Работа  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Народные умельцы

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда неотделимы. Из самых простых материалов – дерева, камня, глины, ниток, домотканых холстов – создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. В настоящее время очень важно сохранить историческую память о первых поселенцах нашего края, которые возводили пашни на пустынных землях, прикоснуться к родникам народной культуры, сохранить все самое ценное.

Данная работа началась с того, что в школьном музее автор познакомился с содержанием папки-раскладки «Ремесло не умирает», в которой собран материал о нашем земляке Брилькове Григории Илларионовиче, мастере, работавшему с лозой (умер в 2005году). Материал о нем собирали учащиеся школы в 1998 году. Автора заинтересовало, много ли подобных умельцев жило и живет в нашем селе.

Цель данной работы - исследовать, какие виды народного творчества были распространены в нашем селе.

Задачи:

1) собрать материал о народных умельцах с. Петруши;

2) научиться работать с источниками по теме исследования.

При работе над данной темой автор работал с различными источниками.

Печатные издания. Из брошюры «Как написать исследовательскую работу» (методические рекомендации в помощь участникам областных заочных конкурсов исследовательских краеведческих работ учащихся – участников туристско-краеведческого движения «Отечество»; составитель: методист ОСДЮТЭ Санникова Т. С. , Благовещенск, 2006) автор познакомился с требованиями к написанию исследовательской работы. Методическое пособие «Изучение культуры и быта жителей Амурской области», Санникова Т. С. , Благовещенск, 2003 помогло в выборе темы исследования и правилам работы в этнографической экспедиции. В книге «Дарите людям красоту», Федотов Г. Я. , Москва, «Просвещение», 1985 автор познакомился с различными видами народных художественных ремесел.

Кроме того, использовались вещественные источники, как-то: изделия из лозы, бересты, салфетки, подушечки, дорожки, украшенные вышивкой, вязаные и тканые изделия.

Работал автор с устными источниками: воспоминаниями старожилов, жителей села. Также использовались в исследовании фотографии, рисунки.

Работа началась с определения темы исследования. Затем – работа с литературой по теме исследования. После чего – встречи с местными жителями, беседы по теме. Записи воспоминаний, рассказов жителей села записываются в дневник. Кроме того, все вещественные источники, полученные от жителей, вписываются в полевую опись. В ходе беседы проводится фотографирование рассказчика, предметов

МАСТЕРА, РАБОТАЮЩИЕ С ЛОЗОЙ

Один из мастеров, Брильков Григорий Илларионович, умер в 2005 году, но сохранился его рассказ, который приводится со слов самого мастера: «Приехал со своим многочисленным семейством в с. Петруши в 1971 году из деревни Балдовка Брянской области. Именно тогда стали появляться в обиходе петрушинцев красивые кошелки из лозы. Пока работал в совхозе, времени особо на то, чтобы мастерить, не было. А после ухода на пенсию мастерство Григория Илларионовича стало составлять самую доходную часть семейного бюджета. Научился этому ремеслу он еще в детстве от отца. Каждого в тайны своего творчества мастер не допускает, но для нас сделал исключение.

И вот мы отправляемся за лозой, которая в изобилии растет по берегам Перы. Заготавливают лозу круглый год. 1. Летом лозу ошкуряют прямо на берегу, пользуясь тупым ножом. Зимой перед ошкуриванием заготовки следует согреть.

2. Ошкуренная лоза специальным инструментом – роспуском расщепляется на три части.

3. Затем в ход идет особый нож – стругач, который позволяет довести лозу до определенной толщины.

4. В дальнейшем процессе используется определенная колодка, которая придает форму будущему изделию.

5. Заготовки намачиваются, раскладываются по колодке, и начинается процесс плетения.

6. Плетется кошелка от середины к краям. Прутья оплетаются в шахматном порядке, плотно прижимаясь к основе.

7. Кошелка не бывает без ручек. Они удобные, широкие, высушены, опробованы по руке, крепятся прочно, надежно.

В ходе поиска удалось выяснить, что плетением изделий из лозы, кроме уже известного нам мастера, занимались и другие наши земляки. Усок Александр Иванович (1928года рождения), в Петруши переехал с семьей в 1971году из Брянской области. Плести научился в возрасте 25 лет, никто не учил. Сначала ничего не получалось, но жизнь заставила, и с годами пришло не только умение, но и мастерство. Владеет таким мастерством и Князев Иван Васильевич (1938 года рождения, уроженец Брянской области).

ОБРАБОТКА БЕРЕСТЫ

Занимались наши земляки обработкой бересты. Об этом поведал коренная жительница села Юденко Эмилия Николаевна (в девичестве – Заико, 1935 г. рождения):«Наш отец – Заико Николай Митрофанович (годы жизни – 1900 – 1954) приехал на Амурскую землю с родителями еще до революции (точно года она не знает) с Украины. Человек был очень работящий, мастеровой. Очень любил плести из бересты лапти. Изготавливал берестяные туески (к сожалению не сохранилось ни одного), в них приносил с покоса гостинцы детям – ягоды, грибы. Основной инструмент для работы – резак. Кроме того, используют пробойники и чеканы. Показать сейчас не смогу, как это делается, так как заготавливают бересту в конце мая – начале июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Но снимать бересту надо только с поваленных деревьев. Отец научил и нас, десятерых детей, этому мастерству. Часто вечерами дочери вышивали, вязали, а сыновья занимались изготовлением берестяных изделий. Еще всех без исключения отец научил вырезать из дерева ложки, простую посуду. Семья была очень музыкальной, все хорошо пели, отец играл на гармони, мандолине».

РУКОДЕЛИЕ

Женщины в основном занимались рукоделием. Об этом поведали жительницы села Заико Надежда Николаевна (1940 г. рождения), Шувалова (Косарева) Тамара Васильевна (1935 г. рождения), Кузютина Валентина Леонидовна (1947 г. рождения).

В каждом доме была прялка. Уметь прясть было обязательным.

Одежду шили, как правило, сами. В основном из ситца. Одежду часто украшали вышивкой. Вышивки также украшали самые разнообразные изделия: скатерти, полотенца, дорожки салфетки, диванные подушки, занавески, покрывала. В вышивках использовались различные виды швов: тамбурный,гобеленовый, петельный, бархатный или «козлик». Чаще всего – вышивка гладью и крестом. Умели выполнять и кружевную вышивку: мережку, ришелье, ими в основном украшали занавески, салфетки.

Вязание также было распространенным занятием. Вязали, как на спицах, так и крючком (салфетки, подзоры, носки, варежки).

Были в домах петрушинцев ткацкие станки. Основным материалом для тканых изделий служили овечья шерсть, конопля. Сейчас этим видом рукоделия практически не занимаются. Но нас заинтересовало изготовление ковриков в технике узорного ткачества (махровые коврики). С ними нас познакомила Матвиенко Людмила Михайловна, учитель Петрушинской школы, 1952 г рождения, уроженка с. Актай Шимановского района. Сама она впервые увидела изделия, выполненные в этой технике, когда ей было лет 15. Показала ей старшая сестра, которая училась тогда в Благовещенске. Но сама начала заниматься изготовлением таких изделий совсем недавно. Для работы необходим шестиугольный каркас, по всему периметру которого на расстоянии 1 см друг от друга прибиваются мелкие гвоздики. Шерстяная нить протягивается, крепясь за эти гвоздики, по всей площади каркаса. Потом нитью другого цвета нити основы связываются узелками. По окончании работы узелки разрезают. В итоге получаются довольно симпатичные коврики. Работа эта очень тонкая, кропотливая. Но Людмила Михайловна занимается не только этим видом рукоделия. Кроме того, она прекрасно вяжет на спицах и крючком, вышивает, занимается лоскутным шитьем. И самое главное – учит всему этому учеников нашей школы.

Подводя итог данной статьи, можно сказать, что в нашем селе были и есть настоящие мастера. Многие виды народного творчества живут и по сей день.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)