Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Народные традиции, связанные непосредственно с религией

Религиозный фактор в жизни народов мира настолько важен, что без знания и понимания особенностей религий просто невозможно составить себе сколько-нибудь полное представление об истории того или иного народа; в жизни происходит много событий, которые тончайшими невидимыми нитями связаны с религией. До недавних времен по идеологическим соображениям роль религии и церкви в истории замалчивалась, поэтому картина получалась скупой, одноцветной, мертвой.

Я согласен, что без знания религии ничего не возможно понять в искусстве: живописи, архитектуре. И, кстати, необязательно древнем, но и в современном. Образы религии буквально пронизывают всю культуру, предают ей глубину, смысл, несут скрытую информацию, которую надо уметь прочесть. Я убедился, что религия и сегодня осталась существенным фактором окружающей жизни, а в современной России это приняло характер прямо-таки религиозного Возрождения, сменившего многие десятилетия безбожия

Слово «религия» в переводе с латинского означает «связать заново», то есть, свести воедино Веру и человека. Она отражает потребность людей понять внутреннюю сущность окружающего мира, другими словами, это путь поиска вечной Истины. «Крестовые походы» против русской духовности велись с 1918 года. С размахом опьяневших игроков вожди швыряли на стол величайшее духовное наследие нации, христианскую нравственность. Такое могло случиться только в стране абсурда. С 1959 по 1965 год в стране было закрыто и разрушено почти 12 тыс. храмов. Но как-бы то ни было, патриотизм вероисповедание все равно проявлялся в сохранении русских культурных традиций и обычаев. Утратили ли мы веру? Сложно ответить на этот вопрос. Но необходимо помнить, что Россия единственная страна в мире, имеющая в своем названии прилагательное «святой»: Святая Русь. И только у нашего народа есть собственное имя, имеющее в своей сути корень «святость»: Святослав. Сегодня мы впервые подошли вплотную к необходимости возрождения национального достоинства русских.

А это невозможно без возврата к старым русским национальным традициям и обычаям. Можно сказать, наступает русский духовный ренессанс с опорой на культуру доброты, честности, нравственного начала человека.

А что же такое традиция? В словарях дана разная трактовка, но ближе всего та, которая говорит об исторически сложившемся и передаваемом из поколения в поколение обычае.

Место для строительства часовни, церкви, жилого дома выбиралось тщательно. Никогда не ставили постройки в низинах, в сырых местах. Сырые места определяли по следующим приметам: по утрам обычно бывает туман над таким местом и трава более зеленая и сочная даже в жару Не ставили дома близко от дороги, тем более, у пересечения троп или дорог, так как по ним могла ходить нечистая сила и тревожить хозяев дома. Ставили на «взгорке», на возвышенности, особенно церкви. Выбранное место освящал священник. Если в селе его не было, то обряд могла совершить глубоко верующая, знающая бабушка

Наши предки тщательно выбирали не только место для строительства, но и строительный материал. Чаще всего это была сосна или лиственница. Прежде чем начать рубить выбранные для строительства деревья, спрашивали позволения на это у Хозяина леса. Ему приносили дары (кусочек хлеба, ягоды), оставляли на высоком пне, подвешивали на ветки дерева. Говорили примерно так: Хозяин - батюшка, Позволь - дозволь сосну взять. У тебя их много, а у меня совсем нет Лишнего не возьму, вреда не причиню Построю теплый дом. Печь поставлю, хлебушка спеку, тебя угощу.

Конечно же, здесь наблюдается языческий, а не христианский обряд - вера в духа, Хозяина леса (кстати, слова - просьба, задабривающие духа или хозяина леса могли быть другими, но смысл сохранялся). После вывоза строительного материала обязательно благодарили Его, боялись, что Он может навредить им чем-нибудь потом.

Для плотницких работ существовали специальные топоры - нос у плотницкого топора сверху длиннее, чем снизу. Они не использовались для других целей, передавались только старшему сыну или за неимением сыновей умелому зятю, брату, племяннику. Дать такой топор в чужие руки считалось плохой приметой (признаки язычества). Хороший плотник -артельщик обязательно освящал топор.

Перед тем как «поставить сруб» - тщательно размечали расположение дома. Работу начинали с молитвы и пожелания хорошего дома хозяевам.

Иногда под восточный угол подкладывали шкуру козы, овцы или собаки - чтобы дом был теплый, под другой угол и под матицу - монеты для богатства и достатка. В селе Миронове, когда семья Смолина Ефима перевозила сруб амбара в Чуну, под ним были найдены монеты царского времени. Шерсть, перья клали под первый венец и при строительстве стаек, чтобы водилась скотина, птица и другая живность.

Кроме этого после укладки первой балки угощали плотников самогоном - «обмывали балку»; второй раз - после укладки матицы; третий раз - после окончания работ.

Можно привести некоторые примеры входа в дом: Первый - перед входом в дом просили домового: Дедушка - соседушко, Пусти зиму - зимовать Лето-летовать На сто годков, на сто веков Пои, корми, мою семью храни.

Первой в дом заходила хозяйка с иконой, а за ней хозяин со стулом. После входа хозяйка обмывала икону, этой водой обрызгивала все углы. В новую стайку скотину заводили со словами:

Дедушка - соседушка, Пусти на ночь ночевать А век вековать.

Думаю, что этот вариант появился во времена, когда деятельность церкви находилась под запретом. Об этом способе я узнал от иеромонаха Алексия прихода святителя Иннокентия в Чунском районе. Второй - перед входом в дом приглашали священника, который и проводил освящение дома следующим образом: православные люди въезжая в дом или квартиру, просят священника прочитать на молебне особую молитву с перечислением имен всех, кто будет там жить. Вступают в дом с иконой Спасителя или Божьей Матери и святой водой. Первым делом окропляют весь дом святой водой, потом вносят вещи. Когда все в новом доме приведено в порядок, совершается освящение. Для этого приглашают священника, который в специально приготовленной комнате совершает молебен. Приготовляет чашу для водоосвящения, иконы, свечи, а так же записку священнику с именами всех живущих в доме и полотенце для рук.

Первая часть освящения - это водосвятный молебен. После освящения воды начинается окропление всего дома. Для этого нужно открыть все двери. Освящаются так же предметы вне дома - ворота, калитки, крыльцо, дом с наружи. При освящении дома можно освятить и весь домашний скот (с особыми молитвами). Сам священник или кто-то другой рисует на стенах особые кресты. Эти кресты, как святые печати, охраняют дом от всех врагов духовных. Их располагают в каждой жилой комнате, коридоре и кухни.

После освящения водой кресты, начерченные на стенах домов, помазываются святым елеем с особыми молитвами. Затем совершается каждение всего дома. Далее следует ектения с поминовением всех живущих и «благочестно жити хотящих в доме сем». Заканчивается освящение целованием креста.

Отдельная молитва на вхождение в дом:

Взята из Чинопоследования освящения дома (т. е. тропарь на освещение дома) Боже Спасителю наш, изволивый под сень Закхееву внити и спасение тому и свему дому того бывый. Сам и ныне зде жити восхотевшим и нами, недостойными, мольбы Тебе и моления приносящим, от всякого вреда соблюди невредимы, благословляя тех зде жилище, и ненаветен тех живот сохраняй. Аминь.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)