, связанных с пробуждением и оплодотворением земли. Так, в России, во многих местностях, существовал обычай в день Вознесения катать яйцо по озими в надежде на хороший урожай.

На Егорьев день (23. 04 – 06. 05 Егорий вешний) яйца красили в жёлто-зелёный цвет. В этот день обязательно выгоняли скотину из зимних стойбищ в поле. Считалось, что Св. Егорий объезжает скотину на белом коне, беря над ней своё покровительство. Эти действия были олицетворением созидающих сил природы, влекущих за собой возобновление земледельческих работ.

На Николу вешнего (09. 05 – 22. 05) яйца красили в красный, жёлтый, зелёный цвета. Николай Угодник почитался как святой, дарующий изобилие, плодородие и богатство. А также Николай Угодник считался хорошим врачевателем, целителем: верили, что он может воскресить умершего, избавить человека от любой болезни.

На Духов день яйца расписывали символами дождя и града для предупреждения порчи молодых всходов от нежелательных природных воздействий.

На Троицу яйца окрашивали в жёлтый цвет. Рождался ребёнок – в люльку обязательно клали окрашенное красное яйцо.

Во время родов для облегчения боли роженицу поили водой, слитой с куриного яйца. Сырым яйцом знахарки в деревнях выводили сглаз и порчу, изгоняли болезнь.

Любое поминовение усопших не обходилось без яичницы. На Радуницу (22. 04) в некоторых деревнях яйцо передавали через окно, считалось, что такое яйцо священно.

Почему же яйцу отводилось такое внимание во многих славянских обрядах? Ответ мы нашли в современной литературе по народной культуре. Многие авторы-учёные, культурологи утверждают, что славяне-язычники представляли свой окружающий Мир в виде большого яйца, снесённого птицей. Яйцо в создании наших предков, которые олицетворяли силы и стихии природы, являлось образом целого Мироздания. И именно из яйца произошёл (вылупился) Мир. Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» - Мир живой природы и её представителей: людей, растений, насекомых, рыб, птиц, зверей. Нижняя часть – Мир мёртвых, царство ночи. Белок – это Океан– море, огромное водное пространство, окружившее Землю. Яичная скорлупа и плёнки – это девять небесных слоев над Землёй. Наши предки верили, что попасть на любое из девяти небес можно по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес.

Таким образом, всё единое пространство Мира (мироздания, мироощущения) у славян – язычников делилось на три части:

Верхний Мир (небо) – правь (дух),

Средний Мир (земля) – явь (тело),

Нижний Мир (подземный мир мёртвых) – навь (душа).

И каждая из трёх частей (стихий) в сознании наших предков олицетворялась через образы, навеянные природой.

Правь (небо) – птицы, крылатые кони;

Явь (земля) – кони;

Навь (подземный мир) – змеи.

Птицы являлись образом ветра, облаков, молний, грозы, бури, солнечного света. Своим громким пением птицы встречают восход и призывают на небо солнце, прогоняя нечистую силу и пробуждая к жизни спящую природу. Начало и конец полевых работ славяне сверяли с прилётом или отлётом журавлей. А журавлиные пляски по кругу (хоровод) сильно напоминали солнечный диск на небе.

Крылатые кони, так же как и птицы, олицетворяли все природные явления, связанные с быстрым движением: ветер, бурю, летучие облака. Конь земной, согласно верованиям древних славян, символ добра и счастья. Считалось, что мудрость и воля Богов являлась людям через это животное. Конь не только охранял человека от сил зла, но и как нельзя лучше подходил для различных гаданий. Например, при выборе места для постройки нового дома. В сани грузили подходящее дерево, и коню позволяли идти, куда ему вздумается. Там, где конь останавливался, можно было селиться.

Змея была воплощением водно–подземного мира. Она могла быть символом зла или символом дождя – хранительницей источников и водоёмов. Такая змея изображалась в виде радуги из – за того, что любила влагу и активно действовала в дождливое время. Ужи считались покровителями дома и посредниками между небом и землёй.

Змеи символизировали цикл сельскохозяйственных работ с 07. 04. по 27. 09. В апреле земля становилась тёплой, и скот выгоняли на поля. В это же время из-под земли выползали змеи и помогали людям вымаливать дождь. В сентябре змеи уходили под землю, и основные работы в поле заканчивались. В некоторых видах славянской росписи змею изображали в виде дуги (символа радуги).

Таким образом, расписывая яйцо, славяне как бы заселяли мир, существующий вокруг них, различными образами. Ведь все знаки, рисунки, символы несли в себе определённую информацию в условиях отсутствия письменности.

Расписное яйцо называли писанкой. К сожалению, мы не нашли в источниках более точной даты возникновения этого вида декоративного искусства. Но нам стало известно, что писанка появилась ещё в языческие времена (примерно 6 – 9 век н. э. ), и первые писанки были обнаружены при раскопках курганов.

Роспись производилась по сырому! куриному яйцу жидким воском с помощью специальной палочки – кисточки (кистки).

Красители для яйца были природного происхождения.

Красный цвет – стебли и листья зверобоя, корень лапчатки; обожжённая охра, мягкий глинистый железняк.

Жёлтый цвет – шелуха лука; кора дикой яблони; листья берёзы, орешника, щавеля, череды.

Оранжевый цвет – сок стебля и листьев чистотела.

Зелёный цвет – листья крапивы, плауна; шишки осины; цветы и листья дикой яблони и пижмы.

Синий цвет – кора дуба и ясеня; ягоды черники; цветы василька и колокольчика.

Коричневый цвет – кора ивы, ольхи и крушины.

Чёрный цвет – таволга, толокнянка.

Интенсивность цвета зависела от того, насколько долго яйцо погружалось в краску.

Роспись выполнялась геометрическим или растительным орнаментом, строго подчинённым форме яйца. Ещё мы узнали, что писанка, как вид декоративного искусства была распространена у гуцульских, чешских, румынских народов.

Порядок изготовления писанки был следующим:

1. Сначала мастерица нагревала над пламенем свечи кисточку, затем подносила её к кусочку пчелиного воска и зачерпывала его в широкое отверстие кисточки.

2. Затем, держа кисточку за деревянную ручку, узким отверстием рисовала на поверхности сырого яйца орнамент.

3. Яйцо опускала в краску преимущественно более светлых оттенков, например, жёлтого или оранжевого.

4. Яйцо ложкой вынимала из краски, вытирала насухо тряпочкой и снова рисовала орнамент по цветному фону.

5. Яйцо снова опускала в краску, но уже более тёмных оттенков – красного, коричневого, чёрного.

6. Потом снова яйцо вынимала из краски, вытирала чистой сухой тряпочкой и начинала осторожно расплавлять затвердевший воск, поднося яйцо к нижней части пламени свечи, чтобы не закоптить.

7. Расплавленный воск быстро вытирала сухой тряпочкой.

После этого действия писанка появлялась в руках мастерицы во всей своей красе. Там, где воск наносился первоначально, возникал чёткий белый контур. Там, где воском рисовали второй раз, оставался более светлый оттенок на общем тёмном фоне яйца.

Применяя эту технологию, мастерицы могли создавать двух-, трёх-, многоцветные писанки. Неизменной лишь оставалась традиция изображать древние символы, исключая свою фантазию. В противном случае это была уже не писанка, а малёванка.

Самым главным и основным символом являлось Солнце. У язычников – это Даждьбог (дающий бог). Наши предки верили, что днём Даждьбог ездит по небу на колеснице, запряжённой белыми лошадьми с золотыми крыльями. У Даждьбога есть огненный щит, от которого и отражается солнечный свет. Ночью Даждьбог перевозит солнце в Нижний мир. Он плывёт на ладье, запряжённой водоплавающими птицами – утками, гусями, лебедями.

Мы заметили, что во многих произведениях устного народного творчества Солнышко олицетворялось с человеком и ходом его жизни.

Солнышко утром просыпается прекрасным ребёнком, днём оно высоко поднимается над головой взрослым юношей, а вечером опускается за горизонт дряхлым стариком – как бы умирая на ночь, чтобы утром родиться вновь. Солнце – бессмертно.

Солнце могли изображать в виде креста, а если крест обводили кружочком, то это означало годовое вращение. Суточное вращение Солнца изображалось похоже, только внутри круг был разделён на много частей. Иногда такой круг делили пополам по горизонтальной линии и рисовали только верхнюю или нижнюю части. В этом случае верхняя часть – Солнце восходящее, нижняя часть – заходящее.

Солнце Верхнего и Нижнего Миров изображали в виде свастики с загнутыми концами. Если концы загибались по часовой стрелке («посолонь») – Солнце было из Верхнего Мира, если концы загибались против часовой стрелки («противопосолонь») – Солнце катилось по Нижнему Миру.

Cимволы Солнца (солярные знаки) изображались на писанках для здоровья, счастья и благополучия в доме. Считалось, что именно эти знаки наиболее сильно оберегают владельца данной писанки.

Если круг представлял собой колесо с шестью спицами внутри, то это был уже символ Грома, которому покровительствовал Перун – бог Грома, грозы и молний. Громовой знак и сейчас можно увидеть на деревянных постройках, но в древности его изображали в качестве громоотвода.

Славяне – язычники очень уважительно относились к Земле. Её называли «матушкой», «кормилицей», «дарительницей жизни и урожая». В мае отмечали «именины Земли». В этот день её нельзя было трогать и беспокоить – пахать, вскапывать, сажать. Собранный урожай, который давала Земля, составлял основу богатства, благополучия и безбедной жизни нашего предка на весь последующий год. Символами Поля, Плодородия писанки украшали на богатый урожай.

Простое изображение Поля символизировал ромб. Если поле вспахали – появлялись две линии, как бы разделяя поле на четыре части. Точки – это знак засеянного поля.

Для изображения Плодородия использовали в писанках символы ростков, птиц.

Для того, чтобы в доме был всегда устоявшийся порядок, мир и лад, на писанке рисовали орнамент, который назывался «сорок коленцов».

Вода у славян – язычников также имела особое почитание. Брак между людьми в древности заключался у воды, возле куста ракиты. С помощью воды гадали на будущее, выливая воск, или изгоняли испуг у младенца. Родниковую воду использовали для питья и исцеления. Движение волн в славянской писанке символизировали изогнутые линии, а маленькие кружочки означали капельки.

Цвет в славянской писанке тоже имел своё значение. Красный – жизнь, здоровье; чёрный – плодородие; зелёный – пробуждение, оживание, расцвет природы; жёлтый – тепло, уют, доброта.

Наши предки верили, что умелое нанесение традиционного орнамента и цвета наделяет писанку магической силой. Писанку никогда не продавали, а дарили в подарок именно тому человеку, для которого она и расписывалась.

Расписывать сырое (живое) куриное яйцо нужно было только лишь в хорошем настроении. Если у обладателя такого подарка в семье и дома всё было хорошо, писанка хранилась на открытом воздухе очень долго, белок и желток со временем ссыхались в комочек и гремели как погремушка. Если же человека мучили нерешённые проблемы, то писанка трескалась и протекала или могла протухнуть.

Мы попробовали сделать писанки сами. Это совсем несложно. Научиться чётко рисовать по выпуклой поверхности яйца можно за неделю. Главное, чтобы на токарном станке из бронзы была правильно выточена кистка, ведь диаметр нижнего отверстия тоньше диаметра швейной иглы. Перед работой яйцо нужно помыть горячей водой, но без мыла, иначе яйцо может не окраситься. Краска нужна анилиновая, именно для домашнего крашения шерстяных тканей. Мы использовали анилиновый краситель «LUCAR» Санкт-Петербургского производства. Воск тоже нужен обычный, пчелиный.

Свою первую писанку мы выполнили ещё в прошлом году, и она у нас прекрасно сохраняется до сих пор. Мы долго думали, почему так происходит, выяснили следующее: при многократном погружении яйца в краску мельчайшие поры в скорлупе закрываются; когда идёт процесс расплавления воска над пламенем, часть его снимается тряпочкой, а часть остаётся на поверхности яйца, создавая защитную оболочку. К тому же рекомендуется готовую писанку протереть тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле. Такая писанка и смотрится красивее, и подсолнечное масло полностью предохраняет яйцо от протухания. Кстати, в древности, чтобы сохранить яйца дольше, их покрывали тонким слоем яичного белка.

Нам остаётся добавить, что писанку можно выполнять круглый год. Главное, делать это в хорошем настроении и не торопясь.

Желаем творческих успехов!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)